{"id":13760,"url":"\/distributions\/13760\/click?bit=1&hash=3388ba15c914e93bf42e7b84a842bfb878869a35e460a86df78995d13819ad04","title":"\u041f\u0440\u043e\u0434\u044e\u0441\u0435\u0440\u044b vc.ru \u043f\u0440\u043e\u0432\u0435\u0440\u044f\u044e\u0442 \u0448\u0443\u043c\u043e\u0434\u0430\u0432 \u0432 \u0422\u0431\u0438\u043b\u0438\u0441\u0438","buttonText":"\u042d\u0442\u043e \u043a\u0430\u043a?","imageUuid":"bf749ef5-3154-5029-a8d8-4dcbcbfac3ff","isPaidAndBannersEnabled":false}

«85% экосистем умирают»: почему эта бизнес-модель может не прижиться в России Статьи редакции

Мнения глав Ozon, «Яндекса», BCG и Центробанка.

На Петербургском экономическом форуме дискутировали о том, почему в России нет экосистем сейчас и не появится много в дальнейшем, как к ним относится власть и чем они могут помочь малому бизнесу.

Собрали главные мысли спикеров.

Какой должна быть экосистема и почему в России нет ни одной

Управляющий директор и партнёр консалтинговой компании BCG Макс Хаузер рассказал, что по результатам их исследования, 85% всех экосистем умирают.

По его мнению, в России до сих пор не существует экосистем, но их сейчас пытаются построить «Яндекс» и «Сбер». При этом «Яндекс» пока находится в начале пути, а сервисы «Сбера» ещё недостаточно интегрированы между собой.

То, что сейчас делают коллеги в «Яндексе», «Сбере» и «Тинькофф», происходит в мире уже последние 50-100 лет и называется диверсификация.

У них есть своя клиентская база, они её начинают монетизировать и удерживать клиентов новыми продуктами и предложениями. Такое 30 лет назад делали General Electric.

Макс Хаузер

По мнению Хаузера, ни одну платформу в России нельзя назвать экосистемой, потому что они обслуживают простые потребности клиентов — поесть, одеться, передвигаться, — но не удовлетворяют комплексные.

Эмоциональные или комплексные потребности строятся вокруг семьи, здоровья и личности самого клиента. Их очень сложно встроить в одну экосистему, потому что этими данными никто не хочет делиться и удовлетворить такие нужды гораздо сложнее, считает спикер.

Пример реальной экосистемы для Хаузера — это китайские платформы типа WeChat, который обслуживает все его потребности.

Экосистемы уже попробовали строить «Яндекс», «Сбер», «Тинькофф» и Mail.ru Group, но самостоятельно у них это не очень получается. Мне кажется, такая бизнес-модель в России сработает, если нескольких лидирующих в своей сфере игроков объединятся вместе и построят экосистему.

Но у меня вопрос к регуляторам: почему в России банки и компании, которые сохраняют деньги граждан, начинают инвестировать в развитие экосистем? Почему вместо того, чтобы беречь и умножать деньги населения, они спекулируют ими в той сфере, где в 85% случаев бизнес ожидает провал?

Макс Хаузер

В России будет не больше 10 экосистем

Первый зампред Банка России Сергей Швецов ответил Хаузеру, что Центробанк беспокоится по поводу строительства экосистем за счёт кредиторов и вкладчиков.

Этому вопросу будет посвящена вторая часть нового доклада Центробанка и панель на Международном финансовом конгрессе, сказал Швецов.

В целом к экосистемам в России он настроен положительно, но считает, что в стране не такой большой рынок, чтобы на нём появилось много экосистемных игроков.

Главный вопрос в том, достаточен ли объём российского рынка с точки зрения выручки, чтобы на нём было несколько сильных игроков. У Google и Amazon есть весь мир, у китайских компаний — больше 1 млрд населения, которые могут пользоваться несколькими экосистемами.

У нас же население — 147 млн человек. Не самое богатое, которое ещё и научилось пользоваться иностранными экосистемами. Если в России экосистем станет реально много, непонятно, хватит ли им средств, чтобы финансировать все свои новые технологии и сервисы.

При этом конкуренция между экосистемами тоже должна быть, и мы вместе с ФАС и Минэком сделаем всё, чтобы в России не было доминирующего игрока. Но экосистем в стране будет меньше 10, учитывая ёмкость нашего рынка.

Сергей Швецов

Почему Ozon не подходит эта бизнес-модель

Генеральный директор Ozon Александр Шульгин не относит Ozon к экосистемам, потому что компания не навязывает своим партнёрам какой-либо сервис.

Изначально Ozon был торговой организацией: мы закупали и продавали товары. Сейчас мы мигрируем в сторону площадки, поэтому позволяем компаниям самим решать, что продавать и по какой цене, использовать инфраструктуру Ozon или нет.

Это очень важно, потому что не ограничивая никак выбор для продавцов, мы позволяем им стать более эффективными и выбирать ту бизнес-модель, которая для них оптимальна.

Александр Шульгин

По словам Шульгина, Ozon купил «Оней-банк», чтобы делиться информацией о своих партнёрах с банками и повысить доступность кредитования для среднего и малого бизнеса.

Я вот статейку недавно читал про шампанские ярмарки 12-13 века. Уже тогда торговля объединялась с финансовыми инструментами, потому что расчёты проводились после окончания ярмарки.

Этой практике уже почти 10 веков, это очевидная синергия, поэтому мы и пошли в финансовую сферу. Но в какую-то отдалённую область этого рынка мы ней пойдём, потому что мы не сделаем там что-то лучше чем те, кто уже есть на этом рынке.

Александр Шульгин

Как экосистемы могут помочь малому бизнесу

Управляющий директор «Яндекса» Тигран Худавердян поспорил с Шульгиным на бутылку шампанского о том, что Ozon в итоге станет экосистемой примерно через пять лет.

Это естественное развитие, через которое прошёл и «Яндекс». Семь лет назад мы занимались одним типом бизнеса — рекламным. Три года тому назад у нас отросла новая нога — транспортные сервисы. И сейчас мы взялись за третью ногу — электронная коммерция.

У Ozon пока первая нога сильная и со временем, мне кажется, возникнут новые. В e-commerce сейчас большие платформы давят на игроков второго эшелона, которые раньше торговали на большие суммы. Но вместе с тем они дают возможность выйти на рынок тысячам более мелких игроков.

Любые экосистемы и платформы существенно расширяют рынок — это инструмент развития экономики. До этого такими экосистемами были торговые центры, где люди могли посетить сразу несколько магазинов. Маленькие продавцы, которые встроились в эту модель, выросли, а остальные проиграли конкуренцию.

Тигран Худавердян
0
25 комментариев
Написать комментарий...
Против Спама

В России на самом деле было и есть множество экосистем. Конечно, не все такого федерального масштаба, как Сбер, Яндекс. 
Например, многие ОПГ не просто контроллируют, а владеют бизнесами в разных сферах на своих территориях. Многие из них работают с 90-ых, 2000-ых годов. Их можно назвать экосистемами.
Известная экосистема - ГК СОК, владевшая когда-то тольяттинским автозаводом, занимавшаяся установкой окон и ещё кучей всяких бизнесов. Автозавод при них процветал, а потом автозавод у них отжали, не буду упоминать кто) 
Связной - магазин сотовой связи и банк. Кстати, что с ним случилось? 
Есть скромные люди не из ОПГ и власти, организовавшие экосистемы, о которых мало кто знает. И даже в селах такие есть, у которых во владении бывшие колхозы, все магазины в районе, производства и не только.
И существуют такие экосистемы в России уже не один десяток лет. 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Сережа Орехов

Может потому что у россиян нет денег? 

Ответить
Развернуть ветку
Dmitriy

Потому что у нас коррупция и все сложные схемы лишний повод для воровства. Все большие фирмы скатывается в треш, теряют лицо для обычных людей и люди бояться глубже связываться. Вот меня яндекс не раз подводил я теперь их софт и сервисы избегаю и боюсь ставить. Все знают что карты лучше у 2gis и вот зачем нужны карты яндекса в их экосистеме если они хуже? Почта России плохо с доставкой справляется вечные очереди в отделениях а они продуктами торгуют и банк открыли вот какой нормальный человек туда за едой пойдёт? 

Ответить
Развернуть ветку
Riddick

Толи господин Хаузер затупил, толи цитата не верная. Но "диверсификация", это не то чем занимается Яндекс или Сбер. "Диверсификация" это то, что делает Facebook или mail.ru

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Швайковский

Развитие не взаимосвязанных напрямую направлений бизнеса - это и есть диверсификация. И таки из рекламы в транспорт и екомм - отличный пример.

Ответить
Развернуть ветку
Против Спама

Нет. Диверсификация - это всего лишь расширение ассортимента. Если бабулька торговала на остановке семечками, а на следующий день добавила в свой ассортимент жаренные орешки - это тоже диверсификация, то есть расширение ассортимента. Потом добавила в ассортимент бампера для Жигулей - это тоже диверсификация. Потом стала заодно чистить прохожим обувь - и это тоже диверсификация. 

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Воронов

Да нифига это не расширение ассортимента.
Суть диверсификации - охват новые сегментов рынка. Предоставление новых услуг, в частности, не является ассортиментом товаров. А то о чем говорят, имея ввиду экосистему, то что в России сейчас началась гонка по построению экосистем. Экосистема строиться через диверсификацию, так как бизнес обязан расширять спектр своих сегментов рынка, чтобы организоваться в экосистему и закрыть весомую часть потребностей клиента. Клиент не должен выбирать между сервисами, между фирмами, клиент должен выбирать между экосистемами, стать к ним лояльным, сразу ко всем брендам этой экосистемы.
Из одного приложения вы заказываете еду, такси, звоните, покупаете, под одним аккаунтом, может быть даже через чат бота, и это прекрасно, как по мне.
При этом экосистема должна быть связанной, что означает, что ваши товары, услуги и пр. должны быть, в некотором смысле, объединены последовательно логически, например: вы смотрите пробки, чтобы заказать такси, заказываете такси, по пути заказываете еду домой и т.д., - и все из одного приложения. Вы не должны выходить из приложения при выполнении стандартных паттернов. Собственно именно поэтому в России все покупают банки, чтобы иметь возможность проводить транзакции по предоставляем услугам по своим условиям. И покупка е-мобиля сбером, банка - озоном и Яндексом - это именно этот процесс.

Ответить
Развернуть ветку
Riddick

Ага, спасибо за экскурс в википедию.

Яндекс расширяется горизонтально и как раз идет только туда, где можно качать через свою рекламную сеть (только транспорт исключение). И если такси и можно назвать диверсификацией производств, то к диверсификации бизнеса это все мало имеет отношение.

Ответить
Развернуть ветку
Против Спама

Диверсификация - это просто расширение ассортимента товаров и/или услуг. Был просто поисковик, а стал ещё и навигатором - это диверсификация. Добавил ещё услуги такси - тоже диверсификация. Добавил доставку еды - тоже диверсификация.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Михайлов

а в чем различия между тем, что делает яндекс и фейсбук ?

Ответить
Развернуть ветку
Otto Blotto

Кстати, из них озон уже 20 лет как бы банкрот, но инвесторы продолжают вкладывать в него миллиарды долларов.

Интересно, почему?? 🤔

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin

Вы теплое с мягким не путайте, с чего это озон банкрот? Банкротом был бы, если бы не мог выполнять свои финансовые обязательства.

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Sivolobov

Это просто потолок развития. Гиганты российского потребительского рынка почувствовали этот потолок или нарисовали его в своих схемах. Дальше этого потолка рынок расти не будет, а финансы есть. Выход на зарубежные рынки для российских компаний ограничен. Осталось искать и отжимать другие сектора рынка конечных потребителей. Отсюда и экосистема. На мой взгляд экосистема убыточна всегда, но менеджерам высшего звена нужно куда-то развиваться, показывать свою активность, расходовать бюджеты.

Ответить
Развернуть ветку
Артём Зайцев

Ты хочешь сказать, что яндекс-такси себе в убыток работают?)

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Sivolobov

Яндекс такси - это не экосистема, это отдельный сегмент системы. Отдельные сегменты могут иметь прибыль. Но есть к примеру Uber, который отчитывается об убытках, на далеко ли Яндекс.такси ушли от Uberа.
Написав про убыток, нужно понимать, что для крупных корпораций прибыль не имеет никакого значения. Это просто запись в бухгалтерских отчётах, не более. Сделать прибыль или убыток за истекший период можно с помощью простой игры с цифрами в отчётности. Для корпораций важно постоянное наращивание оборота и денежного потока. Даже за счёт не оптимальных инвестиций в различные смежные отрасли, типа развития экосистемы. Туда вложили, здесь прикупили, глядишь может что и выстрелит. Нет, ни и ладно. Зато доля в рынке занята по данному сегменту занята, оборот растет, отчётность шикарная.

Ответить
Развернуть ветку
Георгий Атанасов

Ягдекс и сбер не умеют в экосистему. Чтобы удержать человека в экосистеме должна быть некая синергия сервисов и услуг, где каждая услуга помогает или улучшает другую, взаимодействует с ней. А наши гиганты стараются нажиться по максимуму на Каждом элементе системы, поэтому яндекс дом не взоетит вместе с Алисой, сбер асистенты так и останутся довольно бесполезным куском приложения, а маруся так и останется игрушкой.

Ответить
Развернуть ветку
Пуганный Аноним

У нас куча народу живут с деревянными толчками на улице и ведром на ночь. Может быть это главная причина, по которой до "умных домов" в России ещё ползти и ползти?

Ответить
Развернуть ветку
Артем Акулов
То, что сейчас делают коллеги в «Яндексе», «Сбере» и «Тинькофф», происходит в мире уже последние 50-100 лет и называется диверсификация. Такое 30 лет назад делали General Electric.

Опять всё слизано с бездуховного запада. В голосину.

Ответить
Развернуть ветку
Sigvard Ruegen

Если посмотреть на структуру выручки российских экосистем, наибольшую долю приносит основной вид деятельности: у Сбера это - кредитование; у Яндекса - поиск и портал Яндекс. Т.е. сейчас фактически, создаваемые сервисы пока позволяют пылесосить рынок в поисках новых клиентов, которых можно монетизировать в своем основном прибыльном бизнесе.
Но у Яндекса из года в год доля выручки на поиск умешается на 10% и сейчас она составляет уже чуть меньше 50%.

Ответить
Развернуть ветку
Otto Blotto

Убыточный- значит банкрот, какие проблемы.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл

Откуда такая бредовая информация?)

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Susanin

Погуглите определение банкрота) Можно стать банкротом, имея прибыль. Можно десятилетия быть убыточным, но не банкротиться

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Радио МАЯК

очевидно что в крысином королевстве начинают строить экосистему "ГУЛАГ" - это единственная экосистема которая востребована для существования данного государственного строя...

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Влад Берг
Но у меня вопрос к регуляторам: почему в России банки и компании, которые сохраняют деньги граждан, начинают инвестировать в развитие экосистем? Почему вместо того, чтобы беречь и умножать деньги населения, они спекулируют ими в той сфере, где в 85% случаев бизнес ожидает провал?

Точно Макс, вот и у нас этот вопрос уже давно.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 25 комментариев
null