MVP сервиса городских-квест экскурсий Cityspirit. Опыт запуска своего проекта
Как сервис и бизнес дизайн помогли мне с минимальными вложениями создать и запустить свой проект.
Cityspirit – дух города в мобильных квест-экскурсиях
Проект погружает независимых путешественников в аутентичность исторических городов через мобильные квест-экскурсии, основанные на местных историях, в удобное время и независимо от гидов и групп.
Период
Август 2020 по август 2021
Сделано
- Исследования
- Идея и бизнес модель
- Система сервиса и CJM
- Создание квест-экскурсий
- Тестовый бренд
- Сайт и контент
- Запуск MVP
Первичное исследование
Я был в Астрахани, когда услышал отзывы туристов – город классный, аутентичный, архитектура красивая, но нет качественно представленной информации и интересных новых идей и маршрутов. Местная туристическая сфера архаична, экскурсии стандартные и не гибкие.
Исторических городов в России более 40 – интересная территория для масштабирования. Более того, внутренний туризм активно развивается. Все это вдохновило меня разработать свой проект.
Рынок
Рынок экскурсий в РФ достаточно насыщенный: много тур. агентств и гидов, есть разные платформы и сервисы планирования путешествия. Зачастую, это классический формат – нужно заказывать экскурсию с местным гидом индивидуально или в группе.
Нужно было создать что-то отличающееся. Я решил сделать акцент на качество и увлекательность продукта.
Архетип клиента
Я провел опросы и ряд интервью, чтобы определить потенциальный архетип клиента. Им оказался «любопытный и самостоятельный путешественник».
«Люблю приезжать в город и погружаться в его атмосферу и аутентичность самостоятельно. Избегаю стандартные экскурсии и популярные туристические маршруты. Ищу интересные места и локальные истории.»
Цели
Погрузиться в аутентичность города
- Получить необычный опыт
Задачи
- Пройтись по нестандартным местам и маршрутам
- Узнать местные истории
- Оставаться независимым от других
Боли
- Нет интересной информации о городе и местах
- Простые прогулки поверхностны
- Стандартные экскурсии не интересны
- Нет желания быть частью группы и ходить за гидом
Концепт
Что, если путешественник самостоятельно станет героем местных историй, которые погрузят его в уникальные стороны города?
В рамках нестандартного сюжета, путешественник прогуляется по городу, найдет здания и объекты, ответит на вопросы и выполнит задания. Экскурсия в формате квеста, управляемого со смартфона.
Бизнес модель MVP
Бизнес модель для MVP оказалась простой:
Ценностное предложение
Самостоятельные квест-экскурсии, погружающие в аутентичность города, в любое время, без гида и групп.
Доход
Продажа квест-экскурсии.
Каналы
Сайт, чат бот, почта, телефон, соц. медиа
Команда и ресурсы
Краевед, разработчик. Уникальный контент
Расходы
Создание контента, дизайн, разработка, маркетинг, дополнительные сервисы
Стратегия
Этап 1
Запустить MVP в одном из исторических городов. Выбрал г. Астрахань, т.к. хорошо знаком с ним.
Этап 2
Доработать концепцию, бизнес-модель, систему и маркетинг.
Этап 3
Масштабировать на остальные 40 малых исторических городов России.
Клиентский путь для MVP
Путь составлял так, чтобы было просто и независимо для клиента, и можно было каждый из шагов анализировать и улучшать в дальнейшем.
1. Поиск информации о городе —> 2. Контакт с рекламой или результатом поиска —> 3. Переход на сайт —> 4. Выбор и покупка квест-экскурсии —> 5. Получение кода на емейл —> 6. Активация кода в чат боте —> 7. Прогулка по городу с чат ботом —> 8. Оценка и отзыв
Квест-экскурсии
Для разработки квест-экскурсий необходимо было найти местного краеведа, готового выйти за рамки стандартных форматов, т.е. не только искать историческую информацию и составлять маршруты, но и придумывать сюжеты и задания.
Это оказалось не такой простой задачей, но, к счастью, я встретил Екатерину Колымажную.
Уникальные стороны города
Вместе с Катей мы определили уникальные стороны города и направления для поиска информации.
Идеи квест-экскурсий
На основе исторической информации, историй и местных героях, мы нашли идеи квест-экскурсий, выбрали места и составили сценарии.
Тестирование
Мы протестировали квест-экскурсии на себе и на других людях.
В итоге, создали 3 квест-экскурсии для запуска проекта + 2 концепции оставили в разработке.
Чат бот
Для MVP решил тип контента квест-экскурсий ограничить изображениями, текстом, геолокациями, в отдельных случаях аудио.
Мы доработали квест-экскурсии и перенесли их в чат бот. Настроили их запуск по индивидуальному коду и провели ряд тестов.
Тестовый брендинг
Для запуска MVP необходим хоть какой-то бренд. Для передачи идеи аутентичности города, я взял образ духа, который захватывает и погружает в город. Придумал имя Cityspirit и разработал сырой стиль.
Сайт
Было важно контролировать пользовательский путь до покупки. Поэтому я создал сайт для мобильного и десктопа, на котором продавались квест-экскурсии. Я подключил платежную систему, добавил Google, Яндекс и Facebook аналитику.
Для презентации квест-экскурсий на сайте и создания рекламы, вместе с фотографом мы провели фото и видео съемку каждого продукта.
Для привлечения клиентов на ранней стадии поиска информации о городе, вместе с краеведом мы создали блог, где ответили на популярные интернет запросы.
Для получения честных отзывов и публикации их на сайте, я попросил людей опробовать сервис и пройти все квест-экскурсии.
Запуск MVP
После финальных тестов, дополнительной разработки и настройки интеграции, мы запустили MVP!
После старта, мой фокус сдвинулся на маркетинг:
- Тестирование каналов
- Доработка коммуникации
- СММ
- Настройка рекламных кампаний
- Cбор отзывов клиентов
Ссылки на основные точки контакта с сервисом:
Первые отзывы
Очень понравилось! Почувствовала себя восточным авантюристом. По-новому посмотрела на историческую часть города. Нестандартный увлекательный маршрут, действительно раскрывающий дух города. Хочется поделиться с друзьями и показать такую Астрахань гостям города.
«Квест понравился всем участникам. Больше всего доступность и независимость от времени и гида, а также, интересная подача исторического материала.»
«Было интересно выполнять задания, искать детали на зданиях и узнавать историю этих зданий. После такой прогулки стали больше обращать внимание на архитектурные элементы. Благодаря квесту увидели много того, мимо чего бы прошли, не обратив внимания и не зная, что за фасадом скрывается красота и интересные истории.»
«Интересная идея. В целом, все понравилось, время прошло интересно и незаметно 👍 Здорово, если со временем квест доработается большей интригой и интересными деталями.»
Это только начало. Собираю отзывы, смотрю за работой системы, оцениваю маркетинг и продажи. Эти данные мне помогут понять потенциал проекта и сформировать дальнейшую стратегию.
Вывод
Методологии сервис и бизнес дизайна отлично работают при тестировании новых бизнес идей и направлений. Помогают быстро и дешево ошибаться, учиться и менять все находу, не тратить много ресурсов, фокусироваться только на главном. Могут применяться для любых проектов, не только технологичных.
Больше кейсов и дизайна в широком смысле
На моем сайте есть и другие кейсы. Заходите в телеграм канал Total design. Буду благодарен комментам и вопросам 🤙