Глобальный ритейл: заменят ли роботы людей и как это будет происходить?

Егор Анчишкин — тот, кто, пожалуй, сделал первую IT-революцию в Украине, когда в 2012 году Google купил его компанию Viewdle за $35 миллионов. На тот момент это была крупнейшая сделка в украинском IT. Следующим проектом Егора был Zakaz.ua — лидер по количеству заказов в онлайне. Для Youtube-канала о предпринимательстве «Большая рыба» Егор поделился своим виденьем того, что происходит в украинском ритейле и на глобальном рынке, каковы перспективы развития, и возможна ли полная автоматизация ритейла.

— Смогут ли роботы заменить логистику? Какие сейчас основные тренды в ритейле и куда развивается рынок?

Роботы победят человека в разных сегментах в разное время. Если разделить всю логистику на транспортную и складскую, то в складской роботы победят в первую очередь — там полностью контролируемая среда без сторонних факторов, которые могут роботу мешать. Когда у вас замкнутая система, намного проще сконцентрироваться на улучшении показателей эффективности, вместо того чтобы работать над тем, чтобы сделать робота безопасным, чтобы он мог обходить препятствия, функционировать среди людей и т.д.

Маленькую автоматизированную систему сейчас можно купить за $2-2,5 миллиона. Но нужно учитывать, с какой скоростью эти системы развиваются и дешевеют.

— В каких сегментах автоматизация сейчас наиболее востребована?

В Украине все зависит не от сегмента, а от первого и второго игрока на рынке — какие у них возможности, и какими сегментами они занимаются.

Определяющий фактор — это возможность компании ассимилировать инновации: насколько мощная IT-команда, насколько она умеет строить интеграции, насколько ей это нужно.

А если говорить про глобальный рынок, то все зависит от потребностей.

— Готовность команды к инновациям: почему это важно?

Когда речь идет о технологиях, важно то, насколько вы умеете с ними обращаться. Есть много неинтуитивных моментов: у вас должен быть опыт — или вам нужно нанимать людей с опытом. Людей без опыта часто ждет неудача — они недооценивают сложность некоторых вещей, поэтому проекты проваливаются.

Классический пример: интеграция ERP-систем в ритейловой среде.

В рамках разных аудитов ставятся крупные ERP-системы — а в то время какая-то самописная система, которая застряла в организации на последние 20 лет, продолжает выполнять свою роль.

Нужно понимать, как относиться к консультантам по внедрению ERP, большим пакетам, которые навязывают корпорации, и другим вещам в этой сфере.

— Можно ли полностью автоматизировать магазин? Или пользовательский опыт все-таки останется частью нашей жизни?

Всем нам все равно нужно место, где мы исследуем новый товар, нам нужна консультация и потребительский экспириенс.

70 лет назад 80% всей еды, которая продавалась в Америке, — это была еда из супермаркетов. Сейчас фастфуды «отъели» 30% — и пропорции стали 50/50.

Сегодня 50% денег на еду тратится в супермаркетах, а 50% на все остальное — фастфуды, рестораны и т.д.

Супермаркеты работают над качеством своей еды, чтобы вы могли есть дома готовую еду, но купленную в супермаркете.

Я думаю, что 20% всей потребляемой кулинарии будет готовиться роботами уже лет через пять.

— Какие сейчас революционные вещи происходят в интерлогистике?

Она становится меньше, она идет туда, где вы даже не мечтали, что будет что-то автоматизировано, она дешевеет — это главный тренд.

Второй тренд — то, что появляются отдельные организации по поддержке автоматизации.

— Есть ли возможность развития бизнеса в Украине в направлении разработки своих роботов? И есть ли смысл ритейловым компаниям разрабатывать свои системы — или проще их купить?

Если все компании сольются в одну, то у них все равно не хватит мощности, чтобы разработать систему мирового уровня. Даже у самых крупных ритейлеров США нет такой мощности.

На каждый успешный стартап есть целое поле погибших — которые пробовали, но неуспешно.

Если вы работаете на рынке Украины, то доход с этого рынок должен финансировать вашу разработку. Если из Украины вы соревнуетесь с компаниями, которые работают на европейских или мировых рынках, то скорее всего вы проиграете.

— На кого можно в этой сфере смотреть в мире?

Amazon, Shopify, которая купила компанию 6 River, и AutoStore.

— Возможна ли сейчас доставка без курьеров?

В Украине — нет. Это очень сложно. Там, где работают правила дорожного движения, где хорошие дороги и качественная разметка — там это сложно. А когда вы добавляете весь украинский хаос, то это становится просто нерешаемой задачей.

К тому же, интернет несет за собой огромную силу персонализации. Семья покупает не так много товаров в год — допустим, 400 товарных позиций. Если я возьму все товары, которые покупаете вы и ваши соседи, — то этот показатель вырастет, но не до 40 000 позиций в год. Наберется, может 2000-3000 позиций на весь ваш дом.

Если мне нужно ставить точку, которая обслуживает ваш подъезд, то там могут быть товары, подобранные для вас — только если я эту персонализацию могу поддержать автоматизированно. И мне кажется, что развиваться рынок будет именно в этом направлении — это дешевле и выгоднее.

— Чем ты занимаешься в Америке?

Мой бизнес сейчас — это логичное продолжение zakaz.ua, мы работаем в направлении роботизации. Для продуктовых супермаркетов это автоматизация сборки заказов, повышение плотности хранения товаров и продуктивности людей, которые его собирают.

Мы нашли компанию, с которой осуществили слияние, — и после этого zakaz.ua существует как отдельная компания, в которой у меня 0%. А американская часть компании была оформлена как Takeoff, я стал ее техническим директором, развивал ее 3 года, и после этого ушел в собственный бизнес.

Zakaz.ua был очень успешным проектом с точки зрения продукта, пользователей и того, как мы изменили рынок, — но акционерно на момент 2017 года это не был супер-успех.

— Что бы ты изменил, если бы можно было?

Я бы делал больший упор на продуктизацию софтверной части для западных рынков.

Наши идеи и технологии на тот момент были лучше, чем у стартапов, которые появились на 5 лет позже. И любую из этих идей было бы очень легко конвертнуть в продукт.

Смотрите видео на канале: https://youtu.be/z9WowCqQhLU

Начать дискуссию