Как российский руководитель стриминговой платформы получил престижную мировую награду Stevie Awards

Дмитрий Орехов с детства хотел стать программистом. Но жизнь распорядилась иначе: сегодня он — исполнительный директор и партнер в «24ТВ». Благодаря его усилиям и видению это один из крупнейших в России агрегаторов ТВ-каналов и онлайн-кинотеатров с выручкой свыше полмиллиарда рублей

Дмитрий Орехов
Дмитрий Орехов

Первые шаги

Интерес к технологиям у Дмитрия появился в восемь лет, когда отец подарил ему компьютер — советский «Партнер 01.01». «Как и всех нормальных детей, меня интересовали игры. Но игр на советских компьютерах было мало, и они были были схематичными. Поэтому тогда мне показалось более интересным писать простейшие программки. Позднее я стал лучшим по информатике в школе: доводилось даже вести уроки вместо учителя и побеждать в олимпиадах», — рассказывает он.

Хобби определило выбор профессии — в 1998 году, не дождавшись выпускного вечера, Орехов уехал из родного Краснодарского края поступать в Нижегородский государственный технический университет на специальность «Информационные системы».

Это оказалось непросто: преподаватель подготовительных курсов вуза открыто говорил, что шансы Орехова на поступление малы. «По его мнению, уровень образования в моем родном регионе значительно уступал их стандартам», — рассказывает он. Тем не менее Дмитрия зачислили — правда, на платное отделение. Но уже после первого курса перевели на бюджет как одного из лучших студентов потока.

«Это был один из первых важных опытов: неважно, откуда ты, не нужно ни на кого рассчитывать — целеустремленность, самостоятельность и готовность работать на пределе возможностей открывают двери, несмотря на внешние барьеры и скепсис».

Дмитрий Орехов

Впрочем, программистом он так и не стал. Еще на первом курсе начал подрабатывать промоутером, после чего стал супервайзером, а на последнем курсе возглавил нижегородский филиал московского BTL-агентства PromoBuro. «Я успешно провел несколько сложных и масштабных проектов, за что мне предложили позицию в головном офисе компании в Москве с компенсацией затрат на релокацию. Нижний — прекрасный город, но я не представлял его как место для построения карьеры: экономика страны централизована. Поэтому я принял приглашение и сразу после вручения диплома отправился “покорять” столицу», — вспоминает предприниматель.

Точка роста

Спустя полгода после переезда в Москву Дмитрий получил предложение о работе от одного из крупнейших на тот момент BTL-агентств — Orange. Но проработав несколько месяцев, понял, что развиваться в рекламе ему неинтересно.

Тогда же он решил сменить карьерный трек и отправил резюме в компанию по производству бытовой технике и электроники Rolsen, чей телевизор приобрел еще в студенческие годы. «Это была амбициозная компания, которая активно скупала производственные мощности, разрабатывала новые модели [техники]», — вспоминает Орехов, добавляя, что не рассчитывал на ответ. Но, неожиданно для себя, через несколько месяцев получил приглашение на собеседование, а затем — и на работу.

Поначалу Орехов занимался PR и взаимодействием с прессой в отделе спецпроектов компании. Но уже через два месяца стал исполняющим обязанности пресс-секретаря. Позднее ему поручили создать корпоративный тренинговый центр для дилеров по всей стране. А вскоре он, по собственной инициативе, запустил официальный интернет-магазин Rolsen. «Это было очевидной точкой роста, которая по какой-то причине оставалась без внимания», — делится Дмитрий.

Опыт организации центра для тренингов и построения интернет-ретейла стали «поворотными» для Орехова. «Я понял, что понимаю механику коммерции и что создавать с нуля и видеть конкретный результат работы приносит мне наибольшее удовлетворение», — рассказывает он.

Рискованный проект

Возможность испытать силы на большем масштабе подвернулась в начале 2007 года, когда Дмитрий познакомился с Константином Дышлевым, владельцем стартапа Dune HD. Компания находилась на самом старте: силами нескольких человек продавала китайские HD-медиаплееры с поддержкой еще редкого тогда формата 1080p через точку на Савеловском рынке. Но за счет технологии могла превратиться в заметного игрока.

«Вероятность успеха таких проектов обычно не превышает 10%, но мне была близки идея и энергия основателя. Я решил рискнуть».

Дмитрий Орехов

Уже в феврале он возглавил отдел продаж в проекте, и всего через пару месяцев вывел медиаплееры в сети «Технопарк», а к концу года — в магазины «КЕЙ». Тогда же стало понятно, что перепродажа китайских устройств — «тупиковый путь», рассказывает Дмитрий. Чтобы обеспечить стабильное развитие, нужно было создавать собственный продукт, и в 2008 году команда выпустила две модели плееров — Dune HD One и Dune HD Center.

В последующие годы Орехов разработал и внедрил стратегию дистрибуции, основанную на партнерстве с авторизованными интернет-магазинами и федеральными сетями электроники. Решение позволило привлечь ведущие онлайн-площадки — Onlinetrade.ru, Pult.ru и ряд других, которые стали активно продвигать Dune HD, а также попасть на полки крупнейших федеральных ритейлеров, включая «Технопарк», DNS и «М.Видео». Постепенно Dune HD заняла треть российского рынка медиаплееров и вышла на международный уровень, а Дмитрий возглавил российскую часть бизнеса. Благодаря его экспертизе в сфере цифровых медиаплееров компания получила ряд престижных наград. Среди них — «Продукт года» в номинации «Аудио- и видеопродукция» и премия Big Digit в номинации «Цифровые абонентские приставки, оборудование и технологии» в 2013-м.

Инновационные решения

В феврале 2016 года в свете достижений в Dune и уникальной бизнес-экспертизе в индустрии Дмитрия пригласили возглавить компанию «24ТВ». Она разрабатывала сервис интерактивного телевидения для интернет-провайдеров.

На тот момент рынок широкополосного доступа в России насчитывал более 2000 игроков и считался одним из самых передовых в мире по уровню проникновения и скорости интернета, вспоминает Дмитрий. Но были различия в развитии между крупными и небольшими компаниями.

Так, у крупнейших национальных операторов вроде «Ростелекома», МТС, «Дом.ру» были современные ТВ-сервисы с функциями паузы, перемотки, архивами передач и пр. Они также работали на любом устройстве — на «умных телевизорах (Smart TV) смартфонах, персональных компьютерах. Разработка или покупка таких продуктов требовала многомиллионных бюджетов. Поэтому малые провайдеры с ограниченными ресурсами отставали от лидеров. Чтобы их догнать, им требовался партнер, способный предоставить готовый конкурентноспособный ТВ-сервис. «“24ТВ” должен был стать именно таким сервисом», — вспоминает Орехов.

К моменту прихода Дмитрия в компанию продукт находился в зачатке: требовалось собрать команду, финализировать разработку и вывести ее на рынок. Причем на это отводилось всего три месяца — уже в конце мая 2016-го его планировалось презентовать на «КРОС», крупнейшей отраслевой конференции широкополосных операторов России в Сочи.

Несмотря на сжатые сроки, команде под руководством Дмитрия это удалось: к моменту выступления продукт был готов и содержал уникальные для отрасли функции, в том числе собственный протокол доставки видео с минимальной задержкой и первый в России каталогизированный архив телепередач. «Люди часто говорили: “Каналов много, а смотреть нечего”. Мы превратили catchup в удобный каталог по жанрам, и пользователю стало легко находить интересный фильм на вечер», — вспоминает Дмитрий. Постепенно под его началом проект объединил 400 телеканалов. Сервис стал важным инструментом удержания абонентов от оттока к национальным операторам.

Со временем продукт, созданный под руководством Дмитрия, привлек свыше 500 партнеров по всей России, рассказывает Орехов. При этом, помимо телекоммуникационных операторов, среди них были и производители телевизоров. Так, в 2020 году «24ТВ» был основным партнером Xiaomi в России по ТВ-каналам: более 90% диплинков (ссылка, которая переводит на ту или иную онлайн-страницу или приложение) телеканалов в их интерфейсе PatchWall предоставлялись через платформу. А с 2022-го компания сотрудничает с Haier и многими другими производителями.

Далее команда запустила новые бизнес-направления. В частности, Дмитрий вместе с командой заключил партнерства с такими известными онлайн-кинотеатрами, как Amediateka, Megogo, Start, ivi, More.tv, viju. Одним из продуктов, предложенных пользователям, стала единая подписка. Она позволяет смотреть телеканалы и обширный контент онлайн-кинотеатров через одно приложение, без необходимости переключаться между сервисами и проходить отдельную регистрацию в каждом. Единые коллекции, рекомендации и поиск качественно улучшили пользовательский опыт и ценность подписки, делится Дмитрий.

Все это обеспечило динамичный рост компании и позволило ей превратиться в одного из крупнейших игроков в нише с годовой выручкой в 600 млн рублей.

Также команда под руководством Дмитрия запустила проект «Платформа24». Он предоставляет компаниям решение white label для создания современных ОТТ-сервисов и онлайн-кинотеатров под собственными брендами. На его базе подобные проекты открыли многие крупные российские телекоммуникационные операторы. API платформы также использует российский онлайн-кинотеатр START. С его помощью компания с 2022 года транслирует телевизионные каналы. «Платформа нашей компании тогда оказалась единственной, которая обладала необходимыми технологиями для реализации в сторонних сервисах ТВ-функций», — добавил Дмитрий.

Последние три года продукт развивается на международном рынке. Дмитрий заключил партнерства с лидирующими телекоммуникационными операторами в Казахстане, Узбекистане, Кыргызстане и Азербайджане, которые запустили на базе платформы стриминговые сервисы.

Благодаря стратегическому видению Орехова продукт стал крупнейшим white-label-решение в своей нише в регионе и получило ряд престижных наград. В 2023 году сервис получил награду TTS.Telecom Awards в номинации «ОТТ-платформа года», а 2024-м — премию Международной академии связи «Золотой эфир» в номинации «Лучшая ОТТ/VOD-платформа».

Не остались незамеченными и заслуги Дмитрия по развитию бизнеса. В этом году он удостоился международной бизнес-премии The Stevie Awards, которую называют «Оскаром делового мира». Она присуждается организациям и специалистам за выдающиеся достижения в своих сферах. Дмитрия признали руководителем года в сфере телекоммуникаций за успешный вывод платформы на международный рынок. За это звание, к слову, боролись свыше 250 профессионалов со всего мира.

Планы на будущее

На вопрос о дальнейших планах Дмитрий отвечает так: «технологическое развитие».

«Постоянное внедрение новых решений дает нам и нашим партнерам возможность успешно конкурировать с крупнейшими сервисами без привлечения больших инвестиций. Мы уже запустили ИИ-рекомендации и ИИ-поиск, активно внедряем ИИ в бизнес-процессах компании. Это не простые, но необходимые изменения».

Дмитрий Орехов

Собственные цели Дмитрия также неразрывно связаны с бизнесом, признается он: «На протяжении карьеры я решал амбициозные задачи, запускал инновационные продукты, строил команды, выходил на новые рынки и создавал устойчивые бизнесы в быстро развивающейся отрасли цифрового телевидения и стриминга. Пока мой фокус тот же: развивать индустрию стриминга как важную составляющую цифровой экономики».

Начать дискуссию