Сказ о том, как Роскачество на отечественные IT-решения переходило

«Зарубежные поставщики были и остаются на связи, нельзя сказать, что искусственно выстроены какие-то барьеры в коммуникации»: интервью с директором департамента IT-проектов Роскачества.

Сказ о том, как Роскачество на отечественные IT-решения переходило

В связи с уходом зарубежных поставщиков программного обеспечения с российского рынка, в начале сентября Роскачество проводило процесс импортозамещения внутри организации. Переезд на новое ПО осуществлялся с 30 августа по 5 сентября 2022 года.

Михаил Спасов, директор департамента IT-проектов, поделился опытом, как вынужденная необходимость с негативными тенденциями преображается в максимально позитивные результаты, почему люди – это самое главное и как долго служба техподдержки отвечала на вопросы сотрудников.

Решение переходить на отечественный софт — как к нему пришли?

Здесь имела место совокупность нескольких факторов. Зарубежные поставщики ушли с российского рынка IT. В этот же момент были выпущены директивы государства – реализовать стратегии суверенного IT-пространства и перехода на отечественное ПО. Задача обеспечения информационной безопасности без привязки к зарубежным поставщикам. Мы и решили совместить необходимость переезда с завершением срока действия имеющихся лицензий на зарубежное ПО.

Как происходила интеграция?

У проекта по переезду был ряд требований к системам. На первом этапе мы оценили возможности разных экосистем – «Битрикс24», Р7, «Яндекс», VK. Решающим фактором для выбора «Яндекса» послужила возможность автоматического переноса всех данных без потерь из экосистемы Microsoft 365.

На следующем этапе мы приступили к тестированию и подготовке к обучению сотрудников. В конечном итоге завершили перенос данных, начали использовать «Яндекс», оставив сотрудникам возможность на протяжении трех недель пользоваться завершающим срок действия ПО.

Что и чем было заменено?

Видео-конференц-связь – был Zoom, стал «Контур». Толк для совещаний до 200 человек. Для совещаний до 40 человек используем «Яндекс.Телемост». Онлайн-документы перешли на «Яндекс.Документы». Офисный софт – Microsoft Office на «Р7-Офис» (ARM).

Как проходило обучение сотрудников?

В режиме онлайн демонстрировали новое ПО, рассказывали и показывали все возможности, отвечали на вопросы, делали видеозаписи для возможности изучения позднее. Проводили личное обучение в отдельных случаях.

А долго потом сотрудники техподдержки получали сообщения от коллег?

В целом не так уж долго – в течение одного месяца после переезда на новое ПО, но все запросы были достаточно просты, поэтому их решение много времени не заняло.

Оценка опыта перехода в рамках большой организации (более 100 человек)

Положительно, ведь, согласно исследованиям, 70% проектов внедрения нового ПО признаются проваленными в связи с наличием проблем в корпоративной культуре. Мы же смогли обойтись малой кровью и в короткий срок завершили переезд, получив минимум негативной обратной связи от сотрудников.

Сказ о том, как Роскачество на отечественные IT-решения переходило

Отечественные решения vs зарубежные аналоги

Если не говорить о сложных инфраструктурных решениях и узких запросах больших технологических компаний, то большинство задач российское ПО закрывает. Возможности российского программного обеспечения немалые, но ширина возможностей зарубежных решений сильно больше.

Как бы там ни было, я считаю, что все сложится хорошо для наших разработчиков. Ведь даже зарубежные решения в большинстве случаев типовые – так называемый nocode-подход. В случае же с доработкой под заказчика, то бишь low-code, можно сделать сложное, узкоспециализированное ПО конкретно под запросы наших участников рынка.

В плане стоимости услуг – что выгоднее: зарубежные аналоги, до блокировки Visa и Mastercard, или российские?

В отдельных случаях стоимость практически равна, но из-за небольшого ассортимента решений, недостаточности их функциональности приходится пользоваться дополнениями к ним, дорабатывать их или докупать решения, что в совокупности приводит к удорожанию в сравнении с зарубежными системами, которые чаще всего обладают большим количеством возможностей.

Обратная связь от зарубежных разработчиков и отечественных – что с оперативностью?

Зарубежные поставщики были и остаются на связи, нельзя сказать, что искусственно выстроены какие-то барьеры в коммуникации. Отдельно можно выделить, что в основном поставщики принимали решение завершить предоставление услуг по окончании срока действия лицензии или договора, а не разрывать сотрудничество одномоментно.

Нашим разработчикам однозначно есть чему поучиться, ведь мы всегда стремимся к лучшему, но каких-то больших проблем с обратной связью мы не имели.

Существенны ли различия в информационной безопасности?

Об этом сложно судить, поскольку мы пользуемся системами, которые не разворачиваем на наших серверах и мощностях, а пользуемся облачными решениями, следовательно к исходному коду или «движку» программного обеспечения, его обслуживанию мы доступа не имеем. Принципы информационной безопасности едины для всех, поэтому для нас как пользователей облачных решений каких-то отличий не было.

Защищенность почтового сервера отечественных разработчиков от вируса и спама по сравнению с зарубежными аналогами — одинакова?

Наши почтовые серверы ничуть не уступают зарубежным, в данной сфере сложилась тенденция к развитию единого подхода и принципов, которые позволяют всем развиваться в унисон друг с другом, используя лучшие наработки.

Советы исходя из полученного опыта

Работа с людьми – в первую очередь. Это непреложная истина любого проекта по переезду или внедрению какого-то нового ПО.

Новую систему не нужно саботировать, нужно стать ее сподвижниками, что позволит избавиться от большого количества рисков в таких проектах. В этом поможет грамотный инструктаж и, если хотите, правильная моральная подготовка сотрудников.

Сказ о том, как Роскачество на отечественные IT-решения переходило

Импортозамещение в IT – вынужденная необходимость или попытка пробовать новое?

К сожалению, таково наше свойство: мы привыкаем к тому, чем долго пользуемся, живем, с чем взаимодействуем. С этой точки зрения любая замена уже ставших типовыми процессов, задач, способов их решения всегда будет вынужденной необходимостью, и не важно, по какой причине.

В то же время подобные перемены позволяют внедрять новые технологии, более качественные процессы, что в конечном итоге лишь улучшит показатели, сэкономит время и решит большее количество задач.

Одно без другого не может, и в такие моменты вынужденная необходимость с негативными тенденциями преображается в максимально позитивные результаты.

11
Начать дискуссию