Построили бизнес на «сброшенных» вызовах: история индийского телефонного сервиса ZipDial
Оставляя «пропущенный», его пользователи получали скидки, подписывались на знаменитостей, слушали музыку и скачивали приложения. О том, как привычка сбрасывать звонок, чтобы сэкономить на связи, дала начало индустрии стоимостью почти в $100 млн, — в пересказе материала Rest of World.
В 2003 году 29-летний школьный учитель Правин Кумар приобрёл свой первый мобильный телефон, однако использовать его для общения с друзьями не мог. Жил он в одном из беднейших штатов Индии, где на десятиминутный звонок могло уйти 80 центов — почти весь средний дневной заработок.
Тогда вместе с друзьями и близкими Кумар придумал незамысловатую схему: оставлять друг другу пропущенные звонки, чтобы сказать «перезвони мне», «я на месте», «скучаю». Так, мобильный стал пейджером, звонки — своеобразным кодом, а сама практика «сброшенных вызовов» опередила по популярности отправку SMS.
Такой вид общения не требовал умений читать и писать и потому привлёк менее образованную треть населения. По словам издания, число реальных звонков в 2000-х резко сократилось, а в 2008 году более половины индийских абонентов уже не ждали ответа от собеседника.
О привычке «быстро вешать трубку» стали писать крупные издания, чем привлекли внимание троих приятелей из Бангалора, которые в 2009 году решили превратить простую привычку в бизнес.
ZipDial сообщала результаты матча, присылала твиты и ставила музыку
Идея построить на «сброшенных» вызовах бизнес пришла предпринимателям Санджаю Свами и Валери Вагонер. Тогда коллеги занимались мобильными платежами и сетовали на то, как трудно отслеживать привычки местных клиентов, ведь 95% покупок они оплачивали наличными.
Свами знал, что индийцы нередко отправляли сообщения на рекламные номера, чтобы получить от компаний специальные предложения. Значит, то же самое можно сделать и со звонками, подумал он и создал телефонный сервис ZipDial, к которому вскоре присоединился инженер-программист Амия Патак. Тот за неделю разработал систему, которая фиксировала звонок абонента и посылала соответствующий сигнал на интернет-сервер:
- Пользователь звонил на горячую линию и после двух гудков автоматически отключался.
- В течение нескольких секунд система посылала ему обратный звонок или SMS.
Так пользователи запрашивали результаты спортивных матчей, узнавали стоимость бытовой химии, заказывали песни и подписывались на аккаунты знаменитостей в Twitter. Компании, в свою очередь, узнавали предпочтения клиентов и на основе этого запускали вирусные онлайн-кампании.
На «сброшенные» вызовы приходилось 30% от всех мобильных звонков, что раздражало операторов связи, пишет издание, поскольку те не приносили им выручки.
Смартфоны стоили дорого, а выход в интернет был у менее десятой части населения Индии. К тому же, за пределами крупных городов он работал плохо — соединение либо тормозило, либо вовсе прерывалось, а чтобы оплатить его, среднестатистическому сельчанину пришлось бы отдать зарплату за два-три дня.
Теперь малоимущее население получало недоступную иначе информацию благодаря одному звонку. «ZipDial для многих стал проводником в мир интернета», — вспоминает Свами.
ZipDial заинтересовала Gillette, Disney и Unilever
Абонентов мобильной связи в Индии становилось всё больше: по данным Всемирного банка, с 2006 по 2011 год их число выросло со 166 млн до почти 894 млн. Тогда, во время чемпионата мира по футболу 2010 года, основатели и решили по-настоящему протестировать сервис.
Болельщики звонили на горячую линию сервиса и получали результаты матчей по SMS. В 2011 году они повторили акцию на чемпионате мира по крикету, благодаря чему и вышли на широкий рынок, считает издание: в первый же день ZipDial обработал более 4 млн звонков.
Вскоре сервис ZipDial устраивал маркетинговые акции для других компаний, размещая номера горячих линий на щитах и во время телеэфиров. Его первым крупным клиентом стал бренд Gillette: в 2011 году компания разослала 1 млн бесплатных бритв абонентам более чем в десяти городах.
В течение последующих двух лет ZipDial привлекла более 400 клиентов, в том числе гигантов вроде Pepsi, Procter & Gamble и Disney. Кампании ZipDial оказались успешнее деятельности самих брендов в соцсетях, отмечает издание.
К 2013 году Gillette привлекла 2,4 млн клиентов, а Disney — 2 млн, более 90% из которых даже не пользовались интернетом, зато взаимодействовали с сервисом в среднем 13 раз в месяц.
Телефонные кампании со временем вытеснили пользующийся популярностью в Индии SMS-маркетинг, пишет Rest of World. С 2010 года с сервисом сотрудничали такие крупные телекоммуникационные компании, как VivaConnect и Ozonetel.
За период с середины 2012 по начало 2013 года выручка ZipDial выросла в шесть раз, а стоимость индустрии «сброшенных вызовов» в общей сложности составила около $94 млн, пишет The Economic Times.
Согласно патентам, которые ZipDial оформила в 2012 и 2015 годах, сервис предполагал множество вариантов использования. Некоторые из них так и остались планами: например, возможность одним звонком открыть и закрыть банковский счёт или обменяться визитными карточками.
Другие же активно использовались как самим ZipDial, так и его конкурентами: жители Индии активно голосовали за участников реалити-шоу.
В 2013 году компания Unilever вместе с ZipDial создала свой музыкальный сервис Kan Khajura («Приставучая мелодия»). Теперь владеющие хотя бы одним мобильным устройством индийцы могли заказать 15-минутный звонок, чтобы услышать шутки и песни из болливудских фильмов, которые периодически сопровождались рекламными интеграциями.
Раньше песни приходилось покупать на картах памяти, а теперь их слушали бесплатно, в любом месте и в любое время, чему проигрывали радио и телевидение.
Содержание звонка также зависело от действий абонента. Если он преждевременно вешал трубку, алгоритм в следующий раз перемешивал список воспроизведения, как делают это сервисы YouTube и Spotify. Уже через несколько лет Kan Khajura пользовалось около 50 млн жителей по всей стране.
ZipDial сотрудничала с популярными соцсетями и техгигантами
В 2013 году компания стала сотрудничать с набирающими популярность соцсетями. Теперь пользователи ZipDial могли позвонить на горячую линию, чтобы «подписаться» на страницы знаменитостей в Twitter и получать их публикации в виде SMS.
ZipDial позиционировала себя как «Google Analytics для реального мира» и стремилась «узнать как можно больше о клиенте до того, как он выйдет в интернет». Компания «собирала большие данные», а «сброшенные звонки» служили идеальным для этого инструментом.
Однако цифровой ландшафт менялся, пишет издание. Смартфоны постепенно становились «доступной роскошью», особенно после выхода на рынок индийских и китайских производители Micromax и Xiaomi. Те продавали устройства всего за $80, и за один 2013 год число пользователей смартфонов в Индии выросло в два раза по сравнению с предыдущим годом — до 117 млн.
Основатели это предвидели, говорит Вагонер, поэтому стали отправлять в ответ на звонок целые видеоролики, а также сообщения в WhatsApp. В 2014 году сервис упростил и подключение пользователей к интернету. С ним компании Amazon, Flipkart и Uber отправляли абонентам ссылки на скачивание своих приложений.
Интернет подешевел, а «сброшенные» вызовы потеряли актуальность
В 2014 году ZipDial насчитывал около 60 млн пользователей и планировал запустить собственное приложение, однако получила выгодное предложение: сеть Twitter хотела купить сервис за $30-40 млн.
Благодаря бюджетам соцсети ZipDial могла выйти на новые рынки, пускай и в рамках одного сервиса, и потому согласилась, пишет издание. «Тогда мы сумели добиться невиданных индийским стартапам успехов», — призналась Вагонер.
В первый год Twitter расширила список знаменитостей и политиков, на которых можно было подписаться, однако через полтора года после сделки решила сосредоточиться на основном продукте. В 2016 году ZipDial пришлось закрыть, а сотрудников сократить.
Этот период совпал и с ростом числа пользователей интернета.
В 2015 году правительство Индии обещало упростить подключение к интернету, и уже в конце 2016 года Мукеш Амбани, союзник действующего тогда премьер-министра, основал телекоммуникационную компанию Reliance Jio, пообещав стране доступ к 4G-интернету. Постепенно потребность в звонках, как пишет издание, отпала.
Первые клиенты Jio получали бесплатные 4 ГБ в день. Чтобы удержать клиентов, конкурентам Jio пришлось снижать цены, в результате чего развернулась ценовая война: стоимость гигабайтов падала на протяжении нескольких лет — с 226 рупий за 1 ГБ до 19 рупий и ниже.
Jio активно строила сотовые вышки, чтобы обеспечить покрытием даже сельские районы, где сеть часто обрывалась. И уже к концу 2017 года число её пользователей достигло 130 млн. Интернет стал быстрее и доступнее, в результате чего рос трафик. В 2015 году среднестатистический житель Индии использовал около 805 МБ в месяц, а к 2018 году показатель увеличился до 7,69 ГБ.
После запуска Jio услуги ZipDial потеряли ценность, пишет издание. Вместо того чтобы запрашивать результаты спортивного матча по телефону, пользователи смотрели его в прямом эфире из любой части страны. С ростом числа интернет-пользователей бренды поняли, что вкладываться в трафик выгоднее, чем в звонки, отмечает Rest of World.
По словам издания, ZipDial оказался успешным, поскольку основатели адаптировались к изменениям в цифровом пространстве. «Разрабатывая стратегию, основатель должен учитывать как сегодняшние интересы клиента, так и то, какие нововведения ему придётся внедрить в будущем, — рассуждает Вагонер. — Мы всегда подстраивались под новую динамику рынка».
Пример тому то, как «сброшенный вызов» сперва служил альтернативой интернету, а затем стал непосредственной его частью, пишет Rest of World.
Сейчас «сброшенные вызовы» используются редко. Некоторые банки по-прежнему высылают клиентам выписки по счетам, а политические партии проводят голосования и избирательные кампании. Вот только теперь «вешают трубку» в основном малоимущие семьи, что напрямую влияет на характер акций, отмечает издание.
В 2011 году с помощью звонков граждане запустили массовую антикоррупционную кампанию. Теперь же телефонные кампании рассматриваются как способ воздействия политиков на «лишённых информации доверчивых избирателей», считает Кейур Пурани, профессор маркетинга.
Издание Forbes рассказало, что за фильмы они снимают и какие инструменты используют.
Если человеку всё равно, он не будет писать комментарий. Если человека задело, он будет выкатывать тысячу слов и "аргументов", почему ваша статья, книга или произведение — ужасно.
Они среди прочего предполагают, что посещать страну разрешат только «состоятельным деловым» россиянам. Однако решение пока не утверждено.
Дополнено в 14:01 мск. В списке стран, который приводит Reuters со ссылкой на свои источники, России нет.
Наёмный менеджер тестировал вендинговые аппараты как дополнительный инструмент сбыта товара, но что-то пошло не так...
Попавшие под ограничения пользователи не смогут отправлять сообщения «или совершать какие-либо действия» в мессенджере, кроме чтения.
Собираем новости, события и мнения о рынках, банках и реакциях компаний.
Пока Китай, Ближний Восток и Латинская Америка загружают резервы золотом, аналитики предрекают $3200 за унцию. Но что произойдет, если внезапно крупнейшие покупатели исчезнут?
Продолжаю искать и находить отличные сервисы, сегодня принёс сервис управления задачами с чатом, документами и фокусом внимания, который может стать пультом управления вашей командой.Устали от «включить VPN, выключить VPN», тормозов и ожидания новых блокировок? Тогда добро пожаловать в материал 🤝🏻
Компания планировала подготовить их к весне 2025 года, но теперь публичного релиза может не быть до 2026-го, говорят источники.
О его возможном возвращении заговорили российские власти — предупредив, что условия будут жёсткими.
У нас это называлось кинуть дозвон. И все пользовались дозвонами, чтобы не платить за связь. У каких-то операторов первые 3 секунды были бесплатные, и можно было успеть даже что-то сказать.
Комментарий недоступен
Поначалу было 5 секунд
Потом стало 3 секунды. Все мое общение в детстве состояло из бесплатных 5 секунд)) ох, сколько вечеров скоротал за этим😄😄
В России эта тема продолжается, так сейчас шлагбаумы открывают
Комментарий недоступен