Как бесплатно автоматизировать бизнес

На текущий момент в digital-среде представлено много бесплатных инструментов для автоматизации. О том, какие инструменты мы выбираем в своей работе и как нам удалось добиться синергетического эффекта от их интеграции, расскажем в этой статье.

Для фиксации и использования информации о клиентах, истории взаимодействия с ними, а также для автоматизации внутренних бизнес-процессов мы используем сервис Trello с некоторыми доработками, о которых и расскажем в этой статье.

Как бесплатно автоматизировать бизнес Rusartdesign
Как бесплатно автоматизировать бизнес Rusartdesign

Переход к автоматизации

К необходимости перехода к единому сервису автоматизации бизнеса мы пришли постепенно. На начальном этапе мы, конечно же, вели несколько разных Excel-таблиц в разных местах (таблица заказов, таблица клиентов, таблица замечаний, список задач).

Когда вы только начинаете бизнес, кажется, что абсолютно не сложно распределить информацию о новом заказе на три-четыре таблицы и обновлять её по мере необходимости.

Но когда количество заказов и клиентов увеличивается, появляются клиенты на сопровождении, а ещё очень хочется вести правильный учёт денежных средств и отслеживать историю взаимодействия с клиентом, автоматически формировать клиентскую базу, приходят мысли о покупке платного доступа к какой то популярной системе автоматизации или даже о том, чтобы нанять программистов, прикупить сервер и развернуть своё решение.

Мы занялись поисками альтернативных решений с целью минимизации расходов. Попробовали большое количество бесплатных сервисов для совместной работы и планирования, но спустя три года экспериментов мы всё же нашли для себя оптимальный вариант бесплатной автоматизации бизнеса. В этой статье мы поделимся с читателями нашим опытом в этой области.

Trello стал нашим основным инструментом для работы, позволяющим организовать коллективную работу, отслеживать дедлайны, добавлять подзадачи, назначать ответственных, прикреплять файлы и многое другое.

Вместе с этим мы организовали в Trello сбор всей входящей информации (сервис позволяет создавать создавать новые карточки из электронного письма).

Агрегирование всей входящей информации в Trello Rusartdesign
Агрегирование всей входящей информации в Trello Rusartdesign

Правила работы с планировщиком задач Trello

Сервис Trello основан на канбан-методологии и представляет собой доску с произвольным количеством столбцов и карточек в каждом, позволяя назначать для каждой карточки ответственных, делать метки, устанавливать сроки.

Методология канбан
Методология канбан

Наша доска содержит следующие столбцы:

  • «Входящие» — это только что поступившие заказы или обращения, которые ещё не обрабатывались.
  • «В работе» — задачи, по которым ведётся работа в данный момент.
  • «Сделано» — выполненные задачи.
  • «Контроль» — задачи, находящиеся на контроле (например, ждём заполнения брифа заказчиком или контролируем срок продления доменного имени).
  • «Полезное» — содержит карточки со ссылками на полезные ресурсы, а также карточки, отражающие договорённости с партнерами.
Как бесплатно автоматизировать бизнес

Каждая карточка на доске представляет собой новый проект со своими задачами, ответственными и атрибутами.

Для определения типа проекта мы используем метки Trello:

  • «Логотип».
  • «Меню».
  • «Сайт».
  • «3D-макет».
Как бесплатно автоматизировать бизнес

Ответственные по карточке — сотрудники, которые работают над проектом. Как правило, это дизайнер и менеджер.

Чек-листы — отдельные задачи по проекту. Чек-листов внутри карточки может быть много.

Дальнейшее развитие Trello

Работать в Trello удобно и наглядно. Но для структурирования информации и обеспечения возможности накопления клиентской базы и статистики мы немного доработали сервис.

Добавление дополнительных полей в Trello

Для добавления новых полей в карточку Trello мы используем улучшение Custom Fields.

С помощью Custom Fields мы добавили следующие поля в карточку:

  • «Заказчик» (справочник).
  • «Оплачено» (логическое).
  • «Цена» (числовое).
  • «Затраты на реализацию» (числовое).
  • «Прибыль» (числовое).
  • «Телефон» (текстовое).
  • «Договор» (текстовое).
  • «Откуда пришёл клиент» (текстовое).
Дополнительные поля в Trello Rusartdesign
Дополнительные поля в Trello Rusartdesign

Добавление этих полей позволило нам структурировать необходимую информацию не только в карточке, но использовать её далее.

Поле «Заказчик» мы намеренно сделали справочником, чтобы избежать проблем с интеграцией и дублированием информации в случае опечаток.

Интеграция Trello с «Google Таблицами»

Для возможности интеграции Trello с «Google Таблицами» мы рассматривали два сервиса: IFTTT и Zapier.

Протестировав возможности их возможности, мы остановились на Zapier, так как IFTTT не позволяет интегрировать данные Custom Fields.

Данные, введённые в карточку Trello, мы распределяем по двум «Google Таблицам»:

  • «Заказы».
  • «Клиенты».
Схема взаимосвязей полей Trello Rusartdesign
Схема взаимосвязей полей Trello Rusartdesign
Как бесплатно автоматизировать бизнес

Логика интеграции Trello — Zapier — «Google Таблицы»

Zapier мы настроили следующим образом. При перемещении карточки Trello в столбец «Сделано» отрабатывают два события Zapier:

  1. Создание нового заказа.
  2. Создание или обновление клиента.
Как бесплатно автоматизировать бизнес

Таблица «Заказы»

При создании заказа в «Google Таблицах» в таблице «Заказы» создаётся новая строка, в которую добавляется следующая информация о заказе:

  1. Название заказа.
  2. Клиент.
  3. Дата завершения работы над заказом.
  4. Тип заказа (логотип, сайт, фирменный стиль, упаковка, меню, 3D).
  5. Дизайнер, выполнивший работу.
  6. Стоимость заказа.
  7. Затраты на выполнение заказа.

Таблица «Клиенты»

В таблицу «Клиенты» также автоматически добавляются строки. Таблица содержит следующую информацию:

  • ФИО клиента.
  • Телефон.
  • Электронная почта.
  • Что заказывает.
  • Что делали.
  • Дата первого заказа.
  • Дата последнего заказа.
  • Откуда пришёл (сайт, офис, личное знакомство, по рекомендации).
  • Бюджет.

В целом таблицы довольно похожи, однако логика их заполнения различается.

В таблице «Заказы» новая строка автоматически добавляется для любой карточки Trello, перенесённой в столбец «Сделано».

Настройка Zapier по триггерам Trello Rusartdesign
Настройка Zapier по триггерам Trello Rusartdesign

В таблице «Клиенты» перед добавлением новой строки производится поиск ранее добавленных строк по ФИО клиента. Если клиент не найден, добавляется новая строка таблицы, а если клиент найден, обновляются следующие поля:

  • Дата последнего заказа.
  • Бюджет (суммируется значение из таблицы и значение из карточки Trello).
  • Что делали (к перечню заказов добавляется наименование текущего заказа).

Таким образом мы формируем историю взаимодействия с каждым клиентом.

Действия Zapier по триггерам Trello Rusartdesign
Действия Zapier по триггерам Trello Rusartdesign

Аналитика процесса

Автоматические заполнение таблиц «Заказы» и «Клиенты» решает сразу несколько задач:

  • Позволяет автоматически формировать и поддерживать клиентскую базу.
  • Позволяет формировать аналитику процесса.

Выполняя несложные операции фильтрации по различным столбцам можно получать различные срезы информации:

  1. Количество проектов, выполненных определённым дизайнером в месяц.
  2. Среднее время, затрачиваемое на реализацию заказа по типам заказов.
  3. Затраты и прибыль за выбранный период.
  4. Количество заказов по клиентам.
  5. Перечень заказов по каждому клиенту.
Бесплатная автоматизация бизнеса - rusartdesign.ru Rusartdesign
Бесплатная автоматизация бизнеса - rusartdesign.ru Rusartdesign

Вместо заключения

Мы использовали бесплатные инструменты и без вложений адаптировали их под наши бизнес-процессы. Периодически, конечно, возникают мысли перехода на какой нибудь универсальный платный программный продукт, в котором из коробки присутствуют модули workflow и отчётности.

До текущего момента нас останавливает тот факт, что необходимость кастомизации инструмента неизбежно требует привлечения вендора или дорогостоящих программистов.

Расширение же набора данных или добавление нового отчёта в используемых нами инструментах (Trello + Zapier + «Google Таблицы») можно реализовать быстро и собственными силами.

Как оказалось, при грамотной настройке связка простой и удобной канбан-доски Trello с «Google Таблицами» может стать очень полезным и гибким инструментом, применимым для ведения бизнеса.

Надеюсь, наш опыт будет полезен. Буду рад ответить на вопросы в случае их возникновения.

3535
43 комментария

Комментарий недоступен

5
Ответить

Вы из гильдии, которая боготворит Битрикс, АМО и прочие платные CMS? Все ломается, все падает в кривых руках. Зачем бизнесу/студии усложнять используемые инструменты, когда можно и нужно сосредоточиться на качестве бизнес процессов компании. Наличие дорогого костюма и Ламборджини не делает человека успешными. Успешным человека желает системный подход у жизни, на работе и в бизнесе

11
Ответить

А в чем позор?

6
Ответить

Мы просто делимся своим опытом. На наш взгляд для кого то он может оказаться полезным.
У Вас предвзятое отношение к WordPress?

5
Ответить

Интересное решение по выводу аналитики в гугл таблицах, попробуем переложить на свои задачи.

5
Ответить

Спасибо. Получается достаточно информативно и наглядно.
Так например выглядит "дашборд" по прибыльным направлениям в текущем месяце.

Кстати, функция =sparkline в Google Sheets позволяет формировать наглядные графики внутри ячейки.

5
Ответить

Интересно подошли

4
Ответить