CRM для малого бизнеса: есть ли смысл?

CRM — средство, которое упорядочивает бизнес-процессы, помогает управлять продажами, улучшать качество сервиса для клиентов. Некоторые руководители считают, что такая система нужна только крупным предприятиям, а для небольшого бизнеса хватит и Excel: сотрудников немного, и масштаб работы не так велик, чтобы запутаться и упустить детали.

Woman work photo created by BalashMirzabey - www.freepik.com 
Woman work photo created by BalashMirzabey - www.freepik.com 

CRM полезна с первого клиента, с первой продажи. Рассказываем, зачем CRM малому и даже микробизнесу.

Почему CRM нужна небольшим компаниям

Каждое предприятие стремится к развитию и увеличению прибыли. Поэтому при разработке стратегии нужно закладывать возможности для роста. Инструментом, который помогает повысить доходы, является CRM-система — комплексное IT-решение для автоматизации бизнес-процессов.

К задачам CRM относятся и контроль работы продажников, и управление сделками, и повышение качества общения с клиентами, и наведение порядка во внутренних процессах. Если за задачами менеджеров и другой «внутрянкой» маленького предприятия теоретически можно уследить без вспомогательных средств, то результативность продаж нуждается в строгом учете на любом этапе развития бизнеса.

Так, с помощью CRM можно собрать базу потенциальных и действующих клиентов, сохранить информацию о каждом обращении и отслеживать активность. Предприятие может терять заказчиков, и даже не подозревать об этом. После внедрения CRM, у владельца будет перед глазами целостная картина:

  • сколько клиентов и лидов есть у компании;
  • как часто совершаются сделки, каков процент отказов;
  • как работают менеджеры: где можно усилить и сделать их работу эффективнее;
  • как отрабатывают скрипты;
  • где «узкие» места в воронке продаж и как их можно исправить;
  • когда лучше проводить реанимацию;
  • как настроить допродажи;
  • во сколько обходится привлечение не просто лидов, а заказчиков и как долго они продолжают приносить предприятию деньги.

Если вы активно ищете новых потребителей, рекламируете свою продукцию с помощью нескольких каналов, то ситуацию необходимо постоянно контролировать. Например, отчеты в CRM помогут рассчитать показатель ROMI и определить рентабельность вложений в маркетинг. Это необходимо, чтобы составить обоснованную стратегию привлечения клиентов в будущем, определить, какие источники приносят максимальное количество лидов, перераспределить рекламные бюджеты.

CRM также позволяет настроить воронки продаж для разных групп заказчиков. Так, если компания использует «холодные» звонки — можно создать воронку специально для клиентов, которых еще нужно заинтересовать. Подробнее о роли CRM в холодных продажах уже писали в этой статье.

Если руководитель небольшой компании настроен на выстраивание долгосрочных отношений с клиентами, эффективные повторные продажи и рост, то обойтись без CRM будет сложно. База клиентов в Excel не отражает динамики взаимодействия: может, человек уже давно забыл про ваши товары, но вы об этом попросту не узнаете. В CRM такие нюансы легко отслеживаются, и можно поставить менеджерам автоматические задачи на звонки-напоминания.

CRM для малого бизнеса: сложности выбора

Самые частые возражения владельцев небольших компаний против CRM: дорого, избыточно и сложно. К сожалению, многие популярные системы на российском рынке действительно в первую очередь рассчитаны на крупные и средние предприятия. Для малого бизнеса у них слишком много лишних функций, за которые предприниматель не хочет переплачивать. Некоторым также кажется, что новый софт только усложнит работу и больше запутает менеджеров. Поэтому компании продолжают работать «по старинке».

Но в последние годы появляется все больше решений, которые учитывают нужды малых предприятий. Это и отдельные CRM, в том числе — нишевые, и специальные пакеты от известных систем. Внедрение такого продукта позволит автоматизировать рабочую рутину, упростит внутренний документооборот, объединит все необходимые компании сервисы. Пакет для небольшой компании обойдется дешевле, чем подключение большого числа сотрудников и объемного функционала.

Бывает и так, что обновлениям сопротивляется коллектив: люди с одной стороны привыкли к своим рабочим инструментам, с другой — переживают, что с помощью нового программного обеспечения начальство станет следить за ними, штрафовать за любой недочет.

Чтобы избежать этого, важно выбрать CRM с понятными функциями и интерфейсом и подготовить сотрудников заранее — объяснить выгоды работы в системе для компании и для каждого из них. В маленьких компаниях, где число сотрудников ограничено, сделать совместный выбор и провести обучение скорее всего окажется проще, чем на больших предприятиях. Подробнее о том, как избежать саботажа можно почитать здесь.

amoCRM для малого бизнеса

Система amoCRM пользуется спросом среди российских предпринимателей. Ее можно использовать в любом месте, где есть доступ в интернет — никакая сложная интеграция не понадобится. База клиентов из Excel-таблиц переносится в систему за считанные минуты. Это особенно важно для владельцев небольших предприятий: часто стоп-фактором для использования CRM является именно сложность внедрения и отсутствие ресурсов на подготовку и обучение персонала.

Работать в amoCRM комфортно благодаря интуитивно понятному интерфейсу. Чтобы не упустить ни одной детали, разработчики создали мобильное приложение, с помощью которого менеджер может делать пометки, когда находится вне офиса — например, на встрече с клиентом.

В amoCRM можно подключить любые необходимые интеграции: корпоративные соцсети, сервисы email-рассылок, IP-телефонию, аналитику от Google. Отдельно продумана взаимосвязь с сайтом компании, чтобы заявки оттуда быстрее поступали к менеджерам.

В системе будет храниться вся база информации о клиентах, сделках. В любой момент руководитель сможет ознакомиться с записями переговоров с заказчиком, оценить работу менеджера, внести корректировки.

Специально для небольших предприятий поставщики amoCRM разработали тарифы с особыми условиями — «Микробизнес» и «Старт-ап».

В первый входит весь функционал базового плана, 200 МБ на внешнем диске для документооборота, до 5000 контактов и до 1000 открытых сделок на аккаунт, а также — 100 дополнительных полей. На этом тарифе невозможно разграничить права доступа для пользователей, но для предприятий с несколькими сотрудниками это не является проблемой.

Тариф «Старт-ап» стоит дороже и включает больше дискового пространства, контактов и сделок. Так, пользователь сможет хранить до 500 МБ информации, работать с 12 500 контактами и открыть до 2500 сделок. У тарифа также отсутствуют разграничение прав доступа и возможность получать регулярный отчет о состоянии дел компании по email.

У amoCRM есть бесплатный пробный период — 14 дней, который позволит оценить её интерфейс и функционал. По ходу развития бизнеса можно легко менять тарифы, чтобы система удовлетворяла его потребности. Более подробно о системе для небольших компаний можно узнать на сайте amoCRM.

S2 CRM для малого бизнеса

Система S2 позиционируется, как инструмент для автоматизации продаж и управления бизнесом. Целевая аудитория этого решения — малый и средний бизнес.

Производители включили в S2 не только функции CRM. Пользователи также получают трекер задач и проектов, сервисы для учета финансов, кассы, контроля состояния склада. Единое решение выгодно с финансовой точки зрения. S2 — гибкий инструмент, функционал легко настроить под нужды компании любого масштаба. Поэтому эта CRM подходит даже для небольших предприятий.

Система автоматизирует рутинные процессы — отправку писем, сложные расчеты, формирование отчетов. После ее внедрения предприниматели не сталкиваются с проблемай «потерянных» заявок: CRM соберет их из разных каналов, распределит между менеджерами, отправит приветственные письма клиентам.

В базе данных сохраняется вся необходимая информация, записи звонков, история взаимоотношений с клиентами. Руководитель легко проконтролирует выполнение алгоритмов, качество работы сотрудников. В CRM доступны актуальные отчеты о KPI, которые позволяют сделать начисление зарплат прозрачным. Также S2 использует облачные технологии для хранения данных.

У S2 CRM есть бесплатный тариф, позволяющий подключить до 3 пользователей. Его функционал ограничен — недоступны операции с зарплатами, кассой, договорами. Но этот тариф подойдет тем, кто хочет попробовать продукт на практике, оценить удобство интерфейса.

Чтобы подключить более 3 пользователей, нужно выбрать один из платных тарифов — «Старт», «Компания», «Корпорация». Они отличаются количеством дополнительных возможностей, интеграциями. Изучить их подробнее можно на сайте.

Вместо итога

CRM не нужна предприятию только в одном случае — когда руководитель не стремится к росту прибыли. Но такие ситуации чрезвычайно редки:)

Понимание задач потенциальных клиентов, их возражений, «узких» мест в воронках продаж и недочетов в скриптах, автоматизация простых рутинных задач поможет построить крепкие отношения с клиентами. А повторные продажи более выгодны, чем работа только с новыми заказчиками.

Не нужно внедрять космолет. Для малого бизнеса достаточно базовых функций и простой, визуально понятной системы – чтобы сотрудникам было понятно и легко работать в программе. Чем проще процесс интеграции, тем быстрее вы увидите результаты: лояльность клиентов, увеличение производительности работы менеджеров и, как следствие — рост продаж.

А мы готовы провести бесплатную консультацию и подобрать CRM под ваши задачи.

44
1 комментарий

думаю есть смысл, сам пользуюсь для бизнеса срм системой (у меня аспро клауд), и во многом система помогает..)

Ответить