Исследование функций поиска ТОП ecommerce-проектов РФ

В России работает тысячи интернет-магазинов: от небольших региональных до крупных интернет-площадок. Однако их объединяет одна задача – как превратить просто посетителя в покупателя. Функции, связанные с поиском на сайте, способствуют росту покупок и поддерживают пользователя. Недостаточно заметные окна поиска, отсутствие распознавания опечаток, ошибок или распространенных синонимов, нестандартное представление результатов, непродуманные фильтры – все это приносит большие неудобства. И, как следствие, интернет-магазин не реализует в полной мере свои возможности.

Все еще существует несоответствие между тем, как потребители ищут товары, и тем, как поиск обрабатывает запрос и предоставляет результаты. Команда специалистов SearchBooster решила проверить, насколько поиск самых популярных интернет-магазинов в России адаптирован к запросам пользователей. Для этого мы взяли ТОП 100 ecommerce-проектов РФ по рейтингу 2019 года* и проверили качество их внутреннего поиска (поиска по товарам).

*Рейтинг TOP100 крупнейших интернет-магазинов России 2019 года. В рейтинг включены сто крупнейших российских магазинов по объему онлайн-продаж по итогам 2019 года.

Цель исследования – повысить удобство пользования российских интернет-магазинов.

Предмет исследования – насколько эффективно сайты интернет-магазинов решают задачи пользователя при поиске товаров.

Методика исследования

Исследование включает в себя несколько этапов.

Формирование критериев оценки.

На первом этапе был определен набор тех функций, которые позволяют интернет-магазину максимально эффективно решать задачи пользователя.

Для оценки поиска интернет-магазинов было отобрано 11 критериев (функций). Подробнее о каждом из них.

Динамические фильтры

Динамическая фильтрация помогает отсеивать ненужные результаты поиска и находить товары с нужными характеристиками. В отличие от обычных фильтров, динамические – появляются в момент после введения запроса в строку поиска и подстраиваются под этот запрос. К примеру, динамические фильтры для телевизора и для туфель в одном и том же интернет-магазине будут отличаться.

Исследование функций поиска ТОП ecommerce-проектов РФ

Поддержка опечаток

Необходимым условием удобства использования поиска по сайту является высокая устойчивость к ошибкам. В данном исследовании мы проверяли адаптивность поиска к запросам с орфографическими ошибками, опечатками (как несколькими, так и одной в слове).

Исследование функций поиска ТОП ecommerce-проектов РФ

Поиск по синонимам

Во многих случаях покупатели вводят в поисковую строку названия товаров не так, как они загружены в каталогах. В некоторых поисковых решениях нужно будет добавить синонимы вручную в зависимости от товаров; в других – библиотеки синонимов создаются автоматически с использованием обработки естественного языка.

Исследование функций поиска ТОП ecommerce-проектов РФ

Поддержка неверной раскладки

Транслитерация на другие алфавиты и обратно – еще одна важная функция для сайтов ecommerce. Она позволяет клиентам использовать свой естественный язык письма и максимально быстро находить соответствующие продукты.

Исследование функций поиска ТОП ecommerce-проектов РФ

Поддержка словоформ

В идеале решение для поиска по сайту интернет-магазина должно уметь понимать и различать широкий спектр запросов: единственное и множественное число, падежные окончания и так далее.

Исследование функций поиска ТОП ecommerce-проектов РФ

Есть ли подсказки

Подсказки направляют пользователей на их пути к покупке, предлагая поисковые запросы, которые точно не закончатся страницами с нулевым результатом.

Исследование функций поиска ТОП ecommerce-проектов РФ

Подсказка по категориям

Когда клиент начинает вводить запрос в строке поиска, он может просто захотеть изучить, есть в данной категории продуктов. Предоставление им предложений по категориям – очень удобный способ дать им возможность просмотреть ваши продукты и найти тот, который они хотят купить. Это экономит время клиента и обеспечивает четкий путь, что упрощает взаимодействие с пользователем.

Исследование функций поиска ТОП ecommerce-проектов РФ

Подсказка «товар»

Люди, которые точно знают, какой продукт они хотят, могут быстро перейти на страницу продукта.

Исследование функций поиска ТОП ecommerce-проектов РФ

Подсказка «поисковые запросы»

Они могут помочь покупателям, у которых есть не до конца определенное представление о продукте, который они хотят купить.

Исследование функций поиска ТОП ecommerce-проектов РФ

Подсказка «собственные поисковые запросы»

Персонализация может фиксировать предыдущую историю поиска пользователя, чтобы показать ему более релевантные результаты во время текущего посещения.

Исследование функций поиска ТОП ecommerce-проектов РФ

Подсказка «бренды»

Предоставление предложений по конкретному бренду – способ дать пользователям возможность просмотреть конкретные продукты и найти тот, который они захотят купить. Это экономит время клиента и обеспечивает четкий путь, что упрощает взаимодействие с пользователем.

Исследование функций поиска ТОП ecommerce-проектов РФ

2. Отбор интернет-магазинов для исследования

Часть интернет-магазинов была недоступна для анализа, так как сайт был недоступен или поиск вовсе отсутствовал. Именно поэтому в финальную выборку попали 97 интернет-магазинов из списка ТОП 100 проектов ecommerce. Полученный список интернет-магазинов был проранжирован на основе категорий. Всего в списке оказалось 12 категорий:

  • FMCG;
  • автотовары;
  • книги и диски;
  • красота и здоровье;
  • одежда, обувь и аксессуары;
  • офис и бизнес;
  • подарки и развлечения;
  • спорт и активный отдых;
  • товары для детей;
  • товары для дома;
  • универсальные магазины;
  • электроника и техника.

3. Кабинетное исследование поиска интернет-магазинов

Каждый интернет-магазин, участвующий в исследовании, был проверен специалистами SearchBooster на наличие функций поиска, которые мы выделили на первом этапе.

4. Анализ данных

На основе собранных данных была составлена сводная таблица, проведен сравнительный анализ, определены недостатки и преимущества поиска интернет-магазинов, а также отличительные черты поиска в каждой категории.

Электроника и техника

Интернет-магазины электроники и техники показали самые высокие результаты среди других категорий практически по всем критериям (за исключением подсказки по брендам). Брендовые запросы – частое явление для интернет-магазинов. Однако подсказки в виде брендов реализованы только в 14 магазинах. Причем, чаще всего подсказки дают универсальные магазины и магазины электроники и техники.

Среди 21 рассматриваемых интернет-магазинов у:

  • 20 из них реализованы подсказки;
  • 4 – собственные поисковые запросы;
  • 13 – подсказка «поисковые запросы»;
  • 16 – подсказка «товары»;
  • 11 – подсказка «категории»;
  • 3 – подсказка «бренды»;
  • 13 – поддержка синонимов;
  • 14 – поддержка опечаток;
  • 13 – поддержка неверной раскладки;
  • 17 – поддержка словоформ;
  • 15 – поддержка фильтров.

Категория FMCG

В категории товаров повседневного спроса мы рассмотрели шесть интернет-магазинов. У всех из них были реализованы следующие функции:

  • поддержка опечаток;
  • поддержка неверной раскладки;
  • Поддержка словоформ.

У 5 из 6 магазинов есть подсказки.

Подсказок по брендам нет ни у одного магазина.

По остальным критериям результаты следующие:

  • 2 – собственные поисковые запросы;
  • 3 – подсказка «поисковые запросы»;
  • 4 – подсказка «товары»;
  • 4 – подсказка «категории»;
  • 5 – поддержка синонимов;
  • 3 – поддержка фильтров.

Автотовары

Анализ показал, что у этой категории наиболее слабо реализованы поисковые функции. Из пяти магазинов только у одного из них есть подсказки, у одного – поддержка опечаток и у одного подсказки по категориям. Подсказки по собственным поисковым запросам нет ни у одного магазина. Однако именно автотовары стали «лидерами» по такому критерию, как динамические фильтры. У всех из пяти рассматриваемых магазинов они присутствуют. Вот сводка остальных критериев:

  • 1 – подсказка «поисковые запросы»;
  • 1 – подсказка «товары»;
  • 0 – подсказка «бренды»;
  • 2 – поддержка синонимов;
  • 3 – поддержка неверной раскладки;
  • 4 – поддержка словоформ.

Книги и диски

Мы рассмотрели три магазина этой категории. Все они показали хорошие результаты. У каждого магазина реализованы следующие функции: подсказки, собственные поисковые запросы, поисковые запросы, категории, поддержка словоформ, опечаток и неверной раскладки. Ни у одного интернет-магазина не оказалось подсказки по брендам. Динамические фильтры и подсказки по товарам реализованы только у двух из трех магазинов, а поддержка синонимов только у одного.

Красота и здоровье

Из 15 рассмотренных интернет-магазинов ни у одного не оказалось подсказки по собственным поисковым запросам. Также мы увидели, что слабо реализованы подсказки по категориям и по брендам: у трех и у двух магазинов соответственно. Хотя именно у этой категории такие подсказки помогли бы пользователям быстрее найти необходимый продукт. Динамические фильтры и подсказки в целом реализованы у 11 магазинов. Что касается остальных результатов, то они следующие:

  • 5 – подсказка «поисковые запросы»;
  • 9 – подсказка «товары»;
  • 8 – поддержка синонимов;
  • 9 – поддержка опечаток;
  • 9 – поддержка неверной раскладки;
  • 10 – поддержка словоформ;

Универсальные магазины

Универсальные магазины стали одними из лидеров по реализации функций поиска. У всех из 11 рассматриваемых магазинов есть подсказки в поисковой строке. У 10 из 11 рассматриваемых магазинов реализованы следующие функции:

  • поисковые запросы;
  • категория;
  • поддержка синонимов;
  • неверной раскладки;
  • опечаток;
  • словоформы;
  • динамические фильтры.

Лишь у немногих магазинов мы нашли подсказки по брендам и собственным поисковым запросам: у четырех и у трех сайтов соответственно. У 9 из 11 магазинов поиск поддерживает подсказки по товарам.

Товары для дома

В этой категории лишь у одного из 11 рассматриваемых интернет-магазинов была обнаружена подсказка «собственные поисковые запросы». Также лишь на одном сайте был реализован поиск по брендам. Однако несколько поисковых функций присутствовали во всех магазинах: подсказки в поисковой строке и поддержка неверной раскладки появлялись у всех рассматриваемых сайтов. У 10 из 11 магазинов мы обнаружили подсказки по категориям. По остальным функциям результаты следующие:

  • у всех реализованы подсказки;
  • 9 – подсказка «товары»;
  • 8 – поддержка синонимов;
  • 9 – поддержка опечаток;
  • 8 – поддержка словоформ;
  • 9 – поддержка фильтров.

Товары для детей

Из четырех рассматриваемых интернет-магазинов подсказки в поисковой строке есть у трех. У одного из сайтов есть поиск по брендам (что редкость практически для всех категорий). Внимание в этой категории уделяется динамическим фильтрам, поддержке словоформ и поддержке опечаток: эти функции реализованы почти во всех магазинах (три из четырех в каждом из проверяемых критериев).

  • 3 – реализованы подсказки;
  • 1 – собственные поисковые запросы;
  • 3 – подсказка «товары»;
  • 2 – подсказка «категории»;
  • 2 – поддержка синонимов;
  • 2 – поддержка неверной раскладки.

Спорт и активный отдых

В списке оказалось лишь два интернет-магазина этой категории. У обоих были найдены следующие поисковые функции: подсказки, поисковые запросы, подсказки товары, подсказка категория, поддержка синонимов, словоформ и динамические фильтры.

Подарки и развлечения

В этой категории у всех из четырех интернет-магазинов поиск поддерживает словоформы. Подсказки и поддержка неверной раскладки есть у трех магазинов из четырех. Что касается поиска по брендам и собственных поисковых запросов, то ни один из рассматриваемых сайтов не поддерживает эти функции. По остальным критериям данные следующие:

  • 2 – подсказка «поисковые запросы»;
  • 2 – подсказка «товары»;
  • 2 – подсказка «категории»;
  • 2 – поддержка синонимов;
  • 1 – поддержка опечаток;
  • 1 – поддержка фильтров.

Офис и бизнес

У всех из трех рассматриваемых сайтов в поиске реализованы подсказки. Также все магазины поддерживают синонимы и у всех работают динамические фильтры. Не реализована ни у одного магазина функция подсказки товаров, что может принести пользователям определенные трудности при поиске товаров. Нет ни у одного магазина и поиска по брендам. Что касается подсказки по категориям, то здесь их поддерживает только один интернет-магазин. Остальные результаты анализа:

  • 1 – собственные поисковые запросы;
  • 3 – подсказка «поисковые запросы»;
  • 2 – поддержка опечаток;
  • 2 – поддержка неверной раскладки;
  • 2 – поддержка словоформ;

Одежда, обувь, аксессуары

Почти у всех рассматриваемых сайтов реализованы подсказки в поисковой строке: 10 магазинов из 12. Что касается собственных поисковых запросов, то здесь эта функция не представлена ни в одном интернет-магазине. Не на всех сайтах реализованы и подсказки брендов: всего лишь два магазина из 12. Подсказки по товарам есть также только у двух магазинов. По остальным критериям результаты следующие:

  • 9 – подсказка «поисковые запросы»;
  • 5 – подсказка «категории»;
  • 9 – поддержка синонимов;
  • 10 – поддержка опечаток;
  • 7 – поддержка неверной раскладки;
  • 11 – поддержка словоформ;
  • 8 – поддержка фильтров.

Общие выводы

  • Брендовые запросы – частое явление для интернет-магазинов. Однако подсказки в виде брендов реализованы только в 14 магазинах. Причем, чаще всего (и это логичнее всего), подсказки дают универсальные магазины и магазины электроники и техники. Меньше всего подсказки у категории «Красота и здоровье».
  • Еще одна редкая функция в проанализированный интернет-магазинах – это собственные поисковые запросы. Они встретились только у 16 сайтов. В категории «Книги и диски» эта функция реализована у всех интернет-магазинов. В категориях «Автотовары», «Красота и здоровье», «Одежда и обувь», а также «Подарки и развлечения» эта функция отсутствует.
  • Даже если все продукты в интернет-магазине легко написать по буквам, все равно приходится учитывать опечатки и автокоррекцию, особенно с учетом процента потребителей, совершающих покупки с мобильных устройств. Особенно актуальная автокоррекция для интернет-аптек. Однако мы заметили, что именно у этой подкатегории в разделе «Красота и здоровья» меньше всего реализована поддержка опечаток. Что касается общего процента, то 71% рассмотренных интернет-магазинов поддерживают опечатки, а 72% также распознают неправильную раскладку клавиатуры.
  • Динамическая фильтрация – это один из параметров, который присутствует во всех категориях. Только у категории «Подарки и развлечения» этот параметр показал наименьший процент реализации. Если брать общий список магазинов, то динамическая фильтрация реализована у 75% рассматриваемых сайтов.

Каждый бизнес выбирает для себя удобный вариант реализации поиска на сайте интернет-магазина. Однако не всегда он может поддерживать все необходимые функции. Мы убедились, что даже у крупных интернет-магазинов, с собственными IT-отделами, в поиске все равно есть определенные недочеты.

Стороннее поисковое решение – это вариант как для крупных интернет-магазинов, так и для небольшого бизнеса, у которого нет собственной команды разработчиков. Основное преимущество – это то, что все важные функции могут быть внедрены сразу. Вместо того, чтобы тратить много времени на изучение поведения потребителей в отношении функций поиска и пользовательского опыта, компания может сосредоточиться на реализации своих бизнес-целей.

SearchBooster тесно сотрудничает с брендами электронной коммерции всех размеров, чтобы помочь улучшить поиск по сайту. Узнать обо всех функциях можно в течение бесплатного 14-дневного пробного периода, который SearchBooster предоставляет каждому пользователю.

55
2 комментария

Было бы интересно узнать какие конкретно маркетплейсы были рассмотрены, помимо крупных игроков) Занимательная статья!

1
Ответить

Спасибо за отзыв.
Надеюсь, что в ближайшее время выпустим еще одну с четким списком всех, кого изучали =)

Ответить