От идеи до реализации: как в Контур Эльбе появилась мини-CRM

Контур Эльба
Контур Эльба

Привет! Я Дина Шварова, продакт-менеджер Контур.Эльбы. Мы делаем онлайн-бухгалтерию для предпринимателей и стараемся закрывать самые разные их потребности — от документооборота до расчета налогов. Недавно добавили еще и CRM. Как и зачем — сейчас расскажу.

Дина Шварова, продакт-менеджер Контур.Эльбы
Дина Шварова, продакт-менеджер Контур.Эльбы

С чего все началось

Большинство наших клиентов — предприниматели, которые продают результаты интеллектуального труда: айтишники, юристы, HR, рекламщики.

Их работа над проектами требует строгой организации — у каждого заказа свои этапы, задачи, дедлайны и документы, которые нужно где-то хранить. При этом полноценные CRM-системы справляются с этим не идеально: они дорогие, сложные и требуют много времени на настройку.

Мы на все это посмотрели и захотели сделать удобную CRM прямо в Эльбе. Специально под задачи малого бизнеса.

Исследование потребностей

Сначала надо было проверить: действительно ли нашей аудитории нужен такой инструмент. Для исследования выделили 3 основных портрета пользователей:

  • Те, кто уже использует CRM. Почему тот или иной сервис? Насколько он им подходит?
  • Те, кто не использует. Что останавливает? Какую альтернативу предпочли?
  • Те, кто собирается, но пока не выбрал подходящий вариант. Что ищут? Какие есть ожидания? По каким критериям сравнивают существующие продукты?

Мы выяснили, что большинство опрошенных ведут свои дела в Excel и планировщиках типа Trello, а для хранения документации используют облачные сервисы. Полноценные CRM для них слишком сложные, дорогие и непонятные, однако к идее автоматизации и CRM в Эльбе они относятся положительно:

  • В табличке веду весь закуп под клиентов: наименование, входная цена, где покупал. Далее по формулам рассчитывается цена, которая уходит в счет. Его создаю в Эльбе.
  • В Эльбу подгружаются все приходы из банков: создал счет, отправил клиенту, он оплатил — все автоматически подтянулось в систему. В CRM у меня переписки, почта, звонки по клиентам. А в Excel — сводная таблица.
  • В Эльбе лично мне не хватает аналитики. Переплатил мне однажды клиент — а я этого даже не заметил.

Вот результаты опроса из нашего телеграм-канала для предпринимателей:

Результаты опроса
Результаты опроса

И несколько критериев идеальной CRM-системы:

  • все в одном сервисе;
  • простой и удобный интерфейс, как у Эльбы и Диадока;
  • возможность открывать документы с телефона;
  • напоминания об отправке акта или выставлении счета;
  • цена без переплаты за ненужный функционал.

Главные фичи

Исследование показало, чего хотят потенциальные пользователи мини-CRM. Мы разделили все их запросы на два типа: run — то, что уже есть в Эльбе, но требует доработок, и change — то, чего пока нет вообще.

Например, ведение клиентской базы и работа с документами — это run. У нас уже есть карточка контрагента, планировщик и другие элементы, которые можно развивать. А такие вещи, как отслеживание этапов сделки или контроль задач с напоминаниями, — это определенно change. Таких инструментов сейчас нет, их надо будет строить с нуля.

Для удобства мы сгруппировали все фичи по четырем направлениям:

Управление реализацией: создание проектов и этапов для них, прикрепление документов, формирование счетов и актов, уведомления об оплате.

Контроль задач по проекту: их постановка, указание сроков, напоминания.

Работа с клиентской базой: добавление расширенной информации о клиенте, создание напоминаний для постобслуживания.

Анализ трудозатрат и денег: статистика по проектам и этапам, расчет прибыли и оценка затраченных ресурсов.

Что есть сейчас

Процесс создания мини-CRM в Эльбе — это не история про быструю гипотезу и MVP за три месяца. Полтора года мы изучали, как предприниматели работают с клиентами, что им нужно и какие фичи реально помогут в ежедневной рутине.

В начале 2025 мы презентовали первые наработки и получили обратную связь от пользователей. Что говорят пользователи про первые шаги нашей мини-crm:

  • Получилось понятно - интуитивно и легко, помогает связать оперативные дела с документами и бухгалтерией.
  • Удобно, что есть привязка ко всем нужным документам и договорам по проекту.
  • Нравится, что можно выставить счет и КП из проектов, заключать договор, отслеживать поступление денег по проекту.
  • Из пожеланий: добавить менеджера, который ведет проект и переговоры;
  • нужна интеграция с телефонией

Сейчас продолжаем исследования — оцениваем и подбираем варианты реализации.

Что уже можно делать в CRM Эльбы:

  • создавать проекты;
  • создавать свои этапы для проектов;
  • перемещать проекты по этапам и смотреть, на какой стадии они находятся;
  • оставлять комментарии в многопользовательском режиме;
  • видеть статистику по сделкам.

Как все работает по шагам и функционалу — описали в статье.

Мини-CRM: куда движемся дальше

Сейчас мы продолжаем исследовать потребности и сценарии — в части работы клиентов с деньгами, документами, задачами и напоминаниями. Каждая новая фича требует точного понимания:

  • Что для пользователя будет реальной ценностью?
  • В каких сценариях он будет использовать эту возможность?
  • Что для него критично, а что — опционально?

Нам важна обратная связь и предложения — поэтому всех пользователей Эльбы приглашаем протестировать новые опции и поделиться впечатлениями.

Если уже протестировали — очень ждем вас в комментариях! Что понравилось, что — не очень, удобно или неудобно пользоваться, чего не хватает? Мы в самом начале пути, и вы можете реально повлиять на функциональность и удобство CRM в Эльбе.

А если вы еще не пользовались нашим сервисом — тоже приглашаем тестировать 🙂 Особенно, если недавно открыли ИП. Всем новеньким мы даем 30 дней бесплатного обслуживания, а ИП младше 3 месяцев — целый год.

5
Начать дискуссию