{"id":13588,"url":"\/distributions\/13588\/click?bit=1&hash=c4e99935d6b377960319c62e0c7dc30b541ffc5c218860b8308fee5adbfdcd9f","title":"\u0418\u043d\u0444\u0435\u0441\u0442\u0441\u043e\u0432\u0435\u0442 \u2116134 \u2014 \u043a\u0443\u043f\u0438\u0442\u044c \u0434\u043e\u043b\u044e \u0432 \u0442\u043e\u0440\u0433\u043e\u0432\u043e\u043c \u0446\u0435\u043d\u0442\u0440\u0435","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"48b43026-aa57-59b3-94fc-8d140389b616","isPaidAndBannersEnabled":false}
Сервисы
Mad Brains

Mattermost умер, да здравствует Mattermost: что делать, если мессенджер заблокировал воркспейс

Меня зовут Анатолий Пешков, я технический директор компании Mad Brains. Пару часов назад увидел новость о блокировке мессенджером Mattermost онлайн-школы «Вебиум». С такой же проблемой столкнулась наша компания в июне, об этом я писал на своей странице в Facebook*. По горячим следам поделюсь нашим решением.

Сначала небольшое предисловие

Где-то в середине прошлого года мы пришли к пониманию, что компания растет и, как бы нам ни нравился Slack, терять историю после 10 000 сообщений уже становится неудобно. Вполне логичным решением было бы начать за него платить, но смутила жаба, которая начала душить при подсчете стоимости Slack в этом случае. То есть весь инструментарий нас устраивал и в бесплатном варианте, кроме пресловутой истории. А платить порядка 300к рублей в год чисто за историю уже показалось не совсем целесообразно. Ситуация усугубляется тем, что сумма растет пропорционально команде и зависит от курса доллара.

В целом в IT-сообществе ходили слухи, что не слаком единым живы компании. Поэтому мы провели собственное исследование, так как полноценного разбора вариантов аналогов на тот момент не нашли. Сделали разбор, посмотрели около 50 разных вариантов, многие из них попробовали вживую на тестовых пользователях. В итоге пришли к мнению, что под наши нужды подходило не так много решений, среди них Discord, Rocket Chat, Zoho и Mattermost. Все по расценкам были достаточно адекватные или даже бесплатные, а функционал отличался от слака не сильно.

Достаточно долго принимали решение, но в один прекрасный момент появилась новость о новом тарифе у Mattermost: 10$ в месяц за клауд воркспейс, и это без привязки к количеству пользователей. Все выглядело прекрасно. Да, чуть хуже чем у слака, но и цена в разы меньше, особенно с учетом роста.

Благополучно переехали на Mattermost, не без минорных возражений команды, но куда уж без них, не бывает так, чтоб всем всё нравилось. Пользовались успешно, платили исправно в течение примерно полугода, вплоть до наступления событий-которые-нельзя-называть. Появились проблемы с оплатой, которые решились в течение 2-ух месяцев. Mattermost шел навстречу и позволял пользоваться, просто периодически напоминая об оплате. В дальнейшем оплата была переведена на зарубежную карту и проходила ежемесячно без проблем и задержек.

Что произошло в июне 2022

На почту прилетело сообщение с заголовком «Our limitations due to new United States sanctions», в котором самое страшное из формулировок было «Our understanding is that your organization is located in either Russia or Belarus. Because of this, we must pause interactions with your organization until the sanctions are lifted» и «We must pause on selling, issuing or renewing a Mattermost subscription or license key to your organization».

То есть они написали, что мы якобы в санкционных списках, и нам лучше не пользоваться MM до снятия санкций, так как они не смогут продлить лицензию. Можно было послать аппеляцию, что и было сделано в тот же день. Ответа не последовало.

А вот уже 30-го июня (почти ровно через неделю) вечером (где-то в 19 по Москве) вышли на связь сотрудники с жалобами, что не могут обновить список сообщений, или их выкинуло из воркспейса, и они не могут авторизоваться. Я тут же побежал к компу в надежде найти причину (может, сервер у них лег или еще что-то заблокировали). Но правда оказалась намного неприятнее: на почте лежало письмо с содержанием «Your workspace has now been deleted due to 60 days of inactivity». КАКОГО $#%#@!!!?...

В общем, эти товарищи взяли и просто удалили наш оплаченный воркспейс, без предупреждения и даже до окончания оплаченного периода. Ирония ситуации — в названии сервиса, уж не знаю что для них matter most, но уж точно не надежность и забота о клиентах.

Попытки выйти на официальную техподдержку не увенчались успехом. Был прямой контакт со знакомым сотрудником немецкого офиса, написал ему. Он, к слову, тоже был в шоке и буквально написал «I don't know what is wrong with the US folks» и «That definitely does not read like "hey, in one week's time we are going to delete all your stuff"». Но... ничего не изменилось, помочь он не смог. Нам даже не позволили забрать бекап, просто как в South Park-е «...aaaand it's gone». Вот так, перестраховываясь за свою шкуру, сотрудники ММ просто положили болт на обязательства по предоставляемым услугам.

Решение

Ладно, деваться некуда. Оперативно создали чаты в Telegram (спасибо Дурову и команде, в очередной раз телега спасает ситуацию), оповестили команду и пошли искать пути решения. После такого ножа в спину доверять иностранным сервисам больше не хочется, вера в облачные решения как-то тоже поубавилась.

Было решено как минимум раскатать что-то собственными силами на российских серверах. Решений доступных для быстрой и надежной раскатки, да еще и с привычным функционалом, не так уж много на этом рынке. По этому мы решили, вот тут не смеяться, раскатать на сервере опенсорсную версию Mattermost. Да, решение сомнительной надежности, да и можно было обидеться на них и избегать использование их севиса повсеметно.

Но мы живем в реальном мире, со сложными компромиссными решениями и обидкам тут не место. У этого пути был один большой плюс: вся команда уже привыкла к инфраструктуре и клиенты стояли на телефонах и компьютерах. По этому переезд предполагался легким для команды, просто ввести другой адрес сервера и авторизоваться. Потом, конечно, еще подтребовалось немного донастраивать клиент — выставить аватарку, настройки и прочие мелочи.

В течение 2-ух часов подняли сервер в Yandex.Cloud и раскатали два варианта Mattermost для пробы: через Kubernetes и напрямую по гайдам ММ через докер. Остановились на официальном варианте с докером, так как кубер тоже отъедает ресурсы и в целом излишен для такой задачки. Сложностей не возникло, все хорошо работает и даже сертификаты для https завелись без плясок с бубнами по официальным рекомендациям.

В качестве итога

Да, мы остались на Mattermost, но немного в другом, более надежном и управляемом варианте. Такой вариант дороже как на прямую по финансам (сервер получается дороже, чем ежемесячная подписка в ММ), так и потенциально в поддержке (если что-то сломается, придется тратить человеко-часы команды на восстановление). Но в целом все работает.

Как дополнительный плюс - снизили количество оплат зарубежных сервисов. Ну и самое главное, получили хороший урок: не стоит доверять облачным решениям на 100%. Облако — это просто чужой компьютер, который стоит где-то в другой комнате и управляется другими людьми, не всегда добросовестно соблюдающими обязательства.

Будьте немного параноиками, нынче это полезно.

*Meta, владеющая Facebook, признана экстремистской организацией и запрещена на территории России.

0
66 комментариев
Написать комментарий...
Nezhniu Ineu

Так а облако Яндекса это не чужой компуктер абы где, который обслуживает абы кто?
Звучит так, будто грабли просто переложили на другое место.

Ответить
Развернуть ветку
Вася Пражкин

Чуваки просто не научились считать деньги.

Ответить
Развернуть ветку
bravo sierra

вы их просто не умеете готовить. Сервер в серверной по деньгам стоит как серверная+админы+электричество+кондиционеры+регулярная починка и замена всей этой тряхомудии. А сервер в облаках, в частности для россиян в Яндексе, никакими этими гирями не обладает. Да, надо научиться строить отказоустойчивые решения с балансировщиками, но это окупается в рамках TCO.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Пиван Петрович

Локальный сервер также подвержен форс-мажорам, а обслуживать геморнее.

Данные Яндекс красть не будет — они ему не нужны.

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Пешков

Да, конечно, чужой. Это прекрасно понимаем, у этого решения тоже есть и плюсы и минусы очевидно. Если сравнивать например со своим сервером в офисе, то там накладываются уже другие риски (пожар, наводнение, уборщица розетку дернула и тп прелести - я утрирую конечно, но идея понятная)

Ответить
Развернуть ветку
Олег Мельников

Само собой инстанс в яндексовом облаке является чужим компуктером и обслуживает его абы кто. Вот только у тебя всегда (ну или почти всегда) будет доступ к ОС инстанса. Да и вероятность того что Яндекс в один момент начнёт фырчать и дропнет все данные сильно меньше. Плюс ко всему никто не мешает настроить снятие бэкапов с БД. Можно ли реализовать такие же вещи на облачном решении от маттермоста - вопрос.

Ответить
Развернуть ветку
Вася Пражкин
А платить порядка 300к рублей в год чисто за историю уже показалось не совсем целесообразно.

300К - это примерно на 60 человек. А вообще Slack стоит $6.25 в месяц на человека. Заплатить шесть баксов за чела за прекрасный UI Слака или колоться и жрать кактус отвратительного UI Матермоста, чтобы сэкономить три копейки? Ой не там Вы экономите, сударь..

Ответить
Развернуть ветку
Nickname
Заплатить шесть баксов за чела за прекрасный UI Слака

на ваш взгляд он прекрасный, на мой - унылое гавно. таким же унылым по качеству их voice calls для меня. и владельцы слака еще больше упороты, чем владельцы mattermost - они в марте молча просто всем из россии поудаляли воркспейсы. так что все правильно сделали взяв опенсорс решение и раскатав его на своих серверах (пусть и облачных).

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
I see you

Я тоже вообще не понял вот этого, еще бы на 10 лет оплатц указали, для масштабу.
30к в месяц для команды 50+ которые так часто юзают сервис, что прилаги на тел ставят, кажется вообще не поводом чтобы задумываться над экономией.

Понимаю что все привыкли к бесплатной телеге или фремиуму, но не настолько же чтобы тратить многие часы на поиск решения и миграцию

Ответить
Развернуть ветку
Vyacheslav Rubanyuk

Ну слак кинул всех российских клиентов, как последние пидары. По слухам, некоторые большие команды просто отключили без возможности сделать бэкапы.

Ответить
Развернуть ветку
Andre Macareno

Сейлсфорс же не работает сейчас с российскими клиентами

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
bravo sierra

если это российская компания то "просто заплатить" уже не работает

Ответить
Развернуть ветку
Данила Ширков

Поставить на свой сервер и не ждать отключения

Ответить
Развернуть ветку
Пиван Петрович

А зачем вообще использовать Mattermost, если ты не хостишь его у себя, кроме цены? Это же получится просто отстойный Slack.

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Пешков

10$ в месяц за примерно тот же функцинал например (и это без всяких заморочек с хостингом и поддержкой) - было прекрасно. Да я не спорю что слак лучше, но не обязательно покупать золотой молоток там где и обычный справляется на ура

Ответить
Развернуть ветку
Константин Рогов
без предупреждения и даже

Ирония в том, что вы были предупреждены обо всем в момент начала спецоперации. Делать круглые глаза сейчас не надо.

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Пешков

Я боюсь жить по такой логике и предпочитаю надеяться на лучшее в людях, иначе можно совсем расхотеть что-то делать

Ответить
Развернуть ветку
Grigorii Liubachev

Дело же не в надежности облаков, SaaS решений и так далее, а в конкретных компаниях которые коряво реализуют требования своих властей. Так-то все пользовались облачными сервисами ни о чем не думали и всё было стабильно хорошо.

Мы в Пачке сделали корпоративный мессенджер https://www.pachca.com и я в нём очень уверен, по фичам закрывает все основные боли, есть уникальные моменты типа глобальных тредов.

Конечно мы не совсем без косяков ещё, так как взяли в фокус мессенджер весной, хоть и разрабатывали его много лет для своей команды. По десктоп приложениям много правок в процессе. По iOS приходится переписывать чат практически с нуля, чтобы он заработал как надо. Но я думаю к осени вообще все вопросы закроем.

Короче, не сбрасывайте со счетов облачные сервисы совсем, мы реально паримся чтобы всё было надежно.

Ответить
Развернуть ветку
Стартапер-пессимист

А где зарегистрирована компания? Там тоже будете игнорировать закон, если вас обяжут обслуживать клиентов?

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Evil Pechenka

Зачем вы за него так бьётесь, что там такого прекрасного?

Discord псевдобесплатный, Zoho тормозной и глючный.

Хорошие варианты Zulip и Twist — для тех кто хочет познать асинхронность. Платный Twist очень хорош, там можно прилично сэкономить делая сотрудников которым не нужно больше одного канала — гостями. Ну или бесплатный Zulip — работает отлично, но к интерфейсу нужно привыкнуть.

Ответить
Развернуть ветку
101

Не понимаю, почему люди для себя до сих пор не открыли matrix.org

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Заходил вчера

где гарантия что Twist так же по губам не поводит?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Анатолий Пешков

На вопрос "Почему не использовать <вставьте_название_очередного_мессенджера>?" ответил в самом начале статьи. Кратко - субъективный выбор подходящего инструмента

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Komorebi

А решение то было простым - переехать. Зачем вообще в России иметь бизнес?

Ответить
Развернуть ветку
Fart Smella

Хахахха да, сейчас айтишники в Турции и Сербии КАЙФУЮТ и живётся ОЧ ПРОСТО

А если серьезно, то если вы считаете что переехать в другую страну "просто", то это просто показывает, что у вас толком ничего в этой стране нет и вам либо мало лет либо вы просто хотите путешествовать, что не плохо, но не для всех явно

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Готовый спрей

Ну конечно еще скажи в плен сдаваться всем без бою... чего за советы вообще... ты че думаешь у тех у кого на рублевке дома они так просто отсюда стедут ... хренушки... едет молодняк как как у него настоящее и будущее в говне... а пришретые там хорошо живут их отсюда с собаками не выкурить

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Пешков

Думаю каждый кто этим занимается по своему отвечает на этот вопрос. Если ответа нет - точно не нужно

Ответить
Развернуть ветку
Херня Всё

Как mm?

Пиздец лагает и регулярно падает?

Ответить
Развернуть ветку
Nezhniu Ineu

Развёрнут локально на команду 25-30 человек.
Интерфейс немного своеобразный, но юзать можно вполне.
Крутим с февраля, полёт нормальный.

Использую веб + мобилку (яблоко). Меня связка устраивает. Коллеги жаловались на приложение на винду, но опыта не имею.

Но я коммерс, требования у меня снижены)

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Макарычев

Ужасно. Намного хуже слака. В мобильной версии не приходят уведомления вообще. Иногда приходится и на компе перезагружать, чтобы увидеть новые сообщения.

Но мб мне просто не повезло

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Пешков

В целом справляется со своей задачей. Понятное дело не идеально. Есть проблемы с тормозами, но даже на средних машинах не значительно. Долго подгружает сообщения при запуске, есть проблемы с пушами - все так. В остальном удобно, общение комфортное, сообщения не теряются, найти все без проблем можно. Плюсом гибкая настройка и интеграции по моему со всем чем можно

Ответить
Развернуть ветку
СлавалС

я вот чет может не понимаю?
в далеких 200х у нас был BorgChat который хранил всю историю в html и успешно ее отображал.
на кой черт какие-то супер чаты, если еще 10 лет назад отлично обходились скайпом(только из-за групповых чатов) и почтой?
Что вы там делаете такого?
я бы понял если комания 10к человек, вот там уже надо какое-то решение. но условно на 100-200 человек, простых групповых чатов хватит с лихвой.

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Пешков

Отвечу аналогией - Зачем использовать шуруповерт, если отвертка нормально справляется

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
yesYouStp

есть деньги и время, им нужно это куда-то потратить, вот и тратят, а то скучно
На очевидные решения тратиться еще скучнее, это же так просто. Надо заморочиться, сожрать кактус. В айти много где так.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Гуд Дэй ту Йа

Сколько незнакомых названий.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
kemko desu
Ну и самое главное, получили хороший урок: не стоит доверять облачным решениям на 100%

Если вы активно используетене только браузерный и десктопный, а еще и мобильные клиенты и мессенджер без них вам не нужен, то урок явно недополучен: mattermost так же легко может завтра убрать мобильные приложения из российских сторов

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Пешков

Об этом тоже думали, на всякий случай скачал репозитории, которые пока тоже в опенсорсе https://github.com/mattermost

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Читать все 66 комментариев
null