Как мы провели исследование и узнали, что большинство онлайн-ресурсов по-прежнему недоступны для незрячих людей

Последние 4 месяца мы в Everland проводили очередное исследование доступности сайтов и приложений для незрячих людей и людей с нарушением моторики.

Как мы провели исследование и узнали, что большинство онлайн-ресурсов по-прежнему недоступны для незрячих людей

Это так называемая невизуальная доступность онлайн-ресурсов. Благодаря ей незрячие люди, а также люди с нарушением моторики могут самостоятельно пользоваться различными сервисами – будь то банковские услуги, доставка продуктов или образовательные платформы. И как следствие – иметь более высокий уровень качества жизни.

Для самих же компаний адаптация ресурсов – это не просто благотворительная инициатива, но также соблюдение законодательства и новые клиенты! Сегодня В 2023 году многие незрячие люди живут обычной жизнью – учатся, заводят семьи, работают, хотят и могут тратить свои финансы.

Мне хотелось бы пользоваться услугами компаний самостоятельно, не привлекая к процессу посторонних людей. Да, сейчас в разных сферах услуг имеются представители, которые делают свои приложения, сайты и софт доступными. Но это далеко не все популярные, интересные ресурсы. Хочется, чтобы у меня был выбор и чтобы таких сервисов становилось больше.

незрячая певица Дана Дрожжина

Кроме того, адаптация, в которой нуждаются люди с инвалидностью, часто оказывается удобной и для клиентов без ограничений здоровья. Так, например, в ситуации, когда у человека нет мышки или её эмуляции, хорошо, если остаётся возможность полноценной работы с сайтом с помощью клавиатуры — аналогично тому, как это делают люди с проблемами моторики.

Год от года мы повторяем, что невизуальная доступность – это просто.

Обеспечить хороший уровень невизуальной доступности не так сложно, как кажется. Не нужно создавать отдельную версию для незрячих, главное — следовать рекомендациям, например WCAG. Однако желательно получать обратную связь от пользователей скринридеров, чтобы убедиться в доступности своего ресурса.

Валерия Афанасьева, тестировщик

Если вы хотели бы узнать детальные рекомендации по проектированию сайтов и приложений, то мы собрали их здесь.

Но вернемся к исследованию. Этой осенью наша команда протестировала 90 платформ 36-ти компаний из 6 различных сфер: ритейл, путешествия, обучение, телеком, банки, маркетплейсы (Подобные исследования мы уже проводили 2020 году и публиковали их на сайте партнёров, а также здесь, на VC). 13 незрячих тестировщиков, прошедших специально обучение в Everland, проверяли доступность различных разделов сайтов и мобильных приложений, как то: доступность и информативность главной страницы, общей структуры сайта или приложения; регистрация и восстановление пароля; доступность контактной информации, а также многие другие сценарии, специфичные для каждой из сфер.

Оценка проводилась по пятибальной шкале, где:

  • 5 баллов – Отличная доступность. Проблем не замечено либо имеется 1–2 незначительных комментария.

  • 4 балла – Хорошая доступность. Имеется несколько некритичных, не препятствующих прохождению сценария проблем.

  • 3 балла – Удовлетворительная доступность.Количество проблем значительно. Даже, если каждая из них не критична, все вместе они ощутимо ухудшают пользовательский опыт. Либо прохождение сценария требует использования дополнительных возможностей скринридера, в которых неопытные пользователи часто не разбираются.

  • 2 балла – Плохая доступность. Прохождения сценария значительно затруднено. Если сценарий и возможно пройти, то только опытными пользователями программ экранного доступа.
  • 1 балл – Сценарий по какой-то причине полностью непроходим либо его можно пройти лишь с огромными затруднениями со стороны пользователя (например, при помощи зрячего человека).

Что можем сказать в итоге:

1. Несмотря на то, что ситуация определённо меняется к лучшему, многие сервисы по-прежнему плохо доступны для использования незрячими людьми. Нет ни одного ресурса, к которому не было бы ни малейшего замечания.

По окончании исследования я осознал, что существует множество проблем с невизуальной доступностью для пользователей скринридеров. Разработчики, к сожалению, часто не уделяют этому должное внимание. Надеюсь, что в ближайшем будущем ситуация изменится и компании начнут активнее обращать внимание на потребности незрячих пользователей, а отчёты тестировщиков Everland им помогут в этом нелегком деле.

Александр Калачинский, один из тестировщиков исследования

2. Наиболее адаптированными среди протестированных сервисов оказались платформы маркетплейсов и компаний банковской сферы. Наименее доступными – платформы компаний сферы «Путешествия».

3. Но! Различия доступности от сервиса к сервису часто значительны даже в рамках одной сферы. Например, средний балл доступности банковских платформ варьируется от 1,0 до 5,0!

4. Наиболее распространенная проблема — отсутствие подписей элементов страницы. В таком случае скринридер (специальная программа для озвучивания содержимого экрана) молчит и незрячий пользователь может только догадываться, что изображено на странице

5. Самыми доступными из протестированных можем назвать все платформы банка ВТБ, приложение Сбербанка для Android, образовательная платформа «Открытое образование», сайт РЖД, сайт и приложение для Android «МегаФона». Для покупок незрячим людям удобнее пользоваться сайтами маркетплейсов Wildberries, «МегаМаркет», «Яндекс Маркет», приложением CDEK.Shopping для Android, приложениями для iOS сетей «Магнит» и «Перекрёсток», а также сайтом последнего.

Детальные выводы, отчёты, а также видео с примерами ошибок вы можете найти на сайте.

Мы же в ближайшие дни познакомим вас с детальными выводами по каждой из сфер.

Начать дискуссию