{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Импортозамещение: что можно сделать с запретом на допуск иностранного ПО и уходом с рынка зарубежного софта

В России с 2015 года действует запрет на допуск иностранного ПО. Из-за него организациям нельзя закупать зарубежный софт для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Многие компании долгое время этот запрет обходили, но с 2021 года государство еще сильнее усилило контроль за закупками госзаказчиков, и иностранное ПО стало закупать еще сложнее. А в связи с недавними событиями доступ к нему затруднился не только для государственных, но и любых других компаний.

Зачем вообще нужны ограничения и как они работают

Основная идея ограничений — защитить интересы российских разработчиков и поддержать развитие IT-отрасли. Как это работало до последнего времени: если госкомпаниям требовалось программное обеспечение, они сначала должны были поискать подходящий вариант в специальном реестре отечественного софта.

До прошлого года госструктуры, которые по-прежнему хотели работать в иностранных приложениях, пользовались лазейкой. При необходимости они указывали в документации, что не могут соблюсти запрет на допуск иностранного ПО, поскольку в перечне нет нужных программ. Например, если компания хотела пользоваться продуктами Microsoft, то при госзакупке могла указать в документации такие требования, которым мог удовлетворить только разработанный этой корпорацией софт. В целом, знакомая по другим отраслям ситуация. В результате задумка полностью не работала, и российские разработчики во многих конкурсах участвовать не могли.

Для обхода правил существовал еще один способ — компании закупали иностранное ПО в составе разных программно-аппаратных комплексов. В этом случае зарубежный софт становился их неотъемлемой частью, а в закупочной документации не указывался.

С 2021 года государство стало строже подходить к проверке каждой закупки, детальнее изучать требования и мешать госкомпаниям приобретать иностранный софт с использованием лазеек в законодательстве. К тому же реестр российского софта постоянно пополнятся, и государственным и муниципальным компаниям становилось все сложнее обходить запреты.

Потом наступил февраль 2022 года, и известные всем события максимально усложнили ситуацию. Пользоваться зарубежным софтом теперь стало сложно, а иногда и невозможно не только государственным, но и всем остальным компаниям. Список недоступного на территории РФ постоянно пополняется. Прекращает продажу своих продуктов и услуг Adobe, система CyberArk работает, но без поддержки, патчей и обновлений, инструмент проектирования интерфейсов Figma оставил в России работающими и доступными для покупки только персональные тарифы.

Какие компании теряют от запрета

После введенного в 2015 году запрета компаниям большинства отраслей стало сложнее обеспечивать себя подходящим софтом. Нельзя сказать, что какие-то отрасли пострадали больше других — запрет коснулся любых организаций, в которых сотрудники пользуются офисными приложениями, средствами обеспечения информационной безопасности, CRM-системами — то есть практически любых сфер.

Сложности возникают еще и из-за того, что компаниям, которые продолжают работать в РФ, поступают угрозы взломов. К тому же на многие СМИ и госсайты, банки и другие ресурсы совершаются DDoS-атаки. Происходят и другие инциденты: вплоть до взломов, подмены сертификатов, дефейса. Это значит что всем, кто работает на российском рынке, важно уделить повышенное внимание вопросам безопасности.

С учетом всех сложностей российскому рынку важно быстрее наладить процесс импортозамещения, на что и были направлены изначальные запреты. Уже сейчас в реестре российского софта есть решения, которые позволяют безболезненно заменить популярные зарубежные сервисы. Например, вместо сервиса рассылок MailChimp можно использовать Dashamail, вместо менеджеров паролей Bitwarden или 1password подойдет решение Пассворк.

Пассворк как один из примеров импортозамещения

Сервис Пассворк — пример того, что зарубежный софт можно безболезненно заменить на российский. В реестре программного обеспечения, которое могут использовать компании при проведении госзакупок по 44 и 228 ФЗ, это единственный вариант для упрощения совместной работы с корпоративными паролями. С его помощью сотрудники могут быстро находить нужные пароли, которые хранятся на сервере компании. Соответственно, Пассворк могут использовать как государственные, так и коммерческие организации любого размера.

Сервис позволяет проводить аудит безопасности паролей и настраивать права доступа для папок и сейфов с помощью ролей. Вы можете создать неограниченное количество ролей, настроить для каждой из них определенные права доступа и применять к пользователям.

Пассворк хранит историю изменения паролей, имеет гибкий импорт и экспорт данных и интуитивный интерфейс. Для всех популярных браузеров есть расширение, которое позволяет вставлять, генерировать и управлять паролями компании. Расширение также дает возможность автоматически сохранять данные, заполнять формы авторизации и выполнять поиск по названию, цветам и тегам.

Компания может установить ПО сразу в нескольких филиалах и пользоваться оперативной русскоязычной техподдержкой. Технические специалисты помогут с установкой и ответят на любые вопросы.

Приложение предполагает коробочное решение. Это особенно важно сегодня — спрос на такие решения растет, потому что компаниям необходимо внедрять их как можно быстрее. Хотя бы потому, что пользоваться облачными решениями становится гораздо сложнее. Компаниям тяжело из-за проблем с оплатой и двукратного роста цен из-за повышения курса. Пассворк сохраняет стоимость продукта на прежнем уровне и не планирует ее увеличения.

Пассворк — один из инструментов, который позволяет компаниям справляться с ограничениями на использование зарубежного ПО, подходит для внедрения в госструктуры и хорошо вписывается в политику импортозамещения, актуальность которой, похоже, будет только увеличиваться.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда