MVP сервиса городских-квест экскурсий Cityspirit. Опыт запуска своего проекта
Как сервис и бизнес дизайн помогли мне с минимальными вложениями создать и запустить свой проект.
Cityspirit – дух города в мобильных квест-экскурсиях
Проект погружает независимых путешественников в аутентичность исторических городов через мобильные квест-экскурсии, основанные на местных историях, в удобное время и независимо от гидов и групп.
Период
Август 2020 по август 2021
Сделано
- Исследования
- Идея и бизнес модель
- Система сервиса и CJM
- Создание квест-экскурсий
- Тестовый бренд
- Сайт и контент
- Запуск MVP
Первичное исследование
Я был в Астрахани, когда услышал отзывы туристов – город классный, аутентичный, архитектура красивая, но нет качественно представленной информации и интересных новых идей и маршрутов. Местная туристическая сфера архаична, экскурсии стандартные и не гибкие.
Исторических городов в России более 40 – интересная территория для масштабирования. Более того, внутренний туризм активно развивается. Все это вдохновило меня разработать свой проект.
Рынок
Рынок экскурсий в РФ достаточно насыщенный: много тур. агентств и гидов, есть разные платформы и сервисы планирования путешествия. Зачастую, это классический формат – нужно заказывать экскурсию с местным гидом индивидуально или в группе.
Нужно было создать что-то отличающееся. Я решил сделать акцент на качество и увлекательность продукта.
Архетип клиента
Я провел опросы и ряд интервью, чтобы определить потенциальный архетип клиента. Им оказался «любопытный и самостоятельный путешественник».
«Люблю приезжать в город и погружаться в его атмосферу и аутентичность самостоятельно. Избегаю стандартные экскурсии и популярные туристические маршруты. Ищу интересные места и локальные истории.»
Цели
Погрузиться в аутентичность города
- Получить необычный опыт
Задачи
- Пройтись по нестандартным местам и маршрутам
- Узнать местные истории
- Оставаться независимым от других
Боли
- Нет интересной информации о городе и местах
- Простые прогулки поверхностны
- Стандартные экскурсии не интересны
- Нет желания быть частью группы и ходить за гидом
Концепт
Что, если путешественник самостоятельно станет героем местных историй, которые погрузят его в уникальные стороны города?
В рамках нестандартного сюжета, путешественник прогуляется по городу, найдет здания и объекты, ответит на вопросы и выполнит задания. Экскурсия в формате квеста, управляемого со смартфона.
Бизнес модель MVP
Бизнес модель для MVP оказалась простой:
Ценностное предложение
Самостоятельные квест-экскурсии, погружающие в аутентичность города, в любое время, без гида и групп.
Доход
Продажа квест-экскурсии.
Каналы
Сайт, чат бот, почта, телефон, соц. медиа
Команда и ресурсы
Краевед, разработчик. Уникальный контент
Расходы
Создание контента, дизайн, разработка, маркетинг, дополнительные сервисы
Стратегия
Этап 1
Запустить MVP в одном из исторических городов. Выбрал г. Астрахань, т.к. хорошо знаком с ним.
Этап 2
Доработать концепцию, бизнес-модель, систему и маркетинг.
Этап 3
Масштабировать на остальные 40 малых исторических городов России.
Клиентский путь для MVP
Путь составлял так, чтобы было просто и независимо для клиента, и можно было каждый из шагов анализировать и улучшать в дальнейшем.
1. Поиск информации о городе —> 2. Контакт с рекламой или результатом поиска —> 3. Переход на сайт —> 4. Выбор и покупка квест-экскурсии —> 5. Получение кода на емейл —> 6. Активация кода в чат боте —> 7. Прогулка по городу с чат ботом —> 8. Оценка и отзыв
Квест-экскурсии
Для разработки квест-экскурсий необходимо было найти местного краеведа, готового выйти за рамки стандартных форматов, т.е. не только искать историческую информацию и составлять маршруты, но и придумывать сюжеты и задания.
Это оказалось не такой простой задачей, но, к счастью, я встретил Екатерину Колымажную.
Уникальные стороны города
Вместе с Катей мы определили уникальные стороны города и направления для поиска информации.
Идеи квест-экскурсий
На основе исторической информации, историй и местных героях, мы нашли идеи квест-экскурсий, выбрали места и составили сценарии.
Тестирование
Мы протестировали квест-экскурсии на себе и на других людях.
В итоге, создали 3 квест-экскурсии для запуска проекта + 2 концепции оставили в разработке.
Чат бот
Для MVP решил тип контента квест-экскурсий ограничить изображениями, текстом, геолокациями, в отдельных случаях аудио.
Мы доработали квест-экскурсии и перенесли их в чат бот. Настроили их запуск по индивидуальному коду и провели ряд тестов.
Тестовый брендинг
Для запуска MVP необходим хоть какой-то бренд. Для передачи идеи аутентичности города, я взял образ духа, который захватывает и погружает в город. Придумал имя Cityspirit и разработал сырой стиль.
Сайт
Было важно контролировать пользовательский путь до покупки. Поэтому я создал сайт для мобильного и десктопа, на котором продавались квест-экскурсии. Я подключил платежную систему, добавил Google, Яндекс и Facebook аналитику.
Для презентации квест-экскурсий на сайте и создания рекламы, вместе с фотографом мы провели фото и видео съемку каждого продукта.
Для привлечения клиентов на ранней стадии поиска информации о городе, вместе с краеведом мы создали блог, где ответили на популярные интернет запросы.
Для получения честных отзывов и публикации их на сайте, я попросил людей опробовать сервис и пройти все квест-экскурсии.
Запуск MVP
После финальных тестов, дополнительной разработки и настройки интеграции, мы запустили MVP!
После старта, мой фокус сдвинулся на маркетинг:
- Тестирование каналов
- Доработка коммуникации
- СММ
- Настройка рекламных кампаний
- Cбор отзывов клиентов
Ссылки на основные точки контакта с сервисом:
Первые отзывы
Очень понравилось! Почувствовала себя восточным авантюристом. По-новому посмотрела на историческую часть города. Нестандартный увлекательный маршрут, действительно раскрывающий дух города. Хочется поделиться с друзьями и показать такую Астрахань гостям города.
«Квест понравился всем участникам. Больше всего доступность и независимость от времени и гида, а также, интересная подача исторического материала.»
«Было интересно выполнять задания, искать детали на зданиях и узнавать историю этих зданий. После такой прогулки стали больше обращать внимание на архитектурные элементы. Благодаря квесту увидели много того, мимо чего бы прошли, не обратив внимания и не зная, что за фасадом скрывается красота и интересные истории.»
«Интересная идея. В целом, все понравилось, время прошло интересно и незаметно 👍 Здорово, если со временем квест доработается большей интригой и интересными деталями.»
Это только начало. Собираю отзывы, смотрю за работой системы, оцениваю маркетинг и продажи. Эти данные мне помогут понять потенциал проекта и сформировать дальнейшую стратегию.
Вывод
Методологии сервис и бизнес дизайна отлично работают при тестировании новых бизнес идей и направлений. Помогают быстро и дешево ошибаться, учиться и менять все находу, не тратить много ресурсов, фокусироваться только на главном. Могут применяться для любых проектов, не только технологичных.
Больше кейсов и дизайна в широком смысле
На моем сайте есть и другие кейсы. Заходите в телеграм канал Total design. Буду благодарен комментам и вопросам 🤙
К вам на собеседование пришел 18-летний юнец с татуировками на лице. Будете общаться или сразу отправите на выход?
В начале этой недели рынок акций продолжил рост, однако довольно быстро развернулся вниз и упал более чем на 200 пунктов по индексу ММВБ к концу недели. Это уже приличная и продолжительная коррекция, которую ранее рынку не давал реализовать безумный поток позитивных новостей. И нельзя сказать, что этот поток прекратился, но он теперь уже не такой п…
В современном бизнесе аутсорсинг стал не просто трендом, а необходимостью. Компании все чаще передают непрофильные функции сторонним подрядчикам, чтобы сосредоточиться на ключевых задачах. Однако многие до сих пор воспринимают аутсорсинг как способ ухода от налогов или сокрытия реальных расходов.
Недавно Роналду стукнуло 40 лет. В честь этого я приготовил блюда из его рациона и посчитал бюджет. В этой статье вы узнаете, чем обедает один из лучших игроков мира, и почему вы тоже так можете. В конце покажу цены и принципы питания для кубиков пресса.
Тренд текущего времени - впарить себя через чат с ником похожим на собачью кличку и оплатой криптой. Оплата конечно же вперед и 100%.
И посоветовал сотрудникам приходить в офис «хотя бы» в будни, чтобы выиграть гонку за AGI.
Журналисты отмечают хорошее время работы на одном заряде и неплохую заднюю камеру, но недовольны отсутствием MagSafe.
Идея неплохая, даже прикольная.
Я хотел когда-то сделать нечто похожее.
Мысли такие:
1. Наверное более желательно было бы отдельное приложение, а не просто чат-бот в Телеграме, ну и прямо в приложении продавать эти экскурсии. Как кристаллики в играх продаются.
Приложение по сути несложное, чисто с программерской точки зрения сделать не намного сложнее/дороже бота.
Плюсы - может работать в оффлайне, в каких-то подземельях например не будет отваливаться. Ну и можно свой дизайн какой-то поинтереснее сделать.
Минусы - ну главный и фатальный минус что оплата-то в Google Play и App Store теперь не работает, мда... Так что в ближайшее обозримое, да и среднесрочное будущее это мимо, к сожалению.
2. Наверное имело бы смысл сделать одну маленькую бесплатную экскурсию типа минут на 30, ну и возможно с платным продолжением.
3. Не совсем понятно, как бы придумывать эти экскурсии. Сам бы я наверное что-то прямо прикольное и не скучное не смог бы придумать, тут нужен человек, который не просто хорошо знает город, но еще и с какой-то жилкой типа сценариста. Не знаю, трудно найти наверное такого. Если вы нашли такого (эту Екатерину), наверное вам повезло.
4. Непонятно где и как это всё рекламировать. И во сколько будет обходиться привлечение одного пользователя. И насколько реклама будет отбиваться.
5. Ну и конечно надо делать в Москве и Питере.
В Астрахани-то наверное мало было клиентов? Если бы было прямо много, вы бы наверное к этому лету уже срочно сделали для Москвы и Питера. А раз не сделали, то наверное особо это не принесло в плане выручки.
Что в принципе логично.
Интересно, буду следить, пишите как будет дальше развиваться ;-)
Спасибо за подробный комментарий и отличные идеи!
Этот эксперимент выявил много проблем, которые я не мог адекватно оценить вначале. Вы правы, что продавать такое сложно и привлечение онлайн в маленьких городах не окупается, либо я недостаточно разобрался с этим. Про мск и спб согласен.
Очень непростой продукт в смысле создания контента. Я выработал методологию и концепцию, но найти гида+сценариста, который сам все сделает и даст качество, крайне сложно. Пришлось с гидами артдирекшеном заниматься. Это много ресурсов отнимает.
Хорошая идея короткого бесплатного маршрута для первого вовлечения.
Пришёл к выводу, что имеет смысл пробовать платформенную бизнес-модель. Но это уже отдельная история )
Интересный кейс! Как долго работает проект? Какая статистика есть? Попали в свою ЦА?
Спасибо! Проект работает с августа 2021. Запустил под конец сезона, поэтому статистики и фидбека пока мало: собираю на рекламных сервисах и на сайте перед покупкой, в чат боте во время прохождения, и после прохождения. Запланировал следующую итерацию ресерча и анализа в октябре – там и будет понятно, попал в архетип и потребность, или нужно будет к следующему сезону корректировать сильно.
Виталий, очень классный продукт! Посмотрела сайт и мне сразу захотелось погулять по Астрахани с сити спирит) Скажите, пожалуйста, как вы проводили опросы среди людей, кого интервьюировали? Как создали базу людей для опроса? Исследовали отзывы в интернете? Хочу запустить образовательный проект с городскими путешествиями, ваши ответы мне очень помогут. Виталий, или скажите на каких условиях можно получить консультацию у вас?) Каким способом тогда можно с вами связаться?
Спасибо за комментарий! С удовольствием помогу, пишите в телеграм @vit_fedosov