«Моя мечта — виртуальный помощник, который избавит от необходимости искать»: главное из интервью главы Mail.ru Group

Борис Добродеев рассказал РБК о развитии «ВКонтакте» как суперприложения, конкуренции с TikTok и покупке других ИТ-компаний.

«Моя мечта — виртуальный помощник, который избавит от необходимости искать»: главное из интервью главы Mail.ru Group

О развитии «ВКонтакте» как суперприложения

У нас есть первый в России суперапп — это «ВКонтакте». Нас уже сейчас можно назвать русским WeChat. Есть огромное количество еще не реализованных синергий. Сейчас наша стратегия в том, чтобы связать разные части экосистемы воедино, распространить на все продукты единый ID, онлайн-паспорт для всех наших ресурсов, единую программу лояльности, полноценно внедрить единую систему платежей VK Pay.

Это сделает путешествие пользователя по всем нашим ресурсам бесшовным, очень удобным, персонализированным. Когда мы это реализуем, для большинства пользователей не будет смысла мигрировать на другие ресурсы, они там будут получать менее качественный сервис.

О других суперприложениях Mail.ru Group

Моя мечта — создать на базе Mail.ru Group идеального виртуального помощника, который избавит от необходимости искать — он будет вам деликатно советовать, что вам, возможно, стоит сделать сейчас или в следующие пять-десять минут. Когда вам нужен зонтик, вы можете не находиться на AliExpress, но мы можем предвосхитить ваше желание. Во «ВКонтакте» есть платформа мини-приложений, через которую пользователь сможет сделать покупку на AliExpress.

По сути, это свой App Store — платформа для разработчиков приложений для Mail.ru Group. Мы хотим сделать на базе мини-приложений «ВКонтакте» платформу, которую можно будет встраивать в любой наш сервис: в «Одноклассники», «Почту» и другие.

Каждое крупное приложение группы должно обладать возможностью предоставить любой сервис пользователю, в случае если у него такая потребность возникнет. Пользователь «Ситимобил» в момент, когда сядет в такси, возможно, захочет послушать музыку, и он сможет это сделать через мини-приложение музыки «ВКонтакте» или посмотреть новости Mail.ru, не выходя из приложения.

Почему суперприложений будет много

Считаю, что на рынке будет нескольких экосистем и несколько супераппов. Не буду говорить про остальных, в Mail.ru Group мы считаем, что суперапп будет не один, пользователи не откажутся ни от социальных сетей, ни от почты, ни от сервиса доставки еды.

Суперапп — это некий высокочастотный сервис, к которому у пользователей есть очень высокая лояльность, он может строиться как вокруг «ВКонтакте» или «Одноклассников», так и вокруг «Ситимобил», Delivery Club или транзакций.

В будущем человек, например, утром будет открывать почту, а мы в ней порекомендуем специально подобранные под него новости, если будет плохая погода и дождь, предложим заказать такси. Днем он откроет почитать ленту новостей во «ВКонтакте», а мы, если это время обеда и он до сих пор не воспользовался сервисом доставки еды, предложим сделать заказ.

По сути, мы станем экосистемой из нескольких супераппов, которые будут при этом идентифицировать пользователя как одного конкретного человека и предлагать ему весь набор сервисов, которыми мы обладаем, контекстно.

О деле nginx

Мне сложно объяснять действия других компаний, тем более не имея информации по деталям, но, какими бы ни были мотивы, эта история опасна с точки зрения репутации нашего рынка. Бизнес-спор, который в том числе решается в юридической плоскости, это нормально, неправилен формат с уголовным делом.

Вы спрашивали про венчурный рынок — такие истории точно не добавляют инвестиционной привлекательности. Еще один важный момент, который нужно понимать, — сохранение и развитие open source в России принципиально важно для эффективного развития интернет-рынка. Необходимо договариваться и вести нормальный диалог, без таких радикальных мер.

Почему большинство сделок на ИТ-рынке проводят «Сбербанк», «Яндекс» и Mail.ru Group

Голосовые помощники, «умные» колонки, автономный транспорт, онлайн-такси и доставка еды — это сложные сервисы, на которые нужны большие ресурсы, большая экспертиза, чтобы ими управлять. Эти сервисы хорошо работают и эффективно развиваются только в рамках какой-то большой группы. Физически таких групп на любом рынке не так много.

Особенность нашего рынка в том, что он не настолько большой по сравнению с Китаем или США. Количество денег, которое население готово тратить на ту или иную услугу, в пять, десять, а может, и в 20 раз уступает. Поэтому мне кажется, что три игрока — это более чем достаточно.

Если бы не было нас, «Сбербанка», «Яндекса», им было бы, скорее всего, некому продаваться и, возможно, не было бы стимула создавать бизнес. Есть разные типы сервисов — наукоемкие, капиталоемкие. Проекты на базе искусственного интеллекта требуют гигантских затрат, а их монетизация, возможно, наступит через пять, десять или 15 лет.

И это проекты, которые двигают вперед не просто нашу компанию, а всю страну. Где вы найдете людей, которые будут десять лет платить за что-то? Это могут себе позволить объективно только несколько компаний.

О российском венчурном рынке

Я вижу большое количество интересных ниш и рынков, где есть много независимых игроков: онлайн-образование, видеоплатформы, игровые сервисы. Кроме того, Россия действительно уступает с точки зрения рынка венчурного финансирования. Плохо не то, что мы все скупаем, плохо то, что, кроме нас, денег практически никто не дает.

Нет денег, потому что нет проектов, нет проектов, потому что нет денег. Нет рынка достаточно большого. Еще интернет-рынок и стартапы — это не только и не столько про какие-то прикладные навыки, сколько про предпринимательский талант, некую отмороженность в хорошем смысле. Возможно, надо чуть ли не в школе делать курсы предпринимательства.

Почему Mail.ru Group чаще покупает сервисы, а не растит изнутри

Для наших покупок есть несколько причин. Во-первых, это сильные готовые предпринимательские команды. Мы не можем себе позволить постоянно отвлекать наших сотрудников от поддержки существующих продуктов. Во-вторых, очень часто речь идет о некой уникальной экспертизе. Хороший пример — сервисы GeekBrains и Skillbox. Мы несколько раз пытались инкубировать внутри образовательные онлайн-сервисы, но поняли, что у нас нет такой экспертизы.

Иногда еще важен time to market: эффективнее купить что-то готовое. Удачной была покупка «Ситимобила»: у сервиса была готовая инфраструктура, но небольшое количество поездок. Вместе с нами они выросли в 15 раз за короткий промежуток времени. Но на самом деле мы и строим сами. Например, сервисы «Юла», Pandao.

О конкуренции «ВКонтакте» и TikTok

Любой шаблон потребления контента мы потенциально воспринимаем как конкурентный. В том числе мы будем встраивать во «ВКонтакте» элементы TikTok-контента. Наша задача — оснастить и сделать «ВКонтакте» интересным для максимально широкой аудитории.

Пока цифры показывают, что как раз молодое поколение сильно заинтересовано во «ВКонтакте», наша функциональность существенно превышает функциональность TikTok. Дети 10–12 лет, скорее всего, в 14 начнут приходить во «ВКонтакте», а в 15 лет они станут ядерной аудиторией. Это вопрос возрастных отсечек и смены интересов. Аудитория в пять-шесть лет смотрит мультики или пользуется какими-то сервисами, но потом приходит в другие сервисы, в TikTok, затем — во «ВКонтакте».

О голосовом помощнике «Маруся» и «умной» колонке

Мы считаем, что голос является одним из интерфейсов будущего. Сейчас растет популярность телевизионных платформ (Smart TV), подключенных устройств, голосовых интерфейсов. Наша задача — эту цифровую среду провязать своими сервисами и удобным способом идентификации, привязки карточки.

Люди будут все больше идти в сторону упрощения, в том числе в отношении ввода контента. Голосовой помощник «Маруся» будет существовать в виде отдельного приложения, а также будет встроен во все наши сервисы. Его можно будет встроить в нашу колонку и в отдельные колонки партнеров. Цель в том, чтобы наш помощник был везде.

2323
80 комментариев

Школьники реально приходят в ВК и им пользуются?
Мне сейчас ВК вообще бесполезным кажется. У меня оттуда часть друзей удалилась, другая часть почти им не пользуется.

14
Ответить

Когда проект деградирует, то основная аудитория уходит. Новым владельцам ничего не остается делать, как играть с хорошим лицом в плохую игру. Сейчас все уходят в инсту, телегу и тикток. А вк со своими помойными пабликами и устаревшей структурой - остается на обочине истории. Как и все, что покупала майл ру. 

7
Ответить

 Школьники реально приходят в ВК и им пользуются?Я там вообще школотронов не вижу. Да и это не только вк касается, с большинства старых развлекательных сайтов аудитория либо ушла, либо сильно постарела, а новой крови нет.

2
Ответить

А я вообще не могу войти, т.к. логин постоянно глючит, какие-то скамеры взломали аккаунт, а поддержка не может его восстановить ни по e-mail, ни по телефону. А до этого я опоздал на концерт из-за сбоя в ВК.

1
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Еще как. Во многих пабликах тому доказательство. Все свою пользу видят. Жена показала этот встроенный али, сказала удобно, когда все вместе и не нужно память на телефоне захламлять. Сын с друзьями переписывается и музыку слушает, я новости люблю листать. Я удивлен, что еще добавляют обновления, когда стандартные функции там уже присутствуют

1
Ответить

Да вроде да, а разве есть альтернативы?

Ответить