Из чего состоит стоимость IT-продукта

В этой статье вы узнаете, из каких деталей складывается стоимость конечного продукта и почему так важно составлять ТЗ на этапе выбора исполнителей.

Процесс оценки стоимости IT-продукта – сложная процедура, зачастую требующая времени и ресурсов. Клиенты, обращаясь в компанию, хотят знать точно, во сколько им обойдется запрашиваемая услуга. Но специалист может назвать только примерную стоимость. Почему так происходит?

Представьте, вы в магазине и ищете новую кухню. Вы можете купить готовую модель или предпочесть дизайнерский вариант, выполненный по вашим требованиям. Последний – требует детальной проработки: необходимо знать, какой выбрать цвет, размер, разобраться в каком месте разместить духовой шкаф и посудомоечную машину. С типовым проектом проще. Для дизайнерского варианта цена будет увеличиваться с ростом требований к изделию. Определить точную стоимость без подробной информации будет невозможно.

Методы оценки стоимости IT-продукта

Оценка при разработке IT-продукта – важный и ответственный этап. Она позволяет проложить путь к достижению конечной цели заказчика – готовому решению, помогает выяснить, насколько вероятно выполнить задачу в нужные сроки, качественно и в пределах бюджета. Поэтому требует внимательного подхода как от компании, так и от клиента.

Оценка «по фичам». При использовании такого метода оцениваются функционал и основные компоненты. Это позволяет команде сформировать дополнительные вопросы заказчику и погрузиться в проект еще до его старта. Но чаще всего клиенты обращаются за оценкой не имея четкого представления о будущих функциях продукта. В этом случае использовать этот метод не получится.

Оценка «по примеру». Этот метод подойдет заказчикам, которые приходят к команде разработчиков с великолепной идеей, но без детального понимания, как она должна быть реализована. Клиенту потребуется найти образцы похожих сервисов, которые максимально точно передадут идею предполагаемого продукта. Это облегчит оценку стоимости и сделает ее более точной.

На одном сайте классно оформлена карточка товара – покажите это на скриншоте. На другом сайте нравится дизайн – прикрепите скрин. Чем наглядней будет представлена задача, тем легче её реализовать.

Тимур, Руководитель отдела оценки

Основные факторы, влияющие на оценку

Факторы, оказывающие влияние на стоимость продукта, следует подвергать разностороннему анализу.

К наиболее важным относят:

  • объем работ;
  • ограничение по срокам;
  • сложность выполнения задач;
  • ограничения по бюджету.

Также на оценку проекта влияет наличие у заказчика необходимых дополнительных материалов.

При разработке UI/UX дизайна нужна информация о целевой аудитории и конкурентах. В случае, когда у заказчика нет этих данных, приходится подключать аналитиков или маркетологов, что влияет на стоимость и срок разработки.

Этапы предварительной оценки продукта

Заказчик, отправляя заявку в компанию, обычно преследует одну из целей:

  • оценить проект под ключ;
  • узнать, что может предложить компания в рамках конкретного срока и сформированного бюджета.

От выбора вариантов зависит количество стадий из которых складывается оценка IT-продукта.

Этапы по оценке продукта рассмотрим на примере нашей компании:

  1. Сбор требований заказчика.
  2. Передача пожеланий клиента техническим специалистам для определения состава команды и расчета трудозатрат на разработку (на объем часов будет влиять выбранная технология и функционал).
  3. Определение стоимости продукта аналитиком. Он подбирает наиболее выгодный и быстрый способ реализации проекта.
  4. Составление документа аналитиками, включающий цену и сроки проекта.
  5. Возвращение sales-менеджера с оценкой к заказчику.

Грамотно составленное ТЗ – минус головная боль

Техническое задание — то, с чего начинается создание качественного продукта. Если документ будет составлен непрофессионально, то и результат окажется соответствующим. ТЗ – первый шаг к успеху. Чтобы продукт работал чётко и без сбоев, каждый элемент должен быть продуман тщательно и скрупулезно.

Главное правило хорошего ТЗ – четко прописанные характеристики итогового продукта.

Пример: Я хочу шоколадный торт. Принеси мне его до вечера. Торт должен быть весом примерно 500-700 г. Зайди в Магнит или Пятерочку и купи его только там. Из другого магазина не бери.

Кто должен составлять ТЗ? На этот вопрос нет однозначного ответа, так как это может сделать как заказчик, так и исполнитель.

Если вам нужна помощь в составлении ТЗ, обратитесь к нам, мы поможем в этом непростом деле.

Пункты из которых состоит грамотное ТЗ:

1. Введение;

2. Основания для разработки;

3. Назначение разработки;

4. Требования к программе или программному изделию;

5. Требования к программной документации;

6. Технико-экономические показатели;

7. Стадии и этапы разработки;

8. Порядок контроля и приемки.

Заключение

Оценка стоимости IT-продукта – ответственный этап в процессе разработки. Она требует внимательного подхода как со стороны заказчика, так и исполнителя.

Если клиент представляет образ продукта, но не знает как его реализовать и объяснить разработчикам, то выход из этой ситуации один – подбор примерных референсов или скрин похожих продуктов. Только так можно добиться высокой точности оценки и эффективного результата. Главная цель технического задания – убедиться, что клиент и исполнитель правильно поняли друг друга.

Если у вас есть идея, но вы не знаете как ее реализовать и сколько это будет стоить, обращайтесь в ИТРУМ, мы поможем и проконсультируем.

0
2 комментария
Андрей Никитин

Я бы добавил про объём предоставляемых прав на созданный продукт 🤔

Ответить
Развернуть ветку
ИТРУМ
Автор

Объём прав на созданный продукт прописывается в требованиях к проекту, поэтому мы не стали утонять, чтобы не "нагрузить" читателя. Мы с вами полностью согласны, объем прав на созданный продукт оказывает влияние на оценку и конечную стоимость. Спасибо, что добавили!)

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда