«Борьба Google с cookie-файлами неубедительна, потому что большую часть она производит сама»

По мнению обозревателя The Washington Post, браузер Google Chrome превратился в инструмент для слежки — и тем пользователям, кому нужна приватность, следует перейти на другие браузеры.

Журналист издания Джеффри Фаулер проверил, шпионят ли браузеры Mozilla Firefox и Google Chrome за своими пользователями и какие данные передают третьим лицам. По его словам, за неделю Google Chrome получил запросы на сохранение 11 189 cookie-файлов на компьютере пользователя.

Даже правительственные сайты и страховые компании незаметно «помечают» Chrome и передают информацию рекламодателям для более точного таргетирования рекламы на посетителей.

Обозреватель считает: браузер компании очень похож на шпионское ПО для наблюдения за пользователями, а позволить крупнейшей в мире рекламной компании сделать самый популярный в мире браузер «столь же умно, как позволить детям управлять кондитерской».

По мнению Фаулера, слежка за пользователем в интернете по меньшей мере раздражает: стоит пользователю один раз посмотреть штаны в интернет-магазине, как они будут «преследовать» его в рекламных блоках на других сайтах с помощью cookie.

Беспорядок с cookie

Десять лет назад Chrome и Firefox начали борьбу с Internet Explorer: у Chrome получилось решить реальные проблемы пользователей, сделать интернет быстрее и безопаснее и занять больше половины рынка, пишет The Washington Post.

Но многие пользователи осознали, что отсутствие конфиденциальности в интернете стало серьёзной проблемой, а интересы Chrome перестали совпадать с их собственными.

Это наиболее заметно в борьбе с cookie. Фрагменты кода на странице могут сделать жизнь пользователя проще, например, запоминая содержимое корзины в интернет-магазине, но большинство таких файлов принадлежит интернет-компаниям, которые пользуются ими, чтобы пометить браузер и всюду следовать за пользователем.

В июне 2019 года группа исследователей опубликовала статью, согласно которой, сторонние cookie присутствуют на 92% сайтах. В среднем же на новостных сайтах присутствует не менее 40 cookie-файлов для таргетирования рекламы.

«Борьба Google с cookie-файлами неубедительна, потому что большую часть она производит сама»

Если же на сайтах нет рекламы (например, на государственных или социальных), cookie помогают отслеживать маркетинговые кампании, рассказали изданию страховая служба Aetha и Управление по финансовому регулированию и надзору Великобритании.

По мнению обозревателя, вина за «беспорядок с cookie» лежит на рекламной, издательской и технической отраслях, а на браузер ложится ответственность защиты пользователя от «шпионского» кода на сайтах.

Как разработчики браузеров блокируют трекеры

Mozilla

В 2015 году Mozilla выпустила браузер Firefox с антитрекинговым механизмом Enhanced Tracking Protection, который работал только в приватном режиме, весной 2019 года он заработал по умолчанию для всех пользователей. При этом реклама пока не блокируется — Firefox анализирует cookie и решает, какие файлы оставить, чтобы не нарушить работоспособность сайта, а какие заблокировать.

Apple

В 2017 году Apple добавила в Safari функцию блокирования трекеров, отслеживающих поведение пользователей, и улучшает её с каждым релизом iOS. Как отмечает старший вице-президент Apple Крейг Федериги, цель интеллектуального предотвращения отслеживания — не блокировка рекламы, а защита конфиденциальности пользователей.

Microsoft

В июне 2019 года разработчики Chromium-версии Microsoft Edge рассказали, что в новом браузере появится функция Tracking Prevention, защищающая пользователей от слежки. Принцип её работы похож на механизм Firefox — она будет проверять сайты с помощью списков и фильтровать «агрессивные» и подозрительные скрипты и трекеры в зависимости от выбранных настроек.

«Борьба Google с cookie-файлами неубедительна, потому что большую часть она производит сама»

Opera

9 апреля 2019 года компания выпустила Opera 60 — крупное обновление браузера, назвав его «единственным в мире, дающим полный контроль над цифровой жизнью». Кроме встроенного VPN-сервиса, в Opera 60 есть встроенная блокировка рекламы, которая включает и блокировку трекеров и cookie.

Почему в Chrome нет полноценной защиты от трекеров

Cookie в Chrome по умолчанию сохраняются на компьютере пользователя, но в настройках можно включить «блокировку сторонних cookie-трекеров». В мае 2019 года Google объявила о разработке новых механизмов идентификации сторонних cookie в браузере, но когда появится функция и как она будет работать (и будет ли по умолчанию отключать сторонние трекеры) — неизвестно.

Обозреватель издания отмечает: анонс Google неубедителен, ведь основной производитель cookie-файлов — через собственную рекламную платформу Doubleclick и другие инструменты — сама компания.

По данным сервиса WhoTracks.me, Google отслеживает 86% трафика в интернете, тогда как у Facebook на втором месте лишь 30%. «Трудно представить, чтобы Chrome когда-нибудь лишил Google денег», — считает The Washington Post.

«Борьба Google с cookie-файлами неубедительна, потому что большую часть она производит сама»

Глава по управлению продуктами Chrome Бен Гэлбрейт считает, что cookie играют важную роль в обеспечении конфиденциальности пользователей, но такое внимание непосредственно к трекерам «скрывает более широкое обсуждение вопросов конфиденциальности», так как cookie — лишь один из способов отслеживания пользователей.

Обеспечение конфиденциальности пользователей, уверен он, — сложная задача, а простые решения «в лоб» для блокировки трекеров вынудят компании использовать менее прозрачные способы слежки.

С ним не согласен руководитель разработки продуктов Firefox Питер Долански: по его мнению, сначала нужно справиться с основной проблемой, трекерами, а затем работать над защитой пользователей и «предсказывать, где изменится экосистема».

Обе компании также заявили The Washington Post, что борются с «цифровыми отпечатками» устройств, а Mozilla уже тестирует защитные функции в Firefox.

Конфиденциальность по умолчанию

По мнению издания, сегодня выбор браузера — вопрос не только скорости и удобства, но и предоставления персональных данных.

Google спрашивает разрешение пользователя перед сбором данных и предлагает различные настройки, чтобы отказаться от целевой рекламы и трекеров. Но управление ими напоминает игру в напёрстки, в результате которой пользователь делится большим объёмом персональных данных, считает Фаулер.

Он приводит в пример скрытую авторизацию через Gmail: если пользователь Chrome зайдёт в Gmail (или некоторые другие сервисы компании), браузер автоматически авторизирует его Google-профиль, подготовив ловушки из «тёмных паттернов» при попытке отключить аккаунт или выйти из него.

«Борьба Google с cookie-файлами неубедительна, потому что большую часть она производит сама»

На это обратил внимание исследователь-криптограф Мэтью Грин, и, считает он, Google достаточно внести мелкие изменения в браузер, чтобы нарушить конфиденциальность пользователей Chrome.

Другой пример: в Android каждый поисковый запрос в Chrome сопровождается отправкой местоположения на сервера Google, но даже после отключения функции Chrome всё равно отправит координаты, правда с меньшей точностью, заявляет обозреватель.

Отключить в Chrome механизмы отправки информации в Google можно, но достаточно сложно, и режима инкогнито недостаточно. Гораздо проще переключиться на браузер, который не принадлежит рекламной компании. И Мэтью Грин, и Фаулер перешли с Chrome на Firefox, среди других «хороших вариантов» Фаулер называет Safari и Brave.

Однако у Mozilla есть проблемы из-за её бизнес-модели, считает обозреватель The Washington Post. Несмотря на активную поддержку конфиденциальности пользователей, Mozilla зарабатывает на рекламе, а значит её основной источник дохода — Google.

По словам генерального директора компании, сейчас Mozilla изучает возможность введения новых платных услуг, чтобы диверсифицировать доходы, не потеряв в конфиденциальности.

10 июня 2019 года компания рассказала об идее платной версии Firefox, где деньги будут брать за дополнительные сервисы — VPN и другие функции для защиты приватности. А 5 июля Mozilla анонсировала подписку на новостные издания без рекламы за $4,99 в месяц.

«Борьба Google с cookie-файлами неубедительна, потому что большую часть она производит сама»

Самый большой риск Mozilla в том, по мнению Фаулера, что Firefox «может выдохнуться в битве с Chrome» и крупные сайты откажутся от поддержки этого браузера, несмотря на то, что Firefox — второй по популярности браузер в мире и занимает 10% рынка настольных браузеров.

4848
52 комментария

или на мэйл ру, у них уже два новых браузера, но амиго навсегда останется в наших сердцах и жестких дисках.

21

Комментарий недоступен

20

Слишком поздно осознали степень отставания от хромиума, а сейчас уже не тянут, начали заниматься имитацией бурной деятельности с переписыванием на свой Rust всего подряд и блокировщики трекеров внедрять, а тем временем их движок уже часть сайтов криво рендерит, браузер жутко тормозит на >30 вкладках и жрет память как хром образца года 13го, на youtube и twitch вообще беда.

6

Перекатился с ФФ на Хром в 2009, и вернулся назад в 2019. Последние версии ФФ радуют и интерфейсом, и скоростью, и юзабилити.

2

По мне так проблема переоценена. Вот придумали, что нужно предупреждать пользователей о куках и теперь я должен на каждом сайте закрывать уведомления.

10

Куки-баннеры — бесят. Вот сделали бы эту штуку стандартизированной на уровне браузера (чтобы можно было в настройках поставить опцию «Всегда спрашивать» или «Всегда запрещать») — было бы удобно.

6
Раскрывать всегда
Блогеры начнут брать деньги по серым схемам, большинство перейдёт в Telegram: участники рынка — о том, к чему приведёт запрет рекламы в Instagram*
99
Из CapCut удалили ИИ-фильтр, который «добавлял» пользователю в кадре килограммы, после критики в TikTok

Некоторые пользователи посчитали тренд «шагом назад в общественных стандартах красоты».

55
11
11
Актуальные вопросы архивного законодательства и хранения документов: что нужно знать в 2025 году
Светлана Азарова
методолог-аналитик компании Directum
Китайская DeepSeek обновила модель V3: в соцсетях заметили, что она «лучше» рассуждающей R1 в программировании

Компания заявила, что новая версия сравнима с Claude 3.7 Sonnet и превосходит GPT-4.5.

1111
22
11
11
Китайский автопроизводитель BYD обошёл Tesla по выручке за 2024 год

По прибыли китайская компания всё ещё отстаёт, но почти сравнялась по поставкам электромобилей.

Динамика выручки BYD и Tesla с 2015-го по 2024-й. Источник: Bloomberg
44
33
Дубайский YallaMarket с основателями из России решил закрыться после четырёх лет работы

Компания не смогла выстроить устойчивую бизнес-модель, а финансовые ресурсы и энергия команды «иссякли».

1515
77
11
11
11
ВЭД с Китаем: Разбираем важную терминологию, чтобы не заблудиться в лабиринте аббревиатур.
ВЭД с Китаем: Разбираем важную терминологию, чтобы не заблудиться в лабиринте аббревиатур.
Петербургская полиция приступила к проверкам курьеров на электровелосипедах «на постоянной основе»

В феврале 2025 года местные депутаты предложили запретить ездить на них по тротуарам.

Источник фото: «РИА Новости»
1010
44
22
11
Щемите эти электропомойки полностью. Так их!
На Kickstarter представили ручку-трансформер Zero Mk2 — её можно носить в кошельке как банковскую карту

Состоит из 54 деталей. Собирается за 3-4 секунды.

1515
88
44
33
22
О, это же легендарная финка нквд от корейских мастеров!
Мой пункт выдачи заказов Ozon: Полгода с момента открытия. Показываю цифры.

Парень открыл ПВЗ Озона и делится цифрами за полгода работы. Без прикрас, всё как оно есть на самом деле.

Мой пункт выдачи заказов Ozon: Полгода с момента открытия. Показываю цифры.
4242
66
55
33
11
Большое помещение на 2 входные группы, мог бы и Озон и ВБ одновременно открыть, а теперь ВБ отжирает половину выручки
Госдума запретила рекламу в Instagram, WhatsApp и Twitter. Что теперь будет с рынком?
Госдума запретила рекламу в Instagram, WhatsApp и Twitter. Что теперь будет с рынком?

Ещё вчера бизнес спокойно крутил рекламу в Instagram*, запускал прогревы в WhatsApp и закидывал бюджеты в Facebook*. А сегодня — всё. Госдума приняла закон, который официально запрещает рекламу на всех платформах, признанных экстремистскими или нежелательными.

44
Госдума приняла законопроект о борьбе с телефонным и кибермошенничеством

Он в том числе запрещает массовые звонки без согласия, передачу SIM-карт третьим лицам и позволяет назначить «уполномоченное лицо» для подтверждения банковских операций.

1515
66
Меры хорошие. Но никак не воздействуют на коренные причины процветания телефонного мошенничества. Готовность людей поверить в любой бред, уверенно сказанный начальственным тоном. И общий упадок критического мышления.
[]