HRTech или EdTech — кто правит балом?

Я делаю Teachbase уже более 10 лет. Teachbase — технологический продукт в области образования и развития. Мы начинали как сервис для автоматизации корпоративного обучения, но со временем стали покрывать все более широкие задачи. С нашей помощью партнеры строят корпоративные университеты и запускают на платформе большие B2C-проекты в области обучения клиентов, партнеров, населения.

Кстати, активнее о личном опыте в бизнесе рассказываю в своем телеграм-канале. Подписывайтесь, если материал показался интересным.

Логично, что все эти годы нас причисляли к рынку EdTech-проектов. Но до недавнего времени я думал иначе: буквально ходил и объяснял людям, что мы — не EdTech-, а HRTech-проект. И оказался не прав. Взгляните на картинку ниже.

Не претендую на покрытие всего рынка решений, но думаю все-таки основных по выручке указал. Важно: это именно <b>платформы</b>, так или иначе вовлеченные в процесс обучения, не те кто сам кого-то учит
Не претендую на покрытие всего рынка решений, но думаю все-таки основных по выручке указал. Важно: это именно платформы, так или иначе вовлеченные в процесс обучения, не те кто сам кого-то учит

Дело в том, что есть одно общепринятое разделение: рынок HRTech покрывает все B2B-решения для обучения и менеджмента персонала в рамках организаций, буквально HRM, Human resources management. В то время как EdTech — это образовательные B2C-решения очень широкого спектра. Это важно проговорить в начале, ведь именно с этой установкой я жил довольно долгое время.

Дело в том, что особенность HRM-продуктов, в том числе LMS такова, что на определенном этапе платформы обрастают дополнительным функционалом и становятся шире рынка, на который изначально выходили. В нашем бизнесе есть одна важная особенность: вектор развития формирует клиентская база. И когда клиентская база растет, бизнесу приходится расширять функционал под потребности этих самых клиентов. Таким образом, на определенном этапе развития становится очевидно, что возможности ряда продуктов выходят за рамки лишь корпоративного обучения. С Teachbase было именно так.

В этом тексте я попытаюсь проследить траекторию развития HRM-продуктов и ответить на вопрос, как менялся (и менялся ли?) вектор развития основных игроков и почему некоторые продукты стали шире, чем просто HRTech.

Как рынок HRM решений пришел к тому, что есть сейчас

Все сервисы, создававшиеся как платформы для обучения и развития, стартовали с похожих позиций, но проходили принципиально разные пути. Все, кроме GetCourse. Ребята изначально делали платформу для собственных обучающих проектов, но продукт оказался настолько крутой, что они стали продавать софт и помогать строить образовательные сервисы партнерам.

Восхищаюсь GetCourse и тем, как они приоритезируют фичи, очень твердо зная, чего сами хотят, и отбрасывая возможные рыночные потребности. По факту, занимают абсолютно монопольное положение.

  • Moodle. В первую очередь решение создавалось под ВУЗы и в этом ключе всю жизнь и развивается. Использование Moodle в корпоративной среде скорее необычно. Особенность этого решения в том, что оно бесплатное в базовой версии. Стоимость доработки высока, но в вузах доработкой часто занимаются сами студенты. А интеграции платформа поддерживает фактически со всеми необходимыми сервисами. Короче, самое то для учебных заведений, но сурово с точки зрения дизайна, приложения.
  • iSpring. Сегодня — очень важный игрок на глобальном рынке автоматизации корпоративного обучения. Компания начинала свой путь как инструмент для создания и редактирования курсов, а сегодняшний продукт — логичное продолжение редактора. Ведь если контент создан, нужна платформа для того, чтобы его где-то смотреть. Так как конструктор используется в первую очередь специалистами по обучению: методистами, пед-дизайнерами — развитие у платформы идет соответствующе. Основной вектор развития LMS-платформы — корпоративное обучение. Хотя сейчас мы все чаще встречаем инструменты iSpring именно в образовательной среде. Кстати, было бы очень интересно узнать соотношение бизнеса платформы и конструктора в текущем обороте коллег.
  • Motivity. Ребята строят в большей степени платформу для внутренних коммуникаций, где обучение составляет важную часть. Развивают своего рода «корпоративный портал» — место, где собираются сотрудники компании.

Остальные более молодые продукты: Websoft, Mirapolis, Knomary, Эквио — четко стартовали с корпоративных университетов. Весь функционал сервисов как бы органично «прирастал» к основной цели продукта — обучению человека внутри компании. Все дело в том, что компаниям, которые тратят средства на развитие человека, необходимо бюджетировать обучение, оценивать персонал, нанимать и тд. Все эти задачи решаются расширением функционала платформ. Постепенно решая эти и другие боли, которые как раз свойственны уже решениям класса HRM, продукты принимали сегодняшний вид.

Какое же место на рынке занимает Teachbase

Тут могу сказать, что недавно для меня случилось знаковое и фактически эпохальное событие в истории развития нашей платформы: из описания компании на сайте ушло слово «сотрудники».

Я начал текст с того, что долгое время мы позиционировали себя как инструмент для обучения сотрудников. Теперь мы осмотрелись и осознали, что сотрудники — лишь часть нашего фокуса. Это осознание пришло к нам примерно в феврале. Несмотря на то, что 70% текущих клиентов — это корпоративное обучение (корпоративные университеты), уже значительная часть проектов создана под решение гораздо более широких задач. Например, одни наши клиенты обучают сеть партнеров и прокачивают таким образом отрасль в целом. Другие — школьников и студентов, пополняя таким образом кадровый резерв. А третьи строят на нашей платформе образовательные сервисы B2C-сегмента по примеру Skillbox. Так фокус развития нашего продукта стал шире рынка HRM и мы вышли за границы HRTech. Сейчас наша задача — давать рынку именно решение для обучения, многоформатное, гибкое. Нашим фокусом стал процесс обучения.

Вывод

Все игроки на нашем рынке рано или поздно сталкивались с расширением функционала. Каждый на своем этапе, но причина была одна: удовлетворяя потребности партнеров, приходилось расширять функционал.

Партнеры у всех были разные, потребности, очевидно, тоже. И согласно этим потребностям клиентов и запросам игроки развивались и становились шире своей первоначальной задачи. Кто-то развивался и продолжает развиваться в области решений по HR автоматизации, выбирая и приоритизируя обновления в пользу улучшений для обучения и менеджмента персонала. Мы пошли чуть другим путем. В какой-то момент увидели, что функционала достаточно для решения абсолютно любых задач в области имено ОБУЧЕНИЯ. Честно могу сказать: это не осознанный выбор. Мы просто вдруг нашли себя в этом качестве.

Но можно ли в рамках одного решения сделать все? А главное — нужно ли? Об этом я порассуждаю в отдельной статье.

66
Начать дискуссию