«Никто не думал, что продажа билетов — бизнес, а я это знал»: как устроена экономика билетного оператора Ticketmaster

И как комиссии в 30-40% от номинальной стоимости билета стали частью его бизнес-модели — в пересказе The Hustle.

В 1994 году обладательница «Оскара» и «Грэмми» Барбара Стрейзанд отправилась в мировое турне после долгих лет перерыва. Поклонники отменяли встречи и дела, чтобы купить билеты в первые минуты продаж, но тысячам из них так и не удалось этого сделать: их распродали мгновенно, а позже разместили на сайтах перекупщиков — по цене в десять раз выше номинальной.

С тем же фанаты самых разных звёзд сталкиваются до сих пор, а виновным чаще всего делают билетного оператора Ticketmaster — лидера мирового рынка продажи билетов. В декабре 2022 года поклонники подали против него и его материнской компании Live Nation коллективный иск, обвинив в ценовой дискриминации и мошенничестве.

Но для сервиса это не впервой. Его бывший гендиректор Фред Розен считает, что люди годами делали из Ticketmaster «козла отпущения». Просто потому, что забывают, что максимизировать свою прибыль пытаются все участники цепочки: и артист, и концертная площадка, и компания-промоутер, которые определяют ещё и цену билета.

К тому же, даже несмотря на обвинения в монополизме, поклонники всё равно принесли Ticketmaster $6,7 млрд выручки в третьем квартале 2022 года.

Фред Розен
Фред Розен

Как устроена бизнес-модель Ticketmaster

В 1960-1970-х на рынке доминировала компания Ticket Reservation System (позже — Ticketron). Она даже разработала собственную цифровую систему, чтобы американцы могли покупать билеты в специальных киосках, разбросанных по крупным городам.

Больше не нужно было стоять в длинных очередях и ждать чеки по почте, но за удобство приходилось платить:

  • Покупатели отдавали комиссию в $0,50-0,75 за билет, которую Ticketron делила с торговыми точками, где размещала киоски.
  • Концертные площадки, сотрудничавшие с Ticketron, платили ей $0,25 за каждый проданный билет и должны были совершать отчисления также за размещение у себя киосков.

В 1976 году на рынок вышла Ticketmaster, основанная двумя студентами из Феникса. Поначалу компания развивалась медленно, но в 1982 году её купил основатель сети премиальных отелей Hyatt Hotels Corporation Джей Притцкер.

Он назначил Фреда Розена гендиректором, а тот, в свою очередь, решил завоёвывать долю в концертном бизнесе. Именно он, по его мнению, был самым прибыльным.

В 1982 году Ticketmaster продала билеты на сумму $1 млн — это 10% от тогдашних продаж Ticketron. Уже в 1990 году показатель составил $600 млн, а в 1998-м — $2,5 млрд.

Ticketmaster продавала билеты по телефону, в собственных кассах, а позже и в интернете и поэтому сбывала их быстрее, чем Ticketron, — не за дни, а за часы. Правда, от конкурентов её отличало не только это.

Розен считал, что настоящие клиенты компании — не посетители, а концертные площадки, поэтому он «перевернул» модель Ticketron:

  • Вместо того чтобы взимать комиссию с клубов, Ticketmaster предложил, наоборот, делиться с ними своей комиссией.
  • Клубы взамен должны были заключить с платформой эксклюзивное соглашение и продавать билеты только через неё.

Деньги Притцкера позволили Ticketmaster выдавать оплату клубам авансом — ещё до сбора комиссий с посетителей. А Ticketron не выдержал конкуренции и в 1991 году продал свой бизнес Ticketmaster.

Чеки с покупки билетов на тур Тэйлор Свифт 2023 года. Первая жёлтая цена — общая номинальная стоимость билетов, вторая — сумма вместе с комиссиями 
Чеки с покупки билетов на тур Тэйлор Свифт 2023 года. Первая жёлтая цена — общая номинальная стоимость билетов, вторая — сумма вместе с комиссиями 

Как комиссия стала неуклонно расти

Вскоре получить долю от комиссии билетного оператора захотели и артисты. «Так и строился Ticketmaster — пирог, в котором кусочков хватит на всех», — вспоминает Розен.

Вот только делалось это за счёт покупателей, пишет The Hustle. Комиссии за билеты на концерт Electric Light Orchestra в 1977 году в среднем составляли $0,25. К 1994 году, чтобы купить по телефону проходку на Stone Temple Pilots, нужно было отдать уже $8,25.

Фанатов раздражало, что сборы растут, а компания не пытается их объяснить: просто указывает сумму на последнем этапе оплаты. Сама Ticketmaster понимала, что такая стратегия приносит больше продаж. Возможно, если бы поклонники видели общую стоимость сразу, они бы не стали покупать билет. Но после всех шагов оформления они вряд ли решат передумать.

Издание спросило у 606 человек, считают ли они комиссию завышенной. 99,2% ответили утвердительно
Издание спросило у 606 человек, считают ли они комиссию завышенной. 99,2% ответили утвердительно

В 2010 году Ticketmaster вошла в состав развлекательной медиагруппы Live Nation, благодаря чему ещё сильнее укрепила позиции на рынке, поскольку Live Nation владеет около 400 концертных площадок по всему миру и отвечает за продвижение десятков тысяч концертов ежегодно.

На 2022 год около 70-80% крупных площадок в США работают только с Ticketmaster. И это при том, что Live Nation, по словам Минюста США, заключала соглашения с клубами с помощью шантажа — угрожая провести концерт в другом месте в случае отказа.

Партнёрство с Live Nation, впрочем, отразилось не только на количестве концертов в каталоге, но и на комиссиях. В середине 1990-х Ticketmaster утверждала, что в среднем взимает 14% от номинальной стоимости билета. В 2022 году, по словам участников рынка, речь идёт о 30%.

То же показало и исследование The Hustle. Издание изучило ставки по билетам на 40 недавних концертов. В среднем они составляли 28% от номинальной стоимости билета:

  • 48% на Backstreet Boys.
  • 46% на Earth, Wind & Fire и Santana.
  • 11% на Рибу Макентайр.

Поклонники по-прежнему недовольны, особенно если сумма комиссии превышает стоимость билета. Но Розен считает, что компанию это волновать не должно: спрос на концерты из-за этого не падает.

То, что никто до нас не придумал делиться комиссией, — сущий идиотизм. Никто не ожидал, что продажа билетов — это бизнес, а я это знал, так что мне стыдиться нечего.

Фред Розен, бывший гендиректор Ticketmaster
Голубым цветом — сколько билетов продано, жёлтым — сколько выручено
Голубым цветом — сколько билетов продано, жёлтым — сколько выручено
1717
26 комментариев

Вот интересно, - смотрел на эту тему видео на каком-то американском левацком ютуб канале. И там очень чёткий нарратив, - тикетмастер с лайвнейнш уроды и монополисты. Наваривают жёстко на первой продаже, на перепродаже, стимулируют барыжничество (ибо комиссия за каждую перепродажу).
Забавно, что комменты вида "когда я был молод и платил по $6 за билет, стоя за ним в очереди по 20 часов, все было круто, а сейчас мне 70, и билеты от $300 и я не могу ходить на концерты из-за уродов" яростно заплюсовывают, в отличии от комментов вида "люди, очнитесь, - цену устанавливает спрос. Если, объективно, фанаты перестанут платить по $5к за билет, билеты не будут стоить 5к".

Странно, что люди так сильно хотят, чтобы индустрия упорно игнорировала рыночную экономику, и взымала не комиссией, а временем, проведенным в очередях.

Так и хочется сказать каждому "нет, ты не можешь позволить себе билет не потому, что монополисты накрутили комиссии, а потому, что есть 50 тысяч человек, которые тоже хотят этот билет и готовы потратить на него больше тебя "

8
Ответить

Какие у меня претензии и у тех кто с ними столкнулся.
1. Ценовая политика вообще не прозрачная. Их фии и сборы вообще невозможно просчитать, пока не попадешь в окно оплаты. То есть билет билет на одного и того же артиста за 300$ может на выходе стоить условные 360$ и 400$ и еще больше. То есть ты смотришь дату, на расположение видишь цену, но пока не пройдешь к оплате окончательная цена остается загадкой. Видимо, система автоматически накручивает взависимости от интереса покупателей и уже выкупленных билетов.
2. Не на все концерты тикетмастер выкупает все места. Но при этом на сайте концертной площадки или по телефону тебя посылают в тикетмастер. Купить напрямую удаленно не дают, только физически в кассе, а иногда это не возможно. То есть концертные площадки по договоренности с тикетмастером создают искусственный барьер и дефицит.
3. А там где тикет мастер выкупает все/почти все, то зачастую остается много не выкупленных мест. То есть они забирают максимум маржи с фанатов, а тем кому дорого из за неадекватной наценки просто остаются за бортом. Осенью был на Рамштайне в ЛА, внизу стадион был более менее заполнен, а на верхних секторах ощущениям было процентов 50 свободных мест. То есть заработали все и концертная площадка/артист/тикетмастер, только дофига народу на концерт не попало из за сложности приобретения билета и оверпрайса.
Мне пофигу на цену, если надо могу заплатить и 50$ и 500$, но не буду, не люблю когда мне выкручивают руки. Будет возможность купит не через ох..девших барыг пойду на интересующий меня концерт, нет, значит пошли все на фиг.

8
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Вот же сволочи

3
Ответить

Красиво монополизировали )

1
Ответить

странная концепция все-таки, в цену билета итак заложена комиссия площадки, это какой-то бухгалтерский трюк, типа кэшбека

1
Ответить

Да вроде, просто классическая система откатов для артистов и площадок.
Если правильно перевели, то тот же пример
БекСтритБойс - откат 48%
Рибу Макентайр - откат 11%

Первые всемирно известные, за них борются и со всеми делятся.

Вторая, локальная певица - и процент не высокий, нету спроса…

Ответить