{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

«Мобильный спецназ»: как операторы устраняют аварии

С развитием мобильных сетей мест, где связь «не ловит», становится всё меньше. И всё-таки иногда с дозвоном или выходом в интернет возникают проблемы. Почему так происходит, если телеком-компании устанавливают всё больше базовых станций и другого оборудования?

Дело в том, что далеко не всегда сбои случаются по вине операторов. А вот ликвидировать аварии приходится им. И чем быстрее это произойдёт, тем лучше – и для абонентов, и для бизнеса оператора. Как же работает «мобильный спецназ»? Изучим это на примере компании «МегаФон Таджикистан».

«Незаметные» аварии

От сбоев не застрахована ни одна сеть. Причина может быть внутренней – например, «захандрило» программное обеспечение базовой станции (БС). Или вышел из строя отдельный блок, потому что вечного оборудования просто не существует. Но в большинстве таких случаев «вылечить» сеть достаточно просто.

Инженеры, которые круглосуточно дежурят в Центре управления сетью в Душанбе, мгновенно получают оповещение о сбое и могут восстановить работу «базы» удалённо. Даже если она находится на другом конце страны. Если нужно заменить вышедшую из строя деталь, на время ремонтных работ трафик переводится на соседние БС. Так «закрывается» львиная доля «внутренних» инцидентов в сети: от нескольких минут до пары часов – и всё работает как прежде. Абоненты обычно не успевают заметить, что в короткий промежуток времени связь работала «как-то не так».

Гром и молния!

Сложнее, если сбой происходит по причинам, не зависящим от оператора. Оборудование может перегреться в знойную погоду. Остаться без электроснабжения из-за отключения линий ЛЭП. Обледенеть студёной зимой. Пострадать от молнии, землетрясения, селевых потоков, что для горного Таджикистана, увы, не редкость.

Часть таких ЧП можно предвидеть и принять меры заранее. Например, на случай отключения электричества МегаФон оснащает базовые станции аккумуляторами и альтернативными источниками энергии – дизелями, ветрогенераторами, солнечными батареями. Для дизельных генераторов компания ежегодно закупает почти полмиллиона литров топлива. Поэтому рядом может вообще не быть линий ЛЭП – а базовая станция МегаФона будет при этом работать и обеспечивать жителей отдалённого горного района надёжной связью.

Непредсказуемые природные катаклизмы опаснее. Бывает, что вышку с оборудованием связи буквально сносит сель, а оптоволоконные кабели, по которым передаётся трафик, повреждает камнепадом. Конечно, места для установки оборудования выбирают с учётом максимальной безопасности, но изредка стихия всё же оказывается сильнее. К счастью, такие случаи связисты могут пересчитать по пальцам. Но все подобные инциденты, даже не самые серьёзные, требуют времени и выезда ремонтной бригады на место аварии.

Дожди, бураны и… волки

«Бригада выехала» – как просто и дежурно звучит эта фраза! А теперь представьте, что приходится в это время делать связистам. Порой ремонтные работы начинаются, когда ураганный ветер или снежный буран ещё не стихли, а горные реки ещё не вернулись в привычные русла. Место ЧП может находиться за сотни километров от ближайшего города. Ремонтникам нужно не просто туда добраться, часто в условиях полного бездорожья, но и доставить необходимое «железо», порой весящее сотни килограммов, на руках поднимать его в горы. Инженеры МегаФона могут рассказать и о встречах с волками, и о ночёвках в помещениях БС, и о поисках обратной дороги, занесённой снежной лавиной. Однажды группа технических специалистов даже «пропала» в горах и несколько часов не выходила на связь. Дело было зимой, коллеги начали волноваться и уже обратились за помощью в КЧС. Но тут раздался долгожданный звонок. Оказалось, что «базовики» свернули в другое ущелье, но вовремя это поняли и вернулись «в зону доступа» до того, как началась спасательная операция.

Работа ремонтных бригад сложна и подчас опасна. Но главное делается: связь возвращается к абонентам, сотрудникам служб спасения, медикам. Помогает находить близких, узнавать, всё ли у них в порядке, а порой и спасать жизни.

Быстрее нормы

Насколько быстро ликвидируются аварии? Разумеется, в интересах связистов – чтобы неудобства абонентов от проблем со связью были минимальными. Но тут многое зависит от уровня инцидента.

В компании МегаФон Таджикистан действует регламент, в котором описаны типы аварий и нормативные сроки их ликвидации. Самые «простые» – аварии 5-го типа. Самые сложные и, к счастью, очень редкие, когда из строя может выйти не одна базовая станция, а целый фрагмент сети – 1-й тип. Соответственно время устранения аварий колеблется от пары часов до нескольких суток. Но обычно связь восстанавливается быстрее.

Важно, что даже серьёзные инциденты зачастую проходят незаметно для абонентов. Главное – предвидеть, где и почему может случиться ЧП. Так, пару лет назад отключилась линия связи Душанбе – Бохтар. Но, во-первых, это было глубокой ночью, почти все абоненты уже спали. Во-вторых, это был… резервный канал. Основной продолжал работать. Поэтому клиенты не почувствовали изменения качества связи. А вот инженерам-ремонтникам снова пришлось непросто: место обрыва они искали в тёмное время суток на 100-километровом участке оптоволоконной линии. Тем не менее, авария была устранена всего за 5 часов – вместо нормативных 12.

Резервирование магистральных каналов, дополнительные источники энергии для БС и другие превентивные меры помогают предупредить множество серьезных аварий. Всего одна цифра: за десять лет число инцидентов 2-го и 3-го уровня сократилось в 30 раз. Работа наших технических специалистов часто незаметна для абонентов. Но они наверняка чувствуют её результат: связь становится всё более надёжной – даже высоко в горах и в самых отдалённых районах страны. Делаем всё, чтобы соответствовать ожиданиям наших абонентов! - говорит технический директор компании «МегаФон Таджикистан» Рафиль АГЛЯМОВ.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда