Как изменить один процесс и сэкономить миллионы для компании — кейс МТС
Просто клиенты не должны это терпеть!
Большие результаты начинаются с малого. Иногда, чтобы сохранить миллионы, нужно поменять всего один бизнес-процесс. Сегодня расскажем, как это было у нас в МТС. Возможно, этот кейс поможет и вашей компании исправить ошибки в работе, увидеть финансовый эффект и довольных клиентов.
Шеф, у нас проблема
В телеком-бизнесе МТС мы постоянно анализируем отток B2B-клиентов: изучаем обращения, жалобы, претензии и запросы, связанные с техническими или пользовательскими сложностями. Опрашиваем сотрудников в регионах, собираем отзывы клиентов и ищем точки роста.
Так мы обнаружили, что одна из ключевых причин ухода клиентов — сложные и неудобные процессы. В частности, процедура переоформления корпоративных номеров на пользователя.
Почему этот процесс так важен
Когда сотрудник увольняется или компания ликвидируется, номера часто просто «зависают» — их перестают использовать, а значит, оператор теряет доход. Логичное решение — передать номера новым пользователям (например, физическим лицам) и сохранить платежи по ним.
Проблема в том, что процесс переоформления был невероятно сложным:
- требовалось личное присутствие человека в салоне МТС и представителя компании;
- необходим полный пакет документов, что не всегда удобно для бизнеса;
- клиенты из отдалённых регионов сталкивались с логистическими трудностями;
- после подачи заявки возникали дополнительные проблемы: неполный пакет документов, ошибки в заполнении, недостоверные данные.
Реальный отзыв клиента:
«В первый раз простоял тут у вас 20 минут, а сейчас ещё раз приходится ждать в очереди 15 минут. Текст бланка акта приёма-передачи настолько мизерный, что только с лупой его можно заполнять».
Боль клиента можно понять. Посмотрите на это:
Чтобы найти все подводные камни, мы опросили менеджеров по работе с клиентами и самих клиентов, провели глубокий CJM-анализ, подключили экспертов по клиентскому опыту.
Где именно клиенты теряли терпение
В ходе анализа мы выявили причины, по которым процесс переоформления номеров затягивался или вообще прекращался:
- 30% — ошибки в заполнении акта приёма-передачи;
- 22% — несоблюдение условий (например, отсутствие данных пользователя);
- 18% — неполный пакет документов;
- 6% — деньги на счёте уже потрачены за время рассмотрения заявки.
Решение — MTS ID
Перейти полностью на цифровой процесс было критически важно, чтобы не терять клиентов.
Главная ошибка — требовать от клиента действий, которые он не может выполнить без помощи. Нужен был цифровой инструмент, который сократит количество шагов. И таким инструментом стал MTS ID (МТС Профиль). Мы связались с коллегами из МТС Профиль, и они поддержали идею. Так мы оказались на шаг ближе к цели.
Что было дальше
✔ На основе топ-критичных факторов смоделировали проектный CJM (путь клиента) и карту процесса. Почему CJM проектный, а не целевой? Здесь всё просто: с теоретической наработкой корректный процесс не выстроишь. Важно сделать и протестировать MVP, получить первые данные по взаимодействию с ним пользователя, а уже затем доработать внутренние шаги и операции, необходимые для обслуживания клиента.
Предполагаемый процесс включал в себя две разные платформы, которые требовали ИТ-доработок, отрисовки отдельных требований для каждой из них. При формировании модели мы анализировали возможные варианты с разных сторон: важно было учесть как законодательную сторону процессов, так и внутренние регламенты МТС.
Здесь экспертиза в процессах, наработанная годами, может даже мешать. Когда знаешь, какие ограничения есть уже сейчас, можешь просто не посмотреть шире и более глобально на новый предполагаемый процесс.
✔ Согласовали предполагаемую карту процесса со стейкхолдерами. Критичность реализации была очевидна и подтверждена цифрами. А мы постарались максимально приоритизировать внедрение доработки — и это удалось.
Ключевой вопрос, который нам предстояло решить, — чтобы онлайн-платформа была готова к потоку пользователей. Мы это сделали. На текущий момент в онлайн-сервис обратились более 16 тыс. пользователей — и успешно провели переоформление номеров с юридического лица на физлицо.
✔ Сформировали MVP и запустили в тестирование по ограниченным критериям. MVP запустили за 2 месяца — ещё без реализованной автоматизации. Пилот тестировали в двух регионах, на выделенной группе клиентов. От нашей команды потребовалось активное участие и контроль за проектом. Тестирование позволило понять, с какими сложностями мы и клиенты можем столкнуться, и оперативно их исправить.
Каждый новый проект — как живой организм, который нужно контролировать и подстраивать под потребности пользователя. Мы организовали контроль на всех участвующих площадках внутри компании. Любое обращение клиента отрабатывали в кратчайшие сроки.
✔ После успешного тестирования реализовали несколько автоматических решений. Они позволили тиражировать уже готовый проект на все регионы и на всех клиентов.
Как это работает сейчас: просто, быстро, без очередей
Контактное лицо организации:
- в личном кабинете МТС Бизнес предоставляет пользователю сервис упрощённого переоформления номера.
Пользователь:
- получает по СМС персональную ссылку для перехода в сервис упрощённого переоформления;
- переходит по ссылке и авторизуется в сервисе по коду из СМС;
- предоставляет доступ к Госуслугам для подтверждения личности;
- соглашается с условиями оказания услуг связи и подписывает документы онлайн.
Всё! Больше пользователю ничего делать не нужно — на этом шаге запрос оформлен. Остаётся только дождаться итоговой СМС о выполнении.
Итоги и выводы
Итак, что мы получили в результате изменения бизнес-процесса:
- сократили время переоформления с нескольких дней до нескольких минут;
- уменьшили количество повторных обращений на 65%;
- повысили NPS (индекс лояльности клиентов);
- сохранили доход, который раньше терялся из-за ушедших номеров.
Функционал онлайн-переоформления номеров для В2В-клиентов мы запустили первыми на телеком-рынке. Старый процесс переоформления был сложным, затрагивал более 5 систем и подразумевал личное заполнение документов. Новый формат потребовал от нас учесть позиции более десятка подразделений внутри компании. За счёт слаженной командной работы, открытого диалога и совместного поиска решений мы смогли договориться и сделать удобный и современный CJM. Благодаря новому подходу уже более 16 тыс. бизнес-клиентов успешно переоформили сим-карты на пользователя номера.
Главный вывод — достаточно изменить всего один процесс, чтобы:
- сэкономить деньги компании;
- удержать клиентов;
- сделать их жизнь проще.
Как говорится, «дьявол — в деталях». Именно там скрыты самые большие возможности для роста. Готовы оптимизировать процессы? Начните с малого — и результат не заставит себя ждать.