{"id":8721,"title":"\u0427\u0442\u043e \u043f\u043e\u043b\u0435\u0437\u043d\u043e\u0433\u043e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u0441\u0434\u0435\u043b\u0430\u0442\u044c \u0438\u0437 \u0440\u044b\u0431\u044c\u0435\u0439 \u0447\u0435\u0448\u0443\u0438","url":"\/redirect?component=advertising&id=8721&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/316632-odezhda-kotoraya-rastet-vmeste-s-rebenkom-biotoplivo-i-krossovki-iz-chaynogo-griba&placeBit=1&hash=3f7bfd5e764a97a666a0f91fc9e9278a2147bac49abdacebb6449b781d4d5ca0","isPaidAndBannersEnabled":false}

«85% экосистем умирают»: почему эта бизнес-модель может не прижиться в России Статьи редакции

Мнения глав Ozon, «Яндекса», BCG и Центробанка.

На Петербургском экономическом форуме дискутировали о том, почему в России нет экосистем сейчас и не появится много в дальнейшем, как к ним относится власть и чем они могут помочь малому бизнесу.

Собрали главные мысли спикеров.

Какой должна быть экосистема и почему в России нет ни одной

Управляющий директор и партнёр консалтинговой компании BCG Макс Хаузер рассказал, что по результатам их исследования, 85% всех экосистем умирают.

По его мнению, в России до сих пор не существует экосистем, но их сейчас пытаются построить «Яндекс» и «Сбер». При этом «Яндекс» пока находится в начале пути, а сервисы «Сбера» ещё недостаточно интегрированы между собой.

То, что сейчас делают коллеги в «Яндексе», «Сбере» и «Тинькофф», происходит в мире уже последние 50-100 лет и называется диверсификация.

У них есть своя клиентская база, они её начинают монетизировать и удерживать клиентов новыми продуктами и предложениями. Такое 30 лет назад делали General Electric.

Макс Хаузер

По мнению Хаузера, ни одну платформу в России нельзя назвать экосистемой, потому что они обслуживают простые потребности клиентов — поесть, одеться, передвигаться, — но не удовлетворяют комплексные.

Эмоциональные или комплексные потребности строятся вокруг семьи, здоровья и личности самого клиента. Их очень сложно встроить в одну экосистему, потому что этими данными никто не хочет делиться и удовлетворить такие нужды гораздо сложнее, считает спикер.

Пример реальной экосистемы для Хаузера — это китайские платформы типа WeChat, который обслуживает все его потребности.

Экосистемы уже попробовали строить «Яндекс», «Сбер», «Тинькофф» и Mail.ru Group, но самостоятельно у них это не очень получается. Мне кажется, такая бизнес-модель в России сработает, если нескольких лидирующих в своей сфере игроков объединятся вместе и построят экосистему.

Но у меня вопрос к регуляторам: почему в России банки и компании, которые сохраняют деньги граждан, начинают инвестировать в развитие экосистем? Почему вместо того, чтобы беречь и умножать деньги населения, они спекулируют ими в той сфере, где в 85% случаев бизнес ожидает провал?

Макс Хаузер

В России будет не больше 10 экосистем

Первый зампред Банка России Сергей Швецов ответил Хаузеру, что Центробанк беспокоится по поводу строительства экосистем за счёт кредиторов и вкладчиков.

Этому вопросу будет посвящена вторая часть нового доклада Центробанка и панель на Международном финансовом конгрессе, сказал Швецов.

В целом к экосистемам в России он настроен положительно, но считает, что в стране не такой большой рынок, чтобы на нём появилось много экосистемных игроков.

Главный вопрос в том, достаточен ли объём российского рынка с точки зрения выручки, чтобы на нём было несколько сильных игроков. У Google и Amazon есть весь мир, у китайских компаний — больше 1 млрд населения, которые могут пользоваться несколькими экосистемами.

У нас же население — 147 млн человек. Не самое богатое, которое ещё и научилось пользоваться иностранными экосистемами. Если в России экосистем станет реально много, непонятно, хватит ли им средств, чтобы финансировать все свои новые технологии и сервисы.

При этом конкуренция между экосистемами тоже должна быть, и мы вместе с ФАС и Минэком сделаем всё, чтобы в России не было доминирующего игрока. Но экосистем в стране будет меньше 10, учитывая ёмкость нашего рынка.

Сергей Швецов

Почему Ozon не подходит эта бизнес-модель

Генеральный директор Ozon Александр Шульгин не относит Ozon к экосистемам, потому что компания не навязывает своим партнёрам какой-либо сервис.

Изначально Ozon был торговой организацией: мы закупали и продавали товары. Сейчас мы мигрируем в сторону площадки, поэтому позволяем компаниям самим решать, что продавать и по какой цене, использовать инфраструктуру Ozon или нет.

Это очень важно, потому что не ограничивая никак выбор для продавцов, мы позволяем им стать более эффективными и выбирать ту бизнес-модель, которая для них оптимальна.

Александр Шульгин

По словам Шульгина, Ozon купил «Оней-банк», чтобы делиться информацией о своих партнёрах с банками и повысить доступность кредитования для среднего и малого бизнеса.

Я вот статейку недавно читал про шампанские ярмарки 12-13 века. Уже тогда торговля объединялась с финансовыми инструментами, потому что расчёты проводились после окончания ярмарки.

Этой практике уже почти 10 веков, это очевидная синергия, поэтому мы и пошли в финансовую сферу. Но в какую-то отдалённую область этого рынка мы ней пойдём, потому что мы не сделаем там что-то лучше чем те, кто уже есть на этом рынке.

Александр Шульгин

Как экосистемы могут помочь малому бизнесу

Управляющий директор «Яндекса» Тигран Худавердян поспорил с Шульгиным на бутылку шампанского о том, что Ozon в итоге станет экосистемой примерно через пять лет.

Это естественное развитие, через которое прошёл и «Яндекс». Семь лет назад мы занимались одним типом бизнеса — рекламным. Три года тому назад у нас отросла новая нога — транспортные сервисы. И сейчас мы взялись за третью ногу — электронная коммерция.

У Ozon пока первая нога сильная и со временем, мне кажется, возникнут новые. В e-commerce сейчас большие платформы давят на игроков второго эшелона, которые раньше торговали на большие суммы. Но вместе с тем они дают возможность выйти на рынок тысячам более мелких игроков.

Любые экосистемы и платформы существенно расширяют рынок — это инструмент развития экономики. До этого такими экосистемами были торговые центры, где люди могли посетить сразу несколько магазинов. Маленькие продавцы, которые встроились в эту модель, выросли, а остальные проиграли конкуренцию.

Тигран Худавердян
0
25 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...

В России на самом деле было и есть множество экосистем. Конечно, не все такого федерального масштаба, как Сбер, Яндекс. 
Например, многие ОПГ не просто контроллируют, а владеют бизнесами в разных сферах на своих территориях. Многие из них работают с 90-ых, 2000-ых годов. Их можно назвать экосистемами.
Известная экосистема - ГК СОК, владевшая когда-то тольяттинским автозаводом, занимавшаяся установкой окон и ещё кучей всяких бизнесов. Автозавод при них процветал, а потом автозавод у них отжали, не буду упоминать кто) 
Связной - магазин сотовой связи и банк. Кстати, что с ним случилось? 
Есть скромные люди не из ОПГ и власти, организовавшие экосистемы, о которых мало кто знает. И даже в селах такие есть, у которых во владении бывшие колхозы, все магазины в районе, производства и не только.
И существуют такие экосистемы в России уже не один десяток лет. 

11

Комментарий удален по просьбе пользователя

1

Может потому что у россиян нет денег? 

1

Потому что у нас коррупция и все сложные схемы лишний повод для воровства. Все большие фирмы скатывается в треш, теряют лицо для обычных людей и люди бояться глубже связываться. Вот меня яндекс не раз подводил я теперь их софт и сервисы избегаю и боюсь ставить. Все знают что карты лучше у 2gis и вот зачем нужны карты яндекса в их экосистеме если они хуже? Почта России плохо с доставкой справляется вечные очереди в отделениях а они продуктами торгуют и банк открыли вот какой нормальный человек туда за едой пойдёт?  ред.

2

Толи господин Хаузер затупил, толи цитата не верная. Но "диверсификация", это не то чем занимается Яндекс или Сбер. "Диверсификация" это то, что делает Facebook или mail.ru

0

Развитие не взаимосвязанных напрямую направлений бизнеса - это и есть диверсификация. И таки из рекламы в транспорт и екомм - отличный пример.

3

Нет. Диверсификация - это всего лишь расширение ассортимента. Если бабулька торговала на остановке семечками, а на следующий день добавила в свой ассортимент жаренные орешки - это тоже диверсификация, то есть расширение ассортимента. Потом добавила в ассортимент бампера для Жигулей - это тоже диверсификация. Потом стала заодно чистить прохожим обувь - и это тоже диверсификация. 

–1

Да нифига это не расширение ассортимента.
Суть диверсификации - охват новые сегментов рынка. Предоставление новых услуг, в частности, не является ассортиментом товаров. А то о чем говорят, имея ввиду экосистему, то что в России сейчас началась гонка по построению экосистем. Экосистема строиться через диверсификацию, так как бизнес обязан расширять спектр своих сегментов рынка, чтобы организоваться в экосистему и закрыть весомую часть потребностей клиента. Клиент не должен выбирать между сервисами, между фирмами, клиент должен выбирать между экосистемами, стать к ним лояльным, сразу ко всем брендам этой экосистемы.
Из одного приложения вы заказываете еду, такси, звоните, покупаете, под одним аккаунтом, может быть даже через чат бота, и это прекрасно, как по мне.
При этом экосистема должна быть связанной, что означает, что ваши товары, услуги и пр. должны быть, в некотором смысле, объединены последовательно логически, например: вы смотрите пробки, чтобы заказать такси, заказываете такси, по пути заказываете еду домой и т.д., - и все из одного приложения. Вы не должны выходить из приложения при выполнении стандартных паттернов. Собственно именно поэтому в России все покупают банки, чтобы иметь возможность проводить транзакции по предоставляем услугам по своим условиям. И покупка е-мобиля сбером, банка - озоном и Яндексом - это именно этот процесс.

3

Ага, спасибо за экскурс в википедию.

Яндекс расширяется горизонтально и как раз идет только туда, где можно качать через свою рекламную сеть (только транспорт исключение). И если такси и можно назвать диверсификацией производств, то к диверсификации бизнеса это все мало имеет отношение.

0

Диверсификация - это просто расширение ассортимента товаров и/или услуг. Был просто поисковик, а стал ещё и навигатором - это диверсификация. Добавил ещё услуги такси - тоже диверсификация. Добавил доставку еды - тоже диверсификация.

0

а в чем различия между тем, что делает яндекс и фейсбук ?

0

Кстати, из них озон уже 20 лет как бы банкрот, но инвесторы продолжают вкладывать в него миллиарды долларов.

Интересно, почему?? 🤔

0

Вы теплое с мягким не путайте, с чего это озон банкрот? Банкротом был бы, если бы не мог выполнять свои финансовые обязательства.

3

Это просто потолок развития. Гиганты российского потребительского рынка почувствовали этот потолок или нарисовали его в своих схемах. Дальше этого потолка рынок расти не будет, а финансы есть. Выход на зарубежные рынки для российских компаний ограничен. Осталось искать и отжимать другие сектора рынка конечных потребителей. Отсюда и экосистема. На мой взгляд экосистема убыточна всегда, но менеджерам высшего звена нужно куда-то развиваться, показывать свою активность, расходовать бюджеты.

1

Ты хочешь сказать, что яндекс-такси себе в убыток работают?)

0

Яндекс такси - это не экосистема, это отдельный сегмент системы. Отдельные сегменты могут иметь прибыль. Но есть к примеру Uber, который отчитывается об убытках, на далеко ли Яндекс.такси ушли от Uberа.
Написав про убыток, нужно понимать, что для крупных корпораций прибыль не имеет никакого значения. Это просто запись в бухгалтерских отчётах, не более. Сделать прибыль или убыток за истекший период можно с помощью простой игры с цифрами в отчётности. Для корпораций важно постоянное наращивание оборота и денежного потока. Даже за счёт не оптимальных инвестиций в различные смежные отрасли, типа развития экосистемы. Туда вложили, здесь прикупили, глядишь может что и выстрелит. Нет, ни и ладно. Зато доля в рынке занята по данному сегменту занята, оборот растет, отчётность шикарная.

0

Ягдекс и сбер не умеют в экосистему. Чтобы удержать человека в экосистеме должна быть некая синергия сервисов и услуг, где каждая услуга помогает или улучшает другую, взаимодействует с ней. А наши гиганты стараются нажиться по максимуму на Каждом элементе системы, поэтому яндекс дом не взоетит вместе с Алисой, сбер асистенты так и останутся довольно бесполезным куском приложения, а маруся так и останется игрушкой.

0

У нас куча народу живут с деревянными толчками на улице и ведром на ночь. Может быть это главная причина, по которой до "умных домов" в России ещё ползти и ползти?

2

То, что сейчас делают коллеги в «Яндексе», «Сбере» и «Тинькофф», происходит в мире уже последние 50-100 лет и называется диверсификация. Такое 30 лет назад делали General Electric.

Опять всё слизано с бездуховного запада. В голосину.

0

Если посмотреть на структуру выручки российских экосистем, наибольшую долю приносит основной вид деятельности: у Сбера это - кредитование; у Яндекса - поиск и портал Яндекс. Т.е. сейчас фактически, создаваемые сервисы пока позволяют пылесосить рынок в поисках новых клиентов, которых можно монетизировать в своем основном прибыльном бизнесе.
Но у Яндекса из года в год доля выручки на поиск умешается на 10% и сейчас она составляет уже чуть меньше 50%.

0

Убыточный- значит банкрот, какие проблемы.

0

Откуда такая бредовая информация?)

0

Погуглите определение банкрота) Можно стать банкротом, имея прибыль. Можно десятилетия быть убыточным, но не банкротиться

0

Комментарий удален

Комментарий удален

очевидно что в крысином королевстве начинают строить экосистему "ГУЛАГ" - это единственная экосистема которая востребована для существования данного государственного строя...

0

Комментарий удален

Комментарий удален

Но у меня вопрос к регуляторам: почему в России банки и компании, которые сохраняют деньги граждан, начинают инвестировать в развитие экосистем? Почему вместо того, чтобы беречь и умножать деньги населения, они спекулируют ими в той сфере, где в 85% случаев бизнес ожидает провал?

Точно Макс, вот и у нас этот вопрос уже давно.

0
Читать все 25 комментариев
Ложь, статистика и бизнес-анализ (в ИТ)

Давайте посмотрим, кто такой бизнес-аналитик (сначала не в ИТ, потом в ИТ), чего от него ждут, чем он должен заниматься и что он делает на самом деле.

Из науки в IT: как создать свой стартап и стать преподавателем

Как перейти в IT из другой сферы? Как разработать курс, которому нет аналогов? Как студенту получить максимум пользы от занятий? Рассказывает преподаватель OTUS Сергей Окатов, руководитель курсов «Kotlin Backend Developer» и «Kotlin Developer. Basic».

Что Tele2 предлагает клиентам в «черную пятницу»

На главной распродаже года клиентов компании ждут сразу несколько интересных предложений: скидки на смартфоны, пакеты SMS и безлимитный трафик на YouTube, Яндекс.Карты, Яндекс.Навигатор.

Сервис Boxberry по доставке посылок из США в Россию не умеет забирать посылки из почтового отделения, товар потерян?

Прочитала статью и решила воспользоваться сервисом, заказав товар на eBay.com:

Бизнес — как ребенок: как мамы совмещают свое дело с заботой о детях

Как совмещать бизнес и семью? Ко Дню матери своими историями поделились бизнесвумен, которые работают c ЮKassa и занимаются детьми. Читайте, как им удается сохранять жизненный баланс и добиваться успеха.

Потратили $1 млн на клинику для профилактики здоровья зубов в Москве — и через десять месяцев закрыли проект

История о неудачном запуске монопродукта в стоматологии — его пришлось переформатировать.

Та самая клиника
Бот, который сделает маму счастливее

Kind Bot напечатает и отправит по почте фото вашей маме. В 2 клика.

Пятерочка списала баллы вместе с деньгами и не желает исправлять ситуацию

Так получилось, что за покупками в основном ходим в пятёрочку, есть их "Выручай-карта" на которую копятся бонусы с покупок. 28.09.21 решил использовать эти бонусы в магазине по адресу Москва. Ул. Лухмановская 17А. При оплате терминал, со слов продавцов выдал ошибку, о невозможности списания баллов, и я оплатил деньгами. Вышло так, что списались и…

Хочу кухню как у подруги: зачем в Циан сделали поиск квартир по фото

Рассказывает Юлия Зыкова, руководитель команды «Аудитория» в Циан.

Комиссия за отмененное снятие наличных и некомпетентная поддержка Альфа-Банка

Месяц назад я решил в очередной раз съездить отдохнуть в Египет и, в том числе, заглянуть в Каир. И вот там мне понадобилось снять наличные деньги с карты Альфа-Банка (в Египте пока все очень любит наличные и не любят принимать платежи картами). Это было не первое и не последнее снятие наличных, но проблемы возникли именно с ним.

Завод по производству идей. Как работают акселераторы, зачем они нужны стартапам и куда идти с идеей прямо сейчас

По данным Startup Genome, 9 из 10 стартапов терпят неудачу. Возможных причин «смерти» много: недостаточно протестированная гипотеза, неподтвержденная юнит-экономика, неверная стратегия или просто неудача в подходе к продажам.

null