Обзор десяти интересных мировых стартапов в дополнительном профессиональном образовании

Рынок дополнительного профессионального образования в прошлом году показал невероятный рост. Например, китайская компания Fenbi привлекла почти $400 млн инвестиций, а у крупнейших игроков в ДПО миллионы студентов и огромная выручка.

Совместно с исследователями рынков из Skyeng и онлайн-университета Skypro - Антоном Кротовым и Марией Марковой, выбрали 10 самых заметных обучающих платформ для ДПО, посмотрели на их инвестиции, отметили фишки и разобрали идеи. В этот список вошли компании, которые либо привлекли большое количество инвестиций в 2020 году, либо очень заметно выросли согласно индексу Growj.

  • Страна: Китай
  • Выручка в 2020: $620 млн
  • Количество учеников в 2020: 48 млн человек
  • Инвестиции: $397 млн (из них $390 млн в 2020)

Fenbi – китайская OMO (online-merge-offline) компания, где взрослые могут освоить актуальные профессии. Основной фокус Fenbi – курсы, которые помогают устроиться на госслужбу, пройти сертификацию на работу учителем и успешно сдать государственные экзамены по выпуску из университета.

Основной продукт - оффлайн-курсы, а вспомогательный – предзаписанные онлайн-курсы с вводным вебинаром. Компания сочетает онлайн- и оффлайн-сервисы для создания экосистемы, где пользователь может найти все необходимые ему товары и услуги. Такие компании начали бурно развиваться в китайском ритейле с 2017 года. А уже в 2018 году в Китае не осталось крупных ритейл-компаний, которые бы имели только онлайн или только оффлайн бизнес. Вместо этого, они объединяют их в одну экосистему.

Что круто работает

  • Обучение массовым профессиям, пока не охваченным онлайн-образованием. Например, подготовка людей к работе в бюджетной сфере.
  • Точки роста для ДПО могут располагаться не только в городах с самым обеспеченным населением (Москва и другие миллионники), но и в небольших городах – за счет более низкой конкуренции и фокуса на массовые профессии

  • Страна: США
  • Выручка в 2020: $100-$500 млн (по данным Crun chbase)
  • Инвестиции: $236 млн (из них $100 млн в 2020)

Компания предлагает более 100 курсов с предзаписанными видео от мировых звезд по 11 креативным направлениям, от кулинарии и дизайна до научного мышления и йоги. В среднем в каждом курсе 20 уроков. Средняя продолжительность урока - 10 минут. Лекторы действительно знамениты – например, курс по писательскому мастерству читает Нил Гейман, а продюсированию музыки – Timbaland.MasterClass платит приглашенным звездным инструкторам $100 тысяч и 30% роялти.

На платформе есть очень простая рекомендательная система для поиска подходящих курсов, а сама платформа очень напоминает Netflix.Причем не только дизайном, но и схемой монетизации: годовая подписка на все курсы сразу стоит $180 в год или $15 в месяц. Есть и вариант совместной подписки – 2 годовых абонемента по цене одного.

Что круто работает

  • Селебрити в роли экспертов и ведущих курсов
  • Высокое качество производства – курсы выглядят как сериалы на Netflix
  • Одна подписка на все курсы сразу

  • Страна: США
  • Выручка в 2020: $10-$50 млн (по данным Crunchbase)
  • Количество учеников в 2019: 9 млн человек
  • Трафик в феврале 2021: 7.8 млн total visits (Similar web)
  • Инвестиции: $116 млн (из них $66 млн в 2020)

У Skillshare более 26 000 массовых онлайн-курсов в четырех областях – креативные индустрии (дизайн, фотография и пр.), бизнес (предпринимательство, финансы), технологии (программирование, data science и др.) и lifestyle (кулинария, игры и др.). Но основное позиционирование строится именно на креативных курсах.

В отличие от MasterClass, курсы Skillshare ведут не селебрити, а менее известные авторы. Причем каждый лектор сам выбирает, как записать свой курс, но компания дает им рекомендации – например, советует ограничивать уроки 15-45 минутами.

В бесплатной версии зарегистрированные пользователи могут смотреть все курсы, но не более 1 часа в месяц, включая рекламу. Подписка в $9.95/мес позволяет смотреть видео неограниченно, без рекламы, в HD, а еще – скачивать видео в мобильном приложении.

Компания зарабатывает на premium-подписке и рекламе для пользователей, которые не хотят платить. Skillshare платит процент с выручки тем авторам, которые загрузили не менее 2 курсов и привели на них не менее 300 учеников. Недавно начали экспериментировать с B2B направлением, сделав три корпоративных тарифа – Team (для маленьких команд), Business (для больших команд с добавлением образовательной аналитики) и Enterprise (кастомные решения).

Опыт Skillshare доказывает, что можно найти свою нишу и на высококонкурентном рынке - компания смогла выделиться на фоне Coursera и Udemy. Интересна также модель с подпиской сразу на все курсы.

Есть и явные минусы: например, уровень работы некоторых преподавателей. Порог входа для авторов курса слишком низкий, и в итоге часть курсов мало чем отличается от видео на ютубе. Но при этом у пользователя нет возможности посмотреть рейтинг курса на витрине – он виден только на странице курса.

Что круто работает

  • Позиционирование – компания обещает научить навыкам, необходимым в реальной жизни, и делает обучение вдохновляющим
  • Ниша креативных специальностей
  • Одна подписка на все курсы сразу

  • Страна: США
  • Выручка в 2020: $10-$50 млн (по данным Crunchbase)
  • Кол-во учеников в 2019: 16 млн чел (одноразовый продукт, но каждый год они находят 1.5 млн учеников)
  • Трафик в феврале 2021: 0.96 млн total visits (Similar web)
  • Инвестиции: $105.7 млн (из них $50 млн в 2020)

Мобильное приложение с аккредитованными государством курсами. Есть два ключевых направления - обучение вождению и подготовка к экзамену на получение водительских прав и сертификация риэлторов.

Курсы в мобильном приложении аккредитованы в каждом штате, поскольку законы относительно получения водительских прав отличаются от штата к штату.

Основная ЦА водительских курсов – подростки 16-17 лет. Они могут подготовиться к экзамену и сдать теоретическую часть в самом приложении

Компания начала именно с курсов для вождения, а на рынок обучения и сертификации риелторов вышла позже. В 2020 году риелторское направление сильно выросло из-за бума недвижимости, случившемся в разгар пандемии. Продажа домов выросла на 43%, а 66% миллениалов –около 48 млн человек! – заявили, что планируют покупку недвижимости в течение года. Из-за ковидных ограничений многие американцы переехали из больших городов в малые, многие из них приобрели собственное жилье и количество людей, которые захотели стать риелторами, выросло.

В 2020 году в США насчитывалось около 2 млн риелторских лицензий. Чтобы получить такую лицензию, нужно пройти обучение - оно занимает 60-90 часов. На конец 2020 г. Aceble обучила уже 45 тыс риелторов.

Что круто работает

  • Живой и легкий язык изложения теории
  • User-friendly интерфейс
  • Контент по вождению адаптирован для разных штатов

Ключевые данные о показателях компании

  • Страна: США
  • Выручка в 2020: $95 млн (по данным Growjo)
  • Количество учеников в 2020: 6 млн человек из 250 компаний
  • Трафик в феврале 2021: 1.7 млн total visits (Similar web)
  • Инвестиции: $207 млн (из них $47.6 млн в 2020)

Degreed – это система управления обучением для B2B клиентов. Она позволяет обучать сотрудников при помощи библиотеки образовательных материалов. Degreed не производят курсы, они работают как агрегатор, собирая контент из DataCamp, Udacity, Coursera, видео из YouTube. Иногда подключают и контент самих компаний. Компания обучает сотрудников NASA, Cisco и других гигантов.

Основная ценность продукта для работодателей – точность оценки компетенций сотрудников и устранение пробелов в проседающих компетенциях за счет контента Degreed. С помощью прокачки компетенций сотрудников Degreed сохраняет компаниям деньги, которые те вынуждены были бы потратить на увольнение старых сотрудников и найм новых. Degreed оценивает такую помощь в $1.2 млрд, которые они готовы сэкономить работодателям, обучая работников прицельно.

У компании также есть B2C направление Degreed Personal, в рамках которого она предлагает оценку скиллов и образовательный контент индивидуальным клиентам.

Degreed предоставляет разные форматы обучения – целые курсы, отдельные лекции по темам, книги, статьи, подкасты, проектные задания. Контент подбирается на основе потребностей и целей конкретного человека.

Для сотрудников Degreed бесплатный, он зарабатывает на работодателях за счет ежемесячной подписки как SaaS. В зависимости от размера компании стоимость лицензии на одного сотрудника колеблется от $10 до $12 /мес. B2C продукт работает по freemium модели. Индивидуальные пользователи имеют бесплатный доступ к образовательным материалам, но для получения сертификата о прохождении конкретного курса им нужно заплатить $129. А еще они могут купить неограниченный доступ ко всем курсам и сертификатам за $399.

Что круто работает

  • Аналитика по прогрессу обучения для корпоративных и индивидуальных клиентов. Она позволяет увидеть, насколько студент прокачался в конкретном навыке, сколько нового узнал и освоил
  • Подбор обучения на основе личных планов, потребностей и интересов каждого
  • Система daily learning, которая помогает понемногу, но каждый день продвигаться в изучении нужного навыка
  • Коммуникация между коллегами: есть возможность видеть, что изучают другие, обсудить процесс, поделиться материалами друг с другом, посмотреть лидерборд
  • Микс различных источников, включая собственные разработки компании
  • Простой и удобный интерфейс

Udemy – провайдер массовых открытых онлайн-курсов (MOOC) по разным направлениям, ориентированный на взрослых профессионалов и студентов. Направление Udemy for Business ориентируется на корпоративное обучение.

Разработать свой курс может любой желающий – и поэтому качество контента неровное, но зато объем постоянно растет. Тем не менее, многие категории заполнены курсами, которые были созданы несколько лет назад и как минимум частично устарели.

Платформа помогает с созданием курса: создан преподавательский центр Teaching Center, в котором собраны полезные ресурсы для преподавателей, существует Studio U — оживленное сообщество, где можно задать вопрос или найти ответ на него в уже существующей базе. Сейчас на платформе более 70 000 преподавателей. Курсы Udemy доступны на 65+ разных языках, хотя 63% всех курсов предлагаются на английском. Кроме него среди лидеров – португальский, испанский, турецкий, французский и японский.

Udemy помогает выбрать нужный курс с помощью рекомендательной систему на основе интересов. 90% курсов Udemy – платные, но относительно недорогие – от $19,99 до $199,99 (без учета скидок). Бесплатные курсы отличаются от платных форматом и функционалом – их длительность не превышает 2 часов, нет возможности задать вопрос автору и получить сертификат об окончании.

Что круто работает

  • Есть как web версия, так и mobile
  • Пожизненный доступ к купленному курсу
  • Начало обучения не привязано к какой-то дате, можно начинать в любое время
  • Есть система рекомендаций – можно выбрать области и подобласти, а система сама подберет курс
  • Любой может создать курс, а это означает быстрое увеличение контента на платформе
  • Есть данные, что взаимодействие компаний с Udemy обеспечиват 869% ROI
  • Под каждым разделом курса есть индивидуальный блок для Q&A, где можно задать вопрос и получить ответ от автора курса
  • Обучение у экспертов-практиков, больший уклон не на академичность (как у Coursera), а на получение конкретных профессиональных навыков

  • Страна: Перу
  • Количество учеников в 2020 году: 2 млн человек
  • Инвестиции: $19,3 млн
  • Выручка в 2020 году: $5,2 млн
  • Трафик на сайт в феврале 2021: 6,1 млн

Crehana – стартап из Перу, платформа для обучения диджитал-специальностям, которая сотрудничает с компаниями для повышения квалификации сотрудников.

Стоимость образования в Латинской Америке – основной барьер для обучения, поэтому пятая часть молодых латиноамериканцев (а это около 30 млн человек) не имеет возможности заниматься образованием и профессиональной подготовкой. Crehana создали свой стартап в ответ на эту проблему, чтобы помочь улучшить жизнь молодых людей в Латинской Америке. Основная цель компании – предложить доступное образование всем, кто хочет совершенствоваться в личном и профессиональном плане.

Ядро целевой аудитории - средний класс и ниже. Crehana предлагает курсы по самым разным цифровым и творческим специальностям – рисование, 3D-анимация, цифровой маркетинг, веб-дизайн, контент-маркетинг, SMM, фотография, бизнес, создание видео и прочее. Всего на платформе более 500 курсов на испанском и португальском по 14 направлениям. Каждый курс – это нескольких маленьких видеороликов, учебные материалы и задания. Продолжительность одного курса – около 2,5 часов, курс состоит из мини-лекций на 3-7 минут. В курсах используется методика проектного и mirco-learning.

Утверждают, что такая методика обеспечивает на 22% больше удержания, чем традиционные методы. Уроки записываются в форме презентации, язык преподавания – легкий и развлекательный.

Что круто работает

  • Есть как web версия, так и mobile
  • В карточке курса визуально показывается, какой навык получит ученик
  • Доступ к купленным курсам сохраняется навсегдаНачало обучения не привязано к какой-то дате, можно начинать в любое времяАвторы курсов и наставники отбираются командой Crehana, то есть контент создается только проверенными преподавателями
  • У каждого автора курса есть страничка на платформе, где можно ознакомиться с его квалификацией
  • У каждого курса в карточке есть трейлер – небольшое видео на одну минуту, где рассказывается об основном содержании. Видео очень хорошо сняты и профессионально смонтированы
  • В2В клиенты не просто получают доступ к курсам, но и создают для них целую экосистему, позволяющую трекать результат работников, обеспечивать индивидуальный подход к каждому сотруднику и создавать уникальный контент компании.

  • Страна: Индия
  • Выручка в 2020 году: $22,5 млн
  • Инвестиции в 2020 году: $ 6,8 млн
  • Трафик на сайт в феврале 2021, 4,5 млн (источник)
  • Доходимость до конца курсов - 87% (источник)

Индийская платформа, ориентированная на высшее образование и МВА. Существует с 2015 года и предлагает полноценные онлайн-программы обучения по направлениям Data Science, машинное обучение, маркетинг, менеджмент, технологиям, МВА для студентов колледжей, работающих специалистов и предприятий.

Стоимость – от $899 до $7499. В нее входит доступ ко всем видео и материалам, карьерная консультация, помощь в подготовке к собеседованию, оценка составления резюме, менторство экспертов и успешных выпускников (к каждому ученику прикрепляется такой наставник), доступ к Q&A, возможность получить фидбек по заданию от эксперта и доступ к live-встречам со специалистами.

Каждая программа программа состоит из модулей с записанными видео, подробно расписано, сколько по времени займет каждый модуль и курс в целом. Продолжительность курсов – от 6 до 24 месяцев. Перед тем, как попасть на программу, ученики должны пройти входное тестирование, чтобы оценить, насколько обучение подходит их уровню. Такой подход скорее всего и влияет на высокую доходимость.

Программы разрабатываются в сотрудничестве с различными университетами и учреждениями, в том числе международными: IIT Madras, MICA, Jindal Global Law School и Jamia Hamdard University, Liverpool John Moores University, Duke CE и Deakin Business.

Раньше курсы запускали раз в квартал, но после пандемии начали делать новые курсы ежемесячно из-за увеличения потока студентов.

На платформе есть и бесплатные микро-курсы продолжительностью от 1 часа до 28 часов – скорее пробники обучения, чем полноценные программы.

Что круто работает

  • Есть как web версия, так и mobile
  • Полноценные программы обучения, замещающие обучение в оффлайн университете
  • Развитая система наставничества – с экспертом и buddy среди выпускников
  • Входное тестирование, ориентированное на то, чтобы оценить, насколько курс подходит уровню студента
  • Разные направления для сотрудничества с компаниями: онбординг, повышение квалификации текущих сотрудников, сертификация, менторство

Platzi – колумбийская образовательная онлайн-платформа с курсами в формате МООС. Компанию основали Фредди Вега и Кристиан Ван Дер Хенстом в 2014 году. Оба до этого были конкурентами друг другу в собственных IT компаниях – Cristalab и Maestros del Web.

Компания появилась из еженедельного live-шоу о технологиях. Сперва она базировалась в Колумбии и Мексике и называлась Mejorando.la (Mejorando la Web). Но в 2015 сменила название на Platzi и переехала в США, став первым стартапом из Латинской Америки, принятым в программу Y Combinator Winter 2015 program в Кремниевой Долине.

Сейчас платформа предлагает онлайн-курсы с записанными видеоуроками по различным специализациям и live-стримы. Всего на платформе более 700 курсов по разным направлениям – development, маркетинг, диджитал-контент, профессиональный рост и так далее. Продолжительность одного курса – около 10-25 часов, более 50% процентов из этих часов отводится на практические задания. Стоимость любого курса - $49, но можно оформить ежемесячную и годовую подписку.

По заявлению основателей компании, 70% выпускников Platzi удваивают свой доход, 20% создают свой стартап или создают свою компанию, а созданные студентами стартапы привлекли более 1 миллиона долларов инвестиций.

Платформа подсказывает, какие именно курсы нужно пройти в каждой специализации, чтобы добиться нужного уровня владения навыками. Прохождение специализации предполагает просмотр определенного набора курсов, подобранных Platzi. Но выбирать курсы можно и самостоятельно.

Что круто работает

  • Возможность освоить специализацию на определенном уровне и собрать свое обучение из разных курсов
  • На странице курса есть все, что потребуется в учебе – видео, обсуждения и файлы
  • Хорошо работает система рекомендательного контента: к каждой программе подтягиваются релевантные курсы, статьи и записи студентов
  • Есть как web версия, так и mobile
  • Можно скачивать уроки и смотреть их оффлайн
  • Большой выбор курсов по разным тематикам
  • Разный формат контента: в некоторых курсах есть видео-лекции, аудио-записи и live-стримы

Заходите ко мне в Telegram канал Образование, которое мы заслужили. Если вам интересны тренды, кейсы лидеров индустрии, новости, мысли, сложные и риторические вопросы образования в России и не только, то буду рад видеть вас.

0
5 комментариев
Александр Мезин

Взял и сделал за меня домашку...

Ответить
Развернуть ветку
Misha Sverdlov
Автор

Всегда пожалуйста 😉  Для хороших ребят ничего не жалко же! 

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Кугно

Скилшар в России стоит 1600 в год. 
Курсы на Удеми постоянно идут со скидками- вплоть до 1,99 $

Ответить
Развернуть ветку
Galiya Khalikova

Скайенг тоже хочет в этот поезд запрыгнуть?

Ответить
Развернуть ветку
Misha Sverdlov
Автор

А уже ведь запрыгнул со Sky.pro, но чтобы попасть в список по критериям придется еще ой как много поработать. 
Анализировали лучший мировой опыт как раз для подготовки к запуску и делимся находками. 

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда