{"id":13585,"url":"\/distributions\/13585\/click?bit=1&hash=5abbdccc3fb020b5689ad8081fa009393de3b75c1e378f7f15bf1276f341927b","title":"\u0421\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u0434\u043b\u044f \u0432\u0438\u0434\u0435\u043e\u0437\u0432\u043e\u043d\u043a\u043e\u0432 \u0441 \u0438\u043d\u0442\u0435\u043b\u043b\u0435\u043a\u0442\u0443\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u043c \u0448\u0443\u043c\u043e\u043f\u043e\u0434\u0430\u0432\u043b\u0435\u043d\u0438\u0435\u043c","buttonText":"\u0413\u0434\u0435 \u0432\u0437\u044f\u0442\u044c?","imageUuid":"d9c50f1f-3071-518e-8ae7-e283eb318898","isPaidAndBannersEnabled":false}
Сервисы
Irina Schepetilnikova

Napster, LimeWire и другие: пиратские сервисы из начала 2000-х, которые сделали музыку доступной Статьи редакции

Появление формата MP3 в начале 90-х впервые позволило людям слушать музыку бесплатно и без ограничений. The Next Web вспоминает, какие были популярные пиратские сервисы и как они работали.

Napster  Njahnke

В начале 1990-х годов музыка была доступна на CD-дисках: песни записывались в формате WAV, в котором один трек занимал около 42 МБ. Интернет уже существовал, но передавать с его помощью музыку было бессмысленно, пишет издание: файлы были слишком большие, поэтому на загрузку одной песни могло уйти около трёх часов.

В 1993 году появился формат MP3, благодаря которому файлы можно было сжимать до небольших размеров: одна MP3-песня занимала около 3,24 МБ — почти в 13 раз меньше, чем в формате WAV. Благодаря этому, песни можно было передавать быстрее — началась эра пиратских сервисов.

На сами сервисы музыку никто не загружал, они обеспечивали p2p-соединение: связывали два компьютера. Так «владельцы» треков могли передать их напрямую желающим. Делали это просто потому, что хотят помочь, пишет издание.

IRC

Созданный в 80-х годах протокол для обмена сообщениями должен был помогать находить серверы с чатами по интересам, но стал одним из первых способов распространения нелегальной музыки. Чтобы скачать музыку с помощью IRC, сначала нужно было:

  • Найти сервер, где люди делятся друг с другом аудиофайлами.
  • Узнать, есть ли у них музыка, которую хочется найти. Если нет, искать другой сервер.
  • Если нужные треки есть, то договориться о передаче с пользователем, который может им поделиться, пока он онлайн.

«Владельцы» аудиофайлов добавляли в описание чатов список песен, которые у них есть, чтобы упростить поиски. Некоторые даже писали скрипты и оформляли баннеры, чтобы рекламировать свои музыкальные каталоги.

Napster

В 1999 году 18-летний американец Шон Фаннинг бросил сам себе вызов — программировать 60 часов без остановки. Результатом стал Napster — бесплатный сервис для обмена файлами.

Пользователь писал в поисковой строке названия нужных треков, и сервис показывал список людей, у которых они были. Чтобы загрузить песни, нужно было дождаться, пока «владельцы» треков появятся в сети, и нажать «скачать». Napster создавал канал обмена файлами между двумя компьютерами.

В 2000 году у Napster было 80 млн пользователей, а через год сервис перестал работать из-за судебных разбирательств с музыкантами, среди которых были Metallica и Dr.Dre.

В 2020 году компания Rhapsody купила торговую марку и логотип Napster и запустила легальный стриминговый сервис — подписка на него стоит $9,99 в месяц.

Audiogalaxу

Audiogalaxy появился в 1998 году, однако стал популярным только после закрытия Napster.

Для скачивания нужно было открыть сервис, выбрать песни и добавить их в Satellite — программу для анонимной передачи файлов.

  • Она сама искала людей, у которых песни есть в коллекции.
  • Устанавливала p2p-соединение с владельцем музыки, когда тот появлялся в сети.
  • Загружала песни на компьютер пользователя, который их искал.

Gnutella и LimeWire

В 2000 году основатели Winamp Джастин Френкель и Том Пеппер создали p2p-сеть Gnutella. На пике развития она занимала около 40% рынка обмена файлами.

Gnutella поддерживала работу нескольких клиентских сервисов для обмена файлами, самый популярный из которых LimeWire. Через него можно было не только передавать музыку, а также переписываться с теми, кто её скачивает.

Первые иски против LimeWire начались в 2006 году, но он перестал работать только в 2010 году. Разработчику пришлось выплатить $105 млн 13 звукозаписывающим компаниям, чтобы урегулировать споры.

Большинство нелегальных P2P-приложений 2000-х также прекратили работу из-за судов с правообладателями. Немногие, однако, выжили и стали легальными: например, эстонский сервис KaZaa, пишет The Next Web.

0
25 комментариев
Написать комментарий...
Mike Rudine

А как же суслик https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Soulseek

Ответить
Развернуть ветку
Максим Горький

автор (ка) зумер (ка) и Суслика не юзал (а)

Ответить
Развернуть ветку
Mike Rudine

Могла бы спросить стариков, я сижу на лавочке у подъезда каждый вечер, развратные девки сами себя не обзовут 

Ответить
Развернуть ветку
Иван Борода
Ответить
Развернуть ветку
Billy Jean

Олдскулы сводит

Ответить
Развернуть ветку
Andy Ch

А где AllofMP3?! 
Это вообще уникальный в своем роде сервис был. Не просто куча всего, у именно СЕРВИС. Впервые там заплатил за музыку - тогда это казалось полной дикостью. Да, оно было платным, но соотношение цены/качества и удобства того явно стоили. Песня стоила что-то около рубля, соответственно альбом обходился рублей в 10-12. Но сила AllofMP3 на мой взгляд была не столько в доступной коллекции музыки, сколько в системе рекомендации и тогда такого, мне кажется, вообще ни у кого не было. 
Можно было посмотреть "Похожие" группы, можно было часами путешествовать по дереву стилей и направлений, натыкаться на такое, что и не слышал никогда. Сколько интересного так нарыл в свое время!
Очень жаль, что сервис задавили, но тем кто его создавал и сейчас хочется сказать Спасибо!

PS Для понимания:
https://techcrunch.com/2006/05/15/allofmp3-down-for-good/
https://techcrunch.com/2006/03/29/allofmp3-launches-alltunes/

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Muravyev

А где каза?

Ответить
Развернуть ветку
К М

Помню статью Голубицкого в Компьютерре как настраивать mIRC для быстрого поиска и скачивания музыки, и там можно было найти даже редкие произведения, которых в гнутелле отродясь не было

Ответить
Развернуть ветку
Мудрый огонь

Пишешь статью - изучи вопрос.
Минус за soulseek

Ответить
Развернуть ветку
Винниамин Пяточков

Эти все вообще не использовал.
Были осёл и потом торренты. Ну и dc в локалке. А тут что-то видимо забугорное.

Ответить
Развернуть ветку
Mik Petrov

Согласен, осел, ДС и потом торренты

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Денис Колокольцев

До сих пор все, что когда то в середине 90х было скачено через Аудиогалакси болтается под рукой. Сначала оно было закатано на компакт диски в виде MP3, потому что меня раздражали мизерные объемы первых MP3 на флеш памяти, и я предпочитал CD/MP3 дисковые компактные проигрыватели. Потом появился iPod Classic, и это "богатство" уехало туда. Когда закончилась эпоха Classic-ов, все это благополучно переехало на смартфоны, и вот. "Добавлять" треки в Аудиогалакси не нужно было, просто в настройках программы указать расшаренную с музыкой локальную папку на ПК, она сама все индексировала.

Ответить
Развернуть ветку
Пабы старой Руси
На загрузку одной песни могло уйти около трёх часов.

Скорее, трёх дней. Три часа — это уже в скоростях конца девяностых. Примерно, десять мегабайт в час.

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Arkhangelsky

Ну не пугайте так молодежь. Даже на скорости начала 80-х - 300 бит/с у вас бы одна песня (3 Мб, если бы тогда был mp3) качалась около суток. В конце девяностых в России (в том числе и за МКАД-ом) уже был Dial-Up, если не 56k, то 28800-33600 бит/с точно. И даже на совсем нестабильном соединении минут за 30-40 песню утащить было можно. А за ночь - о чудо! - целый альбом!

Ответить
Развернуть ветку
Bulat Ziganshin

во-первых, в начале 90-х не было mp3, во-вторых средняя скорость доступа в инет у нас в городе например была 300 байт/с. просто весь аплинк у провайдера состоял из двух 28.8 модемов

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Perepelkin

По dial-up цены зверские были, никто музыку так не качал, тем более что mp3 формата не было, только lossless. Забавный факт, диски с играми для Ps1 можно было проигрывать на музыкальном центре, вся музыка записывалась как обычная аудиодорожка, а сами игры весили дай бог 100 mb из 700 доступных на диске. В NFS 3 и 4 специально урезали треки, чтобы уместить.

В начале 00-х появился ADSL, в основном провайдером был "Стрим" кажется, там ещё такой толстый доктор был с таблеткой, скорость в базовом пакете 128 kb/s, для богатых был вариант 256 kb/s, примерно в это время появились сайты с пираченой музой и портативные mp3 плееры, я меня где-то в кулуарах даже валяется старый, 512mb на него помещался, может и меньше, до этого все с сидюками ходили ))

Ну а повально музыку начали качать с проводным интернетом, и то в основном с локалки, т.к. там скорость приличная была.

Ответить
Развернуть ветку
Вася Пражкин
 По dial-up цены зверские были, никто музыку так не качал

mp3 во вторую половину 90-х уже был и таки качали по диалапу, ессна на безлимитке. Ставишь на ночь по расписанию - утром у тебя уже альбомчик-другой.

Ответить
Развернуть ветку
Сергеич Щ

жалко, про сцену не упомянули. я бы почитал как что и откуда, раз уж зашла речь про ирку

Ответить
Развернуть ветку
Вася Пражкин

Месье имеет ввиду варез? )

Ответить
Развернуть ветку
Сергеич Щ

йа йа

Ответить
Развернуть ветку
Вася Пражкин

Ах это сладкое слово 0-dayz )

Ответить
Развернуть ветку
Илья Попов

По моему и KaZaa прекратил работу 2010 или 2011 годах.

Ответить
Развернуть ветку
bruuuh

💪Morpheus gang💪

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Namrok Weedeater

Мы с японцами в начале нулевых шарили музло андерграундное через perfectdark. , , они наоборот осла, дс и другие привычные нам не использовали, что затрудняло поиски нужного (тут речь про хардкор, панк, краст японский. джейрок и джейпоп найти можно было везде конечно)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Читать все 25 комментариев
null