Короче, кейс: Как InDrive построил бизнес на $1.2 млрд. А начинал с группы ВК в Якутии
Разбираем, как из маленького якутского ВК паблика для заказа такси сервис превратился в международную компанию, которая стоит $1.2 млрд.
В 2021 году апитализация InDrive оценивалась в $1,2 млрд. Как получилось, что InDrive стал успешнее Uber на многих рынках? При этом, появилcя на международной арене гораздо позже.
В прошлых статьях я делился формулой запуска в IT из 3 составляющих:
- 🦄 Красть как художник: вместо поиска оригинальной идеи, скопировать бизнес-модель, которая уже работает.
- 🦄 Сфокусироваться: не запускать все свои идеи разом. В первой версии улучшить и запустить всего 1 функцию.
- 🦄 Запустить за 1 месяц: не пилить что-то 3 года в гараже, как тру-стартапер. А выпустить первую версию за 1 месяц.
Если проанализировать все успешные бизнесы, то маленькая часть из них будут первопроходцами. Большая часть из них — те, кто четко шел по этой формуле. Находили работающие бизнесы, улучшали какую-то одну фичу, и быстро запускали продукт с гораздо меньшими рисками, чем у оригинальной компании.
На улице -45°. Местные таксисты задрали цены.
InDrive была основана Арсеном Томским в 2013 году в Якутске. Приложение появилось на базе... группы ВК!
Нет, еще раз. Ребята начали с паблика ВК. И построили миллиардную компанию, почти догнавшую Uber.
Когда спрос подтвердился, группа ВК с 60 тыс. участниками сменилась приложением. Позже приложение появилось в других российских городах. А с 2018 года начало распространяться в Латинской Америке и Африке.
Сейчас приложение существует в 48 странах и 655 городах.
Ключевые рынки InDrive — Латинская Америка, Азия и Африка:
В феврале компания также привлекла раунд на $150 млн от General Catalyst. Ребята хотят потратить их на развитие в новых вертикалях — за последний год они уже расширились на доставку, транспортировку грузов и заказ разнорабочих. А еще этим летом InDrive вышел на рынок США.
Элементы той самой формулы на лицо:
Вместо изобретения велосипеда — взяли работающую идею
InDrive действовали грамотно, зайдя на уже готовый рынок мобильного такси, а не пытаясь создать что-то новое самостоятельно. Тогда как Uber взяли на себя все риски первопроходца.
До 2009 г. люди заказывали такси по телефону. Uber как первопроходец создавал новую реальность. И сделал самое трудоемкое — продал людям саму идею заказа поездок через телефон и доказал, что это вообще возможно. Учился обходить кучу юридических препон. Защищать своих водителей от негодования таксопарков и многое другое.
InDrive пришёл на готовенькое. Пользователи уже привыкли к такому формату. Таксисты чуть успокоились. И многие страны легализовали сферу онлайн-такси.
К примеру, они зашли на рынок Пакистана в 2021 году и быстро приблизились к числу скачиваний Uber и других крупных приложений. Которые уже больше 5 лет строили там рынок и наращивали базу водителей:
Начали с простейшего — группы ВК, а не пилили сложное решение годами
При запуске команда InDrive не тратила миллионы на создание своей собственной платформы, а начала свой путь с паблика ВК:
Это сократило им и сроки запуска, и бюджет, и позволило фокусироваться на решении ключевой проблемы пользователей, а не разрабатывать все и вся, ради того, чтобы разрабатывать.
Не стали делать комбайн — а улучшили одну фичу
На старте ребята просто взяли одну конкретную функцию и улучшили ее. Клиенты сами назначают цену за поездку, а водители соглашаются с ней, либо предлагают свою. Как правило, это удобнее и выгоднее для обоих.
В итоге у ребят получилось сделать самое ценное в индустрии — уменьшить комиссию. Если Uber забирает более 25% от оплаты пассажира, то комиссия InDrive в среднем составляет 9,5% по всему миру.
Короче, какой вывод
Когда в 2013 году якутские студенты создали группу ВК для поиска недорогого такси, вряд ли кто-то мог предположить, что через десять лет это превратится во второй в мире сервис частных поездок и самое быстрорастущее (по количеству установок) приложение.
Результат в сухом остатке — капитализация компании в $1,23 млрд.
Но самое главное не это. У фаундеров InDrive было существенно меньше рисков, чем Uber.
И вот про риски мы часто забываем 🤷♀ Потому что обычно это работает так:
- Вам пришла идея. Примеры других успехов будоражат воображение.
- Вы забываете про ошибку выжившего. И начинаете что-то пилить 3 года.
- Узнаете, что это никому не нужно.
Короче, чтобы стать Uber, должно сойтись слишком много звезд.
А что думаете вы?
Как вам такая формула запуска? Приглашаю обсудить в комментариях.
Мне настолько нравится эта стратегия, что мы организовали IT-реалити в этом Telegram-канале — 12 запусков за 12 месяцев. Там мы запускаем IT-проекты по схеме: нашел большой рынок, упростил конкурента, запустил за 1 месяц. И смотрим, что получается.
В канале я отчитываюсь о прогрессе, рассказываю обо всех метриках, достижениях и фейлах, которые тоже случаются. Подписывайтесь, у нас жарко! 🔥
Пашка Дуров тоже неплохо на ВК поднялся
Ага, сейчас бы учиться у человека, который закрыл самый популярный сайт с форумами в Якутии лишив общения десятки тысяч людей(если не сотни), в том числе и пожилых. Оставил только те сервисы, которые приносят деньги, что прекрасно характеризует этого человека в не лучшем свете.
а что за форум был?
давайте брать от каждого человека хорошее. стратегия запуска InDrive - гениальная. Вот ее и возьмем
Для Вас освободилась ниша.
После определённых событий не вывез давления из кабинетов
Ничего личного - только бизнес. Действительно, почему бы кому-нибудь другому не взяться за эту нишу?
Весть топик можно было уместить предложений в 6-7. Остальное повторения и мишура, к сожалению
много где индрайвер это единственно доступное он-лайн решение по поиску такси, иногда местная такси-мафия убер тупо не пускает на некоторые территории, сжигая машины подключившимся водилам
про сжигает что-то новенькое или мы чего-то не знаем?)
Как бы там ни было согласен с одним: хотите запустить старт-ап, не пилите чудо-юдо три года в гараже. У вас есть месяц на MVP. Если сделали, запускайте. Если не получается, то у вас просто НИОКР на дому
Сам с недавних пор начал пользоваться drivee. Вот почему: до 1 сентября такси до аэропорта в яндекс такси стоило 550-650 руб. После 1 сентября уже предлагают за 800-900. Скачиваю drivee, пишу ценник 500 руб. приходит ответ - за 600 - я соглашаюсь. Выгода очевидная.
Пока торговаться будешь можно на самолет опоздать)
Да, примерно так же это работает в Азии, а там цена вообще критична. Поэтому у ребят все получается
Как обстоят дела, если я хочу ехать не на 20 летнем авто, есть градации аналогично Яндекса: эконом, комфорт и т.д.?
забыли написать, что это должна быть ключевой фичей, а не второстепенной…
кстати, не всегда. Есть примеры, когда какая-нибудь простенькая второстепенная фича оказалась ценнее чем основная
Формат зашел! Я вот про них не знал от слова совсем 😏
А тут вон оно как.
Делать сложно - просто. А вот сделать просто - это очень сложно.
У ребят получилось!
Это точно! Будем продолжать 💪
Картинка с Леонидом Ильичом и "Чайкой" отличная.
к ней бы еще тематическую подпись в контексте кейса, не могу придумать)
Отличная статья! В России сейчас называются они drivee, иногда использую их, работают.
Спасибо!
"Телега" автора про одну фичу понятна, везде он её пихает, но с индрайвером совсем другое! ни у кого как раз такой фичи не было! ни у uber, ни у Яндекса - ни у кого! они все построены на том, что заранее указывают фиксированную цену. в первую очередь - пассажиру, ну и водителю иногда... А здесь как раз вещь совершенно противоположная - о цене водитель и пассажир договариваются сами! не знаю, что там Томский у кого перекупил, Но идея у него абсолютно противоположная тем бизнес-концепциям, которые сейчас существует на рынке. поэтому индрайвер поднялся, и все им пользуются с удовольствием - и водители, и пассажиры
я один не понял почему на обложке брежнев?)
ты один узнал что это Брежнев - я вообще думал сначала что это кто то из ребят основателей...
кого бы вы поставили?)
Паблик в ВК... Бла бла бла ... 1.2млрд. доллар. А что думаете вы.
конструктивненько
возможно, но скорее всего эта фича недооценена была конкурентом. Но статья прям то что мне сейчас нужно спасибо…
спасибо ❤️
У меня 2 мл. локация. Заходит полгода inDrive ( других нет), его водителей ловят и побивают местные таксисты. Есть альтернативный путь, у меня свой движок для такси, кому интересно за месяц можно запуститься. Но одному тянуть эту тему сложно
Где то читал иную историю, в ней Томский перекупил тему у её владельца и сделал из неё Индрайвер.
https://secretmag.ru/business/trade-secret/indriver.htm?ysclid=lmm3ygl2jk149742359
Плюс, стоит почитать отзывы на Яндексе например о работе Индравер, как то не очень впечатляет.
Плюс два, порой в сеть проскальзывает инфа от экс сотрудников и всё выглядит уже не так радужно.
Весь мир (почти) ипользует Uber, в России надо заставить сделать отдельное приложение - Uber Russia.
Весь мир (почти) использует Indrive, в России надо обязательно заставить сделать отдельное приложение только для России - Drivee.
Вот я был зарегистрирован в Indrive по российскому номеру телефона и пользовался этим приложением в других странах. А теперь что? Drivee работает только в России. Indrive не работает с российскими номерами. Прилетел я в другую страну, и как мне найти машину в аэропорту без местного номера телефона?
Вы уверены что Томского "заставили" делать новую приложуху?
На самом деле:
когда произошли февральские события 22 года, Томский сказал своё слово и свернул бизнес в РФ, уехал и собрал своих.
Но.
Что бы работать в России, агрегатор обязан соблюдать требования нового Закона о такси https://igormylnikovchannel.ru/federalnyj-zakon-o-taksi-ot-29-12-2022-g-580-fz/
И его подзаконных актах.
В России должно быть юрлицо агрегатора как мин. одно, и представительства там, где объем перевозок выше чем указанное значение.
Таким образом Индрайвер отколол свой бизнес от России и оставил в стране заглушку, которая никак не связана с основным приложением.
Вопросы остались?
Лайк за фотку основателя на обложке статьи
Дисраптор
?
В рф indrive корректнее сравнивать с яндекс таксим а не убером
так статья про международную компанию, которая только начиналась у нас
В Азии есть grab и еще несколько приложений, вплоть до такси Максим
Тут вопрос в том, что копируя это только один из возможных способов. Ты сам пишешь, что бизнес модель совсем иная, чем у убер.
Примерно дальше можно привести аналогию, что есть магазины на районе, давай еще один откроем, но будет он успешным?
В общем надо как-то мысль по иному разворачивать кажется
копирование - только 1 элемент. Но его не достаточно.
важно вычленить 1 фичу, сделать ее ключевой и максимально улучшить. Лучшее улучшение - это упрощение.
скажите, в статье не очень это читается? попробуем улучшить текст, если скажете, что нет
есть магаз на районе, продает молоко, колбасу и все такое… вы видите, что люди после работы много жалуются и не успевают купить молоко например (вычленил типа фичу), вы ставите автоматы по продаже молока …эти не реальный пример, но передает суть статьи. Мне кажется очень даже все верно расписано. А то со своими голубыми океанами ….
Прочитал пост и вспомнил фильм Pain and Gain, там тоже про три пункта.:) Ты зачем InDrive к своей бредятине приплел?!)
Я правильно понял что ребята взяли одну функцию и просто улучшили ее? А то из теста статьи это совсем не понятно.
Нет, прочтите мой ответ выше
Никого не смущает, что по факту получаться не стартапы - а просто большое количество "однофункциональных" инструментов ?
Стартап это гораздо больше чем улучшение одной ключевой фишки.
А успешный стартап еще большее количество сложившихся факторов.
Не кажется ли вам, что за упрощением вы потеряли что-то основательное?
Правда, вы пилите эти стартапы который год, топите за эту тему, но либо бросаете все начатое либо хз что с судьбой этих начинаний.
На самом то деле ничего нового - любой MVP так и делается.
Секта прям какая то )
Благодарю за статью