«"Яндекс.Такси" займёт до 23% рынка»: что думают представители индустрии о сделке между «Яндексом» и «Везёт»

Почему «Яндекс» выкупил активы «Везёт», а не саму компанию, и как это повлияет на отечественный рынок такси.

«"Яндекс.Такси" займёт до 23% рынка»: что думают представители индустрии о сделке между «Яндексом» и «Везёт»

15 июля 2019 года сервис «Яндекс.Такси» сообщил о покупке активов своего крупнейшего конкурента — группы компаний «Везёт».

После завершения сделки владельцы «Везёт» получат до 3,6% акций «Яндекс.Такси» и до $71,5 млн. Одно из её условий — успешное достижение ключевых показателей, которые не раскрываются.

При этом в течение трёх лет «Яндекс.Такси» вложит около 8 млрд рублей в развитие такси в регионах России. По словам представителей компании, половина этой суммы пойдёт на внедрение технологий, обеспечивающих безопасность поездок, а вторая половина — на программы поддержки местных таксопарков и водителей.

Если Федеральная антимонопольная служба одобрит сделку, то «Яндексу» будет принадлежать 56,2% «Яндекс.Такси», Uber получит 35,0%, а остальные 5,3% акций достанутся сотрудникам в рамках программы поощрения.

По словам представителей «Яндекса», для пользователей «Везёт» ничего не изменится — они по-прежнему смогут вызывать такси через приложения компании и по телефону. Водители после закрытия сделки перейдут на единую платформу «Яндекс.Такси», на которой также работают водители Uber.

«Везёт» как представитель традиционных телефонных служб заказа явно проигрывал в конкуренции: об этом может свидетельствовать то, что они уже давно ищут инвестора и уже пользовались займом Mail.ru Group. Вполне вероятно, что за покупку компании шла определённая борьба.

Карен Казарян

,

ведущий аналитик РАЭК

Группа компаний «Везёт» была создана в мае 2017 года — тогда на её долю приходилось 12,3% рынка всех такси-перевозок в России. Это было больше, чем у «Яндекс.Такси» и Uber, которые вместе занимали 10,4%.

Точно неизвестно, какая доля у группы «Везёт», потому что у неё сложная структура сервиса. Но да, это будет крупный игрок на рынке такси.

Если основываться на данных Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации на начало 2018 года, то «Яндекс.Такси» после присоединения активов «Везёт» займёт примерно 22–23% всего рынка такси.

Карен Казарян, ведущий аналитик РАЭК

Кроме того, на региональном рынке останется ещё один сильный игрок — служба такси «Максим». По мнению главы комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества Людмилы Боковой, из-за этого объединённая компания вряд ли будет повышать цены.

Никаких изменений тарифов и комиссий не будет. После сделки «Яндекса» и Uber все ожидали повышения цен, а по статистике все последние пять лет стоимость поездок только снижалась.

Повышение комиссий также маловероятно, потому что на региональном рынке остаётся сильный игрок — такси «Максим», и большое число традиционных диспетчерских.

Для крупных агрегаторов в регионах борьба за водителя сейчас идёт очень активно, к тому же вопросы заработка водителей сейчас находятся в зоне государственного внимания.

Основной вопрос — как слияние повлияет на качество и безопасность поездок. Сейчас контроль за безопасностью и соблюдением таксистами законодательства — одна из основных проблем государства.

Рынок такси всё ещё находится в формирующемся состоянии, на нём ещё велика доля «серых» игроков, нелегальных перевозчиков и теневых финансовых схем.

Людмила Бокова

,

глава комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества

По мнению Боковой, укрупнение игроков поможет государству лучше контролировать рынок, внедрять общие стандарты, повышать легальность и прозрачность.

Председатель профсоюза водителей такси «Возрождение» Андрей Кудинов отмечает, что по итогам недавних проверок больше всего нарушений было найдено у водителей сервиса «Везёт».

Мы проверили более 350 автомобилей разных сервисов-агрегаторов такси в 14 городах. Главным аутсайдером по итогу проверок в девяти регионах стал именно «Везёт».

Разрешение имел при себе только каждый пятый водитель этого агрегатора, лишь 37% автомобилей находились в удовлетворительном состоянии, а путевой лист присутствовал только у 4% таксистов.

Общественный и государственный контроль за «Яндекс.Такси» выше — в том числе и потому, что эта компания заметнее на рынке. Поэтому мы рассчитываем на то, что «Яндекс» исправит ситуацию с прозрачностью ведения бизнеса «Везёт».

Андрей Кудинов, председатель профсоюза водителей такси «Возрождение»

Возможно, поэтому «Яндекс» покупает активы, а не саму компанию, — это даёт возможность подстраховаться.

Приобретение активов крупнейшего агрегатора даёт возможность «Яндексу» прочно укрепить лидирующую позицию в российском сегменте таксоперевозок.

Если покупать компанию, то есть риски купить возможные проблемы. Покупка активов — это бизнес без отягчающих последствий. В мире подобные сделки оцениваются приблизительно в 2–3 GMV (общий объём оборота товаров — vc.ru). В России аналогичные сделки оцениваются в 1–1,5 GMV, так как на нашем рынке присутствует дисконт в 30–50%.

Сделка для нас не была неожиданностью. «Яндекс» крупнейший игрок на рынке перевозок, логично, что он проявляет интерес к другим крупным игрокам. «Везёт» — один из крупнейших агрегаторов для заказа такси, который работает не только во многих городах России, но и в Казахстане, и в Чехии.

Артем Инютин, сооснователь, управляющий партнёр фонда TMT Investments

Однако «Яндекс» уже столкнулся с непредвиденными сложностями — против сделки выступила Mail.ru Group, которая летом 2018 года стала кредитором «Везёт» (сумма займа не сообщается, ранее «Везёт» планировала привлечь инвестиции на $200 млн).

При заключении соглашения о выдаче конвертируемого займа одним из прописанных в договоре условий было право вето Mail.ru Group на отчуждение ключевых активов группы компаний «Везёт». Стороны нового соглашения должны были получить письменное согласие Mail.ru Group.

Mail.ru Group пока не приняла данного решения, согласие на нынешний момент не выдано, поэтому мы считаем выпущенный анонс преждевременным.

Пресс-служба Mail.ru Group

В «Везёт» отметили, что сделка не нарушает условий предоставления займа. «Мы намерены точно соблюдать все наши договоренности с Mail.ru Group», — заявили vc.ru в пресс-службе «Везёт». Стороны рассчитывают закрыть сделку до конца 2019 года.

1717
33 комментария

В Тайланд за 79 рублей.
Теперь поездки станут ещё дешевле?

4
Ответить

Попутка. Водитель и сам туда ехал, просто решил тебя подхватить.

Приготовься к 6 дням «Дорожного радио».

9
Ответить

нашел я удаленную работу и купил электро самокат, тем самым нихерова так сократил весь этот рынок.

6
Ответить

Зимой поговорим, хе-хе

1
Ответить

что думают представители индустрии о сделке между «Яндексом» и «Везёт»нам пизда

6
Ответить

«Никаких изменений тарифов и комиссий не будет. После сделки «Яндекса» и Uber все ожидали повышения цен, а по статистике все последние пять лет стоимость поездок только снижалась»

Видимо я в другой вселенной живу.

3
Ответить

Да

Ответить