{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Уволил сына, удалил отчёт, отключил уведомления. Четыре истории о цифровизации в enterprise-компаниях

Оцифровать бизнес — дело полезное, но не всегда безобидное. Расскажу вам, как мы нарушили покой любимых крупных клиентов, но потом всё исправили. А после всех историй дам советы, как правильно перевести компанию «на цифру».

Всем привет! Меня зовут Юлия Пуртова, я директор по автоматизации в компании «Первая Форма». Мы разрабатываем BPM-систему, которая автоматизирует любые бизнес-процессы крупных компаний: ЭДО, CRM, управление проектами и многое другое.

На VC.ru я уже писала, как мы упростили жизнь нашим финансистам. А теперь хочу поговорить о крупных компаниях, офисы которых ещё недавно были заставлены коробками с документами и прочими остатками нецифровых процессов.

P.S. Со многими мы работаем под NDA, поэтому названия компаний я озвучить не могу. Но общие ситуации постараюсь описать максимально понятно.

История первая. Загадка пропавшего отчёта

Это случилось за пару дней до Нового Года, в день корпоратива у одного нашего клиента. Руководитель проекта написал нам, что кто-то удалил из его «Первой Формы» очень важный отчёт, а внутреннее расследование в тупике — никто не признаётся.

Можно было бы в усах и с блокнотом поехать к ним в офис, но наша игра в Пуаро закончилась тем, что мы подняли логи системы — «Первая Форма» фиксирует все действия пользователей для большей безопасности и прозрачности. История показала, что отчёт удалил один из менеджеров. Логирование снова спасло — благодаря ему файл получилось восстановить.

В системе фиксируется точное время изменений и размер каждой версии файла

Вывод: сначала отправьте годовой отчёт, потом идите на корпоратив. Не перепутайте последовательность.

История вторая. Гиперконтроль в духе Оруэлла

Один наш клиент производит бытовую химию и косметику. «Первую Форму» его сотрудники используют для координации продаж, согласования договоров, планирования платежей и прочей работы, в которой задействованы офисы и заводы из разных регионов.

Казалось бы, BPM-система должна была помогать им в работе, но она её усложнила. Гендиректор решил, что они выстроят все процессы сами, без обучения вендора. Процессы в системе они настроили, а аналитика, уведомления и обучение сотрудников выпали из фокуса внимания — директору и администраторам всё казалось очень понятным и очевидным.

Кроме того, в систему внедрили штрафы за просроченные задачи и, что самое важное, несданные отчёты. Сотрудникам приходилось формировать их вручную и отправлять десятки в день — такая в компании была выстроена система отслеживания результатов.

Из-за этого «Первая Форма» наполнялась неструктурированными задачами, сотрудники тонули в уведомлениях, а руководители так не хотели сидеть над отчётами, что штрафы в системе доходили до максимума.

Вот что бывает, когда приходят все виды уведомлений

Сотрудники боялись работать в системе, и из-за этого вели все дела в Telegram. Конечно, в потоке сообщений часто теряли документы и договорённости, а эффективность страдала.

Кроме того, у компании было много выездных специалистов, которые тоже должны были отчитываться по выполненным задачам, но доступа к системе «с полей» у них не было — сисадмины не настроили необходимые доступы для мобильного приложения.

В итоге директор признал ошибку и пришёл за помощью. Вот, что мы изменили:

  • настроили уведомления по ролям — теперь сотрудники получают в 10 раз меньше уведомлений;
  • дали советы по управлению проектами и задачами — теперь процессы удобные, поиск работает эффективнее, а система корректно анализирует информацию;
  • настроили автосоздание и автоотправку регулярных отчётов — система формирует их сама из занесённых данных, специалисты экономят до 2 часов в день, ну и гендиректор спокоен;
Если вы готовите отчет каждую неделю, то можно настроить повторяющуюся задачу, чтобы об этом напоминала система
  • настроили мобильное приложение «Первой Формы» — с его помощью мерчендайзеры могут работать с задачами, просматривать документы, размещать заказы, созваниваться с коллегами в офисах по ВКС и делать всё то же самое, что и с десктопа.

Вывод: всегда нужно ставить себя на место пользователя, ведь его удобство — залог эффективной работы.

История третья. Не та антилопа: вместо денег — уведомления

Один наш клиент работает на «Первой Форме» уже десять лет. В ней автоматизированы все его бизнес-процессы, и по многим из них система присылает уведомления.

Собственно, это и стало проблемой. Руководители решили, что линейные специалисты должны быть в курсе всего, что касается их клиентов, даже если конкретный сотрудник к процессу не относится.

Система превратилась в тревожную Золотую антилопу, которая на любые действия забрасывала сотрудников сообщениями о новых комментариях, документах на согласование и приближающихся или пропущенных дедлайнах.

Сориентироваться в потоке было сложно. Важные уведомления терялись, команда пропускала сроки и подводила заказчиков. В общем, нас позвали навести порядок, пока сотрудники не перешли с валерьянки на что покрепче.

Изучив сценарий работы, мы откорректировали процессы в системе:

  • помогли настроить маршруты так, чтобы сотрудники своевременно подключались к задачам и выходили из них;
  • очистили ленты от информационного шума и сократили количество уведомлений в пять раз;
  • сделали новый дизайн карточек задач — в них стало меньше полей, специалисты стали быстрее их заполнять и лучше ориентироваться в атрибутах;
Так выглядит новая форма
  • для каждой роли сделали дашборд, который отображает именно то, что нужно сотруднику для выполнения ежедневных задач.
Дашборд отдела на примере нашей команды разработки

Вывод: много знать — хорошо, но в меру. Иногда стоит сказать «Довольно!» и отключить половину пушей.

История четвёртая. Как гендиректор уволил сына

Несколько лет назад мы внедряли BPM-систему в крупной компании-производителе мебели. Они надеялись, что BPM-система просто поможет им ускориться, ведь все процессы у них выстроены отлично. Гендиректор увлекался IT-подходами и привнёс в компанию Kanban до популярности Trello на наших просторах.

Мы внедрили «Первую Форму», настроили процессы и аналитические инструменты. Сотрудники всё использовали, им всё нравилось и некоторые процессы действительно ускорились. Но вскрылась и проблема — многие согласования неделями застревали на финансовом директоре, сыне генерального.

Отец хотел, чтобы сын впоследствии возглавил компанию, но у парня были другие планы. Сознательно он никому не вредил, просто не любил работать.

Отследить продолжительность этапов в системе можно с помощью Истории переходов и Таймлайна

Недавно я разговаривала с руководителем проектов, который ведёт этого клиента в нашей команде. Отец всё-таки уволил финансового директора, решив, что для бизнеса и заказчиков так будет лучше. А «Первая Форма» всё ещё помогает им контролировать процессы, отслеживать статусы и анализировать результаты.

Вывод: не работайте с родственниками. Или хотя бы контролируйте их.

Вместо выводов: как пользоваться BPM-системой, чтобы она приносила пользу

  • При внедрении новой системы проводим масштабную работу с сотрудниками, чтобы те быстрее привыкли и не стремились вернуться к старым инструментам.
  • Регулярно обучаем команду новым функциям и проверяем знания, чтобы система приносила им большую пользу.
  • Рассказываем обо всех возможностях настройки и кастомизации — например, в «Первой Форме» можно включить только определённые типы уведомлений, или настроить визуальные представления таблиц по вашему вкусу с помощью low-code.
  • Следим за новыми версиями BPM-системы и вовремя обновляемся, чтобы пользоваться всеми фишками. Обо всех новых функциях мы рассказываем в регулярных дайджестах с подсказками: иногда это что-то глобальное, а иногда — просто приятные детали вроде реакций на комментарии 😊.

  • Прорабатываем ролевой доступ к возможностям системы, чтобы видеть только нужное для работы.

Буду ждать ваших комментариев! Спасибо, что читаете 🖤

0
24 комментария
Написать комментарий...
Бабулин пирожочек

Бедные сотрудники в уведомлениях. Простите, сложно было удержаться!)

Ответить
Развернуть ветку
MadeTask - выплаты по миру

Единственные уведомления, которые хотят получать сотрудники от работодателя, - сообщения о поступлении траншей на карточку

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Пуртова
Автор

Это само собой разумеющееся, но быть в курсе событий по своим проектам лишним тоже не бывает)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Андрей

Может администрации просто перебранить всех кто зарегался в январе? Все равно это все GPT боты

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Пуртова
Автор

Зачем же банить? В любом случае за аккаунтом стоит человек, GPT без промпта и предварительного обучения работает очень не очень)

Ответить
Развернуть ветку
Мария Ковалева

Господи, история про гиперконтроль просто кошмар. Будет круто, если в будущих статьях расскажете, какие в принципе возможности для детальной аналитики есть в системе. А то заинтриговали и не рассказали, как удалось такое условие соблюсти

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Remizov

Интересно что вы пишете только в темах "первой формы"..

Ответить
Развернуть ветку
Sasha Step

Ну забыла девушка перелогиниться. че вы прям сразу?

Ответить
Развернуть ветку
Мария Ковалева

Ну вообще я больше любительница дтф, на vc захожу для прокачки рабочей насмотренности. Если статья цепляет обложкой и лидом - захожу, читаю и комментирую. Если нет - иду мимо. Тут вполне остроумный автор, скрины стильные, мемы смешные. А так на vc вон еще сегодня много читала про сгоревший склад (очень бизнесовая тема), про ломбард и про машины на рынке, чтобы отцу потом пересказать

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Пуртова
Автор

Можно подумать, а пока у меня там есть ещё две статьи, как раз про всякие дашборды)

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия Котлякова

«Сознательно он никому не вредил, просто не любил работать» — понимаем, понимаем 😂

Ответить
Развернуть ветку
Налейте кофе и отойдите

Работать с родственниками — отвратительная идея! Вот ещё одно подтверждение))

Ответить
Развернуть ветку
Артем Шатов

Очень хорошо понимаю ощущения сотрудников из примера с вагоном уведомлений.

Я злостный противник каких-либо уведомлений. У себя в ЦРМ отключил все уведомления. Работаю только по списку задач, задачи создаются автоматически(для приоритетных клиентов задачи идут с коротким дедлайном, для нудных до нескольких часов). Переход от задачи к задаче автоматизирован системой ЦРМ по нажатию кнопочки "Следующая задача".

Переход от уведомлений к линейной системе выполнения задач в црм дался тяжело, но зато после привыкания продуктивность повысилась в разы. Меня не пугает большой разовый наплыв входящих обращений от клиентов. ЦРМ подскажет кому раньше ответить, а кому позже, и не дает мне отвлекаться на другие обращения, пока не дойдет до них очередь.

И отчеты все должны быть автоматизированы. Вручную в экселе собирать отчеты это прошлый век!

Ответить
Развернуть ветку
Alon Raven

На счёт отчётов. Смотря какой размер компании и какой размер отчёта. Мне, например, понравилось как в Ренессанс Банке создали систему. Она дублированная. Первая автоматическая, которая сразу попадает на все сервера и тд. Вторая заполняется вручную, но там всего несколько колонок, где надо проставить количество "проданных продуктов". Таким образом двойная проверка. Во-первых, нет ли ошибки в базе (хотя, зачастую, ошибка не в ней, а в прокладке, ошибочно именуемой сотрудником банка). Во-вторых, проверяется знание сотрудником продуктов. Ведь если не понимает что даёт тот или иной продукт, то он может защиту вписать в страхование. И это реальный случай. При этом такой ручной отчёт занимает минут 5. 4 из которых - зависший комп.

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Пуртова
Автор

У нас для срочных уведомлений есть ещё функция вопроса - она помечает комментарий красным для адресата, мы её очень любим

Ответить
Развернуть ветку
Alena B

Про исчезнувший отчёт прям в самое сердечко))) Было что-то похожее на старой работе

Ответить
Развернуть ветку
Бабулин пирожочек

Ой... Отчёты, отчеты, ещё больше отчетов богу отчётов!!!!111 Хорошо, когда они по делу и не вручную. Потому что бывало как в тексте. Вспоминаешь и слезинка по щеке, не шучу!)

Ответить
Развернуть ветку
Lena Lutovinova

В третьей истории можно попросить руководителя включить уведомления на ВСЕ чаты и каналы в телеграме. Тогда он всю боль поймёт!

Ответить
Развернуть ветку
Виталина

Как вы додумались до антилопы хахаха))

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Remizov

Еще один аккаунт который на vc только Первую форму знает

Ответить
Развернуть ветку
Alon Raven

Да я смотрю под не популярными "блогерами" ботов (мультов) больше, чем реальных людей.

Ответить
Развернуть ветку
Адель Рахматуллин

А что стало с менеджером который отчет удалил?

Ответить
Развернуть ветку
Noi.se

А это уже совсем другая история...

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Дриелов

Здесь должна быть ссылка на закрытый тг-канал

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
21 комментарий
Раскрывать всегда