Разработка приложения против чат-ботов

На днях в беседе с одним из своих клиентов мы сравнивали мобильные приложения для сервиса заказа услуг на базе RTPlatform с аналогичным функционалом в виде чат-бота. Решил поделиться тезисами этой беседы, уверен, что они будут полезны многим основателям проектов.

В этой статье я рассказываю, чем отличается функционал чат-бота от функционала приложения, и в каких случаях стоит отдавать ему предпочтение.

В чём суть чат-бота

Для тех, кто ни разу с ними не сталкивался, объясняю: для работы с мессенджерами пишется специальная программа, которая работает в рамках функционала мессенджера.

Отдалённо это похоже на онлай-консультанты на сайтах, которые на типовые вопросы отвечают шаблонами, а в иных случаях привлекают человека. Чат-боты более функциональны, они могут быть нотификаторами, принимать оплату, производить действия с БД. Детальнее разберём ниже.

Отличие чат-бота от приложения

Чат-бот не является самостоятельным приложением: он прикреплён к тому или иному мессенджеру, от которого вы зависите целиком и полностью. Конечно, всерьёз полагать, что в какой-то момент пропадёт телеграм или вотсап, не стоит, хотя в связи с последними событиями исключать ничего нельзя.

Нужно отдавать себе отчёт в том, что при блокировке сервиса аудитория чат-бота значительно снизится: далеко не все станут обходить блокировку, чтобы им пользоваться, и могут попросту перейти в другой мессенджер.

Стоимость разработки

Это был главный вопрос основателя, который обратился к нам. Весомым плюсом чат-бота является дешевизна его создания, которая может быть даже не в десятки, а в сотни раз меньше, чем разработка приложения. По моим прикидкам, даже сложный функционал оплаты, кастомного дизайна и работой с БД будет примерно в 2 раза ниже, чем аналогичный объём в приложении.

Некоторые функции, типа консультаций, нотификатора, новостной ленты, квиза можно собрать за пару часов на конструкторе.

Дизайн

Само собой, никаких вариантов по оформлению чат-бота у вас нет: вы используете только тот дизайн, который есть в мессенджере, хотя мессенджеры постепенно к этому двигаются, у WeChat и telegarm уже появился функционал индивидуализации внешнего вида.

Стоимость поддержки

Распространено заблуждение, что боты полностью бесплатны (и требуют лишь затрат на их разработку). Возможно, такое мнение стало популярным из-за телеграма, где они действительно бесплатны (ввиду чего их там так много). Но, например, к WhatsApp Business API можно подключиться только за деньги, причём не напрямую, а исключительно через сертифицированного партнёра, которого ещё нужно найти.

Все рассылки по номерам тоже будут платными, по стоимости каждое сообщение обходится примерно в 4-5 рублей, т. е. как пара СМС-сообщений. Так что если вы собираетесь открыть чат-бот в вотсапе, при большом объёме пользователей вас ждёт не меньшее финансовое обременение чем при СМС рассылках, и в какой-то момент траты могут достичь той суммы, которую вы выплатили бы за мобильное приложение.

Доступ к функциям телефона

Насколько мне известно, боты могут получить доступ к контакт-листу с разрешения мессенджера, например, если пользователь хочет поделиться инфой с друзьями, но друзья езё сначала должны дать добро на общение с этим ботом.

Доступ к GPS, фонарику, звуку и прочему регулируются исключительно настройками мессенджера. Через конструктор доступ не добавить: тут либо придётся делать какую-либо надстройку, либо простить и забыть. Чат-боты нужны именно для выстраивания общения с клиентом по определённому алгоритму: все прочие действия, связанные с устройством, будут затруднительны.

Возможно, получится связать бот с камерой, чтобы человек через стандартное сообщение делал фотку и отправлял в чат, но не более.

Применимость

Если бы мне пришлось использовать чат-бот в своём проекте, я бы добавил его для автоматизации работы сотрудников со скриптом. Здесь пользователем может быть клиент, ведомый по определённому алгоритму, или же служащий, который заносит через бот определённые сведения в вашу базу данных.

Чат-бот – это не самостоятельный сервис или стартап, а только дополнительный помощник, который вливается в вашу текущую бизнес-логику. Создавать самостоятельный проект только на чат-боте я бы не рискнул: кроме непосредственно бота должно быть что-то ещё: обработчик данных, БД и прочая логика вне чат-бота.

Приложения же на этот счёт куда более универсальны. Их так много, что приводить примеры, пожалуй, и не стоит: огромное множество бизнес-проектов работает в приложениях или веб-версии. Взять те же интернет-магазины, замкнувшие доставку на поставщиков, и занимающиеся чисто лидгеном: привлечением трафика, перепродажей его по большей цене и оплатой самих товаров и доставки какой-то частью из этих денег. Сюда же можно привести в пример маркетплейсы (как товаров, так и услуг). Приложение, в отличие от чат-ботов, в этих случаях помогает закрыть весь бизнес-процесс.

Как можно использовать чат-боты?

Видел достаточно неудобные реализации, где ради экономии используют чат-ботов для сложных функций. Я решил привести в пример адекватные варианты, которые одинаково удобны как в формате классического приложения, так и в формате бота, а значит можно сэкономить. Сюда относятся:

  • Рассылки спецпредложений для получения обратной связи. Например, если в вашей зубной клинике предновогодние скидки 30%, человек может по клику указать свои данные и записаться.
  • Запись на приём. Бота можно, вообще, сделать базовым методом для записи, разместив ссылку на чат-бота на сайте: клиенты не будут тратить время менеджера звонками, а сами запишутся в диалоге.
  • Рассылка заданий для сотрудников. Подойдёт для выездных мастеров (например, сантехников или электриков), которые будут отправлять боту фото и отчёт по выполненным работам. Опять же, не нужно тратить время оператора

Нужен ли вам чат-бот или нет решать, конечно, вам. В любом случае на одном только чат-боте не уедешь, так что сверх него понадобится что-то ещё. Но как средство для автоматизации линейного процесса, особенно, где идёт управление внутренними сотрудниками, либо у клиентов минимум вопросов по самому процессу, чат-бот может сэкономить большой объём денег.

1212
21 комментарий
100 ₽

Чат-боты точно не заменят приложения, а вот веб-боты вполне возможно, я тут не давно писал статью про интернет-магазины в формате веб-бота: https://vc.ru/services/548208-konstruktor-internet-magazinov-v-formate-veb-bota-v-telegram

2
Ответить

Заголовок такой, будто приложение — для борьбы с чат-ботами.

8
Ответить

Да, тоже так подумал. На самом деле очень нужная штука, жаль пока никто не изобрёл

4
Ответить

это что-то из области фантастики

1
Ответить

Что-то даже не пришла в голову такая интерпритация, буду писать более однозначные заголовки)

Ответить

"дешевизна его создания, которая может быть даже не в десятки, а в сотни раз меньше, чем разработка приложения. По моим прикидкам, даже сложный функционал оплаты, кастомного дизайна и работой с БД будет примерно в 2 раза ниже"


Так в сотни или в 2 раза, я что то подзапутался.

1
Ответить