Рубрика развивается при поддержке

Отказ от конкуренции с Amazon, интеграция с Alexa и контекстный ИИ: история переосмысления голосового помощника Cortana Материал редакции

Как появилась Microsoft Cortana, чем отличалась от конкурентов, что компания сделала неправильно и как будет развиваться «умный» ассистент Microsoft.

В закладки
Аудио

Cortana создавалась в качестве «умного» голосового помощника для Windows Phone. Позже помощник появился на Windows 10, iOS и Android. Когда Windows Phone и Windows Mobile закрылись, а на ПК и «умных» устройствах Cortana не смогла добиться популярности, Microsoft решила «перезапустить» его.

В 2019 году гендиректор Microsoft Сатья Наделла заявил, что компания отказывается от конкуренции с другими голосовыми ассистентами и допускает их присутствие на своей платформе.

От Cortana компания не откажется — ассистент станет встроенным навыком для других помощников, «уйдёт» в бизнес-сферу и интеграцию с продуктами корпорации, например, в разработки искусственного интеллекта.

У Microsoft есть новое видение Cortana — он должна стать полноценным виртуальным ассистентом, более разговорчивым и эффективным, который естественным образом общается с человеком и помогает ему в организации рабочего дня.

Это больше не экспериментальный проект, а инструмент, решающий бизнес-задачи, который умеет распознавать контекст запросов, понимать подзадачи, возвращаться к предыдущим ветвям диалогов и бесшовно объединять навыки.

Цель состоит в том, чтобы сделать «умные» возможности помощника настолько доступными и естественными для пользователей приложений и сервисов Microsoft, что пользователи даже не будут понимать, что они их используют.

Запуск Cortana

Microsoft представила Cortana в 2014 году на конференции Build. Ассистента назвали в честь виртуальной помощницы главного героя в серии игр Halo для консолей Microsoft Xbox. Это имя было черновым и не должно было появиться в финальном варианте, но за несколько недель до анонса произошла утечка.

Пользователям настолько понравилось название «Кортана», что появились петиции с требованием оставить имя. Оно хорошо сочеталось с идеей Microsoft создать максимально реалистичного и человечного цифрового помощника.

Microsoft считала, что персональный виртуальный ассистент должен знать о пользователе ровно столько информации, сколько он позволит сам, в отличие от конкурирующего на тот момент Google Now, который изучал все данные на устройствах и сервисах.

Кроме этого, пользователей могло беспокоить то, что помощник знает о них слишком много, как Google Now, или слишком мало, как Siri на тот момент.

Miсrosoft придумала оптимальное, на её взгляд, решение — «записную книжку» (Notebook) Cortana. В ней можно отметить ключевую информацию о себе, которую помощник должен знать.

При первом запуске Cortana спрашивает о предпочтениях в еде, любимых жанрах фильмов и так далее, а затем при дальнейшей активации выдает развернутую актуальную информацию: расписание пользователя на день, погоду, спортивные события, расписание рейсов.

Cortana работает естественным образом, изучает привычки пользователей и их предпочтения. Прежде чем искать какую-то информацию в сети, помощник проверяет её в Notebook. Её можно настроить в любой момент, например, запретить Cortana читать электронную почту. По мнению разработчиков, пользователи имеют полный контроль над тем, что о них знает Cortana.

Также Cortana умеет работать с контекстом запроса и создавать триггеры, например, на запрос «напомни мне, когда я позвоню жене, поговорить с ней об ужине» помощник создаст напоминание, которое сработает при входящем или исходящем вызове контакта «Жена».

Распознавание контекста происходит естественным образом: если спросить о лучшем ресторане в районе, а затем спросить «как туда добраться» или попросить позвонить туда, Cortana распознает, что запрос относится к предыдущему вопросу. В 2014 году, по мнению издания The Verge, это воспринималось как «нечто из будущего».

Распространение: Windows 10, смартфоны и другие устройства и сервисы

В 2015 году Microsoft интегрировала Cortana в поиск на Windows 10 и новый браузер Microsoft Edge, выпустила отдельное приложение для Android и iOS и анонсировала интеграцию помощника на Xbox One в рамках обновления консоли на Windows 10.

В 2016 году Cortana появилась на Xbox One и Skype в качестве чат-бота, через которого можно заказывать еду, бронировать поездки, транскрибировать видеосообщения и работать с календарём. Голосовой помощник научился синхронизировать уведомления между Windows 10 Mobile, Windows 10 и Android и управлять устройствами на Windows 10.

В Windows 10 Creators Update 2017 Microsoft добавила возможность работы Cortana с IoT-устройствами — холодильниками, термостатами и другими «умными» устройствами с экранами, а также с Raspberry Pi.

Например, в июле 2017 года был представлен «умный» термостат GLAS с Cortana, а в октябре — «умная» колонка Harman Kardon Invoke. Но серьезную поддержку производителей Microsoft не получила — на рынке доминировали Amazon и Google.

Застой и ошибки

В 2014 году Cortana была многообещающим проектом, который технологически превосходил конкурентов, но Microsoft развивала его слишком медленно, неверно сделав акцент на смартфонах и ПК.

Ставка на смартфоны на Windows не сыграла — Microsoft не смогла получить значимую долю рынка по сравнению с iOS и Android, и к 2017 году компания свернула активную разработку системы, перейдя в режим поддержки.

10 декабря 2019 года Microsoft прекратит поддерживать систему обновлениями. Вместо Windows 10 Mobile компания предлагает пользоваться Android и iOS. Microsoft начала разработку и улучшение приложений на этих платформах и стала заключать партнерства с производителями.

Microsoft утверждала, что Cortana на Windows 10 ежемесячно пользуются более 150 млн человек, но большинство пользовались не голосовым помощником, а функцией поиска по приложениям и документам, в которую был интегрирован Cortana, считает The Verge.

По словам бывшего вице-президента Microsoft Ци Лу, Microsoft совершила ошибку, сосредоточившись на смартфонах и ПК, а не на IoT-устройствах со встроенным Cortana.

Технологически Microsoft и Google опережали Amazon, но только Amazon смогла найти правильный сценарий использования помощника, разработав первое «правильное умное» устройство и создав экосистему вокруг ИИ-устройства, считает Лу.

На выставке CES 2018 не было представлено ни одного устройства с Cortana, тогда как Alexa от Amazon появилась в наушниках, «умных» часах, автомобилях, телевизорах, микроволновках и других устройствах. Google представила «Google Ассистента» и платформу Smart Display.

Ещё одна проблема Cortana — большинство функций доступны только в США. Навыки Cortana, интеграция со Spotify, поддержка почтовых отправлений и другие возможности недоступны в Англии, Японии и других странах. Если Cortana не переключить на регион США, помощник будет практически бесполезен, писало издание ZDNet в 2018 году.

Cortana на русском

К августу 2019 года Cortana работает на английском, немецком, французском, итальянском, испанском, японском и китайском языках. Голосовой помощник частично упоминается в русской документации Windows 10, а в июле 2019 года читатели TJ обнаружили задание в краудсорс-платформе «Яндекс.Толока», посвященное произношению фразы «Хэй, Кортана».

Microsoft заявляет, что в будущем поддержка Cortana появится в других странах, но в каких именно — неизвестно.

Новое видение Cortana

Партнерство с Amazon

В 2017 году Microsoft и Amazon договорились о взаимной интеграции голосовых помощников Cortana и Alexa, а в 2018 году ассистенты научились передавать управление друг другу при желании пользователя. Для этого достаточно попросить Cortana запустить Alexa — или наоборот — и отдать нужную команду.

Джефф Безос и Сатья Наделла считают, что таким образом пользователи получат «лучшее из двух миров». Например, Cortana лучше работает с Outlook и экосистемой Microsoft, а Alexa лучше управляет «умным» домом и работает с экосистемой Amazon.

Реструктуризация Microsoft и уход руководителя Cortana

В 2018 году Microsoft объявила о крупной реорганизации подразделений. Компания создала две крупные команды разработчиков: подразделение Windows вошло в направление облачных сервисов Azure, чтобы усилить развитие ИИ и облаков, а вторая команда Experiences and Devices стала отвечать за направление Surface, Office 365 и работу со сторонними производителями.

Разработка Cortana из экспериментального ИИ-подразделения перешла в группу Experiences and Devices, чтобы продвигать Cortana на «множестве продуктов и платформ». При этом из группы разработчиков ушёл руководитель Хавьер Сольтеро.

Отказ от конкуренции Cortana с Alexa и Google Assistant

В январе 2019 года Сатья Наделла объявил, что компания больше не видит в Cortana конкурента более популярным ассистентам от Amazon и Google. Вместо этого голосовой помощник Microsoft должен стать универсальным сервисом для приложений, встраиваться в других помощников и продукты Microsoft 365.

Примером интеграции Cortana могут служить наушники Surface Headphones, через которые можно запускать голосовой помощник Microsoft, Apple Siri или Google Assistant.

Разделение Cortana и «Поиска» в Windows 10

В майском обновлении Windows 10 2019 Microsoft отделила Cortana от системного поиска, чтобы параллельно развивать как поисковые возможности Windows, так и функциональность Cortana. Компания перенесла Cortana в качестве отдельного приложения в Windows Store и в июле 2019 года запустила её бета-версию.

Компания планирует объединить поиск в Windows, Office, Bing и других сервисах Microsoft в единое интеллектуальное окно поиска под общим названием Microsoft Search. Cortana сможет использовать возможности Microsoft Search для ответа на запросы пользователей.

Переосмысление Cortana

В мае 2019 года на конференции Build Microsoft рассказала подробности развития Cortana в виде диалогового ИИ, ориентированного на бизнес. Задачами Cortana станут обработка сложных запросов, ориентация на решение задач пользователя и улучшение его производительности.

Для этого в 2018 году Microsoft купила Semantic Machines — стартап в области диалогового ИИ, который умеет обрабатывать запросы, состоящие из нескольких частей, и интегрировала его возможности в Cortana.

Основная цель компании — создать диалоговый ИИ, который будет объединять навыки помощника и контекст запроса пользователя, а не опираться на приложения.

В качестве примера Microsoft показала видеодемонстрацию, в которой женщина общалась с «новой» Cortana на смартфоне на протяжении 34 «ходов».

Действие происходит как обычный разговор, во время которого Cortana планирует встречи, пишет письма, вносит правки, напоминает о событиях и уточняет детали без переспрашиваний, требований корректно сформулировать запрос и других действий, замедляющих взаимодействие человека с «умным» помощником.

К примеру, в разговоре с Cortana о встрече с человеком можно задать вопрос «какая будет погода», и ИИ поймет, что речь идёт о погоде в месте встречи — понимать мысль через контекст легко для человека, но сложно для современных сервисов, пишет издание Windows Central.

Это не просто чат-бот, основанный на простых правилах и изолированный одним запросом, а контекстно-зависимая система, которая умеет обрабатывать естественный язык. В январе 2018 года Microsoft запатентовала ещё одну возможную особенность развития Cortana — реакцию на человеческие эмоции, что также поможет в анализе контекста разговора.

Microsoft рассматривает новую Cortana как единый сервис на всех устройствах, где сейчас уже работает голосовой помощник. Но ориентироваться на потребителя «умных» устройств для компания не будет — для этого есть устройства на базе Amazon Alexa, через которые можно вызвать и Cortana.

{ "author_name": "Евгений Делюкин", "author_type": "editor", "tags": ["\u0433\u043e\u043b\u043e\u0441\u043e\u0432\u043e\u0439\u043f\u043e\u043c\u043e\u0449\u043d\u0438\u043a","microsoft","cortana","alexa"], "comments": 14, "likes": 25, "favorites": 27, "is_advertisement": false, "subsite_label": "services", "id": 79633, "is_wide": false, "is_ugc": false, "date": "Sun, 18 Aug 2019 10:39:27 +0300", "is_special": false }
Облачная платформа
Основа для цифровизации бизнеса
0
{ "id": 79633, "author_id": 124903, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/79633\/get","add":"\/comments\/79633\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/79633"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 200396, "last_count_and_date": null }
14 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
3

Сначала они просрали скрепку, теперь Кортану, а завтра что, Скайп похоронят?

Ответить
7

Skype давно закопать следует :)

Ответить
0

а он разве не сдох? Им пользуются только для звонков, тут он ПОКА ЧТО вне конкуренции, но конкуренты наступают на пятки.

Ответить
0

Жив, курилка, несмотря на постоянные потуги Microsoft.

Ответить
0

Согласен — звонки по VOIP — только Скайп, а для остального есть Зум, Телеграм, Хэнгауты, Фейсбук Мессенджер.

Ответить
1

Хрен знает, все эти голосовые помощники, ничего кроме показать погоду, включить свет не могут, нам ещё долго ждать настоящего помощника.

Ответить
0

>нам ещё долго ждать настоящего помощника

Кортана, забери детей из школы и вынеси мусор?

Ответить
0

У современных голосовых помощников две проблемы - «тупость» и слабое распознавание голоса. У гугла очень хорошее распознавание и неплохое понимание контекста, У сири всё посредственно. А с кортаной всё сложно. Реагирет на «Хей кортана» с огромного расстояния, при том что микрофон выкручен на минимум. При этом распознавание среднее: вроде хорошо распознаёт, но часто ошибается. По поводу ИИ - он откровенно говоря слабенький. Работает на порядка два слабее гугла, но лучше сири.

Ответить
0

"а в июле 2019 года читатели TJ обнаружили задание в краудсорс-платформе «Яндекс.Толока», посвященное произношению фразы «Хэй, Кортана»."
В апреле 19 года делал это задание) там надо было снять себя на камеру телефона, как всех голосовых ассистентов "вызываешь" с разных расстояний и ракурсов(Алису, Алексу, Гугла, Сири, Кортану). Вряд ли это связано с запуском Кортаны на русском.

Ответить
0

Очень радует, что компания признает свои ошибки и становится после этого более открытой.

Ответить
0

Просрали все что только можно, обидно

Ответить
0

Первое что я делаю после установки windows-ставлю google chrome. Второе-удаляю Кортану

Ответить
0

А я первое что делаю проснувшись иду посрать, но думаю тут это так же никому не интересно...

Ответить
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ] { "page_type": "default" }