Как ловушки мышления могут работать на ваш продукт?

Разбираемся на примере исследования для крупного брокера

Как ловушки мышления могут работать на ваш продукт?

Зашли в приложение на пять минут, а очнулись через полчаса?

Со всеми бывает! Создатели таких площадок прекрасно знают, как удерживать наше внимание. И делают они это с помощью различных психологических ловушек.

Мы в агентстве Marketing Emotions провели большое исследование

и выяснили, как когнитивные искажения помогают инвестиционным контент-площадкам мягко подталкивать пользователей к действиям. Рассказываем, что из этого вышло и почему знание поведенческой психологии полезно любому бизнесу.

Как ловушки мышления могут работать на ваш продукт?

Что за когнитивные искажения?

Это ловушки мышления, которые заставляют нас принимать решения не всегда рационально. Наверняка вы слышали о синдроме самозванца: многие талантливые специалисты постоянно сомневаются в своих достижениях и боятся, что их вот-вот «разоблачат». Или об ошибке выжившего: когда мы обращаем внимание только на успешные примеры, игнорируя случаи неудач.

Всего таких искажений около 200, и они не всегда негативные.

Если применять их грамотно, можно сделать продукт удобнее,

а пользователей — активнее.

А в чём заключалось ваше исследование?

К нам обратился один из ведущих финтех-игроков с интересной задачей. Компания решила улучшить социальную платформу

для инвесторов — место, где они могут не только торговать,

но и обмениваться опытом, общаться, обсуждать стратегии и делиться результатами. Нам нужно было выяснить, как вовлечь в продукт новых людей, удержать их внимание, а также мотивировать писать

и комментировать посты.

Для этого мы обратились к поведенческой психологии. В целом наше исследование можно разделить на три основных этапа.

Сначала мы отобрали ключевые когнитивные искажения, релевантные для финтеха и контентных платформ. Из огромного списка в шорт-лист вошли 37 психологических ловушек.

Это было непросто: искажений много, но какие-то не применимы к сфере финансов или нашим задачам. Например, маркетологи часто используют ошибку выжившего, рекламируя свои продукты («У него получилось — получится и у вас!»). Мы же хотели подобрать менее очевидные и глубинные искажения, которые могут ненавязчиво мотивировать людей к действиям.

Как ловушки мышления могут работать на ваш продукт?

Затем мы изучили порядка 30 контент-платформ (в первую очередь в сфере инвестиций и финансов), чтобы понять, какие психологические приёмы там работают и почему. Смотрели как на топов в своей отрасли вроде криптобиржи ByBit и соцсети для инвесторов TradingView, так и менее раскрученные площадки. Главный критерий отбора платформ — наличие живого комьюнити, ведь именно этого наш клиент и хотел добиться.

Здесь столкнулись с ещё одной сложностью: мы не могли попасть в закрытые сообщества топ-инвесторов и посмотреть функционал вип-подписок, потому что для этого нужно было либо иметь внушительную сумму в портфеле, либо пользоваться сервисом несколько лет, либо соответствовать другим узким критериям. Поэтому мы решили сфокусироваться на массмаркет-функционале, а премиум-фичи изучать по открытым источникам.

В конце на основе всего изученного материала мы разработали базу знаний. Получился большой документ на 40 с лишним глав

с отобранными когнитивными искажениями, кейсами их использования у других площадок и рекомендациями для клиента.

Например, мы обнаружили, что многие инвестплатформы для удержания внимания используют эффект Зейгарник. Нам сложно выкинуть из головы незавершённые задачи — они как бы продолжают жить в нашем сознании, пока не будут выполнены. Поэтому часто при прохождении верификации можно увидеть баннер вроде «Вы прошли 3 из 5 шагов. Почти готово!» или шкалу прогресса, после чего хочется довести дело до конца.

Этот же приём можно использовать, чтобы мотивировать пользователей завершать сделки, проходить обучающие курсы и многое другое.

Как ловушки мышления могут работать на ваш продукт?

Какие интересные инсайты нашли?

Их очень много! Всего мы составили более 80 рекомендаций по тому, как использовать когнитивные искажения в инвестиционной контент-платформе. Исследование под NDA, поэтому мы не можем раскрыть все карты, но вот три любопытных инсайта.

  1. Ранги и значки повышают доверие к экспертам — эффект авторитета. Если человек видит, что эксперт одобрен площадкой, он с большей вероятностью будет читать его посты и прислушиваться к его мнению.
  2. Мгновенная награда мотивирует сильнее будущей выгоды — эффект снижения ценности с отсрочкой. Люди больше ценят то, что получают сразу. Чтобы удержать инвестора в приложении, лучше предложить небольшую и быструю награду — например, 1000 ₽ за первую сделку, — чем крупную, но отложенную — вроде 3000 ₽ за месяц активности.
  3. Люди склонны соглашаться с тем, что выбрали за них — эффект «по умолчанию». Часто при открытии счёта приложение предлагает автопополнение (например, 500 ₽ в месяц). Человек может от него отказаться, но многие оставляют. Это увеличивает долгосрочную вовлечённость и формирует привычку инвестировать.
Как ловушки мышления могут работать на ваш продукт?

Какие итоги и почему такой подход будет работать для любого бизнеса?

Мы не просто собрали список когнитивных искажений, а создали практическое руководство для клиента: с помощью каких приёмов удерживать внимание, как побуждать людей делиться своим мнением, как формировать привычку заходить на платформу и многое-многое другое.

Более того, результаты исследования оказались настолько глубокими, что для их эффективного внедрения команде брокера потребуется дополнительное обучение — теоретические сессии и воркшопы. Их мы тоже отлично умеем проводить.

Знания в области поведенческой психологии помогают справляться со сложными бизнес-задачами в любых сферах. Так, ретейлеры могут удвоить средний чек, банки — увеличить число открытых вкладов,

а образовательные платформы — нарастить число подписчиков. Если понимать, как человек принимает решения, можно сделать продукты

и сервисы удобнее — так, что люди сами захотят возвращаться снова

и снова.

У вас есть интересный продукт? Напишите нам — сделаем его ещё лучше.

9
4 комментария