Возможен ли интернет-банкинг для незрячих людей?

Возможен ли интернет-банкинг для незрячих людей?

Мы уже рассказывали, что для человека с проблемами зрения сейчас практически нет преград в получении онлайн-услуг. С помощью специальных программ, зачитывающих контент экрана (скринридеров), незрячие люди могут пользоваться практическими всеми приложениями и сайтами. Исключение не составляют и платформы банков.

Но для того, чтобы это было возможно, ресурсы компаний должны быть адаптированы для таких программ. Сделать это не сложно: нет необходимости создавать отдельную версию для незрячих, но на этапе разработки ресурса нужно следовать международным рекомендациям. Очевидно, что для ресурсов банковской сферы, где любое недопонимание или ошибка связаны с риском потери средств, это особенно важно.

В ходе исследования невизуальной доступности мы протестировали сайты, мобильные приложения для Android, а также мобильные версии сайтов для iOS (поскольку приложения для iOS часто недоступны для скачивания) следующих компаний:

  • Альфа-Банка,
  • банка ВТБ,
  • банка ПСБ,
  • Росбанка,
  • СберБанка,
  • Совкомбанка,
  • Тинькофф-Банка.

И проверили разделы и пользовательские сценарии:

  • Авторизация и восстановление пароля,
  • Просмотр и редактирование персональных данных, номера телефона,
  • Просмотр списка активных карт и счетов, информации о каждом из них,
  • Внутренние и внешние переводы со счета клиента банка,
  • Оплата услуг мобильной связи, интернета и прочего,
  • Заказ дополнительных карт и перевыпуск существующих,
  • Обратная связь и техническая поддержка.

По мнению тестировщиков, количество проблем в банковских сервисах все еще существенно. И даже небольшие ошибки в них могут значительно ухудшать пользовательский опыт. Например, при наличии неподписанных элементов пользователю придется активировать их все, чтобы попытаться понять их назначение. Поскольку дело касается финансов человека, ему особенно важно знать, за что отвечает каждая из кнопок.

Имеются и иные общераспространённые проблемы, например некорректная разметка на сайтах.

Специфичные проблемы сферы – отсутствие индикации валют, а также индикации числа введённых символов при вводе пин-кода. В первом случае затрудняется работа со счетами в разных валютах, а во втором пользователь не имеет возможности узнать, сколько символов из скольки введено.

Примеры ошибок мы показали на видео:

Примеры ошибок онлайн-сервисов в контексте доступности для незрячих людей
Сравнительная таблица средних баллов доступности онлайн-сервисов банков, а также лидеры сферы
Сравнительная таблица средних баллов доступности онлайн-сервисов банков, а также лидеры сферы

Что касается доступности каждой из платформ, то мы можем оценить её в соответствии с приведенной ниже шкалой. Однако в отдельных случаях, даже при высоком среднем балле, доступность может быть значительно ограничена из-за одного-двух недоработанных сценариев (как, например, в мобильной версии Альфа-Банка)

  • 4.6+ – отличная доступность,
  • 4–4.5 –доступность выше среднего,
  • 3.3–3.9 – доступность средняя, фактически требуется улучшение,
  • 2.6–3.2 – доступность хуже среднего,
  • 2.5 и ниже – доступность практически не реализована.

Несмотря на то, что некоторые платформы имеют средний бал ниже 3, в целом банковские сервисы являются наиболее доступными из всех протестированных нами осенью 2023 года.

Некоторыми банками была проведена хорошая работа по обеспечению доступности своих сайтов и приложений, из-за чего проблемы для незрячих при пользовании продуктами таких организаций сведены к минимуму.

Александр Пашкевич, один из тимлидов команды тестировщиков

Золотую «медаль» мы присудили платформам, получившим только 4 и 5, а серебряную – платформам с максимум одной 3. Бесспорными лидерами сферы являются все платформы банка ВТБ, приложения для Android Альфа-Банка и Сбербанка. Хорошую доступность также имеют и приложения для Android банка ПСБ, Росбанка и Тинькофф Банка.

Детали и форму обратной связи вы найдете по этой ссылке

Начать дискуссию