Продолжение истории уже в подписке на Кинопоиске
Продолжение истории уже в подписке на Кинопоиске
Условия подписки: clck.ru/rfS2r
16+
Далее автопродление — 299 ₽/мес. Предложение до 31.07.2022 г. Подробнее: clck.ru/rfS2r

Как развивается медтех в России и с какими проектами можно успешно зайти на рынок

В последнее время интерес к HealthTech и MedTech проектам сильно вырос. В статье я расскажу, как сейчас развивается рынок, какие проекты появляются, а какие уже успешно работают и приносят прибыль их создателям. Плюс поделюсь чек-листом по запуску собственного медтех-продукта.

Как выглядит российский медтех-рынок

В России ежегодно появляются новые разработки: от гаджетов и ассистентов врача до инноваций в сфере больших данных.

По данным Statista, за последние десять лет прибыль от медтех-продуктов в мире составила более $150 млрд.

Причина в данных, которые аккумулируются вокруг человека. Компании хотят знать, какие у него предпочтения и реакции, чтобы опираясь на них поддерживать здоровье людей и предупреждать заболевания на ранних стадиях.

В 2020 году телемедицина стала «мостиком» между врачами и пациентами. Врачи могли консультировать онлайн, а пациенты не тратить время на дорогу до клиники и не рисковать своим здоровьем.

Сейчас в больницы свободно пускают людей, но интерес к медицинским проектам сохраняется. И несмотря на то что в России технологическая медицина только начинает формироваться, уже есть отечественные компании, которые меняют привычные процессы.

Ключевые направления в медицине в 2021 году:

Искусственный интеллект

Государство активно поддерживает развитие технологий — к 2023 году планируется запустить систему поддержки принятия врачебных решений Минздрава на базе искусственного интеллекта (ИИ). Если все пойдет по плану, то уже через два года в России будет единая база медицинских данных, включая результаты исследований и анализов.

Еще в начале прошлого года Москва выделила 147 миллионов на внедрение искусственного интеллекта в медицине. При этом финальная версия федерального проекта «Искусственный интеллект» предполагает затраты в размере 36 млрд рублей — это в три раза меньше, чем планировалось изначально. Внимание российского правительства к ИИ в медицине связано в том числе с ростом мирового рынка. По данным Global Market Insights, объем мирового рынка ИИ в здравоохранении и медицине, который в 2018 году составлял $1,3 млрд, к 2025 году вырастет в 10 раз — до $13 млрд.

Один из российских проектов — Botkin.AI, который в 2020 году разработала и запустила компания «Интеллоджик», резидент Фонда «Сколково». С помощью искусственного интеллекта технология выявляет патологии на диагностических исследованиях компьютерной томографии и рентгена. Сервис определяет диагноз на ранних стадиях с точностью до 95%.

Телемедицина

В этом сегменте работают сервисы для удаленных консультаций, которые автоматизируют и упрощают хранение электронных документов и анализов.

Например, наш сервис iBolit — телемедицинская платформа для клиник. С его помощью врачи могут консультировать онлайн, а пациентам не нужно тратить время на дорогу до клиники — достаточно выбрать специалиста и связаться с ним в любое удобное время.

По прогнозу VEB Ventures, среднегодовой темп прироста российского рынка телемедицины в ближайшие пять лет составит около 116%. Для сравнения: в 2019 год объем телемедицинского рынка оценивался в 1,5 миллиарда рублей, в то время как к 2025 году ожидается, что он достигнет 96 млрд рублей. В России активно растут инвестиции в цифровую медицину.

Мобильное рабочее место врача

С развитием технологий у специалистов появляется больше возможностей для постоянного контроля состояния пациента и комфортного анализа ситуации. Сегодня у врача под рукой есть данные, которые помогают ему сделать более точный и быстрый вывод. Например, еще в 2018 году около 4 тыс врачей, выезжающих на дом, получили планшеты, подключенные к Единой медицинской информационно-аналитической системе (ЕМИАС).

В ближайшее время власти планируют закупить для врачей и учителей планшеты на российской ОС «Аврора» на 19 миллиардов рублей. По словам Андрей Черненко, замглавы Минцифры, в 2021 году проводятся подготовительные мероприятия и составляются нормативные акты. А в 2022 году начнется обеспечение планшетами бюджетных организаций образования и здравоохранения.

В 2020 году возрос интерес и к отдельной области — фемтех-продуктам:

  • репродуктивное здоровье и планирование беременности;

  • продукты для укрепления мышц тазового дна, выполнение упражнений Кегеля;

  • приложения, посвященные болезням женской репродуктивной сферы;
  • отслеживание месячных;
  • восстановление после беременности и грудное вскармливание.
По аналитике Яндекса видно, насколько вырос спрос на мобильные фемтех-сервисы в январе-сентябре 2020 года к аналогичному периоду 2019 года. Источник

Крупные и успешные русскоязычные проекты — Flo, amma, Clover, Wachanga, Clue, Happy Mama, Mom Life, Mama Pro, «СберЗдоровье», большинство из которых успешно работают и на международном рынке.

Это показывает, что на российском рынке достаточно экспертизы для запуска и развития как медтех, так и фемтех-продуктов.

Какие медтех-проекты выходят на российский рынок

В 2021 году на рынке появились новые медицинские проекты, которые уже успели привлечь внимание отечественных и зарубежных инвесторов.

По данным исследования Webiomed, в первом полугодии 2021 года российские проекты в сфере цифрового здравоохранения привлекли $31,7 млн. Таким образом, инвестиции в отечественный медтех за шесть месяцев составили 67,3% от показателя всего прошлого года (47,1 млн долл.).

Приток инвестиций стимулирует разработку новых IT-решений для диагностики, лечения, повышения качества жизни. По оценкам Фонда Международного медицинского кластера, в ближайшие пять лет сегмент медуслуг в России будет расти на 10–15% в год.

Два самых заметных на мой взгляд стартапа, которые в 2021 году получили финансирование:

MDinc. IТ-проект, который ищет методы лечения нервных болезней, используя для этого технологии компьютерного зрения и машинного обучения. Новая разработка позволяет восстанавливать моторику рук после инсульта, избавляет пациентов с ампутированной рукой от фантомных болей. В результате пациенты, страдающие от паралича конечностей, могут получить необходимую помощь.

В 2021 году этот медтех-проект привлек импакт-инвестиции в размере $300 тысяч от инвест-компании Kontinuum Group Константина Клюки.

3D Smile. Компания занимается производством элайнеров — альтернатива брекетам. Благодаря искусственному интеллекту технология позволяет моделировать движение зубов и работать со сложными случаями нарушения прикуса.

В марте 2021 года 3D Predict привлекла инвестиции — $3,8 млн от XTX Ventures, One Way Ventures и частных инвесторов.

Также есть новые медицинские стартапы, которые ищут инвесторов. Среди них:

Гиппократ. Инструмент для диагностики и лечения заболеваний. Программа задает пациенту вопросы, затем на основании ответов пациента показывает врачу возможные диагнозы. Далее система предлагает врачу алгоритм действий, который поможет подтвердить диагноз. Идея в том, чтобы уменьшить количество врачебных ошибок.

Кардионет. Проект IT-маршрутизации скорой помощи. С помощью программы можно сократить время доставки пациентов с инфарктом миокарда в стационар. Система выбирает подходящий маршрут эвакуации пациента, исходя из анализа реальной дорожной ситуации.

Ожидается, что реализация проекта позволит ежегодно сохранять в России более 1 300 человеческих жизней.

Paithology. Ассистент врача патолога помогает во время микроскопического скрининга или диагностики патологических процессов. Программа с помощью нейросетей классифицирует процессы по морфологической картине в гистологическом, цитологическом, иммуногистохимическом или цитогенетическом микропрепарате. Далее результат работы выводится в виде графика с процентной вероятностью разных диагностических групп. Такая технология необходима для того, чтобы помогать врачу сверяться с результатами и быть уверенным на 100%.

Как развивается медтех за рубежом

По данным Global Market Insights, в 2020 году рынок цифрового здравоохранения оценивался в $141,8 млрд. Ожидается, что к 2027 году рынок вырастет в три раза и составит $426 млрд.

В России только недавно начали применять технологии хранения медицинских данных в облачных сервисах, тогда как в США это устоявшаяся практика. Еще один пример — трекеры пульса и сна, которые в России появились намного позже, чем на Западе.

За рубежом в клиниках, в основном, внедряют технологии для более сложных медицинских задач.

Один из таких примеров — платформа LapDome, которая помогает в работе хирургам. С помощью нее специалисты могут глубже проникнуть в брюшную полость без использования ручных зажимов. В результате снижается вероятность подхватить острую инфекцию в стационаре, а пациенты могут быстрее выписаться из больницы.

Еще один проект — Farcast Biosciences. Технологию применяют онкологические клиники. Эта платформа минимизирует обработку образцов и помогает создать «живую» гетерогенную опухолевую систему, чтобы показать, как она реагирует на лекарства, а также помочь прогнозировать опухолевый и иммунный ответ.

Незрелость российского рынка — возможность для предпринимателей. У нас есть возможность сначала проанализировать зарубежный опыт и только потом переносить его на отечественный рынок.

Как зайти на рынок в 2021 году

Обилие зарубежных и отечественных стартапов — подтверждение того, что медтех только набирает обороты.

Медицинские стартапы сейчас вызывают повышенный интерес у инвесторов, потому что рынок быстро развивается и растет. В нашей стране в новаторских идеях заинтересованы как крупные компании, так и венчурные фонды. Чаще всего инвестируют в медтех «Яндекс», «Сбер», Baring Vostok, ФРИИ, AltaIR Seed Fund, Фонд «Сколково», Aurora Venture Capital, RBV Capital, «КСИ Венчурс».

Чек-лист для тех, кто ищет идею и хочет развить ее до рабочего продукта.

Шаг 1. Проанализировать рынок. Например, мы изучали разные отрасли, когда разрабатывали iBolit. После чего погрузились в медицину, чтобы оценить проблемы и задачи клиник. Мы обнаружили, что после посещения врачей у пациентов оставалось много вопросов: как принимать препараты, какие аналоги использовать, как не приезжая в больницу рассказать о самочувствии. Такой подход позволяет понять, какие потребности есть в отрасли, и проверить наличие IТ-решений, которые их «закрывают».

Шаг 2. Изучить зарубежный опыт. В отличие от России, во многих развитых странах давно используют автоматизацию: собирают big data, разрабатывают алгоритмы, которые помогают врачам в работе. Успешный опыт зарубежных коллег — возможность адаптировать рабочее решение под российские реалии. Это сократит срок подготовки и разработки продукта. Наличие примеров реализации, которые доказали свою эффективность на западе, является важным фактором как будущего коммерческого успеха стартапа, так и для привлечения финансирования от инвесторов.

Посмотреть примеры наиболее успешных стартапов можно на сайте StartupRanking. Там есть рейтинг стартапов по отдельным локациям и странам.

Так выглядит карта, на которой отмечено количество стартапов в каждой из стран: если нажать на страну, откроется рейтинг проектов.

Шаг 3. Проверить аналогичные проекты на российском рынке. Конкурировать с таким же продуктом бывает сложно — непонятно, за счет чего выделиться на рынке, сложно продать идею инвесторам. Важно сначала понять, кто ваши конкуренты и за счет чего вы можете сделать продукт лучше.

Для проверки стартапов из разных отраслей используйте сервис Crunchbase. Внутри вы можете посмотреть объем инвестиций, узнать, какие фонды вкладывались в конкретные проекты.

Например, во вкладке «Funding Rounds» можно узнать, в какие компании инвесторы вложились и сколько денег удалось собрать.

На российском рынке сегодня пользуются спросом проекты в области телемедицины — ценность и популярность услуги серьезно выросла во время пандемии. Из продуктовых стартапов в лидерах различные трекеры, которые упрощают жизнь и помогают следить за состоянием здоровья.

Шаг 4. Определиться с бизнес-моделью и ЦА. Бизнес-модель описывает, как организация создает, поставляет клиентам услугу или продукт и зарабатывает деньги. Это может быть B2B, B2C, B2G. Зачастую модели пересекаются, но важно выбрать, какая будет ключевой, а какие — вспомогательными. Для этого также необходимо выявить целевую аудиторию — кто, те люди, которым вы планируете продавать услугу или продукт.

Шаг 5. Создать MVP. Минимальный жизнеспособный продукт. Другими словами — это возможность оценить, насколько ваш продукт полезен обществу. Кроме того, такое исследование повышает шансы найти большее финансирование с комфортными условиями сотрудничества.

Шаг 6. Получить обратную связь от пользователей, проанализировать основные продуктовые метрики. Понять, кому необходим ваш продукт, дать протестировать его и собрать обратную связь. Например, когда создавали iBolit, мы общались с врачами и директорами частных клиник, чтобы выяснить, с какими вопросами чаще всего обращаются пациенты. А у пациентов узнавали, чего им не хватает в медсервисе. Так мы выявили основные потребности наших клиентов. Затем стоит изучить метрики: стоимость привлечения клиентов, количество людей, которые проявили интерес к продукту, воспользовались или ушли и т.д

Шаг 7. Найти инвесторов. Когда вы знаете своих конкурентов, целевую аудиторию, у вас есть не просто идея, а MVP, переходите к финансированию. Для этого можно писать «бизнес-ангелам» в соцсетях, искать контакты на официальных сайтах компаний, а также отправлять заявки в «инвестиционные клубы» вроде AngelsDeck, United Investors. Дополнительно стоит изучить, кто и куда вкладывал средства. В России активно инвестируют в медтех-проекты «Яндекс», Сбер, ФРИИ, «Сколково», Aurora Venture Capital. Предлагать свой проект нужно нескольким инвесторам сразу.

Привлечь финансирование можно и до этапа MVP, однако в России большинство стартапов получают инвестиции с готовой версией продукта.

Что важно для повышения шансов на успех:

  • определить, какие бизнес-модели и каналы будут у продукта: B2B, B2C, онлайн или офлайн;
  • показать финансово-экономическую модель на ближайшие два года;
  • наметить продуктовую линейку или сконцентрироваться на расширении функционала и поэтапном развитии продукта, чтобы показать, как стартап будет захватывать новые доли рынка.

Все это упаковать в презентацию и ожидать обратной связи.

Заключение

Несмотря на то, что медицина — консервативная отрасль, развивать медтех-проекты в России возможно. Цифровизация — это мировой тренд. Медицинский рынок большой, потенциал к росту у него сумасшедший. Пандемия только ускорила процесс перехода на современные технологии и стимулировала интерес к разным сервисам.

На новые решения, которые помогают медицинским клиникам повышать свой доход, обратили внимание как работники отрасли, так и инвесторы.

Сегодня ценность медтех-продуктов понимают не только разработчики, но и целевая аудитория — клиники, медцентры, пациенты. Однако, чтобы зайти на рынок, мало одной идеи — даже если ее кто-то успешно реализовал в другой стране. Важно не только понять отрасль, но и создать конкурентоспособный продукт, который поможет закрыть потребности аудитории.

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null