Что помогает вести VFX и анимационный бизнес: анализ таск-менеджеров ShotGrid, ftrack, Cerebro

Большинство обзоров про системы управления проектами — списки софтов с поверхностным изучением плюсов и минусов продуктов. Найти подобный разбор софтов для студий, производящих контент для анимации, рекламы и кино — задача посложнее. Мы разобрали самые популярные системы управления проектами для компаний, работающих в России и СНГ.

Что помогает вести VFX и анимационный бизнес: анализ таск-менеджеров ShotGrid, ftrack, Cerebro

Статья будет полезна для тех, кто ищет софт для ведения проектов и контроля бизнес-процессов. То есть для продюсеров кино, супервайзеров, художников и специалистов визуальных эффектов. В ней представили и свою разработку — систему для совместной работы Cerebro.

Это сокращённая версия интервью со студией InSoul Effects. Мы поговорили с основателями студии Ксенией Ивановой и Мариной Буровой. Выделили полезное из разговора, получился обзор распространённых софтов.

Режим работы и планирование. Опыт InSoul Effects

Ксения. Когда мы сформировались как студия, как команда, стали подниматься вопросы ценностей. В первую очередь это были планирование и здоровый рабочий день. Work-life balance, как модно говорить, действительно существует. Можно хорошо работать, не забывая о жизни. Я убежденный фанатик того, что можно спланировать что угодно и вырулить по этому плану. Но не так, что один раз нарисовал, а потом все пошло. План нужен, чтобы им пользоваться. Менять его — это нормально.

Марина. Планирование — это процесс. Не зря в теории управления он так и определяется. Это постоянное изменение, потому что приходится контролировать метрики, за чем-то следить и подстраиваться. И в планировании, пока на мое личное новое удивление, очень во многом можно договариваться с клиентом: «А давайте по-другому? А у нас государственные праздники, можно мы передвинем вперед либо назад? Нормально вам или нет?» Можно общаться и строить комфортный план.

Ксения. Когда ты супервайзер на чужой студии, у тебя как бы связаны руки. Можешь создать на своем проекте экосистему, но ограничения существуют во многих вещах.

Марина. К сожалению, проект заканчивается — и экосистема разваливается.

Ксения. Хотелось, чтобы что-то осталось. Представьте: строишь замок из песка и хочешь, чтобы никто потом не отобрал его и не разрушил. Появляется желание создать свое место, куда никто не придет и где можно будет делать то, что ты считаешь нужным. Я очень верю в кино и люблю людей.

Марина. Наши российские артисты, заслуживают самого лучшего, потому что у нас действительно очень продуктивные ребята, могут решать сложные задачи и выполнять огромные объемы работы.

Ксения. Я считаю, что у нас самые сильные ребята. СНГ, бывший Советский Союз — это, наверное, самые лучшие артисты, с которыми мне доводилось работать.

Марина. Отличные ребята есть во всех странах, но если мы берем количество артистов в России, то концентрация просто зашкаливает.

Ксения. Для себя мы решили, что будем маленькой студией. Я однажды услышала, как одни ребята сказали: «Мы хотим, чтобы наши артисты были эдакими Джеймсами Бондами, а мы им все плюшки предоставляли». Очень понравилось сравнение. Если классным, потрясающим, сильным артистам создать условия, чтобы расти и развиваться, дать им лицензионный софт, сильные машины, спокойствие и стабильность, то они смогут сделать для тебя очень многое. Это потрясающая коллаборация.

Марина Бурова и Ксения Иванова, основатели студии InSoul Effects
Марина Бурова и Ксения Иванова, основатели студии InSoul Effects

Опыт использования систем управления проектами

Ксения. Мое знание Cerebro как артиста сводилось исключительно к тому, что я знаю, как загрузить дейлиз, а как супервайзера — к тому, что я знаю, как кружочки рисовать. Поэтому график я делала в Google-таблицах. По сути, это была диаграмма Ганта, которую я создала, раскрашивая ячейки в Google-таблицах.

Марина. У меня же до графики был большой опыт составления графиков в Mircosoft Project, но в этой индустрии ещё не довелось использовать его по разным причинам, в основном из-за этого, что в рамках одной организации должны быть единые для всех управленческие инструменты, а Project довольно сложный инструмент для изучения и внедрения.

Обзор ShotGrid (Shotgun — прежнее название)

Ксения. Мы пробовали все. Я была на Cerebro, потом столкнулась с Shotgun, когда это еще был Shotgun. С ftrack я не сталкивалась буквально до последнего проекта. Но там я ftrack не вела, его использовал клиент. То есть мы туда просто заливали дейлиз. У Марины здесь опыта больше, она чаще пользуется всей этой историей.

Когда начали студию открывать, больше опыта было в Cerebro. И мы решили: «Окей, давай попробуем все».

Ксения. И мы попробовали: как честные люди пошли и скачали все эти триалы, все проверили, все протестировали. Я даже рассматривала вообще бесплатную Prism, но там оказалось все очень все примитивно, никаких Гантов, ничего нет. Она больше для пайплайна. Софты очень разные, они сильно отличаются, и мы абсолютно осознанно выбрали Cerebro.

Shotgun — это было первое, с чем я работала. Огромный конструктор, в котором есть все: большое сообщество на GitHub, всевозможные куски кода, плагины. Все это очень здорово. Shotgun — большая-пребольшая песочница, в которую каждый может принести еще и свои куличики — и ими можно будет пользоваться.

Но здесь же сразу начинаются большие неудобства. «Из коробки» ты его использовать не можешь, потому что открываешь, а оно все на тебя кричит каким-то ужасом для программистов. Когда ты его скачиваешь впервые, он просто пугает. Особенно эти фильтры, которые надо настроить на все параметры. И ты думаешь: «Боже мой». Нужно сделать плейлист в Shotgun, но для этого тебе нужен специально обученный человек — координатор, который умеет это делать, потому что там это супернеинтуитивно.

Так выглядит ShotGrid
Так выглядит ShotGrid

Наш пайплайн строится вокруг Hiero, и у Shotgun существует просто потрясающий бридж c Hiero, который позволяет супервайзеру даже не заходить в Shotgun. У него есть Hiero, в которой он разбирается, и он по этому бриджу все пересылает, а потом ему все приходит обратно. Он даже комментарии может там рисовать. Это здорово. Это очень понравилось.

Но и здесь большой минус состоит в том, что, как говорится, «без бутылки» ты просто это не настроишь. Нужен либо тот, кто разбирается в API Shotgun, либо тот, кто разбирается в Python и будет этим заниматься, либо еще кто-нибудь, кто разбирается или просто любит читать Google-инструкции по установке. То есть нужен отдельный человек на фултайм, который будет все настраивать.

Плюс цена. Когда мы смотрели всю эту историю, это был Shotgun, еще не было ShotGrid. И еще у Autodesk не было опции для российского рынка: хоп — и сразу в три раза дешевле.

Обзор ftrack

Ксения. Дальше был ftrack. Он очень красивый. Ты прямо заходишь, и сердце продано, он прекрасный, ты влюбляешься… А потом начинаешь его использовать — начинаются проблемы. Ftrack удобен «из коробки», им можно пользоваться сразу. Ставишь — и все хорошо. Там есть бриджи и с Nuke, и с Hiero, и вообще с чем хочешь. И сообщество на GitHub там тоже огромное — то есть очень много людей, которые чем-то делятся. Но там сразу было два момента. Первый из них — поддержка. Мы написали, а ответили нам недели через две.

Ксения. Второй момент — в том, что в Cerebro и Shotgun/ShotGrid есть потрясающая опция, когда делаешь референс мувки, потом помещаешь их в Cerebro или в Shotgun — и создаются шоты. И они все с картинками. То есть вот ты супервайзер, у тебя три проекта и триста шотов.

Марина. И ты не запоминаешь циферки, а смотришь картиночки.

Ксения. Ты запомнишь циферки, но не в начале проекта. В начале действительно очень тяжело, а потом каким-то образом возможности мозга раскрываются и ты помнишь проект, который был пять лет назад. Ну так вот в ftrack загрузить мувки с картинками нельзя, такого нет. Чуда не происходит.

Экран ftrack
Экран ftrack

Ксения. Мы подумали: «Может, мы что-то неправильно поняли или сделали?» — и написали в поддержку. Нам ответили через две недели…

Марина. Устроили красивую презентацию…

Ксения. В которой сказали: «Нет, вы этого сделать не можете». Но они могут написать питоновский код, который это делает. То есть они открыты, они могут все сделать, но сколько придется ждать? А если у меня что-то сломается, как они ответят?

Ксения. В общем, я пришла в ужас и сказала: «Вы сошли с ума, так нельзя». И ftrack отпал полностью. У нас много проектов, они в основном небольшие и постоянно меняются. И перекладывать эти маленькие порисушки — настоящее безумие.

Обзор Cerebro

Ксения. Поэтому мы выбрали Cerebro, в которой все это есть. Единственное, чего не хватало, так это бриджа между Cerebro и Hiero, поскольку Hiero — центр нашего пайплайна. И мы просто решили посвятить этому свое время. У вас потрясающая поддержка, которую мы обожаем, и вы открыты к диалогу. Почему бы не улучшить то, что уже есть, и почему бы не попытаться сделать это как-то вместе?

Сейчас мы с вами работаем, чтобы делать бридж Tentaculо — немножко под нас. Начинается поиск баланса, это абсолютно нормально.

В общем, у Cerebro, во-первых, потрясающая поддержка, во-вторых, есть желание двигаться, развиваться, и в-третьих, сама система потрясающе удобная, все интуитивно понятно.

Марина. В Cerebro мы все уже привыкли работать, все наработано.

Ксения. Артисты подсоединяются, и они знают, что надо делать. Я прямо представляю, что они скажут о Shotgun: «Нет, только не это». А о Cerebro все знают, всем уже знаком этот софт, он интуитивный и классный.

Веб-версия Cerebro
Веб-версия Cerebro

Марина. Я ещё большой фанат Microsoft Project. Сейчас за ненадобностью его уже не использую, но во всех софтах искала похожее. Чтобы можно было не только построить диаграмму Ганта, но и подсветить конкретного человека, если он перегружен. Хотя внести в программу исходные данные — уже огромный труд. Не всегда у продюсера или координатора есть время, да и не каждый софт так развился.

Недостатки Cerebro

Марина. Когда Tentaculo только зарождалась около двух с половиной лет назад, мы точно пробовали в ней покопаться. Может быть, она тогда была в другом виде, не очень удобном.

Ксения. Cerebro сама по себе очень сильная, а дальше — как связать с ней свой пайплайн? Вот здесь, мне кажется, ее слабое место. Она классная сама по себе, вне экосистемы. Я знаю одну студию, которая пыталась ее прикрутить, но сдалась. А я не сдаюсь, но это уже будет не Tentaculo, а что-то другое. Поскольку у меня есть небольшой программистский опыт, я в целом понимаю, что хотели сделать. И то, что написано, правильно. Но для артистов и VFX оно не работает. Если бы это были первооткрыватели и не было никаких бриджей, только Tentaculo и этот программистский подход, то они бы сто процентов прижились. Но из-за того, что на рынке уже есть, условно, Telegram и WhatsApp, а мы предлагаем Outlook, который работает через одно место, перейти к нему очень тяжело. Да, оно едет, у него есть руль и четыре колеса, но едет оно в обратную сторону, и это надо учитывать.

Марина. Мне кажется, это может тянуться из какой-то особенности менталитета — лучше изобрести заново, потому что я знаю, как лучше. Причем иногда это правда и всё сработает. Мне кажется, Cerebro как раз из этого принципа и вышла. Она не похожа на ftrack и Shotgun, она такая, какая есть, со всеми плюсами, которых нет в других программах: «Попробуйте вот так, так удобней».

Марина. Мне лично кажется, что диаграмме Ганта есть куда развиваться в сторону удобства для пользователя. Многие софты типа той же самой Windows, Microsoft Office в какой-то момент сделали именно такой апгрейд. Со временем люди привыкают к другому виду кнопочек…

Ксения. Чтобы все как Mac выглядело.

Марина. Я смотрю на диаграмму Ганта, и это выглядит так, как будто я работаю в Word 2003 года. Возможно, основная проблема как раз в том, что нет современного вида и поэтому не хочется разбираться, а не в том, что функционал какой-то не такой. Функционал рабочий, я его в объеме тестировала. Мне кажется, осталось только лоска навести.

О чём важно помнить продюсерам и супервайзерам

Марина. Для продюсера и координатора очень важно отслеживать затраченные часы и денежные ресурсы. С помощью Shotgun у меня получилось это сделать. Я ведь фанат не только табличек, но еще и того, чтобы все происходило автоматически, чтобы требовалось минимум ручного труда. Свою систему автоматических табличек разрабатывать я начала, еще пользуясь Cerebro, но тогда такого бриджа между Cerebro и табличками у меня не было.

В Google-документах мы заполняли статистику вручную, и уже в Google-табличке все автоматически подцеплялось по формулам — можно было отслеживать затраты в динамическом виде по месяцам, по годам. Круто и удобно.

А потом получилось так, что я перешла в студию, где пользовались Shotgun. И именно Shotgun позволил мне получить базу данных в csv, в очень удобном формате для последующей конвертации в сводные таблицы. Но, к сожалению, я уперлась в возможности Google-таблиц. У меня количество ячеек больше пяти миллионов, а больше нельзя.

Благодаря базе данных из Shotgun я через сводные таблицы смогла построить автоматическую систему, которой нужно было только импортировать этот csv на один из листов, а Google-таблицы начинали считать все по своим формулам.

Ксения. Марина — единственный продюсер, который работает на i9-процессоре, чтобы все открывать.

Марина. Да, но для задачи, которую я хотела решить, возможности Google-таблиц, к сожалению, себя исчерпали. На этом мой опыт общения с Shotgun закончился, и мы начали тестировать ftrack — уже в нашей студии. И оттуда, к сожалению, вообще не получилось достать csv.

Там, конечно, очень удобная для координатора и для продюсера визуально приятная табличка для отслеживания часов прямо по дням недели — что артист за этот день заполнил все или не все восемь часов.

Что помогает вести VFX и анимационный бизнес: анализ таск-менеджеров ShotGrid, ftrack, Cerebro

Очень удобно видеть в моменте, что все из ближайших дней заполнено, но глобальной информации по проекту именно в денежном выражении это не дает. При этом на созвоне с ftrack добиться какого-то ответа на вопрос о том, можно ли это быстро сделать, у нас не получилось.

Мы снова вернулись к Cerebro, и я была очень рада, когда вы анонсировали в roadmap, что в планах есть развитие статистики для продюсера. Потому что та статистика, которая уже есть, очень удобная. Я постоянно пользуюсь статистикой по проекту. В Shotgun — так как это одна большая песочница, мне говорили, что тоже можно сделать такое.

В Cerebro по умолчанию есть раздел, куда вбивается зарплата. Очень круто, что есть шаг вплоть до дня, ведь дневная ставка за месяц всегда разная, а если произойдёт изменение зарплаты где-то в середине месяца, то и это тоже можно будет учесть. Благодаря этому становится очень удобно отслеживать точные общие затраты по проекту. Но, к сожалению, там нет просмотра в динамике по месяцам, отображаемого на одной странице. Очень жду ваших нововведений, чтобы наконец их протестировать.

Я только что поняла, что Shotgun — это Linux, ftrack — это Mac, а Cerebro — это «Винда». Shotgun — потому что все очень здорово, но как этим пользоваться? Ftrack — потому что это красиво, но многое ты сделать не можешь, пока не залезешь туда сам. И Cerebro — потому что все для людей и все, в принципе, сразу «из коробки» работает. Хочешь залезть глубже — лезь. Ну, а если что-то пойдет не так, мы починим это вместе.

Ксения Иванова, InSoul Effects

Марина. Мы вообще постоянно ищем различные способы организации инструментов Cerebro для облегчения работы продюсера. И одна из таких штук – использование хэштегов для обозначения приложений контракта, в которых осмечен тот или иной шот или ассет, потому что иногда те идут не все в одном документе, а отслеживать как-то надо, и хорошо, что есть какие-то одно общее место для этого. Было очень удобно при помощи поиска собирать и выгружать все в документ.

Тут же ваш экспорт с картинками позволяет сразу сделать смету красивой, так как Google потом вставляет эти картинки сразу в ячейку. Этим я пользуюсь постоянно.

Ксения. Да, бридж между сметами. В конечном итоге все упирается в эти бриджи. Ими не только пользуешься внутри студии, но еще и клиентам удобно, артистам — всем.

Ксения. Мне кажется, в хэштегах кроется огромная сила, которую мы пока не осознали до конца. На примере того же самого Shotgun я знаю, когда создавался бридж как раз между ним и Hiero, его выстраивали по хэштегам. Теперь там безумная схема, все делается автоматически. Мы за планирование, за инновации и за автоматизм, поэтому будем разбираться. Впереди — поле непаханое. Улучшать можно очень долго.

Ксения. Удобно, когда уменьшается количество приложений. Сейчас у нас уже очень мало осталось каких-то приложений, которые не заменить, и они занимаются чем-то совсем другим. Notion мы используем, и он потрясающий, но абсолютно другой. Вкорячить это еще в Cerebro — вообще маразм. И Nuke туда и Houdini — все в одном.

Марина. Еще отличительная черта Cerebro от ftrack и Shotgun — это то, что у вас отчёты встроены в общий форум заметок, это для меня самое удобное. И что к отчету прикреплен тайм-лог за этот отчёт. А в ftrack и Shotgun парадигма другая, у них это отдельно идет. И вроде бы есть связь, ты можешь посмотреть, что те часы принадлежат вон той версии. Но из-за того, что это находится где-то в отдельном месте, туда мало кто заходит и анализирует это. А так все здесь, и супервайзер сразу видит — разумное количество часов или не очень. Хотя то, чего не хватает Cerebro в этом контексте, так это ведение версий в отдельном окошке, чтобы система отличала, что из файлов – версия шота, а что – просто вложение. В последнее время мы часто сталкивались с такой необходимостью.

Но когда мы пытались пользоваться ftrack и Shotgun, несмотря на удобство работы с версиями, у нас возникали вопросы: «Как так? Как это я не буду знать вот прям здесь, что артист потратил на эту версию шесть часов?» Я подозреваю, что в ftrack и Shotgun на часы смотрят только координаторы и продюсеры. А у супервайзера другая проблема…

Что помогает вести VFX и анимационный бизнес: анализ таск-менеджеров ShotGrid, ftrack, Cerebro

Инструменты для общения с клиентами

Ксения. Мы все в разных часовых поясах. Здорово не сходить с ума и не пытаться запомнить, у кого, который час, кто перешел на летнее. Google-календарь сам все понимает. Созвоны у меня примерно 15% — в Zoom. А так в основном это Google Meet. Там рисовать можно.

Для переписки используется почта, но многое зависит от проекта. Либо продолжается обычная переписка, либо мы подключаемся к почте клиента, либо продолжаем вести диалог от InSoul, потому что это бесконечная переписка с огромным количеством людей. Внутри студии мы используем Discord, подключая туда любого человека от клиента. Discord — это потрясающе удобно: все настраивается, есть закрытые чаты, автозадачи. Очень круто.

Иногда по просьбе клиента мы работали в Slack, хотя лично я не фанатка. Ну, а если говорить о русском рынке, то клиенты, с которыми мы работали, — это 100% Telegram. Но я против Telegram, потому что это все-таки личное пространство. Мне не нравится, когда в одиннадцать вечера приходит звонок или комментарий по шоту, а я уже с семьей и отдыхаю. Я это стараюсь ограничивать. Выключила компьютер — все.

Марина. Кстати, у Discord была такая штука, может, баг, а может, и фича. Когда ты долго не запускаешь приложение, тебе перестают приходить сообщения. До тебя не дозвониться и не дописаться. Это другой мессенджер абсолютно. Видя оповещения в Discord, можно сразу понять, что это по работе.

Ксения. У меня единственный был случай общения в WhatsApp — с нашим канадским клиентом. Очень короткий проект: нужно было прыгнуть и за две недели все сделать. И поскольку разница во времени приличная (восемь часов), то на счету буквально каждые полчасика. И он мне написал в WhatsApp: «Извините, я знаю, что вы уже не работаете, у вас больше восьми вечера. Я пишу, чтобы сказать, что мы вам ссылочку отправили. Чтобы вы не искали».

Марина. У Discord есть интеграция со всякими софтами — например с Jira или другими таск-менеджерами. Думаю, было бы классно, если бы Cerebro сделали такой бридж с Discord. Но очень важно провести границу, чтобы не получилось, что у тебя Discord дублирует Cerebro.

К моменту выхода этой статьи мы добавили интеграцию с Discord
К моменту выхода этой статьи мы добавили интеграцию с Discord

Ксения. В Discord гораздо больше всего можно открыть, переделать, дописать, чем в Telegram. Telegram делался для домашнего пользования, для людей, а Discord — как игровая штука.

Если выбирать из Rocket. Chat, Slack и Discord, то Discord будет единственный бесплатный. При этом по функционалу он не хуже других. И защита неплохая, что немаловажно. А защита в нашей индустрии вообще очень хромает. Это до смешного доходит: добавляют меня, например, в чат, и я вижу всю смету студии. У меня ни NDA с ними нет, ничего. Нельзя так делать. А в Discord есть «защита от дурака».

Марина. Хотя я в Discord уперлась в то, что там не очень гибкие роли. Конечно, круто, что показывает, сколько у тебя человек в канале, но иногда хочется скрыть какую-то роль, а сделать этого пока нельзя.

P. S. После выхода интервью в Cerebro появилась интеграция с Telegram и Discord.

В статье постарались разобрать популярные инструменты для управления проектами. Предлагаем познакомиться с Cerebro — можете протестировать демо или попробовать бесплатный тариф. Если остались вопросы — задавайте в комментариях, с удовольствием ответим.

33
Начать дискуссию