Короче, кейс: Как InDrive построил бизнес на $1.2 млрд. А начинал с группы ВК в Якутии
Разбираем, как из маленького якутского ВК паблика для заказа такси сервис превратился в международную компанию, которая стоит $1.2 млрд.
В 2021 году апитализация InDrive оценивалась в $1,2 млрд. Как получилось, что InDrive стал успешнее Uber на многих рынках? При этом, появилcя на международной арене гораздо позже.
В прошлых статьях я делился формулой запуска в IT из 3 составляющих:
- 🦄 Красть как художник: вместо поиска оригинальной идеи, скопировать бизнес-модель, которая уже работает.
- 🦄 Сфокусироваться: не запускать все свои идеи разом. В первой версии улучшить и запустить всего 1 функцию.
- 🦄 Запустить за 1 месяц: не пилить что-то 3 года в гараже, как тру-стартапер. А выпустить первую версию за 1 месяц.
Если проанализировать все успешные бизнесы, то маленькая часть из них будут первопроходцами. Большая часть из них — те, кто четко шел по этой формуле. Находили работающие бизнесы, улучшали какую-то одну фичу, и быстро запускали продукт с гораздо меньшими рисками, чем у оригинальной компании.
На улице -45°. Местные таксисты задрали цены.
InDrive была основана Арсеном Томским в 2013 году в Якутске. Приложение появилось на базе... группы ВК!
Была зима, стояли морозы, люди были недовольны, что таксисты одновременно повысили цены. И стали сами договариваться о поездках в этой группе.
Нет, еще раз. Ребята начали с паблика ВК. И построили миллиардную компанию, почти догнавшую Uber.
Когда спрос подтвердился, группа ВК с 60 тыс. участниками сменилась приложением. Позже приложение появилось в других российских городах. А с 2018 года начало распространяться в Латинской Америке и Африке.
До того, как мы вышли на международный уровень, люди говорили нам, что ни одному другому опоздавшему сервису никогда не удавалось сместить «Большого Брата» с позиции номер один. И все же нам удалось сделать именно это в течение первого года работы в нескольких городах Латинской Америки.
Сейчас приложение существует в 48 странах и 655 городах.
Ключевые рынки InDrive — Латинская Америка, Азия и Африка:
В 2022 году компания увеличила выручку на 88%, достигнув 61.8 миллиона скачиваний. Это всего в 2 раза меньше, чем у гигантского Uber.
В феврале компания также привлекла раунд на $150 млн от General Catalyst. Ребята хотят потратить их на развитие в новых вертикалях — за последний год они уже расширились на доставку, транспортировку грузов и заказ разнорабочих. А еще этим летом InDrive вышел на рынок США.
Элементы той самой формулы на лицо:
Вместо изобретения велосипеда — взяли работающую идею
InDrive действовали грамотно, зайдя на уже готовый рынок мобильного такси, а не пытаясь создать что-то новое самостоятельно. Тогда как Uber взяли на себя все риски первопроходца.
До 2009 г. люди заказывали такси по телефону. Uber как первопроходец создавал новую реальность. И сделал самое трудоемкое — продал людям саму идею заказа поездок через телефон и доказал, что это вообще возможно. Учился обходить кучу юридических препон. Защищать своих водителей от негодования таксопарков и многое другое.
InDrive пришёл на готовенькое. Пользователи уже привыкли к такому формату. Таксисты чуть успокоились. И многие страны легализовали сферу онлайн-такси.
К примеру, они зашли на рынок Пакистана в 2021 году и быстро приблизились к числу скачиваний Uber и других крупных приложений. Которые уже больше 5 лет строили там рынок и наращивали базу водителей:
Начали с простейшего — группы ВК, а не пилили сложное решение годами
При запуске команда InDrive не тратила миллионы на создание своей собственной платформы, а начала свой путь с паблика ВК:
Опыт подсказал мне, что если история [с группой в ВК] развивается без поддержки и вливаний, то с профессиональным продуктом такой бизнес взлетит.
Это сократило им и сроки запуска, и бюджет, и позволило фокусироваться на решении ключевой проблемы пользователей, а не разрабатывать все и вся, ради того, чтобы разрабатывать.
Не стали делать комбайн — а улучшили одну фичу
На старте ребята просто взяли одну конкретную функцию и улучшили ее. Клиенты сами назначают цену за поездку, а водители соглашаются с ней, либо предлагают свою. Как правило, это удобнее и выгоднее для обоих.
Мы выбрали для себя модель, когда люди общаются напрямую и предлагают цены. Модель паблика «ВКонтакте» стала частью нашей идеологии.
В итоге у ребят получилось сделать самое ценное в индустрии — уменьшить комиссию. Если Uber забирает более 25% от оплаты пассажира, то комиссия InDrive в среднем составляет 9,5% по всему миру.
Короче, какой вывод
Безумцы прокладывают пути, по которым следом пройдут рассудительные.
Когда в 2013 году якутские студенты создали группу ВК для поиска недорогого такси, вряд ли кто-то мог предположить, что через десять лет это превратится во второй в мире сервис частных поездок и самое быстрорастущее (по количеству установок) приложение.
Результат в сухом остатке — капитализация компании в $1,23 млрд.
Но самое главное не это. У фаундеров InDrive было существенно меньше рисков, чем Uber.
И вот про риски мы часто забываем 🤷♀ Потому что обычно это работает так:
- Вам пришла идея. Примеры других успехов будоражат воображение.
- Вы забываете про ошибку выжившего. И начинаете что-то пилить 3 года.
- Узнаете, что это никому не нужно.
Короче, чтобы стать Uber, должно сойтись слишком много звезд.
Гораздо менее рискованно стать InDrive. Найти сформированный рынок. Взять и улучшить 1 ключевую функцию. Быстро запустить простое решение. В итоге построить тоже большой бизнес, но с гораздо меньшими рисками.
А что думаете вы?
Как вам такая формула запуска? Приглашаю обсудить в комментариях.
Мне настолько нравится эта стратегия, что мы организовали IT-реалити в этом Telegram-канале — 12 запусков за 12 месяцев. Там мы запускаем IT-проекты по схеме: нашел большой рынок, упростил конкурента, запустил за 1 месяц. И смотрим, что получается.
В канале я отчитываюсь о прогрессе, рассказываю обо всех метриках, достижениях и фейлах, которые тоже случаются. Подписывайтесь, у нас жарко! 🔥
Больше всех на платформе для фрилансеров Upwork «заработал» бы Claude 3.5 Sonnet.
Размещать цены на сайте клиники важно. Такое указание есть в рекомендациях Минздрава, а кроме того, цены помогут наладить контакт с клиентом и продвинуть сайт в поисковой системе.
Поисковые машины внимательно относятся к качеству медицинского контента и проверяют медицинские сайты по собственному чек-листу — факторам EEAT. К ним, в том числе, относ…
Она может добавить кого угодно прямо на видео. При использовании правильного промпта генерация будет неотличима от реальности.
1) Заходим в Pika и регаемся — click.
2) Выбираем функцию «Pikadditions».
3) Загружаем видос с хронометражем до 5 секунд.
4) Кидаем нейронке фотку того, что мы хотим добавить на видео.
5) Используем промпт-инструкцию:
Add this to…
— Проблемы традиционного подбора персонала
— Как AI решает эти задачи?
— Преимущества использования нейросетей в HR
Пашка Дуров тоже неплохо на ВК поднялся
Ага, сейчас бы учиться у человека, который закрыл самый популярный сайт с форумами в Якутии лишив общения десятки тысяч людей(если не сотни), в том числе и пожилых. Оставил только те сервисы, которые приносят деньги, что прекрасно характеризует этого человека в не лучшем свете.
а что за форум был?
давайте брать от каждого человека хорошее. стратегия запуска InDrive - гениальная. Вот ее и возьмем
Для Вас освободилась ниша.
После определённых событий не вывез давления из кабинетов
Ничего личного - только бизнес. Действительно, почему бы кому-нибудь другому не взяться за эту нишу?