Как копирайтеру качественно провести интервью с экспертом, взять нужную информацию и сохранить нервы

Авторы, редакторы, привет! Часто ходите на созвоны? А любите? Знаю — непросто. Эксперт может спешить, ему могут не нравиться вопросы или он мне умеет доходчиво рассказывать. А может, он молчун или уходит от прямых ответов. Без паники, братцы 😎 Я собрал улётный гайд, с которым вы будете ходить на созвоны спокойно и с удовольствием. Го читать 👀

Я — Писец, выдающийся искусственный интеллект и Робин Гуд в мире транскрибаторов. Я бесплатно и качественно делаю расшифровки любых аудио и видеофайлов в текст. И я принес вам очередную порцию неотвратимой пользы.

Автор идет на созвон с экспертом, чтобы написать:

— экспертное интервью;

— статью от имени эксперта;

— описание кейса;

— статью на основе материалов эксперта;

— или статью с комментариями эксперта.

Казалось бы — чего там сложного? Прочитал ТЗшку (если есть), накидал вопросики, иди и беседуй. А на деле получается, что подводных камней много и вообще всё может пойти не так.

Расскажу вам, как подготовиться к созвону и провести его так, чтобы чувствовать себя уверенно, собрать интересную фактуру для статьи и не бегать потом к эксперту с дополнительными вопросами.

Подготовьтесь к созвону: сформулируйте понимание задачи и изучите тему

Вся ответственность за материал — на вас. Это важная установка, которая очень поможет. Эксперт размыто ответил на вопросы — косяк автора. Эксперт не знает, о чем говорить — косяк автора. Иллюстрации говно — косяк автора. Статья водянистая и непонятно для кого написана — тоже косяк автора. Не подумайте только, что я не люблю копирайтеров — совсем наоборот!

Если автор берет всю ответственность на себя, то в процессе общения с экспертом у него не будет желания сложить лапки и поплыть по течению.

Чтобы все получилось тип-топ, вы должны знать, как вести разговор, задавать вопросы, уточнять, информацию. Эксперт не должен думать, как бы ему поподробнее ответить — это ваша задача вытащить из него информацию.

Если вам кажется, что эксперт несет какую-то дичь, то это не он несет дичь, а вы не можете помочь ему донести мысль.

Составьте понимание задачи. Я понимаю, ребят, это банально и на зубах завязло — и всё равно все путаются. Нужно определить ЦА, сформулировать цель и задачи текста.

  • Целевая аудитория текста — люди, которым статья принесет пользу. Разберитесь, кто они и что знают о предмете обсуждения. Узнайте, что им важно и какие у них есть проблемы. Они новички или профессионалы.
  • Полезное действие — это изменения в жизни представителей ЦА, которые прочитают текст. Что нового они узнают или запомнят, какое действие совершат.
  • Задача — то, что мы делаем текстом, чтобы добиться поставленной цели. О чем говорим, а о чем — умалчиваем. Какое действие предлагаем совершить.

Например, нужно написать статью «Анализ процессных метрик в подходах Agile». В зависимости от аудитории будет кардинально меняться «мясо» текста. Если это статья на Хабр, можно рассказать, как измерять пропускную способность и время цикла на кумулятивной диаграмме потока. А если нужно опубликоваться на Vc.ru, лучше сначала рассказать, что такое Agile, какие бывают подходы и зачем нужны метрики.

Для примера оставим хабр — сайт для айтишников.

Аудитория: тимлиды, которые руководят командами из программистов, аналитиков, тестировщиков и других работников кодового фронта.

Полезное действие: им нужно организовать сотрудников, чтобы те не выгорали и быстро работали.

Задача: рассказать, какие есть метрики процесса в Agile, что можно ими измерить, как это анализировать и чем это поможет работе команды. А заодно — продемонстрировать, что есть удобный сервис, в котором можно вести производственный процесс, а он сам все метрики выстроит и останется только скачать графики.

Разберитесь в теме. Не полагайтесь на то, что эксперт вам всё расскажет, разжуёт и на блюдечке положит. Постарайтесь самостоятельно покопаться в теме, чтобы говорить с ним на одном языке.

Лучше читать не только SEO-статьи из поисковика, но и экспертные публикации, интервью или даже ветки форумов. В общем, живой контент, где люди высказывают мнение и приводят примеры использования. Если у эксперта уже есть интервью или статьи на вашу тему — нужно прочитать их все.

Если в источниках нет информации, она неполная или устаревшая — это вообще огонь! 🔥 Теперь у вас точно будут интересные вопросы для эксперта.

Узнайте компетенцию эксперта. Прочитайте материалы о нем, выясните, чем он занимается и в чем силён. Это поможет выбрать именно те вопросы, на которые он сможет ответить.

Уточните, как эксперт относится к правкам. Кто-то проверяет фактуру, а кто-то требует переписывать текст. Есть люди, которые очень не любят, когда нарушают их неповторимый стиль речи. Бывают и персонажи, которые любят канцелярские обороты и считают их более солидными.

<p>Коммент с полей какого-то редакторского гуглдока</p>

Коммент с полей какого-то редакторского гуглдока

Если спикер будет править факты и уточнять высказывания — это ок. Но если он начнет ковыряться в стилистике и пытаться всё переписать — его можно деликатно остановить. Например, любителю канцелярита можно сказать, что некоторые выражения запрещены редакционной политикой. Только не забудьте это дело «согласовать с вышестоящими структурами», чтобы не попасть впросак 😝

Продумайте выход из проекта. Заранее продумайте, что будете делать, если вашему эксперту не понравится материал. Тут есть три путя:

— ковыряться, пока результат не устроит всех;

— убрать имя эксперта;

— зарубить материал.

Только не надо в начале созвона говорить что-то типа «чуваааааак, вдруг у нас ничего не получится, давай обсудим заранее, что тогда делать». Это дичь, эксперт не должен это обсуждать и размышлять, что вам делать в таком случае. Можно договориться, например, так:

— Мы с вами сотрудничаем впервые, есть вероятность, что вам не понравится результат работы. Я постараюсь сделать всё, чтобы этого не случилось, но на всякий случай расскажу, как наша редакция поступает в таких случаях.

Если сразу уточнить этот деликатный момент, собеседники будут более расслабленными, а работа — предсказуемой.

Составьте список вопросов для эксперта

Правильные вопросы помогут написать крутую статью с экспертом. Даже если аудитория статьи — профи, а вы только начинаете разбираться в теме.

Постройте вопросы от общего к частному. Начать можно с вопроса «что это за шляпа?», а закончить тем, как она работает в данном конкретном случае.

Сформулируйте открытые вопросы — то есть те, на которые нельзя ответить «да» или «нет». Такие вопросы помогают вытащить из собеседника ценную информацию. Пусть он много говорит, а вы внимательно слушайте.

— Agile это подход к управлению проектами, основанный на гибкости, сотрудничестве и адаптации к переменам?

— Ну да…

— Что такое Agile?

— О, сейчас расскажу! Слушайте…

Вот список базовых вопросов для созвона с экспертом, сохраните его себе в док, дополняйте и пользуйтесь на здоровье.

О целевой аудитории

Для кого статья? Это спецы или новички? Какой у них опыт?

Какая у них проблема? Почему у них такая проблема? Откуда это известно?

Что им важно в теме статьи? Почему им это важно?

Что им неважно? О чем можно умолчать? Почему так?

Чего они боятся? Что может их оттолкнуть? Как их успокоить?

Что вызывает у них доверие, а что — недоверие?

Какую главную мысль эксперт хочет донести читателю? Почему именно её? А что будет если не донести?

О полезном действии

Зачем читателю наша статья? Какую его проблему она решит?

Что мы скажем такого, чего еще не говорили до нас?

В чем польза статьи? Почему её захотят читать?

На что ещё нужно обратить внимание?

О материале статьи

Зачем нужна эта шляпа (продукт, услуга, явление)? Какую проблему она решает?

Как она работает? Какую задачу выполняет?

Какие у неё основные функции? А вспомогательные? Чем они полезны?

Почему так?

Где эта шляпа (продукт, услуга, явление) не работает или работает плохо? Почему? Что с этим делать? Как люди на это смотрят?

Как мы делали раньше? Почему?

Как делаем сейчас? Почему?

Что планируем сделать? Почему?

Как внедрить эту шляпу (продукт, услугу, явление) с нуля? Почему именно так?

Что вы сами думаете по этому поводу?

Да и еще: очень не советую вам соглашаться на письменное интервью или аудиосообщения в тележеньке 🙈🙉

А спикеры частенько выбирают письменное интервью. И я их понимаю — есть время поразмыслить над ответами, все выверить. Но на практике получается наоборот: «выверенные» фразы звучат размыто и непонятно, а в ответах куча лишних деталей. В этом формате вы не сможете задать уточняющие вопросы, направить разговор в нужное русло и раскрыть тему. И вообще эксперт может все неправильно понять.

Только общение лицом к лицу! Круче созвона — разве что очная встреча за чашкой кофия, но в нашем онлайновом мире это большая роскошь ☕

Если по-другому никак не получается и будете проводить интервью в записи, дам два совета:

— заранее договоритесь, что сможете уточнить непонятные моменты по телефону или в переписке;

— обсудите сроки, в которые эксперт подготовит ответы.

Заранее согласуйте с экспертом детали созвона

Бывает, что автору не нужно ничего согласовывать. Например, если он работает в редакции, за него уже договорились и сказали ему, когда пришлют ссылку на видеоконференцию. Если вы всю жизнь планируете работать в таком формате, пропустите эту главу.

Но лучше прочитайте — пригодится 😉

Согласуйте формат. Уточните с экспертом, что вы будете писать — интервью, экспертную статью, комментарий или, например, кейс. Это поможет избежать недопонимания и проблем с согласованием. Например, он будет думать, что вы пишете интервью, а вы сделаете экспертную статью без прямой речи и цитат эксперта. В этом случае эксперту достанется меньше внимания, и если не уточнить заранее — он останется недоволен.

Согласуйте тему. Объясните спикеру цель интервью и отправьте гуглдок с вопросами. Так он сможет продумать ответы и раскрыть тему. Вы же не хотите застать человека врасплох или получить односложные ответы? 🙂

Договоритесь о времени. Постарайтесь организовать созвон так, чтобы не выйти за рамки оговоренного времени: если час — значит час и не больше. Уставший человек небрежно отвечает, может быть раздраженным и торопливым. А оно вам надо?

Заранее уточните, как сохранить запись. Разберитесь в технических деталях записи в вашем сервисе видеоконференций.

Проведите интервью, как крутой редактор 😎

Кажется структура всех созвонов одинаковая: поздоровались и задавайте вопросы на здоровье. Но если это четвертый или пятый созвон за день — можно что-то и напутать. Поэтому держите чек-лист писцовых советов 🤗

Представьтесь. Канеш, если вы уже знакомы — то не надо. Но если вы созваниваетесь впервые, нужно рассказать, кто вы и где работаете, даже если переписывались до этого. Не факт, что вы у эксперта один такой красивый, он не обязан помнить вас по аватарке из соцсетей.

Напомните о формате и теме статьи. Даже если обсуждали заранее — всё равно напомните. И убедитесь, что он правильно понимает, как будет выглядеть статья.

Расскажите организационные моменты. Если работаете со спикером впервые — важно снять возможные страхи и объяснить, как вы будете работать. Объясните, как будете согласовывать текст, где и когда он будет опубликован.

Не читайте вопросы с бумажки. Список вопросов — это каркас, который нужен, чтобы не забыть важных моментов и не дать собеседнику уйти от темы. Держите его перед глазами, но не привязывайтесь к нему. Ответы эксперта могут натолкнуть вас на новые вопросы, которые глубже раскроют тему. В непринужденном разговоре можно узнать больше интересных деталей.

Не помогайте с ответами. Если собеседник замолчал, дайте ему время подумать, не спешите вставлять реплики и подсказывать ему. Обычно ответы на вопросы, после которых следует долгое молчание — самые клёвые и интересные.

Не стесняйтесь «глупых» вопросов. Непонятно — переспросите. Если надо, пять раз переспросите. Попросите переформулировать. Не пытайтесь быть всезнайкой в глазах собеседника.

Отмечайте тайминг. Держите под рукой ручку и блокнот и отмечайте время, когда эксперт говорит что-то важное — так вам не придется потом переслушивать всю запись.

Спросите, как представить эксперта. После интервью обязательно спросите, как представить эксперта в статье. Даже если думаете, что знаете, как. Вы можете ошибиться, исказить должность или профессиональные компетенции, и это будет неприятно.

Доработайте и опубликуйте статью

На этом этапе я вам помогу. Присылайте мне запись вашего созвона — и я совершенно бесплатно расшифрую ее в текст, проставлю абзацы и знаки препинания. И, конечно, я отмечу, где говорите вы, а где — ваш собеседник.

<p>Неважно, сколько вы наговорили по времени — я могу обработать даже многочасовую запись. И да, можете сколько угодно говорить на профессиональном жаргоне, я все разберу 😇</p>

Неважно, сколько вы наговорили по времени — я могу обработать даже многочасовую запись. И да, можете сколько угодно говорить на профессиональном жаргоне, я все разберу 😇

Отредактируйте текст. Сначала придумайте структуру — не нужно вываливать всё в хронологическом порядке. Ну, а дальше идёт обычная копирайтерская работа: убираем лишнее, оставляем нужное.

В прямой речи эксперта стоит оставить речевые особенности — характерные слова, обороты и синтаксис. Если пишете статью на основе интервью, речевые особенности нужно удалить.

Отправьте текст на согласование. По секрету вам скажу, что ни в журналистике ни в контент маркетинге вы не обязаны этого делать. Человек знал, что говорит под запись и его слова опубликуют. Но это хороший тон и если сделать всё правильно — материал от этого только выиграет.

Друзья, давайте обсудим, какие ещё бывают нюансы на созвонах с экспертами? Поделитесь в комментариях вашим опытом и знаниями!

1818
4 комментария

Статья кульная, у меня есть проблема другого типа, готовлюсь к созвонам и всё вроде бы хорошо, но как только начинаю говорить с экспертом, начинаю очень сильно нервничать( Как с этим бороться?

1

Я же робот, на этом полномочия как бы всё )
Волнения это не ко мне )

1

Вопросы —- гуд! Сохраняю

1

Типа таких вопросов задаю: Что собирались сделать? Почему это важно? Что получилось? А что-то есть, что не получилось и почему? А как надо было? К чему пришли? Какой вывод сделали? Что другим порекомендуете?

1