{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Короче, кейс: Как InDrive построил бизнес на $1.2 млрд. А начинал с группы ВК в Якутии

Разбираем, как из маленького якутского ВК паблика для заказа такси сервис превратился в международную компанию, которая стоит $1.2 млрд.

Поехали разбираться

В 2021 году апитализация InDrive оценивалась в $1,2 млрд. Как получилось, что InDrive стал успешнее Uber на многих рынках? При этом, появилcя на международной арене гораздо позже.

В прошлых статьях я делился формулой запуска в IT из 3 составляющих:

  1. 🦄 Красть как художник: вместо поиска оригинальной идеи, скопировать бизнес-модель, которая уже работает.
  2. 🦄 Сфокусироваться: не запускать все свои идеи разом. В первой версии улучшить и запустить всего 1 функцию.
  3. 🦄 Запустить за 1 месяц: не пилить что-то 3 года в гараже, как тру-стартапер. А выпустить первую версию за 1 месяц.

Если проанализировать все успешные бизнесы, то маленькая часть из них будут первопроходцами. Большая часть из них — те, кто четко шел по этой формуле. Находили работающие бизнесы, улучшали какую-то одну фичу, и быстро запускали продукт с гораздо меньшими рисками, чем у оригинальной компании.

На улице -45°. Местные таксисты задрали цены.

InDrive была основана Арсеном Томским в 2013 году в Якутске. Приложение появилось на базе... группы ВК!

Была зима, стояли морозы, люди были недовольны, что таксисты одновременно повысили цены. И стали сами договариваться о поездках в этой группе.

Арсен Томский, основатель InDrive

Нет, еще раз. Ребята начали с паблика ВК. И построили миллиардную компанию, почти догнавшую Uber.

Когда спрос подтвердился, группа ВК с 60 тыс. участниками сменилась приложением. Позже приложение появилось в других российских городах. А с 2018 года начало распространяться в Латинской Америке и Африке.

До того, как мы вышли на международный уровень, люди говорили нам, что ни одному другому опоздавшему сервису никогда не удавалось сместить «Большого Брата» с позиции номер один. И все же нам удалось сделать именно это в течение первого года работы в нескольких городах Латинской Америки.

Егор Федоров, главный операционный директор InDrive

Сейчас приложение существует в 48 странах и 655 городах.

Ключевые рынки InDrive — Латинская Америка, Азия и Африка:

В 2022 году компания увеличила выручку на 88%, достигнув 61.8 миллиона скачиваний. Это всего в 2 раза меньше, чем у гигантского Uber.

В феврале компания также привлекла раунд на $150 млн от General Catalyst. Ребята хотят потратить их на развитие в новых вертикалях — за последний год они уже расширились на доставку, транспортировку грузов и заказ разнорабочих. А еще этим летом InDrive вышел на рынок США.

Элементы той самой формулы на лицо:

Вместо изобретения велосипеда — взяли работающую идею

InDrive действовали грамотно, зайдя на уже готовый рынок мобильного такси, а не пытаясь создать что-то новое самостоятельно. Тогда как Uber взяли на себя все риски первопроходца.

До 2009 г. люди заказывали такси по телефону. Uber как первопроходец создавал новую реальность. И сделал самое трудоемкое — продал людям саму идею заказа поездок через телефон и доказал, что это вообще возможно. Учился обходить кучу юридических препон. Защищать своих водителей от негодования таксопарков и многое другое.

InDrive пришёл на готовенькое. Пользователи уже привыкли к такому формату. Таксисты чуть успокоились. И многие страны легализовали сферу онлайн-такси.

К примеру, они зашли на рынок Пакистана в 2021 году и быстро приблизились к числу скачиваний Uber и других крупных приложений. Которые уже больше 5 лет строили там рынок и наращивали базу водителей:

Наглядный пример появления InDrive на отдельном рынке

Начали с простейшего — группы ВК, а не пилили сложное решение годами

При запуске команда InDrive не тратила миллионы на создание своей собственной платформы, а начала свой путь с паблика ВК:

Опыт подсказал мне, что если история [с группой в ВК] развивается без поддержки и вливаний, то с профессиональным продуктом такой бизнес взлетит.

Арсен Томский

Это сократило им и сроки запуска, и бюджет, и позволило фокусироваться на решении ключевой проблемы пользователей, а не разрабатывать все и вся, ради того, чтобы разрабатывать.

Не стали делать комбайн — а улучшили одну фичу

На старте ребята просто взяли одну конкретную функцию и улучшили ее. Клиенты сами назначают цену за поездку, а водители соглашаются с ней, либо предлагают свою. Как правило, это удобнее и выгоднее для обоих.

Мы выбрали для себя модель, когда люди общаются напрямую и предлагают цены. Модель паблика «ВКонтакте» стала частью нашей идеологии.

Арсен Томский

В итоге у ребят получилось сделать самое ценное в индустрии — уменьшить комиссию. Если Uber забирает более 25% от оплаты пассажира, то комиссия InDrive в среднем составляет 9,5% по всему миру.

Короче, какой вывод

Безумцы прокладывают пути, по которым следом пройдут рассудительные.

Фёдор Достоевский

Когда в 2013 году якутские студенты создали группу ВК для поиска недорогого такси, вряд ли кто-то мог предположить, что через десять лет это превратится во второй в мире сервис частных поездок и самое быстрорастущее (по количеству установок) приложение.

Результат в сухом остатке — капитализация компании в $1,23 млрд.

Но самое главное не это. У фаундеров InDrive было существенно меньше рисков, чем Uber.

И вот про риски мы часто забываем 🤷‍♀ Потому что обычно это работает так:

  1. Вам пришла идея. Примеры других успехов будоражат воображение.
  2. Вы забываете про ошибку выжившего. И начинаете что-то пилить 3 года.
  3. Узнаете, что это никому не нужно.

Короче, чтобы стать Uber, должно сойтись слишком много звезд.

Гораздо менее рискованно стать InDrive. Найти сформированный рынок. Взять и улучшить 1 ключевую функцию. Быстро запустить простое решение. В итоге построить тоже большой бизнес, но с гораздо меньшими рисками.

А что думаете вы?

Как вам такая формула запуска? Приглашаю обсудить в комментариях.

Мне настолько нравится эта стратегия, что мы организовали IT-реалити в этом Telegram-канале12 запусков за 12 месяцев. Там мы запускаем IT-проекты по схеме: нашел большой рынок, упростил конкурента, запустил за 1 месяц. И смотрим, что получается.

В канале я отчитываюсь о прогрессе, рассказываю обо всех метриках, достижениях и фейлах, которые тоже случаются. Подписывайтесь, у нас жарко! 🔥

0
68 комментариев
Написать комментарий...
Антон Смирноff

Пашка Дуров тоже неплохо на ВК поднялся

Ответить
Развернуть ветку
Max Daniels

Ага, сейчас бы учиться у человека, который закрыл самый популярный сайт с форумами в Якутии лишив общения десятки тысяч людей(если не сотни), в том числе и пожилых. Оставил только те сервисы, которые приносят деньги, что прекрасно характеризует этого человека в не лучшем свете.

Ответить
Развернуть ветку
Anatoly Ivanov

а что за форум был?

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Короче, Зуев
Автор

давайте брать от каждого человека хорошее. стратегия запуска InDrive - гениальная. Вот ее и возьмем

Ответить
Развернуть ветку
Степан Фадеев

Для Вас освободилась ниша.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Фоменко

После определённых событий не вывез давления из кабинетов

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Dombrovsky

Ничего личного - только бизнес. Действительно, почему бы кому-нибудь другому не взяться за эту нишу?

Ответить
Развернуть ветку
Andrew K.

Весть топик можно было уместить предложений в 6-7. Остальное повторения и мишура, к сожалению

Ответить
Развернуть ветку
Рома Дмитриев

много где индрайвер это единственно доступное он-лайн решение по поиску такси, иногда местная такси-мафия убер тупо не пускает на некоторые территории, сжигая машины подключившимся водилам

Ответить
Развернуть ветку
Короче, Зуев
Автор

про сжигает что-то новенькое или мы чего-то не знаем?)

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Сергей Журавлёв

Как бы там ни было согласен с одним: хотите запустить старт-ап, не пилите чудо-юдо три года в гараже. У вас есть месяц на MVP. Если сделали, запускайте. Если не получается, то у вас просто НИОКР на дому

Ответить
Развернуть ветку
Max More

Сам с недавних пор начал пользоваться drivee. Вот почему: до 1 сентября такси до аэропорта в яндекс такси стоило 550-650 руб. После 1 сентября уже предлагают за 800-900. Скачиваю drivee, пишу ценник 500 руб. приходит ответ - за 600 - я соглашаюсь. Выгода очевидная.

Ответить
Развернуть ветку
Denis

Пока торговаться будешь можно на самолет опоздать)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Короче, Зуев
Автор

Да, примерно так же это работает в Азии, а там цена вообще критична. Поэтому у ребят все получается

Ответить
Развернуть ветку
Andrew K.

Как обстоят дела, если я хочу ехать не на 20 летнем авто, есть градации аналогично Яндекса: эконом, комфорт и т.д.?

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Pavel

забыли написать, что это должна быть ключевой фичей, а не второстепенной…

Ответить
Развернуть ветку
Короче, Зуев
Автор

кстати, не всегда. Есть примеры, когда какая-нибудь простенькая второстепенная фича оказалась ценнее чем основная

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Роман Сопов

Формат зашел! Я вот про них не знал от слова совсем 😏
А тут вон оно как.

Делать сложно - просто. А вот сделать просто - это очень сложно.

У ребят получилось!

Ответить
Развернуть ветку
Короче, Зуев
Автор

Это точно! Будем продолжать 💪

Ответить
Развернуть ветку
Fledermausi

Картинка с Леонидом Ильичом и "Чайкой" отличная.

Ответить
Развернуть ветку
Короче, Зуев
Автор

к ней бы еще тематическую подпись в контексте кейса, не могу придумать)

Ответить
Развернуть ветку
Олег Бринц

Отличная статья! В России сейчас называются они drivee, иногда использую их, работают.

Ответить
Развернуть ветку
Короче, Зуев
Автор

Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Nathan Zachary

"Телега" автора про одну фичу понятна, везде он её пихает, но с индрайвером совсем другое! ни у кого как раз такой фичи не было! ни у uber, ни у Яндекса - ни у кого! они все построены на том, что заранее указывают фиксированную цену. в первую очередь - пассажиру, ну и водителю иногда... А здесь как раз вещь совершенно противоположная - о цене водитель и пассажир договариваются сами! не знаю, что там Томский у кого перекупил, Но идея у него абсолютно противоположная тем бизнес-концепциям, которые сейчас существует на рынке. поэтому индрайвер поднялся, и все им пользуются с удовольствием - и водители, и пассажиры

Ответить
Развернуть ветку
Spike

я один не понял почему на обложке брежнев?)

Ответить
Развернуть ветку
Чудак человек

ты один узнал что это Брежнев - я вообще думал сначала что это кто то из ребят основателей...

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Короче, Зуев
Автор

кого бы вы поставили?)

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Кот Разумный

Паблик в ВК... Бла бла бла ... 1.2млрд. доллар. А что думаете вы.

Ответить
Развернуть ветку
Короче, Зуев
Автор

конструктивненько

Ответить
Развернуть ветку
Pavel

возможно, но скорее всего эта фича недооценена была конкурентом. Но статья прям то что мне сейчас нужно спасибо…

Ответить
Развернуть ветку
Короче, Зуев
Автор

спасибо ❤️

Ответить
Развернуть ветку
Валентин Потапов

У меня 2 мл. локация. Заходит полгода inDrive ( других нет), его водителей ловят и побивают местные таксисты. Есть альтернативный путь, у меня свой движок для такси, кому интересно за месяц можно запуститься. Но одному тянуть эту тему сложно

Ответить
Развернуть ветку
Igor Mylnikov

Где то читал иную историю, в ней Томский перекупил тему у её владельца и сделал из неё Индрайвер.
https://secretmag.ru/business/trade-secret/indriver.htm?ysclid=lmm3ygl2jk149742359
Плюс, стоит почитать отзывы на Яндексе например о работе Индравер, как то не очень впечатляет.
Плюс два, порой в сеть проскальзывает инфа от экс сотрудников и всё выглядит уже не так радужно.

Ответить
Развернуть ветку
Гарри

Весь мир (почти) ипользует Uber, в России надо заставить сделать отдельное приложение - Uber Russia.
Весь мир (почти) использует Indrive, в России надо обязательно заставить сделать отдельное приложение только для России - Drivee.
Вот я был зарегистрирован в Indrive по российскому номеру телефона и пользовался этим приложением в других странах. А теперь что? Drivee работает только в России. Indrive не работает с российскими номерами. Прилетел я в другую страну, и как мне найти машину в аэропорту без местного номера телефона?

Ответить
Развернуть ветку
Igor Mylnikov

Вы уверены что Томского "заставили" делать новую приложуху?
На самом деле:
когда произошли февральские события 22 года, Томский сказал своё слово и свернул бизнес в РФ, уехал и собрал своих.
Но.
Что бы работать в России, агрегатор обязан соблюдать требования нового Закона о такси https://igormylnikovchannel.ru/federalnyj-zakon-o-taksi-ot-29-12-2022-g-580-fz/
И его подзаконных актах.
В России должно быть юрлицо агрегатора как мин. одно, и представительства там, где объем перевозок выше чем указанное значение.
Таким образом Индрайвер отколол свой бизнес от России и оставил в стране заглушку, которая никак не связана с основным приложением.
Вопросы остались?

Ответить
Развернуть ветку
Писец

Лайк за фотку основателя на обложке статьи

Ответить
Развернуть ветку
Yonigaz

Дисраптор

Ответить
Развернуть ветку
Короче, Зуев
Автор

?

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Дава

В рф indrive корректнее сравнивать с яндекс таксим а не убером

Ответить
Развернуть ветку
Короче, Зуев
Автор

так статья про международную компанию, которая только начиналась у нас

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Артем Мальшаков

В Азии есть grab и еще несколько приложений, вплоть до такси Максим

Тут вопрос в том, что копируя это только один из возможных способов. Ты сам пишешь, что бизнес модель совсем иная, чем у убер.

Примерно дальше можно привести аналогию, что есть магазины на районе, давай еще один откроем, но будет он успешным?

В общем надо как-то мысль по иному разворачивать кажется

Ответить
Развернуть ветку
Короче, Зуев
Автор

копирование - только 1 элемент. Но его не достаточно.

важно вычленить 1 фичу, сделать ее ключевой и максимально улучшить. Лучшее улучшение - это упрощение.

скажите, в статье не очень это читается? попробуем улучшить текст, если скажете, что нет

Ответить
Развернуть ветку
Pavel

есть магаз на районе, продает молоко, колбасу и все такое… вы видите, что люди после работы много жалуются и не успевают купить молоко например (вычленил типа фичу), вы ставите автоматы по продаже молока …эти не реальный пример, но передает суть статьи. Мне кажется очень даже все верно расписано. А то со своими голубыми океанами ….

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Илья Ланкевич

Прочитал пост и вспомнил фильм Pain and Gain, там тоже про три пункта.:) Ты зачем InDrive к своей бредятине приплел?!)

Ответить
Развернуть ветку
Виктор к

Я правильно понял что ребята взяли одну функцию и просто улучшили ее? А то из теста статьи это совсем не понятно.

Ответить
Развернуть ветку
Nathan Zachary

Нет, прочтите мой ответ выше

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Supruniuk

Никого не смущает, что по факту получаться не стартапы - а просто большое количество "однофункциональных" инструментов ?

Стартап это гораздо больше чем улучшение одной ключевой фишки.

А успешный стартап еще большее количество сложившихся факторов.

Не кажется ли вам, что за упрощением вы потеряли что-то основательное?

Правда, вы пилите эти стартапы который год, топите за эту тему, но либо бросаете все начатое либо хз что с судьбой этих начинаний.

На самом то деле ничего нового - любой MVP так и делается.

Секта прям какая то )

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Греков

Благодарю за статью

Ответить
Развернуть ветку
65 комментариев
Раскрывать всегда