Почему и как мы растрачиваем продуктивность

Это из-за не пушей, разговоров с коллегами и лент соцсетей. Здесь всё вместе — и имя этому контекстное переключение

Почему и как мы растрачиваем продуктивность

Содержание

Это команда сервиса WEEEK. И мы почти уверены — ты вряд ли дочитаешь этот текст целиком за один раз. Скорее всего, он останется недочитанной открытой вкладкой в браузере до конца дня. А в соседних будет — ну, не знаем — открытая почта, другая пара текстов, может, таск-менеджер с задачами, лента новостей. И это ещё не говорим о внешних приложениях…

В рабочие будни мы похожи на Волка из игры «Ну, погоди!» — в шесть рук ловим метафорические яички в виде разных по размеру и срочности задач. И они сыпятся со всех сторон.

Хорошо известное прыгание между десятками экранов, вкладок и приложений — контекстное переключение. Дело не в самом факте внезапного пуша или многозадачности, а во внезапном и бесполезном переключении с одного дела на другое.

Почему и как мы растрачиваем продуктивность

Что такое контекстное переключение

Это когда быстро сменяется контекст, вокруг которого решается та или иная задача. Характерно, что термин пришёл из терминологии вычислительной техники. Изначально было более сложное словосочетание — контекстная коммутация. Это описание того, как операционные системы запускают несколько процессов из одной центральной процессорной единицы.

Прикол в том, что компьютеры так могут переключаться за секунду, а мы не можем

Контекст для нас, кожаных — это проблема, с которой надо разобраться. Это инструменты, которые надо применить. Решения, которые надо принять. Вопросы, на которые надо ответить.

Например, ты пишешь отчёт. Задачка большая, из множества составных частей, да? В неё надо уйти с головой — и учесть контекст. Минимально он такой:

  • Какая цель у отчёта? Кто будет его читать? Этого человека надо держать в голове всё время (вон он стоит рядом)
  • Цифры (данные, информацию) по каким направлениям надо собрать? Идём изучать историю!
  • Как упаковать? Как его надо презентовать? Сколько будет времени?
Почему и как мы растрачиваем продуктивность

Ты собираешь весь этот контекст вокруг себя, фокусируешься на деле — а потом что-то тебя отвлекает, и контекст тает как мираж.

Почему и как мы растрачиваем продуктивность

Потом потребуется время на восстановление контекста. По оценкам исследователей, чтобы вновь включиться в задачу с прежней отдачей, нужны аж 23 минуты (пруф).

Что ломает контекст

Уведомления. Первое и самое очевидное, что приходит на ум. Даже если не открывать их, эти гадёныши выскакивают сбоку монитора со звуком, часть внимания уходит на фоновое прочтение предпоказа — и всё

Множество задач. Которые повышают тревожность, потому что устраивают игрища с нашим мозгом, вынуждая его думать о незавершённых делах

Множество информации. От неё почти не скрыться, она находит сама. То новости кошмар какие важные, то новый пуш от любимого эксперта, то мем от друга. Всё это надо переваривать, меняя контекст

Общество. И его поощрение быстрого ответа. Пишем коллеге — ждём от него ответа в течение минуты, не дольше. А у него так контекстно переключение происходит! Или пишем в поддержку чего угодно — больше 15 минут ждать со своей проблемой не сможем, надо быстрее. От тебя ждут того же, так и знай!

Мы сами. Рука так и тянется посмотреть соцсеточки, проверить как там заказ с Ozon и глянуть наконец уже мем от друга. Говорят, у зумеров с этим вообще беда — слабая способность фокусировать внимание, а ты как считаешь?

Проблемы контекстного переключения такие:

  • Обнуление продуктивности. Продуктивность — это доведение дела до конца с наивысшей скоростью. На это нужны время и когнитивные ресурсы. Изменение контекста забирает на себя ресурсы и останавливает темп движения к цели
  • Снижает внимание и забирает энергию. Вроде бы то же самое, да другое. Чем больше контекстно-переключительных качелей, тем сложнее в принципе сконцентрироваться на других делах и тем сильнее устаёшь за день
  • Путает приоритеты. В переменчивом контексте всё важно и всё срочно. Легко запутаться и забыть, в чём состоит ключевая цель

Как бороться с переключением контекста

Освободи голову от задач

Мысль о новой задаче — это новый контекст. Не дай ему захватить свои мысли! Найди место для записи задач: на бумаге или в цифровом планировщике, чтобы вернуться к ним позже и спокойно работать над текущим делом.

☝ Придётся привить себе привычку записывать задачи — буквально: «Пришла — зафиксируй»!

Найди место, куда будешь закидывать все входящие дела и задачи
Найди место, куда будешь закидывать все входящие дела и задачи

Есть и такие задачи, которые кажутся столь срочными и важными, что надо делать их асап. Поэтому смотри пункт следующий.

Определи свои приоритеты — по единой системе

Чёткое понимание, что реально важно делать, убирает лишние раздумья. Используй понятную схему:

  • Матрица Эйзенхауэра — разделяет задачи по критериям важности и срочности. Причём в масштабе дня, что удобно для быстрого управления делами и срочными входящими. Причём в важные задачи идут те, что имеют ключевое значение для твоего стратегического развития
  • Метод ABCDE — метод приоритизации задач по степени их важности и параметрам сделано/не сделано
  • OKR — постановка целей с измеримыми результатами. Цели могут быть очень амбициозными, зато они становятся ярким ориентиром во тьме дневного завала из задач

Группируй задачи и управляй временем

Как научишься расправляться со списками здел и входящими задачами, начинай группировать их. И сразу строить план на день исходя из этих группировок.

Вот идеи группировок:

  • Всё одинаковое за раз — выполняй похожие задачи вместе. Например, все письма за раз
  • Тематические дни — закрепи дни недели за определёнными задачами. Сегодня я стратег, завтра — менеджер, послезавтра — исполнитель
  • Объёмные задачи — в первую очередь сложное и гиперважное, как стратегия или серьёзные решения

Пробуй следующие техники управления планом и временем:

  • Помодоро-таймер — 25 минут работы + 5 минут отдыха. Используй Помодоро от WEEEK, он бесплатный. Помодоро-техника подойдёт для тематических дней, когда весь день одно и тоже и сложно оторваться на отдых или не заскучать
  • Тайм-блокинг — временные блоки в дне под конкретный тип работы. Подойдёт как раз под схожие или объёмные задачи
  • Тайм-боксинг — жёсткий лимит времени на задачу. За два часа не успеваешь разобрать ящик или написать отчёт — всё, дело уходит на завтра, берёмся за другое

Ну самое более простое и действенное — выключай уведомления. Все. На час-другой.

***

Вывода не будет, а то контекст переключим. Будет список того, что стоит почитать по сказанному выше. Можно сохранить и почитать, когда под это будет свой час!

WEEEK — как место для выгрузки задач из головы

11
1
2 комментария