реклама
разместить

Как сделать мобильное приложение: гид для проклятых гуманитариев

Сколько стоит разработка и с какими проблемами вы столкнётесь по неопытности.

Как сделать мобильное приложение: гид для проклятых гуманитариев

Глубоко в душе каждый мечтает быть стартапером и запускать электромобили в космос. Обычно эти мечты оседают где-то между диваном и ютубом, потому что сложно, страшно и «я ничего не умею». Мы тоже ничего не умеем, но всё же запилили своё приложение. Потратили кучу денег, собрали самые дурацкие грабли, но всё же доползли до релиза.

Говорим и показываем: сколько нужно ресурсов, чтобы запустить мобильное приложение с нулевым техническим бэкграундом и без внешних инвестиций.

<p>Реальный запуск отстал от дорожной карты примерно на полтора месяца</p>

Реальный запуск отстал от дорожной карты примерно на полтора месяца

Дворец из грязи и соломы

У нас было: два ̶п̶а̶к̶е̶т̶и̶к̶а̶ бывших маркетолога, один дизайнер, трудовые книжки с красивыми записями, пара не очень успешных проектов, шесть месяцев, 400 тысяч рублей и полный ноль в программировании.

Потрачено: 410 тысяч рублей и шесть месяцев.

С таким скиллсетом можно запросто открыть веб-студию или агентство, но разработать программный продукт — уже проблемка. Поэтому мы сразу решили, что дизайн, бизнес-модель и маркетинг возьмём на себя, а разработку отдадим на аутсорс.

<p>Всё делали на удалёнке, ибо судьбой разбросаны по миру</p>

Всё делали на удалёнке, ибо судьбой разбросаны по миру

Добавлю, что у нас уже была готовая идея — приложение для медитации. Название «Практика» тоже придумали до того, как начали мучительный путь к ̶у̶с̶п̶е̶х̶у̶ релизу.

Исследования и кастдев

Не будем в сотый раз говорить о том, как важно исследовать аудиторию. Мы тоже видели все стартаперские статьи в мире, читали пособие по кастдеву от Роберта Фицпатрика, проводили похожие изыскания для работодателей и заказчиков.

Потрачено: 7000 рублей и три недели.

Хорошее исследование аудитории состоит из двух частей. Количественные исследования — массовые опросы, чтобы прощупать спрос. Качественные исследования — глубинные интервью, чтобы понять проблемы и мотивацию ЦА.

Количественный опрос мы провели с помощью сервиса «Яндекс.Взгляд». Потратили 7000 рублей и опросили 100 человек (этого мало, но на статистически значимую выборку ушла бы четверть бюджета). Подтвердили наличие спроса и порадовались.

<p>«Яндекс.Взгляд» помогает быстро провести количественное исследование</p>

«Яндекс.Взгляд» помогает быстро провести количественное исследование

Для качественного исследования искали знакомых (но не друзей), которые попадали в диапазон аудиторного портрета. Поговорили с десятком человек (что тоже мало), выяснили, что болит, чем лечатся и чего не хватает.

Не сказать, что кастдев принёс невероятные инсайты, но вкупе со статистикой запросов в Google и сторах дал уверенность, что идея рабочая. А ещё подкинул идей для фичелиста.

Совет исследователю: почитайте книгу «Спроси маму» и бессовестно украдите наши шаблоны опросников.

Проектирование и дизайн

Факт номер один: основатель-дизайнер существенно снижает косты на проектирование и отрисовку интерфейсов. Факт номер два: без опыта в мобильном дизайне с первого раза получится полная фигня, которую придётся многократно переделывать.

Потрачено: 0 рублей и пять месяцев.

Мы сразу нарисовали красивый и модный макет на несколько десятков экранов по всем гайдлайнам Apple. Смотрели и радовались. Однако на реальных устройствах всё выглядело не так замечательно.

В погоне за красотой мы плохо продумали адаптивность под разные экраны (которых в активной линейке Apple уже больше пяти). В результате всё выглядело хорошо на iPhone X, а на остальных моделях разваливалось и жгло глаза.

Как сделать мобильное приложение: гид для проклятых гуманитариев

Чтобы не рисовать макет под каждый экран, мы описали универсальные правила адаптивности. Получилось только с третьего раза, и это серьёзно увеличило стоимость и сроки разработки, а разные неприятные мелочи всплывали до самого релиза.

Совет дизайнеру: возьмите консультацию у дизайнера-мобильщика и разработчика. Это точно сэкономит пару бессонных ночей. Посмотрите макеты на всех устройствах, которые сможете попросить или украсть у друзей.

Разработка

Мы решили не связываться с фрилансерами и пошли искать студию мобильной разработки. Чуваки, которые смогли организовать работу коллектива, всегда ответственнее относятся к работе и репутации.

Потрачено: 295 тысяч рублей и четыре месяца.

Мы кинули клич в Facebook и получили два десятка референсов. Предложения были в широком диапазоне от 50 тысяч до 1 млн рублей и от двух недель до трёх месяцев. Сделать выбор помог знакомый разработчик, который согласился за небольшие деньги оценить технический уровень подрядчиков.

<p>Дорожная карта разработки</p>

Дорожная карта разработки

К старту разработки мы плохо продумали список фичей, которые должны выйти в первом релизе. Пришлось переобуваться на ходу: выкидывать одни функции и добавлять другие, перерисовывать экраны и менять логику. Это тоже повлияло на бюджет и сроки.

Не можем не сказать спасибо ребятам, которые написали за нас весь код и старательно придумывали способы реализовать (или нереализовать) наши идиотские идеи.

Советы неразработчику: позовите на помощь друга-разработчика. Продумайте и зафиксируйте список фичей прежде, чем отдадите приложение в разработку. Беспощадно просеивайте свои фантазии через импакт-маппинг или матрицу Эйзенхауэра.

Контент приложения

Наш продукт — не просто приложение с механикой «трогни, чтобы начать». В аппке для медитации главное — это контент — аудиоуроки, которые помогают человеку освоить медитативные техники. А производство контента — долгий и тяжёлый процесс.

Потрачено: 58 тысяч рублей и три месяца.

Пришлось работать с методологией, писать тексты курсов и озвучивать их в студии с профессиональным диктором. Сложно сосредоточиться на медитации под гнусавый голос с беспорядочными интонациями и аккомпанементом случайных звуков на фоне.

<p>Контент — самая трудозатратная часть приложения</p>

Контент — самая трудозатратная часть приложения

Нет смысла подробно описывать продакшн. Вам это пригодится, только если тоже решите сделать апп для медитации (надеемся, что нет). Но держите в уме, что производство контента стоит начать как минимум параллельно с разработкой.

Совет контент-продюсеру: держись, чувак, будет тяжело.

Юридическая чистота

Умный человек с большим опытом дал хороший совет: если нам понадобятся инвестиции, нужно иметь на руках юридические подтверждения всех действий, расходов и намерений. Это значит, что лучше с самого начала действовать в рамках правового поля: зарегистрировать юрлицо и заключать контракты на каждый чих.

Потрачено: 39 тысяч рублей и несколько недель.

Юрлицо — это расходы на регистрацию, бухгалтерию и юридические услуги. ООО мы открыли за пару недель с помощью одного доброго банка. Бухгалтерию и юриспруденцию отдали на аутсорс таким же хорошим ребятам, чтобы не тратить своё время на бумажки.

<p>Краткая инструкция по регистрации ООО: сшиваем устав, несём в налоговую №46</p>

Краткая инструкция по регистрации ООО: сшиваем устав, несём в налоговую №46

Ещё до старта мы подписали меморандум, в котором зафиксировали права и доли основателей. Звучит дико, если строите бизнес с друзьями, но мы уже видели, как бывшие приятели бьют друг другу морды из-за непоняток в деловых отношениях.

Со всеми подрядчиками тоже нужно заключать договоры — так вас не кинут, и вы сможете включить все платежи в расходы компании. Контент, сервисы и софт тоже лучше оплачивать с корпоративного счёта. Каждая копейка должна падать на баланс компании.

Совет юному фаундеру: если есть надежда, что твой будущий продукт — больше, чем просто хобби, позаботься, чтобы он сразу был чистым и прозрачным для инвестора. Если в проекте участвует несколько человек, зафиксируйте доли, права, обязанности и порядок действия в экстремальных ситуациях. Меморандум — ваш оберег от мордобоя.

Разные мелочи

Ещё несколько моментов, о которых стоит помнить, если разрабатываете приложение.

Потрачено: 11 тысяч рублей и всё оставшееся время

Аккаунт разработчика (в экосистеме Apple) надо регистрировать заранее. Процедура может затянуться на несколько недель из-за внутренней бюрократии или случайных ошибок в форме заявки. Аккаунт Apple Developer стоит $100 в год.

Бюджет на маркетинг. «Да зачем он нужен? Крутой продукт продаст себя сам!» Нет, не продаст. Без маркетинга получится качественная поделка, которая никому не нужна. По нашим прогнозам, на маркетинг уйдёт столько же, сколько было вложено в разработку.

ASO. Это как SEO, только для магазина приложений. Ничего сложного в этом нет, однако не стоит выкладывать релиз с рандомным текстом и корявыми скринами. Это точно не пойдёт на пользу индексация и конверсии в установки.

Трекинг и аналитика. Чтобы отслеживать активность пользователей в приложении, делать выводы и строить гипотезы для развития. Мы долго выбирали, но остановились на связке Amplitude и Firebase, бесплатные возможности которых нас вполне устроили.

Моделирование и планирование никто не любит. Хочется сразу взяться за дело, но мы советуем охладить пыл и потратить пару вечеров на бизнес-модель, лин-канвас, составление дорожной карты и планирование задач. Это муторно, но иначе вы всё продолбаете.

Монетизация с первого релиза. Это не попытка быстро срубить бабла. Рано или поздно приложение должно приносить прибыль. И лучше проверить гипотезу рублём как можно раньше (если вы не сидите на бездонном мешке венчурного капитала).

Советуйтесь по любому поводу. Не стесняйтесь задавать вопросы людям, у которых есть релевантный опыт: разработки, инвестирования, запуска продуктов, дизайна. Это сэкономит кучу времени по цене нескольких ужинов в приличном заведении.

<p>Аккуратно сохраняйте всю инфу, её будет очень много</p>

Аккуратно сохраняйте всю инфу, её будет очень много

Медитация и осознанность

За этот шестимесячный спринт мы погубили примерно все нервные клетки и не умерли только благодаря медитациям. Надеемся, приложение поможет другим стартаперам сохранить рассудок и добраться до первого релиза.

Если думаете, что медитация — это про чувака с точкой на лбу, который сидит на горе и медленно мумифицируется, попробуйте «Практику». Скачивайте прямо из App Store или заходите на наш сайт. Мы специально выпилили всю эзотерику и добавили бесплатный вводный курс для тех, кто «я только посмотреть».

Очень хочется услышать ваше мнение и немного повысить DAU : )

7979 показов
51K51K открытий
22 репоста
реклама
разместить