(function (d, ver) { var s = d.createElement('script'); s.src = window.__specials_cdn + 'SpecialBranding/top.min.js?' + ver; s.async = true; var container = d.getElementById('special-branding-top'); if (container) { s.onload = function () { new window['BrandingTop']({ container, content: { theme: 'light', link: 'https://go.vc.ru/u3sR', text: 'Познакомьтесь с нашими проектами поближе 👀', button: 'Открыть кейсы', color: '#e6e6e6', textColor: '', img: '', }, }); }; } d.body.appendChild(s); })(document, '__specials_version' in window ? window.__specials_version : 0); (function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(22537453, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(22537453, 'hit', window.location.href);

«Мы уволили снабженца после внедрения ERP-системы»: как автоматизация бизнес-процессов изменила работу производства

Больше половины предпринимателей и управленцев не знает, что бизнес можно автоматизировать. Например, совместное исследование «Института проблем предпринимательства» и J’son & Partners Consulting говорит, что в 55% компаний не слышали о CRM-системах.

Наш опыт подтверждает это — заказчики после внедрения очень удивляются, что стало удобно управлять бизнесом, планировать продажи и производство, оптимизировать ресурсы. Главный инсайт: «А что, так можно было?».

В этой статье заказчик digital-агентства «Атвинта» расскажет о результатах внедрения ERP-системы на производстве кормов для животных и птиц.

ERP — не для всех

ERP-системы — это программы для управления ресурсами производства. Как правило, даже если предприниматель или управленец в курсе, что такой инструмент автоматизации существует, он не всегда готов внедрять его в своей компании — сам бизнес еще не «созрел».

ERP-система актуальна, когда бизнес-процессы отлажены хотя бы в каком-то формате, пускай даже с помощью простейших инструментов: на досках и стикерах или в Excel-таблицах. Главное — понимание, как устроено производство и где у него узкие места.

Кейс, о котором мы пишем в этой статье, получился удачным, потому что у клиента уже был сформированный опыт управления производством. Он на несколько шагов вперед знал, с какими проблемами сталкиваются сотрудники на производстве и в каких процессах им нужно «помочь» автоматизацией.

Если внедрить ERP, когда «в полях» неразбериха, то компания получит оцифрованный хаос, который не улучшит ее работу.

О заказчике

Компания «БЭКС» занимается производством комбикорма для сельского хозяйства. В ассортименте — линейки кормов для птиц, коров, лошадей, свиней. Это продукты, обогащенные витаминами, аминокислотами и другими полезными элементами для гладкой шерстки, иммунитета и быстрого набора веса.

У компании свое производство в Кемеровской области с цехами и складом. Если сильно упростить, создание продукта состоит из замеса компонентов (основа — белок) и формирования гранул корма. Например, вот так выглядит корм для птиц.

Корм «БЭКС» заказывают в более чем 20 городах России. Основные клиенты:

  • оптовые базы
  • животноводческие предприятия
  • магазины
  • частные покупатели

Однако масштабы пришли не сразу. Когда мы начинали работать с «БЭКС» в 2019 году по внедрению CRM-системы, это был MVP (начинающее производство) на старом оборудовании в небольшом цеху. Со временем компания привлекла инвестиции, переехала на другие площади и закупила новое оборудование. Так «БЭКС» стала выпускать больше продукции, и старые методы автоматизации перестали справляться с новыми объемами

Старые методы — это доски, стикеры, записки, бумажные таблицы. Да, это даже не в компьютере, но все равно автоматизация. К ней относится любой способ визуализировать бизнес-процессы, разложить их «по полочкам», контролировать.

те самые стикеры и таблицы

Именно такая подготовка помогла перенести бизнес-процессы в удобную и современную ERP-систему — они уже были представлены на других носителях, нам же предстояло переработать и улучшить структуру исходных данных.

Процесс оказался долгим — на него ушло около двух лет. Во время расширения бизнес-процессы оформлялись месяцами, а для оцифровки, как мы уже писали выше, важно иметь на руках четкую отлаженную систему.

Например, производство корма. Сначала команда протестировала рецептуры, продумала логику планирования нарядов, и только когда процесс был полностью отрегулирован, мы переносили его в ERP.

Что мы внедрили

Мы внедряем решение, которое будет удобным для отдельной компании. Например, все функции, нужные «БЭКС», можно реализовать в 1С, но мы остановились на Totum.

Дело в том, что у заказчика был неудачный опыт — 1С задвоила и посыпала базу, да и интерфейс со слов владельца «непривлекательный, не понятный с одного взгляда». Мы учли специфику и выбрали инструмент с нужными функциями, но без негативного бэкграунда для клиента.

Разберем основные узкие места производства «БЭКС» и расскажем о функциях ERP-системы, которые мы внедрили для их улучшения через автоматизацию.

Узкое место №1: без единой системы теряются лиды, и невозможно отслеживать продажи

Специфика

«БЭКС» принимает оптовые заказы, кратные 20 тоннам. Есть крупные клиенты, которые могут заказать такой объем отдельно, а есть сборные заказы, где кооперируются несколько предприятий. Например, четыре заказчика закупают по пять тонн каждый.

Часть продукции продается в розницу через торговые точки в разных городах. Также у компании множество каналов для приема заказов: почта, звонки, мессенджеры, социальные сети.

Проблема

При таком разнообразном взаимодействии с клиентами и большом количестве заказчиков менеджеру легко упустить заявку, напутать в составе заказа или забыть о внесенной оплате. А владелец бизнеса без сводной таблицы не видит, как обстоят дела с продажами и какие ожидать поступления.

Решение

Мы внедрили CRM, которая отвечает за автоматизацию продаж. В ней можно сформировать заказ с несколькими клиентами (для сборных заказов), а также система интегрирована со всеми источниками заявок. Так не потеряется ни один лид — все собрано в единой платформе. А роботы и автоматические напоминания помогают менеджеру вовремя связаться с клиентами, напомнить о долге или обновлении ассортимента.

В ERP-системе заказы группируются по статусу заказа, менеджеру, размеру долга и другим параметрам. С помощью них управленец оценивает состояние продаж и работу отдельных сотрудников.

Узкое место № 2: ошибки в рецептуре приводят к браку

Специфика

В линейке производства около двадцати видов кормов, и у каждого — своя рецептура с разными пропорциями и ингредиентами: пшеница, кукуруза, соя, витаминные элементы. Для каждого состава выверена своя формула, разработанная совместно с сельскохозяйственным институтом. Именно поэтому корма дают хороший прирост, плотное оперение и другие показатели.

Проблема

Если напутать с пропорциями и замесами хотя бы немного, получится брак, который нельзя отправлять клиентам. А это — потери сырья, рабочих часов и мощностей производственной линии.

После привлечения инвестиций производство и объемы расширились, поэтому вручную рассчитывать замесы для каждой партии стало невозможно. При большом потоке заказов трудно держать в голове информацию по каждой партии. Так появляется высокий риск ошибиться, запустить в производство неправильную рецептуру и потерять сотни килограммов сырья.

Решение

Расчет замесов — задача, которую можно отдать роботу и полностью избавиться от человеческого фактора. На фото ниже — блок ERP-системы, который отвечает за расчет рецепта.

В строки нужно добавить наименование корма и объем, который планируется получить на выходе. Программа автоматически выводит список ингредиентов и считает их вес, а работник в цехе устанавливает нужные параметры для замеса на аппарате.

Следующим этапом планируем автоматизировать процесс дозирования на самом производстве. Сейчас работники выставляют веса ингредиентов на экране, а мы сделаем так, чтобы программа передавала информацию о пропорциях и аппарат смешивал состав автоматически.

Узкое место №3: без нужных компонентов производство останавливается

Специфика

После оформления заказа снабженец проверяет остатки компонентов и планирует закупку недостающего сырья для производства. Также важно, чтобы на складе всегда сохранялся фиксированный остаток ингредиентов на случай срочных заказов.

Проблема

Один закончившийся компонент может остановить все производство, и тогда линия будет простаивать, а работники сидеть без дела. Это потери, которых можно избежать, если в моменте отслеживать точную информацию об остатках.

Решение

Для управления закупками и контроля остатков на складе мы внедрили отдельный блок. Он просчитывает потребность в сырье и вовремя отмечает его истощение. Благодаря этому сотрудники без риска для производства заблаговременно оформляют закупку у поставщика.

В таблице отражены остатки компонентов, неснижаемый остаток по ним, рекомендуемый объем закупки и ее стоимость. Все считается автоматически, сотруднику остается только оформить заказ у поставщика. Его программа тоже создает сама через кнопку «Добавить».

Узкое место №4: без планирования нарядов на производстве возникают простои

Специфика

У разных видов корма — разный размер гранул (или фракция на языке производственников). Чтобы делать гранулы большего или меньшего размера, нужно менять матрицу, которая их формирует. Замена останавливает линию на 40 минут, а это — полторы тонны корма, которые могли бы пойти в выполнение плана. Чтобы избежать эти потери, в одну смену включают корма с максимально однородной фракцией.

Проблема

Бывало, что сотрудникам в цеху передавали неправильные задания. Тогда темп производства снижался, или линия останавливалась, пока сотрудники разбирались, птичий или свиной корм нужно выпускать сегодня.

При большом количестве заказов формировать наряды становится сложнее — нужно не только иметь под рукой все виды и объем заказанных кормов, но и распределять их по графику в удобном формате.

Решение

Так в ERP-системе появился блок для планирования и контроля нарядов. В нем благодаря разделу с заказами легко закладывать в работу сочетающиеся по фракции виды корма.

Также программа выстраивает и контролирует производство: можно открыть любую дату и посмотреть, какие виды и объемы корма на нее запланированы, количество замесов и заказов, время выполнения нарядов, фактический выпуск и потери.

Узкое место №5: развитие производства затормаживается без контроля и планирования

Специфика

«БЭКС» развивается. Мощности производства позволяют брать больше заказов, а технологи разрабатывают линейки корма для новых сфер животноводства. Например, в этом году на рынок вышли корма для лошадей. А еще несколько лет назад компания отрабатывала первые рецептуры, оснащала новые цеха и выстраивала бизнес-процессы.

Проблема

Инструментов контроля и планирования, которые бы позволили ускорять производство и идти к конкретным измеримым целям тогда не было. Результаты достигались интуитивно — не потому, что так запланировано, а потому, что так получилось. Идея развития была, но отследить ее ход и результаты в цифрах было невозможно.

Решение

После внедрения ERP-системы у владельца появился ряд аналитических таблиц — понятных и прозрачных. В них автоматически выводятся итоговые суммы и показатели для оценки.

Например, в отчете по выполнению плана производства есть разбивка по месяцам. В каждом из них отражены плановые и фактические объемы выпуска. Главное здесь — столбцы, которые считают, на сколько процентов выполнен план.

В отчете по продажам продукции можно выставить период, и система выведет все нужные суммы и финансовые показатели - общие и по видам корма. Диаграмма с долями разных кормов в обороте показывает флагманские продукты. Например, в отчете ниже, лидером оказался корм «ПК-2 Бройлер рост».

Результаты автоматизации: рассказывает владелец бизнеса

Впечатлениями о внедрении ERP-системы, поделился собственник «БЭКС» Кирилл Владимиров. Мы получили его отзыв спустя семь месяцев эксплуатации ERP-системы.

Было: в компании работает снабженец, выполняет рутинные задачи, которые можно отдать софту

Стало: снабженца сократили за ненадобностью

Голова, которая раньше должна была думать, сколько и чего закупить, нам больше стала не нужна — все расчеты и необходимое количество сырья отражаются в программе. Функции снабженца сократились настолько, что мы приняли решение уволить сотрудника и передать небольшую часть оставшихся задач начальнику производства

Кирилл Владимиров, управляющий компании «БЭКС»

Было: процессы визуализируются на досках и бумаге, планирования на производстве нет

Стало: появилось планирование, и производство стало быстрее

Раньше, чтобы хоть как-то визуально закреплять заказы и планы, мы клеили обычные стикеры с заметками, а плана как такового не было вообще. После внедрения ERP-системы производство стало быстрее и проще, так как мы стали планировать.

Сейчас даже при высокой загрузке на расчет и планирование производственной недели уходит 40 минут. Причем большую часть занимает обсуждение приоритетности заказов: какой на эту неделю, а какой — в очередь. Далее формируем план в программе, а после сравниваем план и факт по отчетным таблицам и сводкам

Кирилл Владимиров, управляющий компании «БЭКС»

Было: бизнес невозможно оставить без личного контроля

Стало: владелец ведет бизнес удаленно

Теперь я появляюсь на производстве три дня в месяц и все контролирую удаленно. Раньше это было невозможно. Периодически я вынужденно отпускал контроль, но потом были серьезные последствия: то перепутают наряды, то еще что-то.

Сейчас сотрудники ошибиться просто не могут: в производство не поставишь то, чего у нас нет, заказ ставит менеджер, а дальше все по цепочке строится в программе. Ошибок стало в разы меньше. По отчетным таблицам и данным в системе я отслеживаю ход производства, новые заказы, оплаты и остальные процессы

Кирилл Владимиров, управляющий компании «БЭКС»

Подводим итоги

Работать без автоматизации — это как ехать за рулем без приборов и навигатора. Водитель движется к какой-то точке, но вести машину по правильному пути и без аварий вряд ли получится. А с оборудованием видна скорость, самая удобная дорога, объем топлива. Так и ERP-система показывает состояние дел в компании, открывает ее слабые места и помогает усилить их.

Например, программа показывает, что на производстве потери. Значит, управленцу нужно глубже «нырнуть» в этот процесс и понять, что идет не так. Может, оборудование обветшало и стало выпускать брак, а может, новый сотрудник плохо управляется с установкой и ему требуется обучение.

Или не выполняется план продаж. Нанять еще одного менеджера, обновить систему мотивации или составить более удачный скрипт общения с клиентами? Разбираться и принимать решение собственнику и топ-менеджерам, но ERP-система — тот инструмент, который подсветил проблему и заставил задуматься, что здесь не так.

Подведем итоги и отметим, как меняется производство после внедрения ERP-системы.

Результаты внедрения ERP-системы:

  • сокращаются или исключаются ошибки, связанные с человеческим фактором (забыл, перепутал, неправильно посчитал — больше не про нас)
  • бизнес становится понятным и прозрачным (сводные таблицы, отчеты, отслеживание плана и факта, все перед глазами)
  • обнажаются проблемы разных бизнес-процессов (план продаж горит красным, значит, надо разобраться, что там происходит)
  • рутину выполняет робот, а ресурсы компании освобождаются (снабженец нам, оказывается, не нужен)
  • производство становится более быстрым, открываются возможности для расширения (устранили потери, ошибки, правильно распланировали ресурсы, и вот, линия больше не простаивает)

Автоматизацией в нашем агентстве занимается целый отдел, так что готовы поделиться опытом наших экспертов с коллегами, управленцами и предпринимателями в комментариях. Ждем ваших вопросов!

(function (d, ver) { var s = d.createElement('script'); s.src = window.__specials_cdn + 'SpecialBranding/bottom.min.js?' + ver; s.async = true; var container = d.getElementById('special-branding-bottom'); if (container) { s.onload = function () { new window['BrandingBottom']({ container, content: { theme: 'light', link: 'https://go.vc.ru/u3sR', text: 'Познакомьтесь с нашими проектами поближе 👀', button: 'Открыть кейсы', color: '#e6e6e6', textColor: '', img: 'cba9d7af-106a-5987-b37f-a9fcea6fbfbb', }, }); }; } d.body.appendChild(s); })(document, '__specials_version' in window ? window.__specials_version : 0);
0
28 комментариев
Написать комментарий...
Андрей Пятин

"Например, совместное исследование «Института проблем предпринимательства» и J’son & Partners Consulting говорит, что в 55% компаний не слышали о CRM-системах."
а почему для примера взяли исследование 2019 года, а не 2010 года? тогда цифра была бы еще больше!

Ответить
Развернуть ветку
Атвинта digital agency
Автор

Если у вас есть исследование посвежее, скиньте ссылку, всем будет полезно

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Пятин

уделали!

Ответить
Развернуть ветку
Алекс Д.

Сколько стоила разработка и внедрение данной ERP системы?

Ответить
Развернуть ветку
Ксения Ельцова

В среднем, стоимость внедрения ERP от 300к, но всё сильно индивидуально.

По данному кейсу мы не можем озвучить итоговую стоимость. Могу лишь сказать, что мы уложись в бюджет до 700к. Тут многое зависит от объема и сложности бизнес-процессов. Так как мы имеем дело с производством, то нюансов там предостаточно и важно учитывать количество ролей с уникальными правами доступа, объем автоматизированных расчетов внутри системы, встроенных отчетов и т.д.

А вообще - вся глубина системы формируется еще на этапе бизнес-аналитики, когда мы формируем майнд-карты и прототипы будущей системы. Как правило, после этого, цена становится более прозрачной)

А что больше всего зацепило в кейсе?

Ответить
Развернуть ветку
Алекс Д.

Хороший и полезный кейс- зацепило длительное сопровождение клиента.

Ответить
Развернуть ветку
Атвинта digital agency
Автор

Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Belykh

ну взяли и человека уволили... ерпи не сможет договорится о хорошей цене же. Да и как цель внедрение ерпи для увольнения так себе. Но да, жадные собственники схавают)

Ответить
Развернуть ветку
Ксения Ельцова

Да, собственники бизнеса идут за бОльшей эффективностью, а человек, освобожденный от действий, не приносящих пользы, может быть нанят другой компанией и его труд тоже будет использован с бОльшей эффективностью)

Достаточно часто увольнения не следуют за внедрением ERP, просто некоторые позиции потом не восстанавливаются вследствии естественной ротации.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Pushkareva Ekaterina

Согласна. Странно, что собственник не учёл фактор межличностных отношений в бизнесе.

Ответить
Развернуть ветку
Кузьмич

У нас же главное уволить кого нибудь)) на это ведутся))

Ответить
Развернуть ветку
Maria Trubetskaya

Камон! Тут приведены проблемы и решения, а заголовок для затравки) я ищу подрядчиков по внедрению erp системы уже полгода. Разжеваны все as is, как вы говорите. И даже предложения по методологии, осталось продумать логику автоматизации. 0 инициатив, только космические суммы консалтинга, взятые с потолка. Это все щас так хорошо зарабатывают, или попадаются те, кто притягивает за уши свой псевдо опыт во всех областях....

Ответить
Развернуть ветку
Атвинта digital agency
Автор

Так и есть, задача заголовка - заинтересовать читателей!

Есть еще одно "или". Предлагаем свою инициативу в виде бесплатной консультации. За уши ничего не притягиваем, только факты. Полдела сделано - значит, можно стартовать гораздо быстрее.

Ответить
Развернуть ветку
Maria Trubetskaya

Напишите, пожалуйста в лс контакты для связи с конкретным челоаеком

Ответить
Развернуть ветку
Атанов Владимир

Стек технологий? И есть кейс для внештатных ситуаций, например авария на линии? 

Ответить
Развернуть ветку
Ксения Ельцова

Сделано на Totum. Проект open source и требует подготовки, но мы увидели возможность одними из первых.

Ответить
Развернуть ветку
Alex K.

А что насчёт недостатков?

И вот вопрос. Считать остатки это, конечно, хорошо, но... никогда они сходиться не будут. Наступает момент, когда по системе запас есть, а по факту его нет.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Полунин

Конечно будет ситуация, когда окажется, что по складу числится, а на самом деле нет. Также будет и обратная. И если в магазине делается инвентаризация, то на производстве это может быть затруднительно. Хорошим подходом из практики является:

1. Сверка при достижении нулевого остатка — тк это легко сделать.
2. Сверка при достижении минимального остатка для закупки — тк это тоже легче считать.
3. Предоставление из цеха списка позиций вышедших за смену в 0.
4. Периодическая (например каждый вторник) сверка остатка ключевых незаменяемых компонент.
5. По всем или только по дорогим компонентам и рм — пофамильный учет выдачи с закрытого склада (здесь выбирается индивидуальный баланс между удобством и потенциальными потерями)

Относительно контроля качества — сколько я видел небольших предприятий это либо контроль работы основных функций изделия по окончании сборки либо контроль изделия на монтаже у заказчика. Если ответственное и через дилера, то представитель дилера пред отгрузкой едет и проверяет. Здесь я по картинкам вижу, что это весовая штука и если там будет сильное отклонение то покупатели позвонят и скажут. Если вы тампонажные растворы например выпускаете, то конечно у вас будет лаборатория на входе и лаборатория на выходе, а в такого типа производствах все попроще.

Поэтому если у вас сверх-ответственных заказ, который вы на подряде размещаете — то необходимо делегировать собственный нормоконтроль на это производство и сразу с ним об этом договариваться. Такие примеры я тоже видел.

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Солощенко

Спасибо за экспертный комментарий, особенно за перечисление эффективных подходов!

Ответить
Развернуть ветку
Alex K.

А что насчёт недостатков?И вот вопрос. Считать остатки это, конечно, хорошо, но... никогда они сходиться не будут. Наступает момент, когда по системе запас есть, а по факту его нет. А начальник появляется раз в неделю. И : а. Никто за это не отвечает. Типа система.
б. Можно пустить налево и списать на систему.
в. При такой системе можно недокладывать компонентов. Независимая непрерывная система контроля качества продукции.... отсутствует. Поразительная наивность

И кто подбирает поставщиков кормов? Кто подбирает поставщиков оборудования, материалов? Начальник производства? А управляющий уборщицу не хочет сократить? А то можно её функции тоже на начальника производства свалить. Сидит себе в кабинете, а мог бы и веник в руки взять.

Ответить
Развернуть ветку
Ксения Ельцова

Ваша проблематика нам понятна, но в нашей картине мира нет подобных упущений) Каждый занимается своим делом и именно сейчас в данной компании появилось более четкое разделение зон ответственности.

Ответить
Развернуть ветку
Атвинта digital agency
Автор

По поводу А, Б и В - мы в статье рассказали только о ERP-системе и результатах ее внедрения. Конечно, на производстве еще множество нюансов, которые решаются и контролируются другими инструментами. Если мы не упомянули о них в статье, это не значит, что у компании их нет.

Про поставщиков. У "БЭКС" постоянный пул надежных поставщиков, их компания на данный момент не планирует менять или расширять.

Ответить
Развернуть ветку
Pushkareva Ekaterina

Увольнение людей - крайне сомнительная ценность на перспективу. Ещё и людоедская.

Ответить
Развернуть ветку
Ксения Ельцова

Стоит заметить, что ценность ERP заключалась в том, чтобы сократить рутину снабженца, его увольнение не было самоцелью, и мы это подчеркнули в проблематике, ну а Ваш гуманизм, безусловно, вызывает уважение)

Ответить
Развернуть ветку
Атвинта digital agency
Автор

Ценность не в увольнении, а в экономии и оптимизации ресурсов компании. Да, так случается, что технологии заменяют то, что раньше приходилось делать человеку.

Ответить
Развернуть ветку
Влад К

Были бы вы хорошими людьми, то оставили снабжена с работой, просто упразднив какой-то алгоритм))Скоро вы накодите и в ваших услугах не будут нуждаться. Все программы будут делать. Но ничего, найдете себя в другой сфере...

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Солощенко

Уже не раз ответили здесь на подобные комментарии. Да, рутину сотрудника заменила программа. Посмотрите на это со стороны предпринимателя, который хочет построить современное и эффективное производство. Кстати, в кейсе кроме этого описано еще множество результатов внедрения ERP, что вы думаете о них? Например, что производство стало быстрее, а на планирование теперь уходит всего 40 минут.

Ответить
Развернуть ветку
Yuri

Теперь основную работу снабженца выполняет начальник производства. А рутина по контролю за остатками, формированию заказов поставщикам, оплат и доставок уже давно у большинства в системе.

Ответить
Развернуть ветку
25 комментариев
Раскрывать всегда