{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Кто и как развивает цифровые экосистемы в Казахстане или 5 супераппов на все случаи жизни

Протестировали Choco, Kcell, Kaspi.kz, Jusan и Aitu

Это блог студии Heads and Hands

Мы разрабатываем цифровые экосистемы и супераппы. Рассказываем про пользовательский опыт и помогаем бизнесу стать лидером рынка.

👉🏻 Вступайте, чтобы быть в курсе

👉🏻 Заглядывайте к нам в Telegram

В Казахстан уехало более 1000 российских IT-специалистов, а часть крупных IT-компаний из-за санкций переводят туда бизнес: среди них команды InDriver, MNG Partners и другие. В стране действует технопарк Astana Hub, который предлагает иностранным компаниям налоговые льготы и инфраструктуру. Например, только в марте 2022 специалисты Astana Hub проконсультировали 600 зарубежных компаний по вопросам релокации. Приход крупных российских IT-структур окажет сильное влияние на развитие экосистемы Казахстана, считают участники рынка.

Мы уже 2 года следим за цифровыми экосистемами и супераппами и рассказываем о лучших практиках в Telegram-канале. В этой статье проанализировали казахстанские супераппы Choco, Kсell, Kaspi.kz, Jusan и Aitu, которые закрывают повседневные потребности пользователей: заказ еды, покупка товаров, визит к врачу, услуги связи и онлайн-банкинг. Рассказываем, как компании развивают супераппы и привлекают пользователей в Казахстане.

Choco объединяет все лайфстайл-услуги

Choco — суперапп, разработанный казахстанским холдингом Chocofamily. За 13 лет проект вырос из купонного сервиса в экосистему, которая объединяет различные направления: заказ еды, экспресс-доставку продуктов и товаров, телемедицину и мобильный кошелек.

Choco не поддерживает российские номера, для регистрации нужна местная SIM-карта. Набор сервисов в супераппе меняется в зависимости от выбранного города: больше всего услуг доступно в крупных городах Казахстана — Астане и Алматы.

Бронирование билетов. Chocotravel и Aviata предлагают купить авиа и ж/д билеты. Aviata — один из лидеров рынка в стране, сервис продает 20% всех авиа и ж/д билетов в Казахстане. Чтобы оплатить билеты нужна местная или зарубежная банковская карта, с российскими картами сервис не работает из-за санкций.

Доставка еды. Chocofood — аналог Яндекс Еды в Казахстане. Сервис определяет геолокацию пользователя и предлагает заказать еду с доставкой из ближайших ресторанов.

Большим барьером для приезжих и туристов является отсутствие наличной оплаты. В супераппе пользователь может оплатить заказ только банковской картой. При этом в отдельном приложении Chocofood возможна оплата наличными при получении заказа.

Экспресс-доставка. Choco Рядом — сервис экспресс-доставки продуктов и товаров первой необходимости, аналог Самоката в России. Пока у компании 7 складов в Алматы, до конца года Chocofamily планирует открыть еще 9, чтобы охватить все районы города. В компании считают, что Choco Рядом в перспективе станет одним из флагманских сервисов — сейчас, клиенты, которые хоть раз пользовались экспресс-доставкой, заказывают товары в среднем 4 раза в месяц.

Электронная медицина. Сhocolife развивает iDoctor.kz — сервис по поиску и записи к врачам в Казахстане. С его помощью пользователи могут быстро найти нужную клинику и врача, записаться на прием или получить онлайн-консультацию. У сервиса 2 млн уникальных пользователей, а каждый десятый житель Казахстана ищет врачей на iDoctor.kz. В супераппе сервиса пока нет, компания планирует добавить его в ближайшее время.

Мобильный кошелек. Покупки в офлайн-магазинах и заведениях партнеров клиенты Choco оплачивают через мобильный кошелек Рахмет и зарабатывают до 20% кешбэка. Для этого достаточно привязать к мобильному кошельку банковскую карту, а затем отсканировать QR-код через приложение.

Программа лояльности. В будущем Chocofamily планирует разработать и внедрить единую программу лояльности для всех сервисов — Choco Prime, по аналогии с Amazon Prime.

Kcell связал в экосистему мобильную связь, финтех и e-commerce

Kcell — казахстанский оператор мобильной связи. Компания работает под брендами activ и Kcell и в 2021 году выпустила два одноименных супераппа для абонентов своих брендов. Приложения идентичны по дизайну и функциональности.

Kcell связал в экосистему телеком, финтех, электронную коммерцию и развлекательные услуги. В супераппах можно выпустить банковскую карту, управлять тарифом, покупать технику и оформлять подписки на сервисы.

Мобильная связь. Ядро супераппа, по итогам 1 квартала 2022 года абонентская база компании составила 7,9 млн человек. Пользователи супераппа управляют тарифом, подключают дополнительные опции и оплачивают услуги с баланса мобильного телефона. 60% клиентов Kcell оплачивают с мобильного баланса сразу несколько сервисов.

Магазин. Обычно в телеком-приложениях подменяют раздел магазина виджетом, который открывает сайт в WebView. Когда пользователь скрывает такую форму, контент пропадает и корзину надо собирать заново. Поэтому пользователь все равно уходит из приложения, чтобы оформить заказ на сайте.

Kcell избежал этой ошибки — магазин полноценно работает в приложении. Во время тестов почти треть посетителей магазина шли в приложение и подключали разные тарифы и услуги. А треть мобильной аудитории, которая раньше только проверяла баланс, начала пользоваться новым интернет-магазином Kcell.

Но есть и проблемы — например, если пользователь добавил товары в корзину, а потом отвлекся и свернул приложение, Kcell разлогинивает его и просит авторизоваться заново.

Онлайн-банкинг. В 2021 году Kcell помог запустить первый необанк в Казахстане — OGO Банк. Выпустить карту могут только резиденты Казахстана, являющиеся абонентами Kcell и activ.

Пользователь оплачивает картой услуги и товары в интернете и в розничных магазинах через Apple Pay и Samsung Pay. И получает за все операции кешбэк OGO Бонусами. Ими можно оплатить услуги внутри приложений, поделиться с другими абонентами, пополнить баланс мобильного телефона или карту.

Kcell хочет стать полностью цифровым оператором и диверсифицировать бизнес за счет разных сервисов. По итогам 2021 года Kcell смог повысить индекс клиентской лояльности на 35% за счет разработки цифровых инструментов.

Kaspi.kz — цифровая экосистема на базе розничного банка

Kaspi.kz — суперапп по типу Тинькофф, которым ежемесячно пользуются 11 млн человек. В Kaspi.kz входит маркетплейс, BNPL-сервис, банковские услуги и система онлайн платежей, сервис покупки билетов и госуслуги.

Маркетплейс. Маркетплейс Kaspi.kz дает возможность сравнивать цены на товар у разных продавцов, выбрать подходящий вариант, при желании оформить покупку в рассрочку или в кредит.

Покупка билетов. В Kaspi Travel пользователи ищут авиа и ж/д билеты и оплачивают их в приложении. Сервис появился в 3 квартале 2020 года и за год вырос в 50 раз. По итогам 1 квартала 2022 года через Kaspi Travel было продано 2,1 млн билетов.

Цифровые документы. В апреле 2022 года Kaspi.kz запустил сервис «Цифровые документы». Он расширяет пользовательский путь в экосистеме, делает государственные услуги удобнее и доступнее.

Пользователь заходит в раздел «Госуслуги» и выбирает «Цифровые Документы». Далее авторизуется через Egov.kz — аналог российских «Госуслуг» и вводит одноразовый пароль из сообщения. Kaspi.kz подгружает цифровые документы из государственной базы данных и хранит паспорт, сертификат о вакцинации, водительское удостоверение, свидетельство о рождении ребенка.

С помощью цифровых документов пользователь регистрируется на авиарейсы, передвигается на поезде внутри страны и получает другие услуги. Цифровые копии также заменят оригиналы, если турист потерял паспорт или забыл дома.

Jusan привлекает аудиторию за счет маркетплейса

Cуперапп экосистемы Jusan объединяет банковские продукты, инвестиции, автострахование, сервис для бронирования билетов и отелей, услуги мобильного оператора и крупный маркетплейс. Основная аудитория супераппа — пользователи от 25 до 40 лет. За год Jusan установил 1 млн пользователей. Активная аудитория — 500 тысяч.

Банковские услуги. Пользователи выпускают карту Jusan Pay, пополняют ее в приложении и зарабатывают бонусы за оплату товаров и услуг. В супераппе Jusan также можно оформить кредит, рефинансировать займ или открыть депозит.

Страховые услуги. Клиенты Jusan могут застраховать авто и имущество, оформить страховку от несчастного случая или для выезда за границу.

Путешествия. Пользователи ищут и бронируют в приложении авиа и ж/д билеты. Если пользователь передумал, он сможет быстро оформить возврат.

Маркетплейс. Jusan привлекает аудиторию за счет маркетплейса. Купить товары могут любые пользователи — не обязательно клиенты банка. Они начинают активно использовать суперапп, понимают, что покупки с картой Jusan выгоднее и становятся клиентами банка. В маркетплейсе можно заказать 200 тысяч товаров и услуг, оформить рассрочку, заказать доставку на дом и оплатить все это картой любого банка.

Aitu — соцсеть с мобильным кошельком и партнерскими сервисами

Aitu — экосистема, которую развивает казахстанская компания BTS Digital. Компания объединила в супераппе мессенджер, звонки, бесплатную музыку, видеохостинг, игры, мобильный кошелек, кешбэк и партнерские сервисы.

Партнерские сервисы. Aitu добавляет сервисы партнеров в виде миниаппов и группирует по категориям. Но часть сервисов открывается в WebView, причем некоторые страницы не адаптированы для смартфона. У Aitu нет единой учетной записи — в каждом сервисе нужно регистрироваться отдельно.

Мобильный Кошелек. Aitu Кошелек—сервис платежей и переводов внутри Aitu. С его помощью пользователи оплачивают мобильную связь, интернет, телевидение и другие услуги. Но безопасность сервиса вызывает вопросы: например, у Aitu Кошелька нет двухфакторной авторизации. Если пользователь забудет пин-код от кошелька, приложение предлагает ему перезайти и придумать новый пароль. Есть проблемы и с оплатой — пользователи могут оплатить не все услуги.

Поиск скидок. Aitu Кешбэк — сервис по поиску скидок. Пользователи сравнивают цены товаров в разных магазинах, покупают их в офлайне, а потом загружают чеки и зарабатывают кешбэк в приложении.

Мессенджер. Пользователи общаются между собой в чатах, интерфейс которых напоминает Telegram-каналы. Но чаты по интересам выглядят как набор бессвязных сообщений, не похоже, чтобы этот раздел был востребован.

По оценкам BTS Digital, супераппом пользуется 2,5 млн человек. У Aitu широкая функциональность и много сервисов, но часть из них работает некорректно.

Спасибо за внимание!

0
51 комментарий
Написать комментарий...
Салах

Живу в Казахстане. Сомневаюсь, что автор данной статьи живет здесь. Мы все пользуемся только Каспи (ну по крайней мере Я и 50-60 моих близких, друзей, знакомых и т.д) Чокофуд особо не работает, только глово и вольт, даже яндекс.еда тут хромает

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Kim

Тоже об этом подумал, только Каспи популярен - остальное не пользуется популярностью.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitriy Voronkov

В чокофуд 1 раз попробовал заказать - курьер по карте заехал на 4 адреса, потом ко мне 🤡

Ответить
Развернуть ветку
Вероника Соколова

Страна будущего

Ответить
Развернуть ветку
Vertie

Сфотографировал с балкона вид в Казахстане)))

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Amba

Слишком напичканы у них приложения. Да как у всех азиатов, тайцы китайцы. В одну аппу все засунули. Да Каспи у них удобный. Через куар норм платить, правда кэшбек только через куар, оплата картой не канает. Но приложение мусор. Маркет плейс который всегда первый. В банк аккаунт всегда логиниться надо. Навигация не удобная. Юзер экспириенс так себе. Про доставку из того же Каспи вообще молчу. Набирал на бесплатную доставку, 5 разных вещей. В итоге мне 5 разных курьеров привезли по 1 товару. Еще и промежуток их доставки был в разнобой. Отменить заказ что товара нет в наличии - могут через 1.5ч, когда время на доставку 3ч.

Но карточку выдают моментально. В любой банкомат можно по лицу залогиниться без карты. Это конечно удобно.

Вообщем как и плюсы так есть и минусы.

Ответить
Развернуть ветку
memesismylife

С UX у них реально беда

Ответить
Развернуть ветку
Павел

Да, согласен. Каспи до той же тиньки как до луны. Идея хорошая а реализация так себе, все приложение сделано на webview, но они уже не смогут все переделать нормально и банк загнется, к сожалению

Ответить
Развернуть ветку
Madi Abdrakhmanov

Kaspi - это самый отсталый банк в РК в котором до сих пор нет Apple Pay и Google Pay.

Ответить
Развернуть ветку
Ферма Киви

Пффф... удивил, у нас уже как полгода нигде нет Apple Pay и Google Pay. Мир пэй наше все.

Ответить
Развернуть ветку
14 комментариев
Павел

Согласен, на словах каспи лев Толстой, а на деле….

Сделан из говна и палок, эпл и Гугл пей нету, эквайринга нету, проценты дерет с бизнеса и физ лиц бешанные.

Кстати уже замечаю моду на отказ от каспи, и со стороны бизнеса и со стороны физ лиц. Я кстати тоже отказался от каспи в пользу халыка

Ответить
Развернуть ветку
роман долгополов

Не густо.Но все впереди.Успехов Казахстану

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Андрей К

Там оценки низкие не только из-за проблем с приложением, но и из-за одних высказываний основателя )

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Freddie

Простой лайфхак для россиян: каждый казахстанский элемент имеет своего российского аналога.
Каспи - Тинькофф, Халык - Сбер, Казахтелеком - Ростелеком и пр.
Так будет легче понять специфику.

Ну, а по экосистемам взгляд местных:
1. Каспи - наше все. заказ продуктов, агрегатор/маркетплейс, переводы, платежи, госуслуги. Самая большая пенетрация - вы можете перевести хоть сантехнику в глухом ауле. Если спросите одно приложение, которое решит все проблемы - это оно.
2. Чоко - Аваиабилеты, даркстор, финтех и Шымбулак. Пионер IT - стартапов. Сильно зависят от денег инвесторов, но пациент скорее жив.
3. Aitu - медиатех. Сам холдинг BTS заслуживает сравнения с Газпром-Медиа: полный цикл продакшна контента, распространения и платформы для просмотра. Сериалы, музыка - топ.
4. Жусан - не стоит отдельного выделения. Ничем не лучше Форте и Халыка. Просто больше госденег получили в один момент и резко пивотнулись в смарт-банкинг. Маркетплейс неплох (но такой же и у Форте с Халыком), карточки хорошие (но хуже Хоум Кредита). Большой упор на сельхоз (а-ля Россельхоз Банк)

Отдельно добавил бы:
- Технодом: сильнейший конкурент для Каспи в маркетплейсе. Делают упор на логистику (Airba) и финброкера (кредит у любого банка-партнера). Хороший сервис (субъективно)
- MyCar: экосистема на рынке авто. Кредитование, вторичка, первичка и пр. Входят в холдинг Astana Motors которые и являются производителями-маркет лидерами. Ходят активные слухи про получение ими статуса банка-распределителя льготного кредитования на авто. Огромный потенциал превратиться в монополиста.
- Колеса/Крыша/Маркет: любимчики рынка. Самая прогрессивная айти компания. Крутые специалисты, своя академия подготовки. А-ля Озон+Авито. Сильнейшие игроки на рынке классифайдов в авто и недвижке - большая часть сделок проходит именно тут. Нюанс: принадлежит акционерам Каспи и сильно с ними связаны.
- DAR. Что-то похожее на технологическую песочницу для гиганта «Верный Капитал» (портфель: Билайн, Форте, и тысяча др. бизнесов). Активно развивают собственные продукты до этапа софт-лонча, затем либо сами запускаются (Crediton), либо передают крупному бизнесу (Форте Маркет).

Ответить
Развернуть ветку
Олег Иванов

Только ты малость напутал.
У каждого российского элемента есть свой казахский аналог

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
antoshka

Choco начинали хорошо в то время особо никаких конкурентов не было, даже Каспи был убогим в то время, но у руля компании стояли недалекие люди, все шансы обосрали, сервисы сегодня убогие, медленные, UX никакой, качество сервисов тоже никакой, из знакомых практический никто не пользуется им.
Kcell и Jusan, ну у них есть ресурсы, но они как то не туда рулят, идут туда где уже все занято, поезд уже уехал давно, а они пытаются запрыгнуть, к тому же есть еще другие банки у которых тоже есть маркетплейсы у ХалыкБанка, Форте Банк, про остальных не слышал и не видел, врать не буду, поэтому у всех перечисленных все сделано для вида, просто чтобы перед акционерами отсчитаться, а будут ли их сервисами кто то пользоваться это уже не в приоритете.
Каспи, да эти ребята по настоящему работают для своих клиентов, когда то они были убогими, но смогли создать понятие маркетплейса в экосистеме банка первыми, в то время нигде в мире не было такой практики. Все кого я знаю и не знаю пользуются сервисами Каспи, если у тебя нет Каспи то на тебя посмотреть как минимум странно ))) поэтому могу с уверенностью сказать что у всех клиентов Choco, Kcell, Jusan и Халык и Форте есть карты от Kaspi)))
Про Авиату ничего не могу сказать, слышал что у них сервис нормальный, но не пользовался.
Про Aitu, я в первые тут услышал что есть такой "суперапп"))) судя по опыту автора это "суперЖоп")))) наверное просто кто то хочет по быстрому завернуть гавно в фантик и продать, у нас в РК обычно так делают, мало кого заботить клиент.

Ответить
Развернуть ветку
Павел

Я не пользуюсь каспи вообще, настолько убого все сделать нужно было постараться.

Бонусов от использования их карт нет, одни минусы, как со стороны бизнеса так и со стороны физлиц.

Ответить
Развернуть ветку
Bob Sinclar

"Choco не поддерживает российские номера, для регистрации нужна местная SIM-карта."
Это сделано специально. Так как компания делает услуги на территории Казахстана, а в РФ есть кучу сервисов, где можно получить временный виртуальный номер и смс код, это создавала нагрузку ботами. Потому, срезали не казахстанские номера намеренно.

Ответить
Развернуть ветку
Анна Лисенко

чоко жусан авиата? уаххуахуахау это сугубо инвесторские проекты))) супер апп только каспий, остальные просто "поиграться" в силиконовую долину и показать рисованные цифры о 1000 процентах роста с Нуля)

Ответить
Развернуть ветку
Павел

Пользовался всеми перечисленными сервисами, и они реализованы на порядок лучше каспи.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Ферма Киви

Вот я хочу открыть стартап в Казахстане, я могу не будучи резидентом Казахстана это сделать? На 1-2 недельки приехать смогу.

Ответить
Развернуть ветку
Arman Abdrahmanov

Сможете. Идете в ЦОН (у вас МФЦ называется) или банк, получаете ИИН (у вас ИНН). После этого можете открывать юр лицо любой формы (ИП, ТОО, АО в обычной юрисдикции, либо же ЧК в юрисдикции AIX, там английское право).

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Петров Платон

Актуальненько вышло…

Ответить
Развернуть ветку
Антон Востротин

Жаль, что это просто обзор и автор понятия не имеет как это работает и работает ли (точно они ничего не тестировали, а максимум полазили по приложухам). А оно не работает. Jusan - точно. Про остальное не могу сказать.

Jusan - феерическое гавно. Везде оставил этот отзыв и сюда добавлю, чтобы добрые люди не марались об него. Кроме красивого приложения - больше ни одного плюса нет. я говорю о Jusan business, опыт работы больше года.

Цитата (моя) с отзовиков:
"Отвратительный банк. Черт меня попутал открыть там расчетный счет для ТОО. Опыт работы - год. Хуже я еще ничего не встречал. Платежи не проходят, деньги не зачисляют, работники некомпетентные, полностью ручное управление для любого действия в банке (никакой автоматизации, хоть и приложение красивое). Чтобы получить деньги при оплате клиента через банк - нужно писать заявления, которые нихрена не проходят. Свифтом отправили 40000 USD на счет в Jusan, 6 недель не могли получить свои деньги: договор не пропускает валютный контроль, никакой доп. инфы нет; в итоге переделал на договор поставки и с горем пополам получил свои деньги. Мы потеряли 1,5 месяца на ровном месте. Просто так.
Подробнее на Отзовик:
https://otzovik.com/review_14575424.html";

И еще, выдержки из жалоб в официальные надзорные органы РК на действия банка и в сам банк на все электронки, которые нашел:
"Добрый день.
Просьба провести проверку обоснованности действий банка

АО «First Heartland Jusan Bank» и дать правовую оценку этим действиям / бездействию. А также принять административные меры по отношению к банку Jusan и недопущению впредь такого произвола и мошеннических действий.

В банк Jusan (АО «First Heartland Jusan Bank») поступили средства от покупателя 03.04.23г. в сумме _____ kzt на основании счета на оплату __ от ___ за спорт.товары для ТОО ХХХ, БИН ***, р/сч ***. С тех пор средства не зачислены на наш р/сч и судьба этих средств не ясна.

Работники банка (менеджер) не могут ответить на вопрос почему деньги не зачислены, просто молчат, на связь не выходят и трубки не берут. Связи с валютным контролем нет никакой. Никаких претензий со стороны банка озвучено не было, документы оформлены надлежащим образом.

Поскольку никаких законных оснований для удержания средств не существует, требую прекратить мошеннические действия и срочно зачислить на наш счет всю сумму.

Просьба разобраться в проблеме и принять меры.

UPD: После написания жалоб во все инстанции случилось чудо и работники зашевелились, сделали все что надо. НО! это описана всего 1 проблема. Была проблема, когда мы не могли получить свои 40к usd 5 недель с ** февраля 2023, об этом я писал в отзыве, Jusan банк не чесался совсем, работникам все равно, обратной связи нет...

Мы прекращаем работу с Вашим банком, это был самый отвратительный опыт.

Спасибо за внимание."

Было бы интересно выслушать позитивный опыт в работе с этим банковским чудом РК, где работают максимально некомпетентные сотрудники и такую чушь могут завернуть при общении, что, кажется, им только в сельском магазине работать продавцами, лучше в хлебном, где 2-3 наименования продукции, не больше.

Ответить
Развернуть ветку
48 комментариев
Раскрывать всегда