{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Платформа SmartMarket от Сбера глазами независимого разработчика

В прошлом году Сбер запустил своих голосовых ассистентов Салют, с возможностью для сторонних разработчиков делать свои приложения («смартаппы»). С тех пор вышли статьи о нюансах разработки, участии в конкурсах и т.д. Мне бы хотелось подойти к платформе с другой стороны — показать в что на ней может найти и чего не может независимый сторонний разработчик (под «независимым» я имею ввиду того, кто не разрабатывает навыки для ассистентов, работая в какой-то компании). Таким образом, потенциальные авторы смартаппов смогут лучше понять на что можно рассчитывать. Прежде всего, эта статья является обобщением моего собственного опыта, но ряд предположений подтверждались в разговорах с другими разработчиками или в чате сообщества. На мой взгляд, разработка под какую-то платформу может быть мотивирована чем-то из следующих пунктов:

1) Попробовать что-то новое с технической точки зрения (новый фреймворк, сделать какой-то мини-проект на новом языке программирования, для непрограммистов попробовать свои силы в новой области)

2) Сделать что-то, чем будет пользоваться значительное число людей (радость от чтения отзывов, осознание того, что твою программу запускают миллионы и т.д.)

3) Получить от разработки доход в какой-либо форме (от своих приложений, разработка на заказ, конкурсы)

Я разберу платформу SmartMarket со всех указанных направлений.

Технический интерес

Этому пункту SmartMarket полностью соответствует. Платформа для разработчиков достаточно молодая, но по некоторым функциям уже обошла Алису. В наличие документация, примеры и активное сообщество в Telegram, где можно поговорить в том числе с разработчиками и менеджерами разных направлений. Если вы интересуетесь фронтенд-технологиями или GUI, то можете разрабатывать обычные веб-приложения, если привлекает именно VUI, то никаких проблем не будет. Разработать простой чат-апп можно за день, после чего подождать модерацию и уже можно пользоваться. В дополнение вам подарят приставку SberBox и можно будет продемонстрировать свою разработку родственникам на большом телевизоре. Если вы начинающий программист (или совсем не программист), то есть два конструктора. Платформа достаточно динамично развивается, появляются как новые функции на ней, так и у смежных сервисов (облако и т.д.), так что будет с чем поразвлечься.

Разработка проектов на большую аудиторию

Лично для меня этот пункт представляет наибольший интерес (во многом потому, что я разрабатываю свои приложения в качестве хобби). Одно из ярких воспоминаний — как моя игра попала на высокие места каталога приложений в соцсети и какое-то время в нее приходили десятки тысяч игроков каждый день. С тех пор я пытаюсь повторить этот успех на какой-то другой платформе, но все не удаётся. Со стороны Сбера есть заявления о том, что голосовые ассистенты доступны на большом количестве устройств и в Сбербанк-Онлайн. К сожалению, какой-то доступной публично статистики по пользователям смартапов/рейтингов и т.д. нет. За все время мне не попадалось упоминаний того, чтобы чей-то смартапп перешагнул за 300 посетителей в день. По моим приложениям получается порядка 150 пользователей пока оно находится в новинках и потом падение до 0-10 в день. Так что прогреметь на всю страну с помощью SmartMarket не получится. Тут есть проблемы как и чисто технические (отсутствуют какие-либо механизмы привода пользователей в смартаппы с приемлемой стоимостью), так и в аудитории. Если в соцсетях люди подолгу зависают, в том числе и для развлечения, то цепочка «Запустить Сбербанк-Онлайн -> Запустить голосового ассистента -> Зайти там в каталог приложений -> Найти там вашу игру и запустить» выглядит не как типичное действие для пользователей мобильного банка. А количество телеприставок не так велико (впрочем, так и у Алисы — почти все посетители приложений там заходят со смартфонов, а не колонок).

Получение дохода

Доход с рекламы/покупок в приложениях

См. пункт «Разработка проектов на большую аудиторию». Монетизировать несколько десятков человек в день, показывая им рекламу или предлагая внутриигровые покупки не получится. Кажется привлекательным внедрить свой магазин прямо в Сбербанк-Онлайн, чтобы приблизиться к банковскому счёту. Но надо понимать, что это будет совсем не кнопка «Купить билеты» в каком-нибудь банковском супер-приложении. Опять та же цепочка: «Запустить ассистента -> Найти приложение -> Сделать покупку» неслабо собьет число покупателей.

Разработка приложений на заказ

Для Алисы разработано большое количество приложений-визиток (недавно вышел неплохой обзор их состояния), можно предположить что когда-то возникнет спрос на такие приложения для платформы Сбера. Я не занимаюсь разработкой на заказ, так что не обладаю какой-то информацией/статистикой о состоянии дел.

Конкурсы

Как мне кажется, одной из значимых причин роста сообщества разработчиков стал конкурс с возможностью выиграть достаточно значимые суммы. Про конкурс недавно хорошая обзорная статья и т.к. я во многом согласен с автором, то не буду повторяться. Обращу внимание, что для победы надо делать не просто абстрактные «крутые» смартаппы, а максимально оптимизировать все именно под критерии конкурса. В этом плане показателен призер последнего этапа — минимальный смартапп, позволяющий просто оплатить сделанный на сайте заказ по номеру. При оплате через смартапп клиент получает бесплатную доставку. Если потери на доставке меньше приза за этап, то «экономика» сходится и вы в плюсе.

Выводы

Надеюсь, теперь присматривающиеся к платформе авторы аппов смогут лучше представлять чем она интересна, а в каком случае еще лучше подождать. Резюмировать своё мнение могу так так: платформа продвинутая, но пока пользователей маловато для того, чтобы почувствовать отдачу.

0
1 комментарий
Денис Пешехонов

Всё так, с аудиторией пока самый большой вопрос. Помимо наличия трафика его ещё и нужно уметь направлять. На мой личный взгляд например у Яндекса это большая проблема: пользователей в Алисе и правда очень много, но в навыки они попадают рандомно. Нет понятного механизма продвижения, нет понятного портрета пользователя. Так что набрать юзеров на платформе лишь первый шаг. Но будем следить.

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда