Исследование EY и Yandex.Cloud: облака в российских компаниях все чаще закупают не айтишники, а бизнес
Более 75% опрошенных отметили, что заказчиками облачных сервисов в их компании выступают не только IT-подразделения. О других выводах исследования — как облака меняют российский бизнес, как компании выбирают провайдера и почему мигрируют не все — читайте в нашем блоге.
Выводы основаны на 15 глубинных интервью с руководителями ИТ-команд / CTO / CDO крупных российских компаний и государственных учреждений и подтверждены онлайн-анкетированием 720 организаций.
Зачем мигрируют
Распространено мнение, что облака — это вариант аренды ИТ-мощностей. Компании, и СМБ, и крупный бизнес, используют облачные мощности, чтобы сэкономить на обслуживании собственной инфраструктуры и найме дополнительных специалистов для ее поддержки.
В опросе респонденты, действительно, отметили снижение расходов на ИТ (46%) и недостаток/сложность привлечения специалистов (21%) как причины миграции в облако. Основными факторами перехода на облачные платформы в 2020 году компании-респонденты назвали увеличение нагрузки (57%) и объема обрабатываемых данных (52%).
Однако российский бизнес использует облачные технологии не только с целью экономии, но и из-за роста количества цифровых пилотов и экспериментов, а также из-за роста количества продуктов: об этом сказали 50% и 46% из опрашиваемых соответственно.
41% респондентов перешли в облако, потому что пришлось увеличить time-to-market. Быстрый запуск продуктов — new normal, к которой бизнесу пришлось адаптироваться в 2020 году со взлетом спроса на онлайн-сервисы. При этом сегодня компания может получить нужную уникальную технологию в облаке как услугу. Например, бизнес может взять технологию синтеза и распознавания речи из облака и силами собственной ИТ-команды настроить автоматизацию колл-центра, сократив нагрузку на операторов и статьи бюджета на обучение сотрудников.
Что останавливает
Безопасность данных остается главным триггером и барьером для миграции в облако. С этим согласилась почти половина респондентов, как с опытом использования облачных платформ, так и без. При этом в опросе отмечали фактор упрощения ИТ-архитектуры и повышения ее надежности в качестве одной из важных целей внедрения облачных сервисов.
На самом деле за безопасность отвечают все. В облачном бизнесе существует понятие разделяемой ответственности, когда за информационную безопасность в облаке отвечают и провайдер, и клиент. Конечно, провайдер несет ответственность за безопасность физической инфраструктуры и сетевых элементов, но и клиенты должны понимать свою роль в защите данных и приложений. Хорошей иллюстрацией этой проблемы является политика паролей: какие бы меры безопасности ни принимал облачный провайдер, все они бесполезны, если пользователи не применяют сложные пароли, двухфакторную аутентификацию и токены.
Как считают эффективность
Как показали глубинные интервью, компании с разным «облачным» опытом по-разному оценивают экономический эффект от внедрения облаков. Респонденты, которые давно используют облачные сервисы, при оценке экономического эффекта принимают во внимание не только прямые и косвенные затраты на ИТ, но часто и альтернативные издержки, упущенную выгоду.
По внутренним расчетам, на горизонте 3-х лет облако экономически эффективнее собственной инфраструктуры. Экономия достигается за счет сокращения издержек на резервное копирование, ФОТ и уменьшения времени на восстановление данных в случае сбоя
Зачастую компания принимает решение о миграции при подсчете расходов на ИТ-инфраструктуру. Считают, что с собственной инфраструктурой потратят больше времени и денег на закупку «железа», на получение лицензий, на найм и backoffice. По факту при таком раскладе теряется подсчет выгоды еще и на будущее: стабильная доступность сервисов в облаке может предотвратить потерю выручки, внедрение облачных сервисов ускорит запуск продуктов и выходы на новые рынки.
Что получают в итоге
При облачном подходе трансформируется не только ИТ компании, но и операционная модель всего бизнеса. В опросе 50% респондентов отметили, что с переходом в облако повысилась прозрачность и ответственность за затраты ИТ-отдела, 46% сказали о повышении ответственности за данные, а 35% — о том, что пользователями облаков становятся сотрудники бизнес-подразделений.
Интересно, что и само решение о покупке облачных сервисов принимается уже не только внутри ИТ-отдела. 48% компаний рассказали, что заказчиком облачных решений выступал именно бизнес.
Подписывайтесь на блог Yandex.Cloud, чтобы узнавать еще больше новостей и историй об IT и бизнесе.
Другие истории, которые активно читают наши подписчики: