Задать вопрос и пройти опрос вслепую

Просьбы «Пройдите опрос на такую-то тему», «Поделитесь опросом с друзьями в соцсетях» сейчас встречаются регулярно. Этим пользуются как отдельные люди (например, для сбора статистики для дипломной или другой исследовательской работы), так и компании, включая крупный бизнес. Такая популярность объясняется удобством и доступностью: формы бесплатны как для создателей опросов, так и для тех, кто их проходит; также нет необходимости специально регистрироваться на отдельном сайте — сервисы завязаны на основные почтовые домены, на которых обычно уже заведены и используются ящики.

Слабовидящие и незрячие люди — не исключение, они тоже пользуются формами опросов, поэтому тестировщики инклюзивного проекта Everland проверили на доступность для специальных озвучивающих программ (скринридеров) веб-версии подобных сервисов от Mail.ru и «Яндекс», а также Google Forms и «Яндекс.Формы».

Эта проверка — продолжение большого исследования, первый этап которого завершился в апреле 2020. Об итогах мы писали здесь.

Тестировщики рассмотрели основные пользовательские сценарии:

Для сервисов «вопрос-ответ»:

  • Узнать информацию на главной странице;

  • Просмотреть категории вопросов и список заданных вопросов в каждой из них;

  • Добавить новый вопрос;
  • Прочитать отдельный вопрос и ответы на него;
  • Подписаться на ответы других на конкретный вопрос или самому ответить на него;
  • Просмотреть цепочки ответов, оценить их и т.д.;
  • Связаться с техподдержкой.

Для конструкторов опросов:

  • Узнать информацию на главной странице;
  • Посмотреть информацию в личном кабинете и список уже имеющихся опросов;
  • Редактировать отдельный опрос, просматривать ответы на него, работать со статистикой и т.д.;
  • Создать опрос с разными типами ответов;
  • Ответить на вопросы разных типов;
  • Связаться с техподдержкой.

Проверка проводилась для следующих типов онлайн- и веб-инфраструктуры для мобильных и стационарных устройств на Windows, MacOS, iOS, Android:

  • для программ экранного доступа: NVDA для Windows 10, Voice Over для iOS и MacOS, Talk Back для Android;
  • с использованием пользовательских агентов: интернет-обозреватели, доступность которых декларирована разработчиками: популярные браузеры Firefox и браузеры на движке Chromium (Google Chrome, Microsoft Edge и другие).

Оценочный диапазон — от 1 до 5 баллов, где:

  • 4.6+ - отличная доступность;
  • 4-4.5 - доступность выше среднего;
  • 3.3-3.9 - доступность средняя, фактически требуется улучшение;
  • 2.6-3.2 - доступность хуже среднего;
  • 2.5 и ниже - доступность практически не реализована.

Расскажем подробнее о результатах по каждому сервису.

«Яндекс.Кью»

Сервис мало доступен для пользователей скринридера. Слабовидящий или незрячий человек сможет просмотреть список категорий вопросов, выбрать нужную и конкретный вопрос из нее, однако сложно понять, какая категория выбрана (новые вопросы, вопросы без ответов и т.д.). Это можно прочитать только в адресной строке браузера, на веб-странице нет этой информации.

В форме для добавления вопросов есть много неподписанных кнопок. Также с помощью скринридера нельзя выбрать категорию вопроса.

На странице конкретного вопроса получится прочесть вопрос и ответы на него. Но более детальная информация практически недоступна. Например, непонятно, где заканчивается ответ и начинаются комментарии к нему; ссылки на профили пользователей подписаны бессмысленным набором символов.

Незрячий человек сможет ответить на вопрос, несмотря на неподписаные кнопки в форме для ответа. Связь с техподдержкой сервиса есть, но на главной странице сервиса нет никакой информации об этом.

«Ответы Mail.ru»

Сервис хорошо доступен для пользователей скринридеров. Главная страница грамотно и логично структурирована, содержит всю необходимую информацию. Также можно просмотреть категории вопросов, хотя и возникают трудности с некоторыми ссылками и кнопками.

Человек со слепотой сможет задать свой вопрос. Здесь возникают сложности с выбором категории и подкатегории вопроса, а также с выбором опций: поля «Разрешить комментарии», «Получать уведомления» — текстовые, поэтому не ясно, как отмечать их с клавиатуры или как узнать их статус при использовании скринридера.

Ответить или подписаться на ответы на конкретный вопрос получится без проблем. Также можно прочесть комментарии к ответу, выбрать оценить ответы или выбрать среди них лучший. При ответе на опрос непонятно, можно ли выбирать несколько вариантов ответа, а также ответы — это кликабельные элементы. Это усложняет работу, если используется скринридер.

Google Forms

Сервис доступен для незрячих пользователей на среднем уровне. Плюсом является то, что, помимо специальной, облегченной, версии для слабовидящих, адаптирована основная версия сайта. Взаимодействие со скринридером выведено на новый уровень: взаимодействие напрямую через режим редактирования (заполнения форм), всплывающие в браузере уведомления (подсказки о неправильных действиях), поддержка специальных возможностей в целом.

Пользователь со слепотой сможет посмотреть список уже имеющихся опросов, редактировать конкретный опрос, просматривать ответы на него. Создать новую форму опроса можно, но возникают определенные сложности. Человека, использующего скринридер, может сбить с толку инструкция по созданию формы: «Нажмите на “+”», так как никакой кнопки со знаком «плюс» на странице нет; нажатие с клавиатуры также не дает результат. Создать новую форму можно только через галерею шаблонов. Добавление разделов и вопросов доступно без особых проблем.

Заполнение формы опроса доступно чересчур: скринридер озвучивает отвечающему пользователю слишком много информации на странице. Из-за этого не всегда можно до конца расслышать вариант ответа, особенно в вопросах типа «Сетка со множественным выбором» и «Сетка флажков». Также, например, дублируется текстовая подпись у радиокнопок.

Вся справочная информация доступна, однако очень не хватает отдельной справки по специальным возможностям. Также есть техподдержка для людей с инвалидностью, но она недоступна.

Алия Нуруллина, незрячий преподаватель, которая пользуется Google-формами: «Мне нравится, всё достаточно доступно для скринридера».

«Яндекс.Формы»

Сервис доступен для пользователей скринридеров на низком уровне. На главной странице незрячий человек может понять, где находится кнопка для создания новой формы, также — узнать, какие варианты форм могут быть. Однако выбрать их нельзя, так как это текстовые элементы и через скринридер с ними нет взаимодействия.

Можно просмотреть список ранее созданных опросов, настроить и редактировать их, несмотря на частично не подписанные ссылки и кнопки. Создать новую форму опроса пользователю со слепотой будет очень сложно: невозможно изменить название формы; практически все основные элементы (тип вопроса, добавить, копировать или удалить вопрос и т.д.) — кликабельные; есть проблемы при настройке условий вопроса и проверке правильных ответов.

При ответе на опрос человеку, использующему скринридер, недоступен тип вопроса «Выпадающий список». Также непонятно, как указать дату, если он отвечает на вопрос типа «Дата». Еще стоит отметить, что текст, который отметили как заголовок при создании формы, не является им для скринридера.

Есть возможность связаться с техподдержкой «Яндекса». А вот узнать информацию из справочных статей не получится: значки и кнопки, на которые нужно нажать, чтобы получить необходимый результат, не озвучиваются для скринридера.

В итоге слабовидящий или незрячий человек сможет создать или ответить на опрос, созданный через гугл-формы. А за необходимой информацией лучше обратиться на форумы или спросить в социальных сетях, чем использовать сервисы «Вопрос-ответ».

22
1 комментарий

Комментарий недоступен

Ответить