Гайд: как внедрить КЭДО и нигде не споткнуться

В статье владелец продукта Directum HR Pro Алексей Доронин рассказал, как довести внедрения любого масштаба до успешного завершения.

Алексей Доронин
владелец продукта Directum HR Pro

Компании активно внедряют кадровый электронный документооборот, ведь КЭДО оптимизирует HR-процессы, освобождает сотрудников от рутинных задач и повышает эффективность бизнеса. Но для перехода в цифровой формат недостаточно подключиться к системе, нужно подойти к процессу основательно — как к долговременному проекту. И еще на старте принять в расчет ряд нюансов.

Что же делать, чтобы внедрить КЭДО без потерь ресурсов и времени?

Уведомить всех заинтересованных специалистов

Кадровый электронный документооборот не существует отдельно от других бизнес-процессов. Поэтому успешность внедрения определяется сплоченной работой сотрудников разных направлений. Нельзя назначить одного ответственного, поручить ему все задачи и ждать хорошего результата.

Кто должен участвовать во внедрении

Кадровая служба — заказчик, который глубже всех понимает особенности своего направления. Этих специалистов нужно включить в рабочую группу в первую очередь. Важно выделить сотрудников, которые станут экспертами и детально опишут, как функционируют HR-процессы. Также кадровики понадобятся, когда ПО будут запускать в эксплуатацию, так как на этом этапе персоналу необходимо подписать согласие на электронное взаимодействие и другие документы.

Требуется заранее привлечь ИТ-департамент, поскольку его представители — непосредственные исполнители работ. Они выделяют ресурсы для внедрения и настройки КЭДО, предоставляют доступы, отвечают за технические аспекты. Особенно важно продумать интеграцию с учетной системой компании и заложить на это достаточно времени, чтобы развертывание ПО не затянулось.

Для кадрового электронного документооборота потребуется идентификация сотрудников и связанная с этим передача персональных данных, например при выпуске УНЭП или работе с государственными сервисами. Для грамотной реализации процесса нужны специалисты по информационной безопасности. Необходимо заранее проговорить с ними все нюансы, чтобы проект не остановился в самый неожиданный момент.

Для решения методологических вопросов стоит заручиться поддержкой юридической службы. Надо получить от нее одобрение инициатив, даже если вендор подробно консультирует и помогает оформлять материалы. Профильные эксперты лучше разбираются в специфике конкретной компании. Учитывая высокую загрузку юристов, лучше заранее договориться об их участии.

Бухгалтерия занимается расчетом отпускных и командировочных, а значит, вовлечена в кадровые процессы. Соответственно, этот отдел тоже необходимо поставить в известность.

От заинтересованных лиц может поступить закономерный вопрос: сколько ресурсов заложить на внедрение КЭДО и интеграцию с учетной системой. Но на него сложно ответить однозначно, поскольку разброс может быть большим. Для начала нужно проинформировать коллег, чтобы они могли оценить объем работ, а далее — переходить к уточнению деталей.

Необходимость командного подхода и уведомления сотрудников подтверждается реальными кейсами Directum.

Рабочая группа одного из заказчиков не предупредила своих ИТ-специалистов, что при внедрении КЭДО планировалось интегрировать его с SAP HCM. У программистов и проектировщиков были постоянные текущие задачи по поддержке системы. Из-за этого они не смогли вовремя присоединиться к команде, в итоге — ожидание продлилось около полутора месяцев.

Когда ИТ-служба всё же подключилась, выяснилось, что интеграция займет 3 месяца вместо ожидаемых полутора. Причем за этот срок удастся включить в работу лишь минимальный объем запланированных документов. В результате запуск опытно-промышленной эксплуатации сдвинулся на 4 месяца, кроме того, пришлось значительно менять показатели окупаемости.

Еще пример, когда компании потребовалось перенести старт внедрения на 2 месяца. Так произошло из-за ожидания ресурсов для разворачивания ПО, оно было завязано на поставку оборудования. Другой случай: заказчик заранее не обсудил проект со своей юридической службой. Как итог — специалистам пришлось в короткие сроки составлять Положение о КЭДО и другие важные документы, которые необходимы для запуска внедрения. Работа лежала на пересечении разных областей законодательства, понадобилось провести все процедуры согласования. Всё это заняло 2 месяца.

Придерживаться правильной стратегии управления

Развертывание и настройка любой системы — это процесс, к которому обычно применяются правила и принципы проектного менеджмента. Но нередко компании отступают от такого подхода, что ведет к сложностям.

Начнем с теории. Есть традиционная концепция «железный треугольник» со сторонами «Сроки», «Ресурсы», «Объем работ». Все грани должны быть в балансе, чтобы план был достижимым. Когда одна из них нарушает равновесие, резко возрастает риск провала. На примерах покажем, как возникают перекосы.

Гайд: как внедрить КЭДО и нигде не споткнуться

У Directum есть кейс внедрения, где бизнес-заказчик был вынужден совмещать задачи по проекту и основную работу. Для первых требовалось большое количество времени, глубокое погружение и детальный анализ ситуации. Руководитель старался всё объединять, задерживался допоздна, тем не менее не успевал выполнять задания и неоднократно переносил сроки. В результате топ-менеджмент сначала перезапустил внедрение, а когда ситуация повторилась, полностью прекратил его.

Это наглядный пример, как неправильная оценка трудоемкости привела к увеличению сроков, при этом бюджет остался прежним. Решение проблемы могло быть следующим: дать руководителю больше ресурсов, например, освободить его от части рабочих задач. В таких условиях он бы больше успевал и модель вернулась бы в баланс.

Похожая ситуация была в кейсе, где требовалась интеграция — о нём писал выше. Там с самого начала некорректно оценили объем работ, из-за чего увеличились сроки и пришлось выделять дополнительные ресурсы.

Получить поддержку руководства

Так как во внедрении КЭДО задействованы специалисты разных сфер, надо заранее определить, кто именно, на каком этапе и в каком объеме будет подключен к проекту. Для этого в отдельном документе нужно сформировать список заинтересованных лиц, указать ресурсы и виды задач, к которым требуется привлечь коллег.

Но недостаточно просто зафиксировать данные, важно согласовать их с руководителями направлений и утвердить на уровне топ-менеджмента. Так получится «узаконить» участие сотрудников во внедрении и выделить им ресурсы. Также нужно документально закрепить руководителя проекта (РП) и состав команды.

Для чего это надо? Опыт показывает, что обычно привлечение сотрудника согласуется с руководителем в переписке или чате. Но подобные договоренности теряют силу при первых срочных задачах. Сначала специалиста «выдергивают» из внедрения на несколько часов, а затем и насовсем.

Официальные документы, согласованные на уровне топ-менеджмента, помогут избежать таких ситуаций и отстоять интересы проекта. К тому же если утвердить РП, он сможет привлекать необходимые ресурсы и отслеживать их работу без риска получить отказ или невыгодные условия.

Внедрение КЭДО — многоплановый процесс, который требует продуманного подхода еще на стадии планирования. Для успешной реализации нужно собрать команду заинтересованных специалистов, выделить им ресурсы и полномочия для выполнения задач. Также важно соблюдать принципы проектного управления — с ними удастся выполнить работы вовремя и в полном объеме.

1
Начать дискуссию