Маркировка в бизнес-процессах производителя молочной продукции: важные шаги

Маркировка является единственным цифровым инструментом, который позволит России контролировать рынок в новых условиях при поступлении товаров в рамках параллельного импорта, сообщили «Известиям» в Минпромторге. Предпосылок для приостановки или отмены идентификации по уже запущенным категориям товаров нет, заявил в интервью «РИА Новости» председатель совета директоров Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ) Михаил Дубин.

В феврале 2022 года ведущие производители пищевой продукции просили главу правительства Михаила Мишустина отменить маркировку для продуктов. Они объясняли, что требования системы идентификации товаров негативно сказываются на себестоимости и розничных ценах продуктов и напитков. Тем не менее, Михаил Дубин уверен, что места для паники нет: на расходники есть стандартные запасы – до полугода. «Конечно, потребуется изменение логистики по ряду позиций, но за это время цепочки поставок успеют перестроиться», – сказал он. Тем не менее, некоторые сдвиги по срокам маркировки были. Сейчас в системе маркировки участвует молочная продукция (кроме фермерской), табачная, на очереди были напитки и алкоголь, но пока идентификацию приостановили, напоминают «Известия».

Вспомним на примере молочной продукции, какие стадии нужно пройти производству для идентификации товара.

Молочный номер

В 2021 году маркировка стала обязательной для подавляющего большинства видов молочной продукции. Нововведения вступали в силу последовательно, но все их объединяло одно – производители должны встроить процесс нанесения двумерного матричного штрихкода Data Matrix в действующие конвейеры.

С июня 2021 года производители молочной продукции стали обязаны наносить матричный код Data Matrix (позволяет Track & Trace-системе идентифицировать продукт и отслеживать его жизненный цикл) на сыры, творог, мороженное и другие виды пищевого льда (Постановление Правительства РФ от 15 декабря 2020 г. N 2099 «Об утверждении Правил маркировки молочной продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении молочной продукции»). С сентября под новые правила подпала вся молочная продукция со сроком годности более 40 дней: молоко, сливки, кисло-молочная продукция, «сгущеннка», сливочное масло. Сериализация (присвоение индивидуального случайного номера, обеспечивающего полный контроль передвижения конкретной единицы товара) товаров с периодом пригодности товара менее 40 дней стартовала не позднее 1 декабря.

Подключиться к ГИС МТ

На первом этапе компания, занимающаяся молочным производством, подключается к ГИС МТ «Честный знак» (государственной информационной системе мониторинга товаров), предварительно получив усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП) и установив ПО для работы с ней. Затем необходимо зарегистрировать и описать товар, который планируется выводить на рынок, получив на него коды GTIN (Global Trade Item Number).

Кроме того, необходимо пополнить лицевой счет в личном кабинете системы «Честный знак», чтобы оплачивать заказанные коды и иметь возможность вводить их в оборот. До наступления срока обязательной маркировки групп товаров коды выдавались бесплатно, с момента вступления требований в силу получение кодов оплачивается.

Маркировка в бизнес-процессах производителя молочной продукции: важные шаги

Сериализация молочной продукции

Чтобы получить от «Честного знака» коды идентификации, компания, исходя из собственных производственных планов, создает заявку на получение массива кодов. В ней указывается:

· ИНН компании;

· GTIN;

· количество кодов маркировки;

· массив серийных номеров (в случае самостоятельного формирования);

· способ выпуска товаров в оборот;

· способ изготовления средств идентификации.

Оператор «Честный знак» не позднее, чем через четыре часа с момента регистрации заявки в системе формирует (генерирует) пул кодов. Заявитель получает уведомление в личный кабинет.

Получив коды, компания преобразует их в плоские изображения и наносит на соответствующую продукцию – молоко, сливки, творог, сметану. Data Matrix может печататься непосредственно на упаковке, в том числе на пластиковой крышке, если есть такая возможность; на этикетках и стикерах, которые клеятся на продукцию.

Информацию о результатах маркировки производитель передает в ГИС МТ, сообщая ИНН, коды маркировки и дату окончания срока годности продукции.

Агрегирование в транспортную упаковку

В процессе производства товары собираются в групповые и транспортные упаковки, то есть проходят агрегацию. При этом каждая коробка, короб, паллета должны быть промаркированы. В отличие от штучной упаковки на групповую наносится уникальный цифровой код SSCC (Serial Shipping Container Code) или, так называемый, транспортный код – это важная часть системы автоматизации в логистике для всех участников цепи поставок.

Причем, SSCC связывается с кодами товаров, входящих в транспортную (групповую) упаковку. Производитель передает информацию о том, что содержит каждая конкретная коробка, короб, паллета в «Честный знак». Более того, сообщают в систему все данные об иерархии транспортных упаковок. В дальнейшем любые манипуляции, связанные с нарушением их целостности или изменением состава, должны фиксироваться в ГИС МТ.

Ввод в оборот

Прежде чем поставить молочную продукцию на рынок, производители должны ввести ее в оборот через «Честный знак». Для этого компания отправляет в систему сообщение установленного формата, содержащее:

· ИНН производителя;

· 10-значный код ТН ВЭД (товарной номенклатуры внешне экономической деятельности);

· коды идентификации или коды идентификации групповых упаковок;

· реквизиты свидетельства о госрегистрации товара или декларации о соответствии;

· идентификационный номер электронного ветеринарного сопроводительного документа;

· дата производства;

· тип производства;

· ИНН собственника;

· реквизиты документа, подтверждающего передачу продукции собственнику.

Последние два пункта актуальны только в случае контрактного производства (изготовление продукции на другом независимом предприятии по заказу компании).

Оператор «Честный знак» проверяет информацию о производителе, направляя запрос в Государственную информационную систему в области ветеринарии ВетИС об ИНН владельца ветеринарного сопроводительного документа (ВСД), статусе ВСД и коде товара. Если нарушений не обнаружено, то уведомляет об этом заявителя. В случае обнаружения каких-то несоответствий оператор ГИС МТ не дает возможности ввести продукцию в оборот.

В молочной индустрии нередки случаи контрактного производства, когда вводом в оборот часто занимается компания, для которой был произведен товар. Чтобы заказчик мог это сделать, необходимо на основании универсального передаточного документа (УПД) переоформить права собственности на продукцию. УПД подтверждают участники сделки усиленной электронной подписью, используя систему электронного документооборота. Документ должен быть оформлен не позже, чем через три рабочих дня с момента приемки товара, и до момента передачи продукции третьим лицам. Информация о переходе права собственности на молочную продукцию также должна быть внесена в систему «Честный знак».

Перемаркировка продукции

По статистике экспертов, от 0,5% до 3% кодов, нанесенных на готовую продукцию, по тем или иным причинам не считываются, а, значит, такие товары не могут быть выпущены в оборот. Они должны отбраковываться в процессе производства и утилизироваться или маркироваться повторно. Каждая компания сама для себя решает, что делать с таким товаром, так как процесс перемаркировки требует дополнительных затрат.

В зависимости от технологии производства перемаркировка может происходить по-разному. Удобно, если можно заменить элементы упаковки, на которых нанесен код, на новые. Например, в случае фиксации Data Matrix на пластиковой крышке, «бракованную» можно заменить на новую, на которой и будет повторно напечатан код.

Другой способ, если технология производства позволяет, – это переупаковка товар. Также используются самоклеящиеся этикетки, нанося их поверх ранее напечатанных кодов. «Самоклейки» можно заказать как в типографии, так и печатать на месте с помощью специализированного оборудования.

Вывод из оборота

Естественная и самая распространенная причина вывода из оборота – продажа продукции потребителю через розничные сети. Сам процесс происходит на кассе: оператор фискальных данных в режиме реального времени передает в ГИС МТ информацию о реализованном товаре.

Однако не всегда вывод из оборота происходит на этапе розничной продажи. Иногда продукцию необходимо списать, «отправить» за пределы России или потребителю, деятельность которого – гостайна. В таком случае, производитель, используя личный кабинет «Честный знак», сам выводит товар из оборота.

Безусловно, маркировка должна органично встраиваться в существующие бизнес-процессы производителей молочной продукции. В конце концов, производство первично, и оно не должно пострадать от изменения законодательной базы и правил игры на рынке.

22 показа
9797 открытий
Начать дискуссию