Автоматизируй это: как KFC благодаря Surf выстроил систему управления ресторанами
Вы в блоге компании Surf. Мы более 12 лет работаем с финтехом, фудтехом, e-commerce, переиспользуем успешный опыт из разных отраслей и помогаем компаниям войти в топ. Среди наших клиентов — Магнит, Лабиринт, KFC.
💼 Рассказываем об этом в наших кейсах.
📱 Канал в Telegram, в котором делимся своим продуктовым видением. Подписывайтесь!
Представим менеджера ресторана Василия. Каждый рабочий день он:
- заполняет бумажные чек-листы;
- на магнитной доске составляет план задач всем сотрудникам;
- сверяет правильность начисления зарплат;
- ведёт журнал смен сотрудников;
- выполняет обход и проверяет бумажные листы уборки.
В это время где-то грустно вздыхает директор ресторана Геннадий. Он очень старается составлять в Excel расписание сотрудников так, чтобы нагрузка была равномерной и планы продаж выполнялись, но нужно учесть слишком много факторов. А ещё ему предстоит проверить все бумажные чек-листы Василия, чтобы убедиться, что стандарты соблюдаются, работа ведётся правильно и его ресторан пройдёт проверку.
В общем, ничего такого, скажете вы. Многие так работают. Но представьте, что таких ресторанов больше 20 тысяч, а требования к стандартам высокие и их выполнение постоянно проверяется. Контролировать планы по выручке в режиме онлайн с возможностью усилить персонал или добавить сотрудникам поручения — сложная задача. Увидеть ошибку в работе на расстоянии и быстро её исправить — невозможно. Автоматически составить расписание, учитывая план продаж, реальную загрузку ресторана в разные часы и число сотрудников — почти фантастика.
Тут нужно подключать мощные средства автоматизации и объединять все бизнес-процессы в единую систему. Именно эту задачу мы решили для KFC. Но давайте обо всём по порядку.
В этой статье расскажем:
С чего всё начиналось?
KFC обратились к нам за разработкой B2C-приложения для доставки. Проект показался нам очень интересным. Мы разработали концепт приложения, учтя огромное количество нюансов и добавив в него фишки, которых не было ни у кого из конкурентов — голосового помощника в образе полковника Сандерса, AR, систему лояльности с учётом индивидуальности бренда. Подробно об этом проекте рассказали тут. Наш подход очень понравился KFC.
Чтобы глубже погрузиться в специфику деятельности компании, мы отправились на кухню одного из ресторанов KFC. И там попробовали себя в роли сотрудников ресторана: вели журнал смен, получали задачи с магнитной доски, ставили отметки о завершении смены и т.д.
Тогда и обратили внимание, что у руководителей разных уровней нет прозрачности процессов: им сложно быстро получить данные о том, что происходит в ресторанах с выручкой, выполнением KPI и планов. Зачастую директора не могли оперативно отследить прибыль ресторана и скорректировать под неё число сотрудников в смене. Для принятия управленческих решений требовались часы, а то и дни, что для современного бизнеса очень долго. А если учесть все часовые пояса, в рамках которых работают рестораны по всей стране…
Увидев наш основательный подход, KFC обратились к нам за новым проектом — разработкой кастомной ERP-системы, которая поможет автоматизировать все бизнес-процессы. Было ли страшно от таких масштабов? Да, немного, ведь тогда Surf насчитывал всего 60 человек.
Что мы наделали?
Мы разработали для KFC Pro.Business — ERP-систему, которая автоматизировала финансовую аналитику и управление бизнес-процессами. Сейчас система продолжает развиваться и используется уже в более чем 550 ресторанах сети во всех часовых поясах страны.
ERP (Enterprise Resource Planning) — это система управления трудовыми ресурсами, менеджментом и активами.
Приложение KFC Pro.Business
Система состоит из нескольких компонентов:
- Бэкенд, где быстро обрабатывается информация из чеков, благодаря ClickHouse. Для корректной работы системы мы интегрировали её с 15-ю внутренними сервисами KFC. Мы сами писали бэкенд для кастомной системы для того, чтобы она могла агрегировать финансовые показатели всей сети ресторанов.
- Панель администрирования, где можно создавать новые чек-листы и отчёты. В чек-листах сотрудники отмечают выполненные на день задачи. Программную часть сервиса мы написали по принципу Backend-Driven UI. С сервера приходит массив данных с описанием компонентов интерфейса, которые нужно отобразить на экране.
- Веб-интерфейс, где собраны все бизнес-процессы. Через него руководители получают единую статистику и возможность анализировать показатели в режиме реального времени.
- Мобильное приложение для менеджеров разных уровней. Его можно установить на личный смартфон и удалённо в режиме онлайн отслеживать показатели ресторана, а значит, оперативно корректировать его работу. Мы создали кроссплатформенное приложение на Flutter. С ним можно использовать единую кодовую базу для Android и iOS, обеспечивая качественный пользовательский опыт.
Роли управляющих сотрудников сети ресторанов KFC
И что из этого получилось?
Отчёт о работе ресторана
Мы реализовали систему дашбордов и отчётов по операционным показателям работы ресторана. Они необходимы управляющим для анализа текущей ситуации и принятия оперативных решений. Платформа агрегирует все чеки из ресторанов KFC и на основе этих данных составляются графики и отчёты для руководителей. Кроме этого, система подстраивается под разные часовые пояса, отображая в разрезах выполнения плана к часу.
Дашборд
С помощью дашборда можно контролировать:
- товарооборот, средний чек, количество транзакций;
- рейтинги разных категорий блюд: основных и дополнительных;
- скорость обслуживания;
- производительность;
- рейтинги сотрудников — выполнение KPI по разным параметрам и в сравнении.
В разделе «Показатели» есть сводный дашборд с основными данными и сравнением их плановых и фактических значений. Из него можно перейти к более подробным отчётам по каждому пункту.
Для каждого показателя указывается фактическое и плановое значение за выбранный период: квартал, месяц, неделя, день или час. Данные обновляются в режиме онлайн — так менеджер смены «держит руку на пульсе» и в любой момент может скорректировать работу.
Для территориальных управляющих и маркет-менеджеров есть отдельная панель — рейтинг ресторанов. Она складывается из основных показателей нескольких ресторанов. На ней наглядно можно видеть лидеров и отстающих, сравнить показатели с прошлым периодом и спрогнозировать товарооборот.
Мы провели предварительное исследование и выяснили, что у 95% будущих пользователей приложения — смартфоны Android. Поэтому предложили использовать кроссплатформу Flutter. На единой кодовой базе можно обеспечить одинаковую функциональность и для Android, и для iOS, сэкономив до 40% бюджета благодаря переиспользованию кода.
Составление расписания
Прозрачная аналитика с трудозатратами каждого сотрудника и возможность гибко управлять сменой, рестораном и продажами. Управляющий видит, сколько человек требуется для обслуживания в часы пик, а сколько — для работы в более спокойные периоды и, исходя из запросов, выстраивает смены сотрудников. Система автоматически формирует оптимальное расписание с учётом всех вводных: плана продаж и возможностей сотрудников, указанных в профиле (часы работы и позиции на которых обучен и аттестован сотрудник). При необходимости директор ресторана может вручную его корректировать.
Вся информация оцифрована и хранится на сервере, а значит, ресторан может вести статистику, строить отчёты и отслеживать показатели в реальном времени. Такая автоматизация в 4 раза сокращает временные затраты на создание и заполнение бумажных табелей.
Расписание
Управление персоналом
В разделе «Сотрудники» содержится вся необходимая информация о количестве отработанных смен, возможности выйти в выходной или праздничный день, пожелания к рабочему графику. В нём же можно вести картотеку личных дел — здесь собраны контактные данные, информация об отпусках, больничных, графике каждого сотрудника, а также результаты оценок на рабочем месте и аттестаций на разных станциях работы в ресторане (касса, фритюр, хостес и т.п.). Эти данные подгружаются в расписание.
Директорам ресторанов стало проще выстраивать смены, как следствие, количество ошибок и нестыковок в расписании удалось минимизировать. Теперь в ресторанах есть оптимальное расписание, а производительность команды выросла.
Составление расписания директора ресторана
Автоматизирован процесс планирования в формате привычного календаря. В нём отображается список автоматически созданных задач, с учётом периодичности: ежемесячные, еженедельные, разовые и т.д. Директора ресторанов могут создавать себе задачи вручную, просматривать список запланированных и отмечать выполненные. Территориальному управляющему доступны эти данные и он может ознакомиться с выполнением задач директорами.
В «Календаре» доступно два вида отображения: месяц и неделя. Директор планирует своё рабочее время, просто перетаскивая задачи из общего списка на определённый день. Есть возможность создавать повторяющиеся задачи по выбранному правилу, например, каждое 29 число месяца или в последний понедельник месяца.
Календарь
Можно ли обойтись без автоматизации и продолжить вести весь учёт в бумажном виде? Да, конечно. Но только если ваш бизнес — не большая корпорация, а предприятие малого масштаба. Часто и средние по размеру компании перерастают в крупные, но сохраняют «привычки детства», а вслед за этим теряют в эффективности, контроле и ключевых торговых показателях. Решение можно найти в разработке кастомной системы управления, которая подстроится под запросы конкретного бизнеса и сферы. Так, для KFC мы создали:
- кроссплатформенное приложение на Flutter для сотрудников, сэкономив 40% бюджета клиента;
- надёжный бэк с гибкой адаптацией под запросы и интеграцией со всеми необходимыми внутренними системами;
- ввели цифровую отчётность.
В результате бизнес получил уверенность в том, что все стандарты соблюдаются, управление стало более гибким, а партнёры-франчайзи получили удобный сервис для ведения дел. Сейчас решение тиражируется на все рестораны сети.
Работать над таким проектом невероятно интересно. Мы посещаем рестораны быстрого обслуживания, не подозревая насколько сложные механизмы и стандарты там используются. Это гигантская машина из процессов, ролей, стандартов, проверок, часовых поясов, планирования ресурсов, которую мы в ходе проекта разбирали по частям и поражались проработанности. Единственный минус поддержания такого высокого уровня качества — трудоёмкость и отсутствие оцифровки. И эту задачу мы решили. Признаюсь честно, когда познакомилась со стандартами качества сети, ушли любые страхи по поводу качества продукции и обслуживания в фастфуде. «Там можно есть с пола!» — обсуждали мы в команде проекта, глядя на чек-лист уборки кухни.
Если хотите узнать, как автоматизировать свой бизнес, пишите нам на vc_hello@surfstudio.ru.
Чтобы быть в курсе технологий и трендов, подписывайтесь на наш канал в Telegram.
Рекомендуем почитать:
✅ Не маркетплейсом единым: о конкурентном фудтех-приложении на примере KFC
✅ Кейс: как Surf помог Лабиринту автоматизировать работу курьеров и ускорить доставку заказов
✅ Зачем мобильному приложению нужно предпроектное исследование