{"id":13839,"url":"\/distributions\/13839\/click?bit=1&hash=310caf1329692463026b8043ff9088d52dd6a03c2dd0a57cf9acc31d860b46e9","title":"\u041d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u043f\u043e\u0434\u043a\u0430\u0441\u0442 \u043f\u0440\u043e \u0431\u0438\u0437\u043d\u0435\u0441-\u043f\u0440\u043e\u0442\u0438\u0432\u043e\u0441\u0442\u043e\u044f\u043d\u0438\u044f \u043c\u0438\u0440\u043e\u0432\u044b\u0445 \u0431\u0440\u0435\u043d\u0434\u043e\u0432","buttonText":"\u041f\u043e\u0434\u0440\u043e\u0431\u043d\u0435\u0435","imageUuid":"b11f7ca0-f0f3-5198-bc97-7a4f1114f6f6","isPaidAndBannersEnabled":false}

Как успешно провести цифровую трансформацию с небольшим бюджетом

Внедрение новых технологий и цифровая трансформация важны для непрерывности и гибкости бизнеса. Цифровые изменения дают компаниям долгосрочные преимущества и помогают в сокращении затрат. Однако, возникает вопрос – как лучше всего внедрять цифровые проекты, чтобы они соответствовали и задачам, и бюджету?

Эксперты советуют выбирать так называемые «низко висящие плоды» для достижения быстрых результатов. Но не всегда самое простое и очевидное решение оказывается самым правильным. Кроме того, его бывает трудно определить, особенно если в разработке находится несколько проектов сразу.

Поэтому, отправной точкой для трансформации любого бизнеса, независимо от этапа развития цифровых технологий, будет понимание ожиданий от цифровых изменений и необходимых шагов в рамках выделенного бюджета.

Проблемы внедрения

Изменения всегда сопряжены с рядом проблем. Многие компании сталкиваются с внутренним сопротивлением сотрудников (сознательным или пассивным), необходимостью расставлять приоритеты в бизнес-задачах и другими препятствиями.

Не существует волшебного «универсального» подхода к проведению цифровой трансформации. Требуется координация долгосрочной стратегии для постоянной оптимизации, управляемого бюджета и четкого понимания окупаемости инвестиций в конце процесса.

Перечислю три ключевых момента, которые имеют решающее значение для цифровых изменений.

1. Командная работа и партнерство

Очень важно еще на старте обсудить ключевые моменты с руководителями и бизнес-пользователями из всех подразделений компании. Наряду с постановкой правильных целей, это позволяет определить KPI, которые обеспечит реализация проекта. Цифровая трансформация требует финансовых и временных затрат, и обычно зависит от работы сразу нескольких отделов, поэтому необходимы вклад, опыт и управление всех заинтересованных сторон.

Независимо от того, ведет ли проект одна команда или требуется участие технологического партнера, важно эффективно коммуницировать и сотрудничать. Это поможет составить целостную картину цифровых изменений в компании, задействованных процессах и используемых системах, а также получить полноценную поддержку.

2. Всесторонняя оценка

В ходе обсуждения проекта быстро выяснится, что у каждого участника свои приоритеты, и они могут не совпадать с общими целями бизнеса. Поэтому, руководству необходимо иметь объективный взгляд на ситуацию и надежный инструмент, который позволит точно оценить, какие направления сдерживают бизнес от полного раскрытия операционного потенциала.

Определить, на каком этапе цифровых изменений находится компания, какое финансирование потребуется и какие проекты стоит запускать в первую очередь, помогает проведение соответствующего аудита. Кроме того, он дает возможность легко и быстро проанализировать, где, может быть, потенциальная синергия между различными отделами.

3. Согласование и приоритеты

Проведя тщательную оценку бизнес-процессов, можно получить не только четкое представление о проблемах, но и о значительных возможностях, которые открывает цифровая трансформация.

Экономические данные позволят уточнить ключевые финансовые и операционные показатели, а затем спрогнозировать расходы на проекты по цифровизации с учетом окупаемости инвестиций. Также они помогут оценить результат с точки зрения снижения затрат, эффективности работы сотрудников, потребительского опыта и других показателей, важных для успешного бизнеса.

Корректные требования к технологиям и приоритетам в проектах дают возможность:

  • организовать процесс непрерывной оптимизации;
  • разработать реалистичный план, который сбалансирует потребности бизнеса в цифровых изменениях с выделенным бюджетом;
  • обеспечить соответствующее масштабирование, чтобы усилить преимущества цифровизации для всего бизнеса с фокусом на тех областях, которые требуют особого внимания.

Поиск подходящих инструментов

Цифровая трансформация не обязательно должна начинаться с самых грандиозных или революционных технологий, требующих значительных инвестиций.

Такие решения, как автоматизация рабочих процессов, аналитика данных и использование возможностей облачного хостинга, могут быть весьма выгодными с финансовой точки зрения вариантами для компании любого размера. Они повышают эффективность бизнеса в считанные недели и создают прочную основу для долгосрочных цифровых изменений и улучшений. Это позволит расширять инициативы по цифровой трансформации по мере необходимости.

Сколько стоит бюджетная цифровизация?

Базовые малые проекты по запуску в компании системы электронного документооборота могут стартовать от нескольких сотен тысяч рублей. Более крупные обойдутся дороже – до нескольких десятков и даже сотен миллионов рублей. Исходя из нашего опыта, наиболее бюджетный вариант – автоматизация задач, связанных с наймом, адаптацией и обучением персонала.

Внедрение цифровых инструментов в процесс согласования договоров с контрагентами будет стоить до 1-1.5 миллионов рублей для малых проектов. Мы рекомендуем заказчикам начинать именно с него, так как это наиболее простой способ обосновать целевые инвестиции.

На роботизацию рутинных задач и функций в микропроектах потребуется от 100 до 500 тысяч рублей. Иногда верхняя планка может снизиться до 250-300 тысяч рублей.

На востребованный у малого бизнеса Service desk необходимо заложить в бюджете порядка 500 тысяч рублей. За эту сумму интегратор предложит пакетное приложение, которое позволяет за две недели развернуть систему с нуля. Для заказчиков это хороший старт сервисной службы или Enterprise Service Management (ESM) в целом.

Создание электронных архивов интеграторы оценивают в несколько сотен тысяч рублей за микропроекты и 1-2 миллиона за более крупные. Целесообразность их внедрения объясняется быстрым доступом к накопленным данным, защитой документов от пожаров и наводнений, а также экономией места.

Небольшие проекты по аудиту информационной безопасности начинаются от 100 тысяч рублей. По результатам экспертизы компания получит информацию о существующих на данный момент проблемах и способах их решений, а также технологиях, которые помогут закрыть слабые места. Все это позволит бизнесу сформировать полноценную стратегию в области ИБ. Безусловно, продукты, обеспечивающие безопасность данных будут стоить гораздо дороже любого аудита, но затраты на нее всегда окупаются. Как минимум, отсутствием потерь.

Не стоит стесняться небольших бюджетов. Даже в условиях ограниченного финансирования можно успешно цифровизировать бизнес и в дальнейшем масштабировать решения по мере развития процессов компании. Микропроекты (до 500 тысяч рублей), для которых достаточно коробочных продуктов по подписке, можно реализовать самостоятельно. Если же требуются дополнительные настройки и аудиты, а сами проекты переходят в категорию малых (от 500 тысяч до 2-2.5 миллионов рублей, то без помощи интеграторов уже не обойтись. Но и они могут предложить самые выгодные для заказчика решения.

Кирилл Чеханков, руководитель отдела ИТ-решений Konica Minolta Business Solutions Russia

0
25 комментариев
Написать комментарий...
Светлана Романович

А есть ли смысл, в принципе, делать вот такие маленькие шаги на пути к цифровой трансформации? Насколько это эффективно в условиях небольшого бюджета? Или просто для того, чтобы быть в тренде?

Ответить
Развернуть ветку
Konica Minolta
Автор

В условиях ограниченного бюджета, цифровизация ради цифровизации или соответствия тренду - не очень хорошая затея. По нашему опыту, самые эффективные кейсы инвестиций в средства автоматизации за небольшие деньги - те, которые имеют под собой адекватное целеполагание, прогноз повышения [прибыльности, продуктивности, качества] или снижения [операционных затрат, количества ошибок, количества операций]

Ответить
Развернуть ветку
Елена

То есть условно за миллион и пару месяцев можно стартовать в цифровой бизнес?

Ответить
Развернуть ветку
Konica Minolta
Автор

Ваш вопрос частично перекликается с вопросом про must-have.

Если считать, что основная операционная деятельность налажена, бухучёт запущен, бизнес приносит какой-то доход, но есть ощущение, что можно работать эффективней/производительней, иначе говоря, есть ресурс для инвестиций (упомянутый вами миллион и два месяца времени), а также цели, которых можно достичь - тогда вы абсолютно правы. С такими вводными можно выйти на следующую ступень цифровизации бизнеса и улучшить бизнес показатели.

Ответить
Развернуть ветку
Henry OStriker

И это возможно на российских решениях? Они так относительно недорого сейчас стоят?

Ответить
Развернуть ветку
Konica Minolta
Автор

Российские решения имеют ряд конкурентных преимуществ перед иностранными. Основное - их доступность. В частности, программные средства, представленные в реестре отечественного ПО, не облагаются НДС.

Ответить
Развернуть ветку
Denis Boytsov

А какие из сервисдесков сейчас чаще всего внедряют?

Ответить
Развернуть ветку
Konica Minolta
Автор

Сейчас многие вынужденно мигрируют с популярных ранее Jira Service Desk, ServiceNow на доступные к внедрению решения. В нашем портфеле представлены решения:
- OTRS CE (OpenSource) - наш сервисный департамент автоматизировал с его помощью наше собственное производственное подразделение, отвечающее за оказание услуг по сервисным контрактам.
- Naumen - популярное в РФ, и зарекомендовавшее себя как лидер Российского рынка, решение для сервис-деска.

Ответить
Развернуть ветку
Eugenia Bogatyireva

В условиях «заморозки» и сокращения бюджетов такой чек-лист более чем актуален для многих компаний!

Ответить
Развернуть ветку
Aygul Shiryaeva

"Определить, на каком этапе цифровых изменений находится компания, какое финансирование потребуется и какие проекты стоит запускать в первую очередь, помогает проведение соответствующего аудита".
Кажется, что этот этап может стоить дороже самой цифровизации или я ошибаюсь? Вообще интересная тема, как провести самим такой вот аудит

Ответить
Развернуть ветку
Konica Minolta
Автор

Действительно, значительная часть работы - провести верные замеры ДО и ПОСЛЕ. Аудит [он же консалтинг] является неотъемлемой частью автоматизации. Во всех наших проектах аудит и исследование процессов органически входит в работы, связанные с внедрением. Например, роботизация без изучения процессов просто невозможна.

В некоторых проектах бизнес-анализ в виде отдельной услуги может помочь сделать вывод о целесообразности той или иной автоматизации. У нас были случаи, когда после проведения аудита компании принимали решение о частичной автоматизации, отказываясь от исходного плана по "полной цифровизации предприятия", просто потому, что не видели перспективы возврата вложений в обозримом будущем. Но без аудита это сделать не удавалось.

В таких случаях, аудит может оказаться дороже, чем финальная автоматизация, но не потому что автоматизировать нечего, а из-за того, что часть процессов остаётся в плане на дальнейшую перспективу.

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия Огнева

Клевые картинки: сначала так пролистала, но они зацепили глаз и начала читать. А что сейчас заказчики в целом хотят в первую очередь цифровизировать? эти запросы как-то менялись последние года или все одно?

Ответить
Развернуть ветку
Konica Minolta
Автор

С точки зрения процессов бэк-офиса заданная тенденция не меняется.

Здесь, продублирую предыдущий ответ:
В первую очередь стараются автоматизировать то, что больше всего "подъедает" бюджет. В зависимости от специфики компаний это могут быть разные направления.

Для ритейла, фармацевтических компаний, сельхоз предприятий приоритетна цифровизация документооборота - на текущий момент это общая боль, с которой все стараются бороться.

Для финансистов, банкиров, страховых компаний - роботизация рутинных процессов (как правило, документооборот у представителей данной отрасли уже автоматизирован).

Для сервисных компаний, производства наиболее востребована автоматизация управления услугами и связанными с этим ресурсами.

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина

А для каких сфер и компаний актуальна такая экономная цифровизация?

Ответить
Развернуть ветку
Konica Minolta
Автор

Наверное, проще ответить, для каких сфер экономная цифровизация неактуальна ))

Сейчас мы крайне редко сталкиваемся с заказчиками, которые готовы проверять гипотезы и инвестировать в несколько вариантов решения задачи "просто потому что захотелось". Все считают деньги и оценивают потенциал возврата инвестиций.

Поэтому, ответ на ваш вопрос - экономная цифровизация актуальна для 95% участников экономики.

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина

Ну, всяким госструктурам и муниципальным службам она бы точно не помешала, но они не торопятся ни бюджетно цифровизироваться, ни дорого))

Ответить
Развернуть ветку
Konica Minolta
Автор

На самом деле сейчас запущен ряд федеральных программ цифровизации государственных служб и предприятий. Огромное количество аналитиков и интеграторов вовлечено в этот процесс. Разумеется, результат будет не быстрый, но будет. Можем вспомнить проекты Мои документы, Госуслуги, ЕМИАС, Налог.Ру, ПФР. В каждый из этих проектов вложены сотни человеко-дней.
Поэтому, перспективы у вашей идеи есть и весьма позитивные!

Ответить
Развернуть ветку
Kseniya Goitieva

Правильно ли я поняла, что это "минимальный стартовый набор", с которого стоит начинать цифровизацию предприятия? Не стоит ли сюда добавить и ещё внедрение какого-то ERP-решения? Казалось, что это тоже некий "must have"

Ответить
Развернуть ветку
Konica Minolta
Автор

С нашей точки зрения учётные системы различного уровня - это то, без чего компании не могут существовать в принципе. Мы говорим о следующем шаге - цифровизации процессов, которые начинают выходить за рамки только бухучёта.

Ответить
Развернуть ветку
Ася

Любопытный материал, спасибо. Интересно, на вашей практике какая приоритетность запросов у клиентов? Что цифровизируют в первую очередь?

Ответить
Развернуть ветку
Konica Minolta
Автор

В первую очередь стараются автоматизировать то, что больше всего "подъедает" бюджет. В зависимости от специфики компаний это могут быть разные направления.

Для ритейла, фармацевтических компаний, сельхоз предприятий приоритетна цифровизация документооборота - на текущий момент это общая боль, с которой все стараются бороться.

Для финансистов, банкиров, страховых компаний - роботизация рутинных процессов (как правило, документооборот у представителей данной отрасли уже автоматизирован).

Для сервисных компаний, производства наиболее востребована автоматизация управления услугами и связанными с этим ресурсами.

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Gorbatov

Идея понятна - цифровизации все бизнесы покорны. Даже малые и микроскопические. Но немного размыта тема экономии. На чем экономим то? На самостоятельном внедрении?))

Ответить
Развернуть ветку
Konica Minolta
Автор

Если говорить в целом про преимущества внедрения цифровых систем, снижение операционных расходов, повышение производительности, точности, надёжности - очевидные метрики, которые можно конвертировать в деньги.

Если говорить про стоимость того или иного решения - наш основной тезис, что автоматизация не всегда стоит дорого, и не надо бояться начинать с малого.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Ходаков

"роботизацию рутинных задач и функций в микропроектах" с помощью каких инструментов посоветуете реализовывать?

Ответить
Развернуть ветку
Konica Minolta
Автор

Программная роботизация RPA - самый подходящий для этого инструмент. Решения есть под любой бюджет - от бесплатных до весьма недешёвых. Естественно, возможности инструментария тоже отличаются.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 25 комментариев
null