{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Доставка и все, что с ней связано

Мы могли долго распинаться о том, какую роль в нашей жизни играет доставка. Как на ее развитие повлияла пандемия и т.д. Но какой в этом толк.

Лучше посмотрите на цифры. Или на графики, если не любите цифры.В период с 2019 по 2022 г. глобальные доходы от доставки еды подскочили на впечатляющие 133% и достигли 770 млрд долл. Statista ожидает, что в 2023 г. рост составит 20% по сравнению с прошлым годом, а выручка вырастет до 910 млрд долларов.

Статистика показывает, что более одной трети общих доходов в 2023 г., или 354 млрд долл. США, приходится на Китай, крупнейший в мире рынок доставки еды. Далее следуют США с доходом от онлайн-доставки еды в размере 231,3 млрд долл. Далеко позади следуют Великобритания, Южная Корея и Япония с доходом в 39 млрд долл., 38,3 млрд долл. и 35,2 млрд долл. соответственно. Statista ожидает, что к 2027 г. два крупнейших рынка будут получать почти две трети мировых доходов от онлайн-доставки еды.

Другой яркий пример — виртуальное здравоохранение. По данным PR Newswire, мировой рынок доставки медицинских услуг к 2027 году достигнет 80,5 млрд. долл. и будет расти на 28%. Что касается курьеров и служб местной доставки, то, по данным IBISWorld, в 2021 году выручка этой отрасли в США составила 118 млрд. долл.

Кто вообще пользуется приложениями доставки?

Я пользуюсь. Мои друзья, коллеги. Весь мир. Но по факту всех можно разделить на 3 группы:

  • поставщики продуктов (магазины, рестораны, склады)
  • потребители
  • курьеры

Последние – самые интересные. Их еще называют двигателями «гиг-экономики». Это независимые подрядчики (например, водители, велокурьеры), которые работают неполный рабочий день и сами определяют время своей работы.

Многие работники «гиг-экономики» трудятся в компаниях, предоставляющих услуги высокого спроса, таких как Uber (18% от общего числа занятых в «гиг-экономике»), PeoplePerHour (12%), Deliveroo (12%) и Fiverr (10%).

Гиг-экономика – это разновидность фриланса (слово «гиг» пришло из мира джаза и означает «выступление», разовую подработку)

Гиг-экономика становится основным видом деятельности. По данным Statista, в 2019 году в США насчитывалось 15 млн. случайных независимых работников, по сравнению с 12,9 млн. в 2017 году. Несмотря на то что гиг-работники оказались в числе наиболее пострадавших от вспышки COVID-19, гиг-экономика будет продолжать развиваться. По данным Mastercard, сегодня число гиг-работников в мире достигло почти 80 млн человек.

Почему же приложения доставки так всем нравятся?

Что обычно заказывают в доставке?

Медицинские товары

Медицинские приложения, работающие по запросу, обеспечивают связь пациентов с врачами. Они позволяют пользователям получать полноценную консультацию с помощью смартфона в любое время и в любом месте круглосуточно и без выходных.

Транспорт и логистика

Это известные вам Uber Freight и Uber DELIVER или Яндекс Доставка, которые позволяют получить услуги по грузоперевозкам и доставке посылок в любое время. Почему они так популярны?

  • Перевозка грузов/посылок разных размеров без предварительных заказов
  • Отслеживание в режиме реального времени
  • Прозрачное ценообразование
  • Возможность обмена сообщениями с поставщиком услуги
  • Быстрые безналичные платежи

Мы уже просто не мыслим себя без заказа такси через приложение. Оказываясь в стране, где таких услуг нет, чувствуешь себя незащищенным и с ограниченными возможностями. Перечислять примеры можно долго: Uber, Яндекс в странах СНГ, BiTaxi в Турции, а еще Lyft, Juno, Flywheel Taxi и многие другие. За что мы так их любим?

  • GPS-навигация и навигация по карте – вы никогда не заблудитесь
  • Возможность находить ближайшие такси и экономить время
  • Возможность разделить поездку, поделиться данными, заказать для другого человека
  • Общение между водителями и клиентами в приложении
  • Система обратной связи, позволяющие водителям и клиентам делиться оценками и отзывами
  • Прозрачное ценообразование

Бытовые услуги

Это идеальное решение для тех, кому требуется помощь в уборке или любой другой работе. Они не так развиты в странах СНГ. Но во всем мире уже пользуются услугами клининга или «мужа на час» через такие приложения, как TaskRabbit, Handy, Merry Maids, Homejoy и Slate.

Каршеринг и прокат автомобилей

Сегодня отсутствие личного автомобиля – больше не проблема. Благодаря таким службам проката, как Turo, Avis Car Rental, Zipcar и easyCar, вы можете:

  • Выбрать любой доступный автомобиль
  • Забронировать машину на час или день
  • Получать помощь на дорогах 24 часа в сутки 7 дней в неделю
  • Запросить доставку или выгрузку

Практически те же услуги вы получаете, если пользуетесь автомобилями каршеринга, например Anytime, Hello, Belcar, Яндекс Драйв и другими. У вас не болит голова об обслуживании или оплате парковочных мест. Вы просто открываете приложение, ищите ближайшее авто и используете его, чтобы добраться из пункта А в пункт Б.

Цветы и подарки

Слышали про Uber flowers, UrbanStems, Flowwwow, Gyft или Giftagram? Это палочка-выручалочка для тех, кто забыл или не успел купить подарок, цветы, тортик. Закажи, и получателю в течение короткого времени привезут все прямо к порогу. Какие есть бенефиты?

  • Много поставщиков услуг, а значит широкий ассортимент доступных товаров
  • Доставка в любое удобное время
  • Прозрачное ценообразование

Продукты питания

Доставка продуктов или еды в любое время и в любое место – это не новость. К числу лучших приложений для доставки еды относятся Uber Eats, Instacart, Grubhub и Doordash, Яндекс Еда, Wolt и десятки других.

Бенефиты здесь не только для пользователей, которые, не выходя из дома получают любимые ресторанные блюда. Но и для владельцев заведений, которые увеличивают число заказов на вынос.

Какие есть бизнес-модели on-demand экономики?

Enterprise to Person (E2P) / Business to Consumer (B2C)

B2C-приложения помогают клиентам и поставщикам заключать сделки. Примеры: McDelivery, Booking.com, Starbucks. Так Starbucks Online позволяет заказывать и оплачивать кофе заранее, избегая очереди. Еще примеры данной модели: UberEats для заказа еды, Amazon для покупок и доставки товаров.

Enterprise to Enterprise (E2E) / Business to Business (B2B)

B2B-приложения служат для взаимодействия между компаниями и обеспечивают глобальные транзакции. Примерами являются Cargomatic, Eventio и Catalant.

Cargomatic – это платформа, которая облегчает грузоперевозки для предприятий, соединяя компании, нуждающиеся в перевозке грузов, с грузовладельцами, предоставляя им доступ к свободным грузовикам и водителям.

Eventio – приложение, помогающее компаниям и частным лицам находить подходящие места для мероприятий. Пользователи могут выбирать из списка доступных мест и заказывать дополнительные услуги, такие как охрана, кейтеринг, уборка, диджеи/группы. Приглашенные гости или широкая публика могут приобретать билеты через приложение.

Catalant – это платформа для управления проектами и наема фрилансеров. Компании могут использовать Catalant для поиска специализированных профессионалов на проектной основе, что обеспечивает более эффективное выполнение задач и управление рабочими потоками.

Также B2B-приложения можно разделить на:

Вертикальные ⇒ обслуживающие одну отрасль промышленности

Горизонтальные ⇒ обслуживающие несколько отраслей.

Person to Person (P2P) / Consumer to Consumer (C2C)

Эти приложения позволяют пользователям на платформе обмениваться товарами или услугами между собой. Здесь все пользователи равны и не считаются предпринимателями. Этот тип приложений набирает популярность, потому что помогает экономить деньги.

Успешные платформы, работающие по данной модели: BlaBlaCar, eBay и Etsy. Так BlaBlaCar помогает пользователям находить попутчиков. Они могут искать или предлагать поездки онлайн, указывая детали отправления и прибытия, типа транспортного средства, условия перевозки, количество человек. Когда вы находите подходящую поездку, бронируете место, и водитель получает контактную информацию для уточнения деталей.

Тренды в сфере заказа и доставки еды по требованию

Беспилотная доставка дронами. Например, Amazon и UPS, экспериментируют с использованием беспилотных дронов для доставки товаров.

Доставка с помощью роботов. Эксперименты проводят разные игроки рынка:

⭐ Starship Technologies разрабатывает роботов-курьеров для доставки еды и товаров на короткие расстояния. Они сотрудничают с различными ресторанами и ритейлерами.

⭐ KiwiBot фокусируется на автономной доставке еды в городских районах. Их роботы могут перемещаться по тротуарам и доставлять заказы клиентам.

⭐ Amazon внедряет роботов-курьеров под названием Amazon Scout для доставки посылок. Эти шестиколесные роботы автономно перемещаются по тротуарам.

⭐ Postmates, американская служба доставки, представила робота Serve для автономной доставки в городских районах.

⭐ Domino's Pizza проводит тестирование роботов-курьеров для доставки пиццы в некоторых регионах.

⭐ FedEx разрабатывает SameDay Bot, робота для автономной доставки посылок в коммерческих и жилых районах.

⭐ Yandex в России экспериментирует с роботами для доставки продуктов и товаров в пределах определенных городских территорий.

Доставка на самоуправляемых автомобилях. Этот тренд еще не скоро будет претворен в жизнь, потому что все подобные транспортные средства пока еще только на стадии тестирования. Но, скорее всего, доставка товаров станет одной из первых сфер, в которую их внедрят. Сейчас на рынке есть следующие игроки:Waymo, Nuro, Uber ATG, Amazon Scout, Ford, Tesla и Baidu Apollo, которые разрабатывает платформу Apollo для автономных транспортных средств и тестирует ее в различных сценариях, включая доставку.

Модели, основанные на подписке. Например, HelloFresh, сервис по доставке продуктов, который предлагает подписку на наборы продуктов и рецепты для приготовления еды. Или аналогичный ему Blue Apron. Также есть Dollar Shave Club – компания, предоставляющая подписку на бритвенные станки и товары для ухода за телом.

Увеличение количества способов оплаты. Об этом мы писали статью «Плачу, чем хочу». Читайте в нашем блоге.

Призрачные/облачные кухни. Это направление, которое развивается параллельно с приложениями для заказа, получит новый импульс в будущем. Так среди прогнозируемых трендов:

  • Создание специализированных брендов. Призрачные кухни могут фокусироваться на создании концепций, чтобы обслуживать определенные кухонные стили или продукты, например, сети, специализирующиеся на бургерах, пицце, веганской кухне и т. д. Например, Virtual Dining Concepts.
  • Открытие маленьких, высокоэффективных кухонь в стратегических местах с высоким спросом на доставку, чтобы сэкономить затраты на аренду и управление.
  • Использование данных для оптимизации меню, цен, времени выполнения заказов и прочего, чтобы лучше соответствовать требованиям рынка.
  • Внедрение автоматизированных систем, роботов и других технологических решений для улучшения эффективности процессов приготовления и доставки.

Самый популярный на сегодня пример в этом направлении – ⭐ CloudKitchens, который является платформой, предоставляющей инфраструктуру для создания и управления призрачными кухнями.

Виртуальные помощники и рекомендации на основе искусственного интеллекта. Эту тему мы также подробно рассматривали в статье «ИИ в фудтехе». Загляните в наш блог и не забудьте добавить в закладки!

Это важно! Что должно быть в приложении для заказа доставки?

Наиболее распространенная практика – создание отдельных приложений для каждого из пользователей: клиентов, курьеров и владельцев бизнеса. Давайте рассмотрим их все.

Приложение для потребителей

Регистрация. Отсюда начинается путь пользователя. Необходимо, чтобы этот экран был привлекательным и понятным. Чтобы облегчить жизнь пользователя, предоставьте возможность логиниться с помощью учетных записей Google, Apple или в социальных сетях.

Профиль. Чаще всего он содержит личные данные, информацию о любимых местах, услугах или товарах, историю заказов, сохраненные варианты оплаты, сохраненные локации.

Поиск. Результаты поиска должны содержать подробную информацию о товаре или услуге, наличие, цены, адреса и отзывы, а также детали доставки и возможные скидки.

Оформление заказа. Когда пользователь выбрал товар, он добавляет его в корзину. Предусмотрите возможность удалить товар из корзины или добавить новый, не потеряв при этом старые. Показывайте общую стоимость товаров, находящихся в корзине.

Временные слоты доставки. Показывайте доступные промежутки времени с учетом загрузки и дорожных событий, чтобы клиент мог выбрать подходящий слот, а не сидел весь день дома в ожидании.

Оплата. Как минимум пользователи должны иметь возможность оплатить заказ кредитной/дебетовой картой или наличными. Хорошим тоном считается использование Google или Apple pay.

Геолокация. Вы должны получать данные о местоположении пользователя для предоставления услуг. Геолокация также помогает клиентам находить близлежащие рестораны и магазины. Поэтому проверяйте, предоставлен ли доступ к этим данным, а если нет – шлите соответствующий пуш.

Трекинг в реальном времени. Пользователь должен в реальном времени видеть, как курьер везет его заказ.

Мессенджер внутри приложения. Реализуйте функцию обмена сообщениями, чтобы клиенты могли общаться с курьерами и наоборот, уточнять детали.

Пуши. Push-уведомления нужны, чтобы отправлять информацию о статусе доставки, времени, оставшемся до ее завершения, и местонахождении курьера.

Система отзывов и оценок. Пользователи должны иметь возможность оставлять отзывы об обслуживании или персонале доставки.

Приложение для бизнеса

Контент-менеджмент. Эта функция для администраторов, чтобы они размещали информацию о товарах, ценах, времени работы и контактных данных. Кроме того, поставщик услуг должен иметь возможность удалить любой товар или изменить его цену. А еще – «управлять» ингредиентами: если закончился один из них – скрыть все блюда, его содержащие.

Управление заказами. Эта функция позволяет отслеживать заказы в режиме реального времени. Обычно страница содержит некоторую информацию о товаре или услуге, например, его количество и любые дополнительные сведения.

Клиентский сервис. Это инструмент, который помогает отслеживать проблемы и запросы клиентов с помощью живого чата и отвечать на них в течение нескольких секунд.

Бухгалтерский модуль. Одной из задач приложения для администратора является обеспечение всестороннего доступа к финансовой информации (платежным реквизитам).

Приложение для курьеров

Личный аккаунт. Личный кабинет должен содержать персональные данные курьера и его рейтинг.

Управление заказами. Эта функция позволяет сотруднику службы доставки просматривать и принимать заказы.

Мессенджер внутри приложения. Сообщения позволяют курьерам общаться с клиентами.

Поддержка GPS. Благодаря GPS-слежению в приложении для доставки курьеры могут получать координаты клиентов и отправлять информацию о своем передвижении.

Баланс. Курьер должен видеть свой заработок в режиме реального времени. Здесь также может быть добавлена какая-то геймификация или система градаций оплаты в зависимости от статуса.

Сколько стоит разработка приложения для локальной доставки?

Вы хотите разработать собственное приложение для доставки продуктов или еды? А может, вас больше интересует что-то типа Uber, но вы не знаете, сколько это будет стоить? Давайте попробуем рассчитать.

Недавно мы создали платформу для доставки блюд из ресторанов Tik-Тak . Это приложение помогает клиентам заказывать любимую еду себе домой. Также в разработку входило создание приложения для ресторанов, в котором они могли принимать и отслеживать заказы в режиме реального времени.

В общей сложности на создание приложения у нас ушло 2 150 часов:

• разработка бэкенда: 800 часов;

• разработка под iOS: 300 часов;

• разработка под Android: 350 часов;

• UI/UX дизайн: 300 часов;

• тестирование: 400 часов.

Другим примером on-demand приложения, которое мы создавали будет P2P-платформа Easy Style. С ее помощью обычные пользователи могут искать мастеров по маникюру, парикмахеров и других специалистов бьюти-сферы по расположению и отзывам.

В общей сложности на создание приложения у нас ушло 2 600 часов:

• разработка бэкенда: 1200 часов;

• разработка под iOS: 400 часов;

• разработка под Android: 400 часов;

• UI/UX дизайн: 200 часов;

• тестирование: 400 часов.

Этапы создания приложения

Сперва нужно решить, какую роль вы собираетесь играть: агрегатора типа Glovo, сети ресторанов или группы друзей-рестораторов, объединившихся, чтобы сделать свою доставку. Вы по модели Saas будете развиваться или в дополнение к своему бренду?

Это в целом не меняет требований к разработке, но меняет приоритетность в фичах.

Попробуем разобрать основные проблемы, с которыми сейчас сталкиваются службы доставки.

Оптимизация логистики

Главная задача всех времен – это оптимизировать нагрузку курьеров. При минимальном числе курьеров доставить продукцию наибольшему количеству в кратчайший срок.

Что мы можем тут предложить? Например, строить решение поверх, используя API Google. Можно использовать Open Street Map и строить свою логику. У нас есть и такой и такой опыт. Все зависит от задачи.

Чаще всего строятся кастомные решения, которые опираются на какие-то геосервисы (google maps, open street maps). Могут быть сценарии, в которых доставка не молниеносная, а, например, на следующий день. А может, у вас задачи типа: есть 4 курьера, которые постоянно в динамике, и вам нужно в реальном времени распределять загрузку между ними и определять, из каких точек куда лучше возить заказы. У каждого бизнеса своя логика, свои особенности, поэтому приходится под каждого кастомизировать решения.

Отслеживание курьеров, цепочки производства в реальном времени

Для контроля стандартов, аналитики, прогнозирования, лучшего клиентского опыта нам важно понимать в любой момент времени, где и что у нас происходит.

В случае с доставкой еды цепочка выглядит следующим образом:

  1. заказ поступил в систему, дальше – в зависимости от процесса, (чаще всего) менеджер обработал и принял заказ, отправил в производство.
  2. движение заказа на кухне, тут используют решение для планшетов, где каждый этап производства трекается и движется, как по канбан доске.
  3. у курьеров свои приложения, в которых они видят оптимизированные маршруты, трекают, что забрали заказы и поехали. Трекинг чаще всего происходит сканированием QR кода на каждом заказе. То есть флоу выглядит так, что приехал, отсканировал пакет/коробку на каждой код и поехал развозить.

Таким образом, мы понимаем где находится каждый заказ в каждую секунду. На основе этих данных видим и ликвидируем узкие места.

Быстрое масштабирование сети: найм, обучение, контроль качества

Многие почему-то упускают такой момент, как найм и обучение сотрудников – это важно и в фуд индустрии.

Необходимо позаботиться о проведении обучения сотрудников, ознакомить их с обновлением регламентов, меню, провести периодическую аттестацию, осуществить контроль санитарных документов, проверить, насколько сотрудники знают и выполняют стандарты обслуживания клиентов.

Все это может быть на сторонних сервисах, а может внутри вашей системы. У некоторых это до сих пор на бумагах и в блокнотах.

Знакомство с новым ассортиментом

Довольно много производителей вина, продуктов сталкиваются с тем, что люди привыкают к одному ассортименту, и сложно вводить новые единицы в ассортимент. Тут помимо маркетинга могут помочь механизмы, автоматизированные в IT решениях, где на основе прошлых данных о клиенте можно делать ему лучшие предложения из новинок.

Персонализация

Тема близкая к предыдущей. Но тут речь даже не про upsale, cross sale (вы и так про них знаете), а про регулярные покупки, когда клиент покупает одно и тоже. Предсказания регулярных покупок на основе информации о покупках, скорость потребления и срока годности. А еще использование AI для рекомендаций, например, в случае, когда человек не знает,что конкретно он хочет.

Борьба с тем, что скоро испортится и остатками еды

Есть несколько трендов, как в рамках разработки приложений доставки еды вы сможете способствовать более устойчивому и ответственному подходу к распределению продовольствия и сокращению выбрасывания еды.

Платформы благотворительности и партнерства.

Некоторые приложения доставки еды сотрудничают с организациями по борьбе с голодом или благотворительными фондами для передачи остатков продуктов. Это позволяет использовать еду, которая иначе могла бы быть выброшена, для поддержки тех, кто нуждается.

Программы пожертвований.

Другие приложения позволяют ресторанам и поставщикам еды участвовать в программах пожертвований, где они могут передавать остатки еды благотворительным организациям или общественным кухням.

Системы скидок на остатки.

Платформы могут внедрять системы скидок или акции для продажи остатков ближе к окончанию рабочего дня. Это стимулирует покупателей к покупке продуктов по сниженным ценам, что снижает вероятность выбрасывания еды.

Управленческие программы.

Приложения могут предлагать функционал, который помогает ресторанам и кафе эффективно планировать и управлять запасами, минимизируя потери и избыточное количество продуктов.

Платформы для переработки продуктов.

Некоторые приложения и платформы разрабатывают схемы для переработки остатков продуктов, например, предлагая скидки на продукты, которые могут быть использованы для создания новых блюд.

Поддержка местных производителей.

Приложения могут активно поддерживать местных производителей и фермерские хозяйства, что способствует сбыту их продукции и снижает риски выбрасывания непроданных товаров.

Образовательные инициативы.

Приложения могут проводить образовательные кампании среди ресторанов и партнеров по доставке, обучая их эффективному управлению остатками и питательной ценности еды.

Программы лояльности

Необязательно внедрять программу лояльности «в лоб», хотя они, безусловно, работают. Мы уже делились разными кейсами из нашей практики. Но есть и подписки, предоставляющие уникальные бенефиты посетителям, а вам – постоянную аудиторию, которую удобнее контролировать и понимать ее размеры

Эпилог

При этом я не думаю, что такие вещи как чат-боты, AI сейчас могут сильно перевернуть рынок. Это скорее борьба за последние 5% аудитории. Куда важнее сервис, бренд, ниша, регион. Если у вас здесь все четко, можно думать дальше.Многие строят свою доставку именно потому что хотят предоставить клиентам высокий уровень сервиса, который они могут контролировать и управлять, как Dodo.

Расширяйте бизнес доставки прямо сейчас с помощью dev.family. Опираясь на собственный опыт в создании on-demand платформ, мы поможем вам создать надежную доставку еды, которая удовлетворит потребности как ресторанов, так и клиентов. Мы поможем вам оставаться конкурентоспособными в постоянно развивающейся сфере фудтеха.

0
2 комментария
Илья Золотов

На самом деле, удивлен, что сейчас даже сложно представить как жил без доставок всего и вся) Прекрасная ниша и отличная статья!

Ответить
Развернуть ветку
COUTURE BOOK

Это точно, наша жизнь после карантина изменилась!

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда