Голосовые помощники и их развитие в России

Голосовой помощник – это бот, работа которого построена на искусственном интеллекте, а именно - на механизме распознавания речи. Основной задачей такого бота является быстрое решение простых задач, таких как поиск информации в сети интернет или выполнение команд на смартфоне и других цифровых устройствах. Для работы голосового помощника компании-разработчику необходимы не только мощная аппаратная часть, но и крупная серверная сеть для обработки и хранения данных.

Голосовые помощники отличаются по своему функционалу. Так, наиболее популярный в России голосовой ассистент Алиса (разработка Яндекс) умеет не только находить и воспроизводить информацию разного формата, запускать команды на различных устройствах, но и вести диалоги с пользователем. Ответы при этом строятся не просто на найденной информации в интернете, но и на истории запросов пользователя, его геопозиции и интонации голоса. Такими же способностями обладает Google Assistant. Cortana (разработка Micrоsoft) ориентирована на работу в системе Windows и помогает пользователям найти нужные файлы и разобраться в программах. Другой голосовой ассистент - Alexa (разработка компании Amazon) был создан для управления устройствами “умного дома”: программа умеет запускать и настраивать стиральные машины, переключать каналы на телевизоре, регулировать громкость на музыкальных системах.

Разработчики стремятся сделать роботов все более похожими на живых людей. Для этого ведется работа над интонацией их голоса, в речь добавляются слова-паразиты, сленговые выражения. Известны случаи, когда в процессе общения было невозможно отличить голосового ассистента от реального человека. Ожидается, что помощники станут более автономными: на одной из презентаций представители Google и Amazon заявили, что вскоре их боты смогут общаться между собой. Другое направление развития – это возможность полностью автоматизировать работу бытовых приборов с помощью голосовых ассистентов. Новой специализацией голосовых помощников станет управление бортовым компьютером автомобиля - контроль загруженности дорог, полноты бака, давления в шинах и других.

Наиболее часто голосовые помощники используются для автоматизации работы контакт-центров банков, авиакомпаний, операторов связи. Их применение позволяет ускорить процесс обработки входящих запросов. На Западе становится популярным “голосовой шопинг” - многие сервисы уже реализовали интеграцию с ботами для быстрого совершения покупок.

В России функция голосовых команд поддерживается лишь единицами приложений, эту нишу можно считать свободной. Безусловно, некоторые компании развивают навыки голосовых помощников для своей целевой аудитории, но в основном только в качестве дополнительной рекламы своего бизнеса. На сегодняшний день чаще всего голосовые помощники используются на колонках и смартфонах. Наиболее популярными по-прежнему остаются команды поиска информации, запуска какой-либо программы, построение маршрута - рассказал Милованов Роман Сергеевич, руководитель направления разработки чат-ботов и голосовых роботов компании САТЕЛ

Начать дискуссию