Что стоит за реализацией самой крупной акции Макдоналдс — Монополии — впервые в онлайн-формате. Взгляд разработчика

Недавно завершилась одна из самых масштабных акций, как в Макдоналдс, так и на рынке — Монополия, которая в этом году впервые полностью прошла в онлайн-формате и в которой приняло участие почти 2 млн человек. О процессе разработки этого крупного федерального проекта, решаемых задачах и полученных результатах читайте в данной статье.

Что стоит за реализацией самой крупной акции Макдоналдс —  Монополии — впервые в онлайн-формате. Взгляд разработчика

Всем привет!

Меня зовут Анна Плуталова. Я возглавляю проектную команду ADV, которая за последние два года построила омниканальную среду продаж и коммуникаций в Макдоналдс. За это время мы провели трансформацию бизнес-процессов компании, реализовали полноценное мобильное приложение, e-commerce, программу лояльности, Customer Data Platform, объединили 800 предприятий Макдоналдс в единую экосистему с онлайн-продажами.

Как разработчик омниканальной онлайн-платформы сети, расскажу, что представляет собой Монополия в Макдоналдс изнутри, как мы реализовывали механику в мобильном приложении и на сайте, почему были приняты те или иные решения. А также отвечу на несколько самых популярных вопросов о Монополии, которые нам часто задают.

Хочется отметить, что в таком масштабном и сложном проекте помимо нас и команды Макдоналдс принимало участие еще несколько компаний. Если на нас была вся разработка и все ядро проекта от проработки механики и дизайна до технической реализации и поддержки, то за масштабное продвижение проекта отвечала объединенная команда из следующих участников: Leo Burnett Moscow (коммуникационная стратегия и креативная идея), Digitas Moscow (landing page, SMM и digital-баннеры), Starcom Russia (медиапланирование и размещение рекламы). Оператором, отвечающим за начисление стикеров, организацию розыгрыша, формирование призового фонда и выдачу супер-призов, обработку анкет победителей — была компания Creata.

Самый популярный вопрос: почему онлайн?

В России Монополия в Макдоналдс проходит с 2013 года, и это одно из самых ожидаемых событий как среди молодежи, так и среди взрослых поклонников бренда.

Для тех, кто не в курсе, кратко расскажу в чем суть: это ежегодная акция для посетителей Макдоналдс, в которой можно выиграть разные призы, оторвав стикер от упаковки определенных видов продуктов, участвующих в акции. Призы бывают моментальные: Кока Кола, картофель фри или промокод от партнеров (например, месячная подписка на онлайн-кинотеатр), а бывают коллекционные (как правило, это что-то дорогое: от электросамокатов до квартиры в Москве) — чтобы их получить, нужно накопить определенные стикеры с названиями улиц. Также все стикеры участвуют в розыгрыше супер-призов: квартиры, путешествия, деньги и тп.

В общем, все привыкли, что Монополия в Макдоналдс — это стикеры на упаковках, однако в 2021 году заветные стикеры переехали в мобильное приложение компании.

На это решение повлияло несколько факторов:

  1. Коронавирус и повсеместная диджитализация в 2020 году. В условиях неопределенности мы не знали, будут ли наложены ограничения на работу предприятий общественного питания, поэтому нам было важно предусмотреть в случае повторного локдауна и других карантинных мер возможность участия в Монополии в Макдоналдс онлайн (получая стикеры за заказы в МакДоставке).
  2. В начале 2020 года мы разработали и запустили новое мобильное приложение Макдоналдс. Проведение Монополии в онлайн формате — это отличная возможность увеличить аудиторию мобильного приложения, привлечь новых пользователей и узнать их чуть лучше.
  3. Прозрачность механики и отсутствие фрода. Digital-механика Монополии, подробнее о которой я расскажу ниже, исключает возможность передачи стикеров между аккаунтами и нелегальное их получение.

В совокупности, все эти факторы стали причиной, почему было принято непростое и довольно рискованное решение о переводе Монополии в полностью в онлайн-формат. Оператор акции Creata проводит Монополию с 2013 года, и, как часть эволюции, предложила Макдоналдс100% digital механику.

Давайте теперь поговорим об основных задачах, которые нам нужно было решить в рамках этого проекта:

  1. Наверное, самая сложная задача — это обеспечить максимально приближенный к оффлайновому формату Монополии пользовательский опыт, чтобы обеспечить наиболее комфортный переход в онлайн.
  2. Продумать, реализовать и запустить диджитальную механику Монополии за очень короткий срок (за 4 месяца)
  3. Выработать у пользователей привычку сканировать QR-код из мобильного приложения перед оплатой заказа.
  4. Подготовить систему к сверх-нагрузкам и обеспечить бесперебойную работу информационных ресурсов Макдоналдс даже при пиковых нагрузках во время проведении Монополии.
  5. Увеличить количество новых пользователей мобильного приложения, оффлайновую аудиторию Макдоналдс перевести в онлайн.

Это, конечно, не все задачи и вызовы, которые стояли перед нами, но ключевые.

Один из первых этапов проекта заключался в разработке логики начисления стикеров. Получилось два сценария начисления стикеров в диджитательной Монополии в Макдоналдс:

  • Основной, это когда в процессе покупки пользователь сканирует динамический QR-код из мобильного приложения до оплаты заказа и получает стикеры за участвующие в Монополии товары в мобильном приложении в течение 24 часов, но в большинстве случаев моментально.
  • Второй сценарий, с одной стороны, workaround на случай карантинных мер, с другой стороны, был сделан для удобства пользователей, кто предпочитает пользоваться доставкой, нежели покупать оффлайн. Пользователю начисляются стикеры в мобильном приложение за товары, участвующие в Монополии, если заказ был оформлен через МакДоставку в приложении или на сайте, после перевода курьером в статус “доставлено”, аналогично, в течение 24 часов, но почти всегда — моментально.

Таким образом, чтобы получить стикеры, необходимо было зарегистрироваться в мобильном приложении или на сайте Макдоналдс.

Стикеры начислялись именно за покупку товаров-участников Монополии в Макдоналдс конкретному пользователю на его аккаунт, поэтому их нельзя обменять, подарить или передать на другой аккаунт, что исключает возможность фрода. Приятным бонусом диджитальной Монополии стало начисление 2-х велком-стикеров за 1-й заказ с товарами, участвующими в мероприятии.

Было принято решение весь основной функционал Монополии в Макдоналдс реализовать именно в мобильном приложении компании

Cтикеры в мобильном приложении

В аккаунте мобильного приложения у пользователя были доступны все стикеры, которые он мог "сорвать". Таким образом, все стикеры были собраны в одном месте, их нельзя потерять. Особое внимание мы уделили процессу срывания стикера в мобильном приложении, который был сделан максимально реалистично с помощью отзывчивой анимации реагирующей на тач и свайп, что имитировало процесс срывания в реальности. Это одна из тех деталей, которая напоминала пользовательский опыт в оффлайне.

Как работает срыв стикера в приложении

Раздел "Мои призы"

Следующий важный блок — раздел “Мои призы”, где живут (до 8 апреля) сорванные стикеры. Есть несколько типов призов: моментальные призы, приз в результате сбора коллекции улиц и суперприз.

В моментальных призах можно было выиграть food-призы от Макдоналдс и призы от партнеров. Была реализована логика выбора способа получения food-приза — оффлайн в Макдоналдс, либо МакДоставка.

Для партнерских призов был реализован “магазин промокодов”, чтобы пользователь мог выбрать наиболее интересный для него приз партнера.

Для наглядности и удобства пользователя стикеры улиц группировались на отдельной вкладке, где можно было видеть процесс сбора коллекции улиц и информацию, какой приз ждет при сборе полной коллекции. На вкладке с суперпризом показывались все стикеры улиц пользователя, зарегистрированные для участия в розыгрыше суперприза, ссылка на трансляцию и время до ее старта.

Блок Монополии в мобильном приложении Макдоналдс
Блок Монополии в мобильном приложении Макдоналдс

Ценные призы

По ценным призам дороже определенной стоимости, пользователям необходимо было пройти верификацию, предоставив и подтвердив о себе указанную в правилах информацию. В диджитальной Монополии этот процесс мы сделали максимально удобным для пользователя: после заполнения анкеты в карточке выигранного приза прямо в приложении человек получал ответ, все ли корректно, либо причину в случае отклонения анкеты.

QR-код на главном экране

Динамический QR-код, который необходимо сканировать в Макдоналдс во время покупки, был вынесен на главный экран мобильного приложения, чтобы всегда быть под рукой. Для получения стикеров пользователю достаточно было отсканировать любой QR-код на кассе или киоске (QR-код Монополии, QR-код лояльности или QR-код любой из акции), не нужно отдельно сканировать QR-код Монополии, если до этого был отсканирован любой другой код. На все QR-коды была добавлена информация о том, что достаточно сканирования только одного QR-кода для получения стикеров.

Еще один приятный бонус для участников Монополии в Макдоналдс, что кроме стикеров, за каждую покупку в предприятии сети, при сканировании QR-кода пользователям также начислялись баллы лояльности.

Была продумана система нотификация и информирования

Так как онлайн-формат Монополии в Макдоналдс проходил впервые, важно было выстроить максимально прозрачную коммуникацию с пользователем на всех участках пути.

До старта инициативы был запущен тизер с обратным отсчетом до запуска и ссылками на основную информацию по Монополии. При первом входе в приложение после старта мероприятия всем пользователям показывался онбородинг с кратким описанием механики, к этому онбордингу можно вернуться в любой момент во время проведения Монополии с главного экрана по кнопке “Как участвовать”.

В блоке со стикерами был настроен информер, показывающий пользователю сколько стикеров доступно для срывания. В блоке “Мои призы” информер показывал количество призов, где требуется действие пользователя (отправка анкеты, выбор приза и т.д.). При начислении стикеров пользователю приходило пуш-уведомление, если он дал разрешение на их отправку.

Что стоит за реализацией Монополии в Макдоналдс в мобильном приложении и на сайте:

  • Разработка пользовательских сценариев и дизайн интерфейсов мобильного приложения и сайта.

  • Интеграция с кассовой системой Макдоналдс для получение состава заказа пользователя при оформлении с использованием QR-кода.

  • В проекте Макдоналдс микросервисная архитектура, соответственно необходимо было разработать сервис Монополии, где разбирается полученный заказ пользователя и определяется нужное количество стикеров для начисления, реализован конфиг Монополии со всеми настройками и остальная логика Монополии.
  • Разработка интерфейсов и логики на стороне сайта и на 3-х платформах мобильного приложения (iOS, Android и Huawei).
  • Интеграция сервиса Монополии в Макдоналдс с оператором акции Creata.
  • Разработка функционала Help Desk для работы с обращениями пользователей. После запуска Монополии в Макдоналдс мы обеспечивали поддержку покупателей: когда кто-то сталкивался с какими-то проблемами, мы проверяли, действительно ли он делал все корректно для получения стикера. Среди обращений, которые приходят в колл-центр Макдоналдса, те, что связаны с приложением и сайтом перенаправляются на нашу первую линию, которая закрывает большинство вопросов через Help Desk.

  • Как я уже писала ранее, над проектом работала большая объединенная команда из разных агентств и подразделений Макдоналдс. Здесь важная задача — выстроить максимально продуктивную работу с коллегами, чтобы суметь в сжатые сроки договориться обо всех нюансах и запустить проект.
  • Из-за сжатых сроков мы выкатывали обновление приложения с Монополией сразу на всю Россию, минуя пилотный запуск на небольшую аудиторию, как это обычно происходит с новыми функциональными блоками. Чтобы снизить риски, мы предварительно провели масштабное тестирование на тестовом окружении и затем внутреннее продуктовое тестирование.

  • Нужно было подготовиться к увеличению нагрузки в несколько раз, так как проект глобальный, на всю Россию, с чем мы успешно справились.

Какие были получены результаты:

  • Мобильное приложение Макдоналдс несколько недель после запуска держалось в топе бесплатных приложений в App Store и на 1-м месте в категории “Еда и напитки” в App Store, Play Market и AppGallery.
  • За весь период акции приложение скачало 2 млн. человек.
  • Количество заказов через МакДоставку увеличилось в 2,5 раза.
  • При и так высоких нагрузках на онлайн-платформу Макдоналдс, за время проведения Монополии нагрузка на систему возросла более, чем в 6 раз

Ну и один из самых популярных вопросов, на который хотелось бы ответить: “Действительно ли в Монополии выигрывают?”

Да, действительно выигрывают, все по-настоящему. После проведения Монополии в Макдоналдс проводятся аудиторские проверки, контролирующие соблюдение правил, законность победителей и корректность процесса. Кстати, сотрудники Макдоналдс, всех компаний-партнеров, и их родственники, не могут быть победителями Монополии.

Это была первая полностью диджитальная Монополия в Макдоналдс не только в России, но и в мире. До этого в ряде стран проводился смешанный формат офлайна и онлайна, но опыта перевести Монополию в диджитал полностью не было.

Для первого раза формат показал отличные результаты, самое главное, что у нас теперь есть, это обратная связь от наших пользователей и понимание, как сделать пользовательский опыт для будущих акций еще комфортнее.

Надеюсь, было интересно! Пишите в комментариях обратную связь :)

А если у вас есть задачи запустить новые форматы взаимодействия с потребителями и провести цифровую трансформацию бизнес-процессов, то наша команда будет рада помочь реализовать такой проект ;-)

3838 показов
8.9K8.9K открытий
9 комментариев

Заезжаю в макдак каждое утро, берем кофе с женой, иногда еще что-то.
Тот кто продумывал выдачу призов конечно прошляпился.
Самый популярный приз - набор из 6 промокодов.. причем максимально бесполезных, антивирус, набор цветных карандашей, подписки на разные сервисы, и прочие ненужности.
У меня около 20 таких одинаковых наборов накопилось. Спрашивается нафига? Воспользоваться промокодом можно 1 раз.
Понятное дело, вместо того, что бы дарить чисбургер для компании выгоднее подарить кучу ненужных промокодов, которыми тому же нельзя пользоваться повторно, но проще было выдавать карточку - «к сожалению в этот раз вам ничего не досталось, возможно в следующий раз вам повезет», чем эта шляпа. 

На Яндекс плюс может кому надо))
R4VPVTJGM4
A264E7LP8E
USJEVWJ48D
2LPZCR9RN3
SJBL7T3QMX
3XKAP966BL
LTJKYZC4WX
JCHTBJSK7T
DKJQAEVMAC

Ответить

Спасибо, дружище, за шеринг, но после того, как год назад Яндекс у новых «ковидных» промо-пользователей списывал деньги за подписку, даже когда они отключали ее — такое счастье и бесплатно не надо.

Ответить

3. Прозрачность механики и отсутствие фрода.
Прозрачностью здесь и не пахнет. Да уборщики и сами кассиры перестали срывать наклейки. На этом вся прозрачность заканчивается. Что там Мак запрограммировал на выигрыш можно только догадываться, но что-то мне подсказывает что там всё мимо. Тоже накопил кучу всяких повторяющихся стикеров.

Ответить

Сколько не пиарь, все равно в массовом сознании розыгрыши останутся мошенничеством. Обеспечили пользователям лохотронный опыт, так сказать.

Ответить

Пиар и попытка срубить бабла, я не угадал?

Ответить

На мой взгляд всё только испортили, я на другой пикабу уже плакался на эту тему. Надеюсь следующая монополия вернётся в оффлайн

Ответить

Интересная статья, нестандартный взгляд на монополию)

Ответить