Новости цифровых экосистем: зачем X5 идет в образование, как устроен «Огонь» Газпрома и зачем в Revolut лайфстайл-сервис

И за сколько можно купить 60 млн пользователей

🖐🏻 Вы в блоге студии Heads and Hands

Мы разрабатываем цифровые экосистемы и супераппы и помогаем бизнесу стать лидером рынка.

👉 Вступайте, чтобы быть в курсе

✍🏼 И подписывайтесь на наш Telegram-канал

Revolut стал самым дорогим стартапом Великобритании и запустил нефинансовых сервис

Что за сервис

Revolut — финансовый суперапп. Он собрал все инструменты для управления деньгами и стал основоположником похожих решений в других банковских приложениях. Revolut использует открытые интерфейсы банков, чтобы подтягивать все счета пользователя и делать аналитику по ним. Revolut помогает копить и инвестировать деньги, защищает от мошенников, дает настраивать интерфейс, возвращает кэшбэк от партнеров, отслеживает, группирует и отключает нежелательные подписки.

Revolut — это 16 млн пользователей в 35 странах мира и 150 миллионов транзакций в месяц.

Новости цифровых экосистем: зачем X5 идет в образование, как устроен «Огонь» Газпрома и зачем в Revolut лайфстайл-сервис

Что случилось

Revolut привлек $800 млн, стал самым дорогим стартапом Великобритании и запустил свой первый нефинансовый сервис.

Stays помогает бронировать жилье в путешествиях.

Новости цифровых экосистем: зачем X5 идет в образование, как устроен «Огонь» Газпрома и зачем в Revolut лайфстайл-сервис

Как работает

Поисковой движок сервиса — туристическая компания Expedia. Revolut взял ее поисковые API и SDK и встроил в интерфейс своего супераппа. Теперь пользователи могут забронировать жилье и оплатить его сразу или при заселении. А если они оплачивают его картой Revolut, то получают кэшбэк до 10%.

Что дальше

Revolut открыл свой лайфстайл-сегмент функциями для туристов. Он уже разрабатывает сервис для покупки авиабилетов и каршеринг. И это логично, потому что аудитория Revolut — это платежеспособные мобильные пользователи. Которые много перемещаются и переводят деньги из разных стран.

Revolut сначала закроет контур туристических сервисов — то есть самых приоритетных для пользователей. И возможно, потом появятся другие отраслевые услуги — бронь ресторанов, доставка еды и магазины.

Grab объявил о массовом запуске своего BNPL-сервиса

Что случилось

Интернет-магазины в Малайзии и Сингапуре смогут подключать сервис рассрочки Grab PayLater в качестве оплаты на сайте и в приложении. Пользователи смогут разделить стоимость заказа на четыре равных части или оплатить его целиком через месяц.

Разработчики сервиса

Экосистема Grab и платежная система Adyen, которые сотрудничают уже 5 лет.

Как это работает

Grab и Adyen запустили BNPL-сервис под маркой Grab. И теперь массово открыли доступ к нему всем желающим.

Механика простая — пользователь заходит на сайт магазина или в приложение, где подключен PayLater. Во время оформления заказа он выбирает один из нескольких способов оплаты: банковскую карту, счет PayPal, наличные или Grab Wallet.

Чтобы оплатить через Grab Wallet, пользователь авторизуется в аккаунте Grab, и может сразу списать стоимость заказа со счета кошелька или оплатить ее по частям.

Новости цифровых экосистем: зачем X5 идет в образование, как устроен «Огонь» Газпрома и зачем в Revolut лайфстайл-сервис

Первые результаты

Zalora — малазийский интернет-магазин одежды подключил сервис рассрочки 1-го мая. Количество покупателей выросло на 20%. А количество тех, кто платит через GrabPay — на 15%. Магазин также увеличил оборот и средний чек за счет тех, кто платил через Grab PayLater. Средний чек таких покупателей превысил на 32% средний чек тех, кто оплачивает всю стоимость через Grab Wallet сразу.

X5 Group начинает развивать образовательный бизнес

Что случилось

Экосистема X5 Group разрабатывает свою образовательную платформу, где будет маркетплейс корпоративных образовательных продуктов. Платформа будет работать во всех подразделениях X5 и будет обучать, оценивать и развивать персонал.

Сейчас X5 собирает продуктовую команду и ищет архитектора образовательных программ, методолога-эксперта и владельца продукта для будущего корпоративного университета.

Зачем все это

Российский EdTech-рынок взлетел в 2020 году как и любой онлайн-бизнес. За год выручка 80 крупнейших компаний выросла в 2 раза до ₽35,5 млрд. В первом квартале 2021 года выручка этих компаний превысила квартальную выручку 2020 года в 2 раза и достигла ₽11.7 млрд. При этом весь российский EdTech-рынок к концу года может вырасти до ₽70 млрд.

Российские экосистемы начали развивать бизнес в образовании несколько лет назад. Они создавали и покупали образовательные активы. А сейчас встраивают их в цепочку своих бесшовных сервисов. Предлагая быструю ID-авторизацию, оплату по клику, выгодные условия обучения по подписке или тесную интеграцию с другими сервисами.

Новости цифровых экосистем: зачем X5 идет в образование, как устроен «Огонь» Газпрома и зачем в Revolut лайфстайл-сервис

Например, Mail.ru Group завладел университетами Skillbox (+255% за 2020 год), Geekbrains (+144%), Учи.ру (+150%) и SkillFactory (+245%). Сбер готовит к запуску маркетплейс образовательных продуктов «СберОбразование». А «СберКласс», «СберУнивесритет», «Школа 21» и «Деловая среда» успешно функционируют.

Яндекс расширяет курсы в «Яндекс.Практикуме» (+813% за 2020 год), поддерживает платформы для учителей и учеников и развивает разные узкоспециализированные школы. Кроме этого экосистемы развивают сервисы совместной работы, сервисы для поиска вакансий и деловых контактов. А еще на рынке есть Skyeng и Нетология-групп, которые хотят обучать пользователя от садика и до пенсии.

Российское правительство тоже интересуется EdTech-рынком и делает свои платформы. online.edu.ru — пока самый амбициозный проект. Платформа в режиме единого окна объединила сотни образовательных онлайн-курсов.

Поэтому попытка X5 создать свой образовательный проект вполне понятна.

Чтобы трансформироваться и перейти на платформенную модель, нужны профессионалы и автоматизированная система подготовки кадров. Экосистема не стала партнериться с университетами. Видимо решила, что будет выгоднее создать свою продуктовую команду. Которая сможет не только разработать платформу с нуля, но и встроить ее во внутренние процессы компании, а потом масштабировать за контур экосистемы.

На рынке российских экосистем появился «Огонь»

Кто

Сеть партнерств — компания бывшего вице-президента Газпромбанка Владимира Начева. Работает с 2020 года и разрабатывает платформу лояльности для клиентов Газпромбанка.

Что сделала

Запустила сервис подписки «Огонь». Разные компании предлагают товары и услуги через платформу, а подписчики получают их на специальных условиях. Например, Газпромбанк снижает процентную ставку по ипотеке для подписчиков, а онлайн-кинотеатр Premier становится для них бесплатным.

Сервис пока работает в тестовом режиме. Кроме Газпромбанка и Premier к нему подключились ivi, Ситилинк, СОГАЗ, Газпромбанк Мобайл и сеть аптек «Асна». Среди партнеров скоро появятся представители beauty-ритейла, FMCG, DIY, сервисы городской мобильности и образовательные платформы. А пользователи смогут собирать собственную подписку из сервисов.

Как работает

«Огонь» встраивает свой виджет с предложением о подписке в приложения и сайты партнеров — пример на сайте Асна. Пользователь переходит по нему и оформляет подписку.

Подписка стоит 99₽ до сентября и 249₽ далее. По номеру телефона можно оформить бесплатную цифровую карту Газпромбанка и получить подписку на месяц за 1₽. В личном кабинете подписчик находит промокоды, копирует их и переходит на сайты партнеров, чтобы активировать.

Новости цифровых экосистем: зачем X5 идет в образование, как устроен «Огонь» Газпрома и зачем в Revolut лайфстайл-сервис

Зачем еще одна подписка

«Огонь» запустился как платформа для независимых и равноправных партнеров, которые не получают данные о клиентах друг друга. Такая стратегия — антипод Сберу, Яндексу, Mail.ru и любым экосистемам в принципе. Потому что экосистема по своей сути строится на пользовательских данных. И на их базе сервисы внутри экосистемы формируют релевантные предложения.

«Огонь» же переложит это на плечи пользователя и позволит ему настроить оптимальную подписку под себя. В результате поставщикам будет просто незачем обмениваться данными.

Пока неизвестно как стать партнером «Огня» и какая от этого выгода. Но сейчас платформа собирает компании, которые остались за контуром крупных экосистем. И кажется, что ядром платформы все-таки станет Газпром. Который соберет там компании своей группы и будет выборочно подключать других независимых игроков.

Новости цифровых экосистем: зачем X5 идет в образование, как устроен «Огонь» Газпрома и зачем в Revolut лайфстайл-сервис

Klarna одной покупкой прихлопнет конкурентов, увеличит количество пользователей в 1,5 раза и откроет 28 стран

Что случилось

Klarna купила Stocard — приложение для хранения банковских и дисконтных карт с собственной платежной системой.

Сервис работает в 45 странах, обслуживает 60 млн пользователей и лидирует на рынке мобильных кошельков в Европе и Австралии. Продавцы-партнеры дают пользователям скидки, а взамен собирают данные о покупках и посещениях магазинов на основе местоположения.

Зачем

Началась битва BNPL-сервисов: каждый ищет свой способ завоевать рынок. Klarna в сентябре привлекла €550 млн в виде инвестиций и решила потратить на Stocard €113 млн. За эти деньги сервис получил выход в 28 новых стран и потенциальный рост платежеспособных пользователей в 1,5 раза.

До покупки у Klarna было 90 млн пользователей, а у Stocard — 60 млн. Сколько уже пользуется обоими сервисами, сказать сложно. Но благодаря данным с предпочтениями и покупками пользователей, Klarna сможет предложить на новых рынках сразу релевантные продукты и услуги.

А когда Klarna встроит Stocard в свой бренд, она станет первой опцией для новых пользователей при выборе BNPL-сервиса, программы рассрочки или кредита. Они вероятнее выберут продукт той компании, которой пользуется уже давно. Поэтому приобретение Stocard — убийственное преимущество перед конкурентами.

На этом все. Спасибо за время

1616
4 комментария

Аргументация раздела "Зачем ещё одна подписка" вышла не слишком убедительной. А это ведь главный вопрос. Чтобы уберечь данные от Кинопоиска? Тема не раскрыта 

1
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

150 тысяч или все таки миллионов? Поправьте опечатку в тексте.

Ответить

Благодарим, поправили)

Ответить