Открытый банкинг в Европе, США и Азиатско-Тихоокеанском регионе. Ищем отличия

Мы то и дело слышим об интересных западных стартапах и необанках, предлагающих новые инструменты. И почти ничего о российских, кроме разве что «Тинькофф-банка». Почему отечественные проекты в банковской отрасли буксуют?

Плохой венчурный климат, небанковские организации без лицензии не могут обслуживать клиентов банков, технологические ограничения… Можно скатать целый снежный ком причин. Но часть этих проблем решилась с появлением открытого банкинга.

Открытый банкинг — крутая инициатива, которая развивает банковскую отрасль и делает её более клиентоориентированной. В разных странах эта концепция развивается по-разному. Поэтому где-то финтех-стартапы и необанки оставляют далеко позади консервативные традиционные банки. А в других странах банки сами переходят в разряд технологичных компаний и строят масштабные экосистемы.

Давайте разберёмся, почему открытый банкинг в мире идет разными путями и стоит ли ждать появления интересных российских финтех-стартапов в сфере открытого банкинга.

Surf уже более 10 лет занимается разработкой мобильных приложений, в том числе банковских. Среди наших клиентов такие банки, как Росбанк, Зенит, ЮниКредит Банк, ПСБ. За 2020-2021 годы мы внедрили систему быстрых платежей для UniCredit банка, банка «Зенит» и SBI, сейчас реализуем её для СМП. Больше узнать о нас и нашей работе можно на сайте.

Что такое открытый банкинг

Концепция открытого банкинга подразумевает сотрудничество традиционных банков и финтех-компаний. При этом они делят функции — банк ведёт счёт клиента и предоставляет свою инфраструктуру. Финтех-компания создаёт пользовательский интерфейс и новые продукты, обслуживает клиентов. Таким образом последняя может заключить партнёрское соглашение с банком, оказывать финансовые услуги и получать доступ к счетам его клиентов, используя лицензию и инфраструктуру этого банка.

Для такого взаимодействия нужны специальные программные интерфейсы — Open API — которые интегрируют между собой разные информационные системы при помощи стандартных протоколов взаимодействия.

С точки зрения клиента открытый банкинг обеспечивает следующие преимущества:

  • Принцип единого окна. Можно вести личные финансы и анализ счетов из разных банков на одной платформе.
  • Более дружелюбные и простые интерфейсы. Так как к оказанию финансовых услуг подключаются технологичные компании, финтех-стартапы, пользователи получают более user-friendly интерфейсы и новые инструменты.
  • Больше компаний на рынке → выше конкуренция → больше выгодных предложений для клиентов.
  • Проще получать кредиты, так как открытый банкинг ускоряет анализ данных и повышает прозрачность скоринга.
  • Персонализированный подход к клиенту. Так как финансовые организации получают доступ к данным о клиенте, они могут проводить более глубокий анализ его финансовых привычек и поведения.

Для банков и финтех-компаний концепция тоже даёт ряд преимуществ:

  • Рост выручки, который происходит за счёт расширения каналов продаж и появления новых сервисов.
  • Больше запросов конвертируется в продажи. Более персонализированный подход к клиентам обеспечивает рост конверсии.
  • Растёт вовлечённость и процент удержания клиентов.

При широком применении открытого банкинга в финансовом секторе ожидаемо растёт конкуренция и ослабевает роль банков. А это помогает достичь основной цели концепции — развития новых финансовых сервисов и повышения их доступности для людей. Но это в теории. На практике в разных уголках мира развитие открытого банкинга пошло разными путями.

Госрегулирование открытого банкинга

В разных странах финансовые регуляторы по-разному участвуют в развитии открытого банкинга. Где-то они только стимулируют его, а где-то — директивно прописывают, что банки обязаны предоставлять финтех-компаниям доступ к клиентским данным.

Ассоциация ФинТех, которая разрабатывает банковские стандарты Open API в нашей стране, выделяет несколько подходов к регулированию открытого банкинга. Их можно увидеть на схеме ниже. Подходы отличаются тем, используется ли в стране стандартизированный API и как внедряется концепция открытого банкинга — добровольно или принудительно.

Открытый банкинг в Европе, США и Азиатско-Тихоокеанском регионе. Ищем отличия

Россия относится к типу Адвокат — с добровольным внедрением открытого банкинга и применением стандартизированного API.

Отдел исследований и анализа британской компании Economist Group составил наглядную карту, на которой видно, какой подход к регулированию открытого банкинга применяет каждая страна мира и какой нормативный документ его регламентирует.

Открытый банкинг в Европе, США и Азиатско-Тихоокеанском регионе. Ищем отличия

Открытый банкинг за рубежом: пути развития

Европа — трендсеттер и драйвер открытого банкинга

Европейский подход к регулированию открытого банкинга самый известный. Его регламентирующий документ — платежная директива PSD2 (Payment Services Directive). Первая версия документа появилась ещё в 2007 году. Но вскоре её стало недостаточно для гарантии безопасности клиента, предоставляющего свои данные. Тогда появилась PSD2, которая ввела новые требования к банкам:

  • У них должна быть двухфакторная аутентификация.
  • Банки должны предоставлять данные о пользователях сертифицированным провайдерам (third party providers). Но только с согласия пользователя.

Признанный лидер в сфере развития открытого банкинга — Великобритания. Ещё в 2016 году в стране приняли акт, согласно которому девять крупнейших банков должны были внедрить Open API и дать доступ к своим данным небольшим банкам или финтех-стартапам. Контролирует внедрение открытых API организация Open Banking Implementation Entity (OBIE, openbanking.org.uk), существующая на взносы этих банков.

Кроме того, была прописана дорожная карта.и регламентированы сроки создания необходимой инфраструктуры для крупнейших банков. Этот комплекс мер ускорил развитие открытого банкинга в Великобритании.

В отчёте за 2020 год OBIE подсчитала, что в Великобритании более 3 миллионов пользователей используют Open Banking и более 700 компаний (банков, сервисов и финтех-стартапов) предоставляют услуги в рамках концепции. И эти цифры неуклонно растут. Так, для своего отчёта компания Tenemos опросила руководителей высшего звена. 29% респондентов сказали, что развитие открытого банкинга является частью их инновационной стратегии. 45% заявили, что хотят, чтобы их компании превратились в «цифровые экосистемы», где применяется открытый банкинг.

Открытый банкинг в Европе, США и Азиатско-Тихоокеанском регионе. Ищем отличия

2020 год и пандемия ускорили переход пользователей к инструментам открытого банкинга. В своём отчете Tenemos и Economist Intelligence Unit подсчитали, что база пользователей британской платформы Open Banking удвоилась в период с апреля по сентябрь 2020 года. В других странах также возрос спрос на решения открытого банкинга, так как потребители хотят получать максимальный спектр услуг, не выходя из дома.

Открытый банкинг в Европе, США и Азиатско-Тихоокеанском регионе. Ищем отличия

Что в итоге? Регламентирующие документы, готовность рынка к повсеместному распространению открытого банкинга и привычки, приобретённые в пандемию, подстёгивают развитие концепции.

Европейские проекты в сфере открытого банкинга

  • Активно развивается шведская платформа открытого банкинга Tink. Она через единый интерфейс интегрирует платёжные решения по всей Европе и предоставляет доступ к данным и возможностям множества банков (в 2020 году Tink увеличила покрытие с 2 500 до 3 400 банков). Обслуживает более 300 финансовых организаций мира (среди них — Klarna, Nordea и PayPal). По собственным данным компании, каждый месяц она обрабатывает более 1 млн транзакций.

  • Plaid и британский Atom Bank создали инструмент, который позволяет банку очень быстро анализировать данные о клиенте и выносить решение о кредите практически моментально.

  • API-платформа TrueLayer создала новый сервис PayDirect. С ним компании смогут втрое ускорить процесс платежей, благодаря инструментам открытого банкинга, таким как быстрая проверка и пополнение счета, мгновенное снятие и возврат денег.
  • Четыре крупнейших банка Ирландии планируют разработать мультибанковский платежный сервис Syntech Payments с применением решения итальянской финтех-компании SIA.

Азиатско-Тихоокеанский регион: пути развития Open Banking расходятся

Правительства стран Азиатско-Тихоокеанского региона заняли разные позиции по отношению к концепции открытого банкинга. В Гонконге выпустили документ Open API Framework, близкий к европейской директиве, но с существенными различиями в стандартах и обязательствах. Сингапур и другие страны Юго-Восточной Азии придерживаются более либерального подхода и жёстко развитие открытого банкинга не регламентируют.

В Австралии закон «О праве на данные потребителей» вступил в силу только 1 июля 2020 года. Он предусматривает два этапа внедрения Open Banking:

  • Клиенты передают банковские данные аккредитованным компаниям, которые могут открывать депозитные и расчетные счетов, выпускать дебетовые и кредитные карты.
  • На втором этапе передаются данные об ипотечных, инвестиционных и потребительских кредитах, а также совместных счетах.

Регулированием и аккредитацией новых финтех-компаний будет заниматься Австралийская комиссия по конкуренции и защите прав потребителей.

До этого момента на банки большой четверки — ANZ, NAB, Westpac, and Commonwealth Bank (CommBank) — приходилось 95% вкладов в стране. После внедрения открытого банкинга это соотношение должно поменяться, а процесс банковского обслуживания станет быстрей и удобней. Так, в феврале 2021 года ANZ, Commonwealth Bank, Westpac, Scentre Groupи IBM сообщили о создании блокчейн-платформы Lygon, которая сократит срок выдачи банковских гарантий с 30 дней до одного.

Что в итоге? Азия — за либеральный подход, Австралия создаёт регламентирующие документы и идёт путем Европы. Основное развитие открытого банкинга в регионе ещё впереди.

США — развитие открытого банкинга под влиянием рынка

Законодательство США долго не регламентировало внедрение открытого банкинга.

Регулирующие органы придерживались политики невмешательства, что позволило отрасли развиваться и выбирать пути стандартизации самостоятельно. Развитие концепции в стране определял сам рынок и рост технологий. Однако в 2020 Consumer Financial Protection Bureau выпустило предварительное уведомление о предлагаемых нормативных актах (ANPR). Обычно такие уведомления являются предшественником нового этапа федерального регулирования. Так что в ближайшее время ситуация в сфере регламентирования открытого банкинга в США может измениться.

Американский подход к развитию открытого банкинга выглядит так. Крупные банки разрабатывают собственные нестандартизированные API и выстраивают вокруг них экосистему из финтех-стартапов и небольших банков. Более мелкие игроки могут подключиться к одному крупному банку или ко всем существующим API, если у них есть для этого ресурс. Кроме того, многие американские банки сотрудничают с такими финтех-компаниями, как Plaid, PayPal, Intuit и Zelle.

Развитие открытого банкинга в США и постоянное появление новых интересных проектов в этой сфере тесно связано с работой венчурных фондов и акселераторов, которые стимулируют постоянное развитие новых технологичных стартапов.

Что в итоге? В США — самая благоприятная обстановка для развития открытого банкинга. Концепция органично развивается в русле требований рынка технологий, ей помогает активная венчурная политика.

Необанки — что в них нового?

Отдельно остановимся на таком интересном проекте открытого банкинга, как необанки.

Необанки — это digital-first-бизнес. У них нет офлайн-подразделений, а большинство сервисов они предоставляют в режиме одного окна и одного клика (источник — banki.ru).

Их распространение связано с уровнем развития открытого банкинга в регионе. Так, в мире около 250 необанков, ещё несколько готовятся к запуску.

Источник: extonconsulting.com
Источник: extonconsulting.com

Большая их часть находится в Европе, лидером является Великобритания, за ней следуют Швеция и Франция. Всего в Европе счета в необанках есть более, чем у 50 миллионов человек. Следом по числу необанков идут Южная Корея, Бразилия и США. На Азиатско-Тихоокеанский регион приходится 34 компании. В 2020 году запустился первый на Филиппинах необанк Tonik. В России порядка 10 необанков, но не все они самостоятельные проекты (например, ДелоБанк — филиал СКБ Банка).

Открытый банкинг в Европе, США и Азиатско-Тихоокеанском регионе. Ищем отличия

Необанки предлагают пользователям возможности, которых нет у традиционных банков, и удобные интерфейсы, за счёт чего увеличивают число клиентов.

  • Например, обеспечивают более высокий уровень безопасности карты. Так, на физической карте банка из Гонконга MOX из всех реквизитов указаны только ФИО держателя. Другие данные можно найти в приложении. Это гарантирует, что посторонний человек не использует вашу карту для онлайн-оплаты.

  • У Monzo можно посмотреть свой ежемесячный кредитный рейтинг, а также воспользоваться руководством по его улучшению.
  • У Revolut можно завести ребёнку счёт учёта расходов. В приложении он может создавать цели для накопления, следить за расходами и выполнять задания родителей.

Эксперты считают, что модель, которую предлагают необанки, — услуги в удобном виртуальном формате — становится стандартом в финансовой отрасли.

Важной особенностью необанков является их гибкость и адаптивность, что помогает им опережать традиционные банки. Например, стартап из США Chime выявил, что клиенты используют дебетовые карты, а не кредитки, но при этом им важен кредитный рейтинг. Эта информация позволила ему запустить продукт-гибрид, в котором он совместил дебетовые и кредитные функции.

Подытожим

Развитие открытого банкинга в мире идет разными путями. Это связано с двумя факторами:

  • Как относится регулятор к концепции и есть ли регламентирующие её документы. Причём регулятор может стать как драйвером, так и ограничителем развития.
  • Какая ситуация на рынке, готов ли он к развитию открытого банкинга? Этот фактор является определяющим. Как мы видим, в Европе и США рынок «прогрет» для активного развития открытого банкинга и там появляются новые интересные проекты. А в странах Азиатско-Тихоокеанского региона только начинает «раскачиваться».

В следующей статье разберём, как развивается ситуация с открытым банкингом в нашей стране, какова роль регулятора и чем российская модель отличается от зарубежных.

1818
11
7 комментариев

Отличная статья!
Банки повторяют путь ОПСОСов - операторов мобильной связи.
Те уже лет 10 назад начали подключать к своим платформам MVNO -
мобильных виртуальных операторов связи.
(больше других на этом рынке преуспели Билайн с Теле2).
Так что за необанки можно не беспокоиться.
Всё идёт свои путём !
Ура, товарищи ! 

4

СУПЕР!

2
Автор

Спасибо за отзыв! Читайте продолжение: https://vc.ru/finance/250980-otkrytyy-banking-po-russki 

2

Крутая статья, ребята! Спасибо!

2
Автор

Спасибо! Выпустили вторую часть статьи с обзором ситуации в России: https://vc.ru/finance/250980-otkrytyy-banking-po-russki 

1

Что-то у меня возник некоторый диссонанс про США... Вот цитата: "Американский подход к развитию открытого банкинга выглядит так. Крупные банки разрабатывают собственные нестандартизированные API и выстраивают вокруг них экосистему", но при этом на самой первой схеме из статьи они находятся в левом ВЕРХНЕМ углу, который предполагает стандартизированные API. Так как же на самом деле?

1
Автор

Здравствуйте! Спасибо за внимательность. Действительно, похоже, что ошиблись в схеме.

1