Нейросети, интерактивы, аналитика — что из этого нужно вашему EdTech в 2024 году, чтобы не остаться без учеников

EdTech развивается быстро, а еще быстрее растут хотелки у учеников. Если их игнорировать, будете вечно догонять другие школы: получится так, что у ваших конкурентов уже есть крутые технические фишки, а вы о них даже не задумывались. Чтобы потом не догонять чужой EdTech и не запрыгивать в вагон уходящего поезда, можно уже сейчас прочекать, какие технические фишки помогут увеличить прибыль в 2024 году. А еще модернизация обучения пригодится компаниям — чтобы снять головную боль с отдела обучения.

Нейросети, интерактивы, аналитика — что из этого нужно вашему EdTech в 2024 году, чтобы не остаться без учеников

Привет, меня зовут Евгений, я Product Owner в компании livedigital — делаем видеосвязь для онлайн-обучения. Мы изучаем свою аудиторию и ее запросы, чтобы сделать продукт лучше. И за 2023 год я заметил несколько технических хотелок, которые стали очень популярны у онлайн-школ, репетиторов или корпоративных отделов обучения. В статье поделюсь инсайтами, как, на мой взгляд, изменится EdTech в 2024 году. Покажу интересные фишки и расскажу о технических нюансах — прикинете, получится ли внедрить такое и у себя.

Можете прочитать всю статью целиком или сразу перейти в раздел с конкретной технической фишкой →

Стабильная связь без лагов — это мастхэв

Сложно говорить о каких-то фишках, если связь работает через раз. Картинка виснет, преподаватель заикается — тут какие технические новинки ни добавляй, не поможет. Нормальная связь — это вообще бессмертный тренд. Чаще всего лагов становится много потому, что резко увеличивается количество пользователей, а серверы этого не тянут.

Особенно много проблем с курсами дополнительного образования. Повышение квалификации специалистов часто привязано к московскому времени, потому что большинству удобно заниматься по Москве. И вот в 19:00 на сервер одновременно заходят тысячи человек. Если заранее не позаботились о нормальной инфраструктуре, связь залагает. И после начала занятий ничего с этим уже не сделать.

У некоторых платформ нет технического ресурса, чтобы давать записи и аналитику сразу после занятия. Webinar.ru иногда задерживает видео до 48 часов. Вам нужно отправить запись ученикам, а вы не можете: сервис ее не дает. Это тоже важно учитывать, если не хотите потерять клиентов просто потому, что они не могут сразу после вебинара посмотреть запись.

<p>Например, наша внутренняя статистика показывает, что пиковое время — это 20 часов по Москве. Еще большой наплыв учеников можно увидеть примерно с 10 до 12 утра по Москве</p>

Например, наша внутренняя статистика показывает, что пиковое время — это 20 часов по Москве. Еще большой наплыв учеников можно увидеть примерно с 10 до 12 утра по Москве

Растет тренд на интерактивные инструменты

EdTech ищет способы увеличить интерактивность — чтобы ученики не просто сидели у экранов со скучающим видом, а участвовали в занятии. В 2024 году онлайн-школы, репетиторы, отделы обучения точно будут работать над вовлечением. Самое популярное из того, на что я вижу спрос уже сейчас, — опросы, удаленный доступ и реакции.

Опросы. Часто интерактивы сводятся к следующему: спикер что-то спрашивает в чате — например, кто кем работает или где кто живет. В этот момент слушателю нужно тянуться к клавиатуре, печатать, а еще переживать, то сообщение увидят все присутствующие. В итоге в таких интерактивах участвует максимум 15% аудитории. Остальным или лень, или они стесняются. С нормальными опросами, когда человеку нужно просто тыкнуть нужный ответ, вообще всё технически непросто. Сейчас мало какая платформа может похвастаться таким функционалом. Иногда онлайн-школы вставляют полноценные опросы из внешних сервисов — но в этом случае сползает внутренняя аналитика.

У нас в livedigital опросы — это одна из основных фишек. Уже сейчас можно запускать их в чате прямо на вебинаре. Статистика собирается корректно, показатель вовлеченности достигает около 50%. То есть половина аудитории реагирует, а не спит у экрана. Конечно, есть еще технические проблемы с реализацией, но для нас такие интерактивы — первые на очереди в доработке на 2024 год.

У нас опросы появляются внутри занятия — не нужно никуда переходить или открывать новые страницы. Ученик отвечает в поп-апе и продолжает слушать урок
У нас опросы появляются внутри занятия — не нужно никуда переходить или открывать новые страницы. Ученик отвечает в поп-апе и продолжает слушать урок

Расшаривание экрана. Репетиторам, которые занимаются тет-а-тет, опросы не нужны. Зато в их ситуации хорошо работает расшаривание материалов. Например, когда учитель у себя открывает рабочую тетрадь, а ученик с ней взаимодействует — что-то отмечает, пишет, рисует. Реализуется это по принципу удаленного рабочего стола: по сути, репетитор на время передает управление ученику. У нас такой функционал тоже есть, и мы планируем его совершенствовать в 2024 году.

Вот так у нас выглядит общая доска в Miro — у нас есть интеграция с этим сервисом. На ней одновременно могут работать ученики и преподаватель
Вот так у нас выглядит общая доска в Miro — у нас есть интеграция с этим сервисом. На ней одновременно могут работать ученики и преподаватель

Лайки и дизлайки. Еще ученикам прикольно, когда можно отправить реакцию. Например, спикер спрашивает: «Все поняли материал?» Половина ставит дизлайк, значит, нужно повторить. Реакции превращают монолог почти в диалог — участие второй стороны тоже учитывается. У нас для такого есть кнопки и счетчики: преподаватель задает вопрос, собирает реакции, смотрит результаты и потом может сбросить счетчик. И задавать бесконечное количество вопросов за урок.

Каждому участнику доступны несколько вариантов реакций — у нас есть не только положительные, но и дизлайк
Каждому участнику доступны несколько вариантов реакций — у нас есть не только положительные, но и дизлайк

Геймификация тоже в тренде, в том числе и для взрослых

Геймификация — это ожидаемый тренд 2024 года. Сейчас вообще все стараются подавать сложный материал в игровой форме. Например, ученик выполняет задания и зарабатывает бонусные очки, открывает достижения, заполняет шкалу прогресса, участвует в рейтинге. И это интересно не только детям — взрослые тоже активнее учатся, если есть элементы геймификации.

Что, скорее всего, будет в тренде в 2024 году:

  • Персонажи с развитием. У ученика появляется персонаж, которому он добавляет индивидуальности. Это и прокачка, и какая-то визуализация вроде изменения внешности.

  • Игровые уровни. Здесь так же, как и с персонажами, — людям интересно видеть прогресс, открывать новые локации и задания.
  • Система баллов и вознаграждения. У ученика есть шкала, на которой виден его прогресс. Здесь важно не давать награды просто так, чтобы поддерживать интерес и мотивацию у человека.

  • Сюжетные линии. Обучение — это не просто череда заданий, а целая история. По мере выполнения домашек раскрывается сюжет.
  • Соревнования и рейтинги. Задания, за которые можно получить дополнительные награды и стать в итоге лучшим. По идее, рейтинговые таблицы должны мотивировать, включая соревновательный эффект.

  • Маскоты-помощники. Просто как яркая визуализация подсказок.

Растет спрос на совместную работу над проектами

Казалось бы, сейчас все хотят учиться персонально — с индивидуальными занятиями, отдельной программой. Но мы заметили, что в 2023 году начал усиливаться противоположный тренд — командная работа над проектами. Когда учеников прямо на вебинаре делят на группы и отправляют решать какую-то задачу. Это интересно и круто прокачивает навык командной работы. Скорее всего, в 2024 году спрос на такое будет только расти.

Как это реализовано у нас. Мы сделали сессионные залы — это такие онлайн-комнаты, по которым можно раскидать всех людей на занятии. Или рандомно, или выборочно. У преподавателя есть простой интерфейс — несколько кнопок. Например, на уроке 100 человек, нажимаете кнопку и рандомно разбиваете всех на 10 групп — каждой даете какой-то свой мини-проект. Люди расходятся по сессионным залам, а потом возвращаются в общую комнату и презентуют свою работу.

У нас преподаватель может сам выбрать нужное количество сессионных залов, вручную распределить учеников или нажать кнопку «Перемешать» — тогда система раскидает студентов рандомно по комнатам
У нас преподаватель может сам выбрать нужное количество сессионных залов, вручную распределить учеников или нажать кнопку «Перемешать» — тогда система раскидает студентов рандомно по комнатам

Нейросетка залетает в онлайн-образование

Нейросети-ассистенты за 2023 год стали популярнее — некоторые компании их уже внедряют в рабочие чаты. EdTech тут тоже в стороне не остался, и отдельные платформы начали тестировать ИИ-помощников. Им пока доверяют в основном «черную» работу — например, сделать транскрибацию или саммари вебинара. Но я уверен, что в 2024 году нейросетки в EdTech станут очень популярными. Просто потому, что это очень удобно.

Мы сейчас тоже активно работаем над искусственным интеллектом. В 2024 году планируем запустить несколько функций.

Автоматические опросы. Хотим сделать кнопку, чтобы преподаватель мог за пару секунд генерировать небольшие проверочные тесты. Ну, вот представьте: урок прошел, лектор нажал кнопку и через пару секунд прямо в чате перед каждым слушателем появился проверочный тест — нейросетка подберет вопросы на основе только что прослушанного материала.

Продвинутая транскрибация. Как работает эта опция сейчас у многих: ИИ просто делает огромное полотно текста, в котором сложно что-то найти. Как хотим сделать мы: транскрибация с микроразметкой. Нейросеть структурирует весь текст и разбивает его на небольшие разделы или главы. Если слушателю нужно найти кусочек, он пишет вопрос, и его перекидывает на нужный фрагмент текста или видео. Получается структурированная база знаний — не нужно читать всё. У нас уже сейчас часть клиентов спрашивает о таком функционале, и он станет более востребован в следующем году — это реально экономит очень много времени, когда ученики вот так работают с записями прошедших занятий.

Эта функция будет круто работать в корпоративном обучении. У сотрудников часто нет времени смотреть двухчасовой вебинар или читать транскрибацию к нему. Специалисту нужно быстро выполнить задачу. Человек задает вопрос, нейросеть отправляет ему нужный кусочек видео или текста — и сотрудник действует по алгоритму. Задача от начальника выполнена, а сотрудник вместо двух часов потратил 20 минут.

Всё чаще люди сидят на уроках со смартфонов

Это тоже не новый тренд, но постоянно растущий. Людям удобно заниматься с мобильных устройств, а не с ноутбуков или стационарников. Причем если речь идет о взрослых — это чаще всего смартфоны. А если о детях — планшеты. Если ваш EdTech не адаптирован к мобильным устройствам, потеряете часть слушателей в 2024 году.

Главная проблема тут в том, что не все сервисы открываются прямо в браузере. Например, Zoom предлагает скачать отдельное приложение. Кто будет его качать перед вебинаром? Это дополнительный барьер. К нам иногда переходят клиенты из MTS Link и жалуются, что сервис отключил браузерную версию. Приходится просить слушателей устанавливать приложения — а это неудобно, некоторые отказываются. У нас можно участвовать в вебинарах, встречах, конференциях и через приложение, и через обычный Хром.

<p>Примерно вот так выглядит браузерная версия урока в livedigital: можно заниматься с камерой или без, ставить реакции, писать в чат</p>

Примерно вот так выглядит браузерная версия урока в livedigital: можно заниматься с камерой или без, ставить реакции, писать в чат

Другой момент, к которому мы сейчас тоже пока еще только подступаемся, — адаптация самих презентаций под мобильные. Часто ведь спикеры вообще не задумываются, как у них презентация выглядит на небольшом экране. Она в итоге просто нечитаемая из-за мелкого шрифта, микрокартинок и иконок. Мы ищем способы сделать этот экспириенс комфортным — но это вообще отдельная тема.

Всем нужна продвинутая аналитика — не только посещаемость

У EdTech сейчас разные запросы на аналитику — в зависимости от бизнес-задач. Но к нам всё чаще приходят клиенты, которым нужна нормальная статистика. Сейчас уже никто не хочет тратить деньги на курсы, окупаемость которых сложно посчитать. В 2024 году эта тенденция, скорее всего, усилится.

Какая аналитика сейчас чаще всего нужна EdTech, если исходить из того, что мы видим у себя: информация об участниках, данные о вовлеченности и аналитика в реальном времени.

Статистика по участникам. Это самая базовая аналитика: сколько человек просидел на вебинаре, когда пришел и ушел. Еще можно добавить сюда ответы из опросов — например, чтобы получить информацию о том, кем работают люди, из каких они городов, какое у них образование.

Если у вас несколько курсов на платформе livedigital, то можно сравнить их между собой — например, посмотреть, где студентов больше, какая программа приносит больше денег
Если у вас несколько курсов на платформе livedigital, то можно сравнить их между собой — например, посмотреть, где студентов больше, какая программа приносит больше денег

Информация по вовлеченности. Например, в нише инфобиза хорошо заходит опция анализа аудитории прямо во время вебинара. Спикер видит, кто из слушателей досидел до продающей части и ставил реакции. Потом эти люди собираются в базу, и с ними уже ведется дополнительная работа — прогрев, чтобы что-то допродать. Если есть интеграция с CRM, то эту информацию можно посмотреть прямо там: кто дослушал, кто был активным, кто оставил контакты.

В livedigital можно посмотреть статистику по каждому ученику отдельно — например, проанализировать, у кого вкладка была неактивной весь урок, потому что человек занимался своими делами
В livedigital можно посмотреть статистику по каждому ученику отдельно — например, проанализировать, у кого вкладка была неактивной весь урок, потому что человек занимался своими делами

Аналитика в реальном времени. У нас это реализовано в виде наглядных графиков о поведении аудитории во время вебинара — опция называется «Пульс». На них видно, насколько активно люди слушали: сервис анализирует активные окна и реакции. Можно найти моменты, когда люди задремали, например потому что пришел скучный спикер. Это помогает дорабатывать материалы, лучше взаимодействовать с аудиторией.

Вот так выглядит отчет «Пульс» в реальном времени: график меняется прямо во время вебинара, а вы можете посмотреть вовлеченность участников
Вот так выглядит отчет «Пульс» в реальном времени: график меняется прямо во время вебинара, а вы можете посмотреть вовлеченность участников

Компаниям всё чаще требуется нормальная интеграция

Интеграции с внутренними Learning Management System — это вообще боль для больших компаний и онлайн-школ. Представьте, если на вебинар пришла 1000 человек и по каждому нужна минимальная информация и аналитика: кто это, в каком отделе работает, насколько активно вел себя на занятии. Если интеграции с LMS нет, всё придется делать вручную — для тысячи строк. А если сотрудник сегодня зашел только под именем, а завтра — под фамилией, всё вообще превращается в ад для отдела обучения.

Нюанс еще в том, что раньше многие компании сидели на Zoom и Teams. И, соответственно, делали с этими сервисами интеграции. Сейчас платформами компании не пользуются из-за юридических нюансов, а во многих LMS — ограниченное количество интеграций. И в таком случае компания не может перебирать разные платформы — нужно уже что-то нормально установить и настроить.

На дворе XXI век, всё, по идее, уже оцифровано. Но нет — в корпоративном обучении до сих пор технологии старой школы. Без преувеличения, где-то эйчары в бумажном или электронном журнале вручную отмечают посещаемость.

Работа по старинке — это реальная ситуация у одного из наших клиентов, сети Optik. Они с нами уже полгода работают, и всё это время — без интеграции с LMS. Только в 2023 году мы смогли донести мысль о том, что пора бы уже сделать интеграцию — это столько боли снимет и качество обучения повысит. Они объединили наш сервис со своей LMS, и им реально стало проще с аналитикой.

Без нормальной интеграции могут не работать все крутые технические фишки — просто потому, что IT-архитектура их не тянет. Например, невозможно добавить опросы или аналитику. Кто-то делает кастомные LMS, например ребята из Geekrains. Да, это обходится дороже, чем покупка коробочного решения, но работать с кастомной системой проще.

<p>Если у компании есть интеграция с LMS, то информация из сервиса livedigital автоматически попадает в гугл-таблицы. А потом на основе данных можно строить графики и диаграммы для отчетов</p>

Если у компании есть интеграция с LMS, то информация из сервиса livedigital автоматически попадает в гугл-таблицы. А потом на основе данных можно строить графики и диаграммы для отчетов

Чек-лист: всё, что в 2024 году поможет отстроиться от конкурентов

Итак, еще раз коротко о технологических фишках, которые пригодятся в 2024 году:

  • Стабильная связь без лагов — мастхэв, без нее бесполезно внедрять что-то технически сложное.

  • Интерактивные инструменты — чтобы слушатели не скучали и не спали на занятиях.

  • Геймификация — поможет сделать процесс обучения интересным, превратит сложное в игру.
  • Совместная работа над проектами — потому что людям интересно работать в команде.
  • Нейросеть-ассистент — вместо полотна текста сделает структурированную базу знаний, поможет с опросами, проведет тест.

  • Адаптация под мобильные — это тоже мастхэв, потому что всё чаще ученики сидят с мобильных.
  • Продвинутая аналитика — чтобы проверить, кто досидел до конца, кому продавать, насколько интересный материал и спикеры.
  • Интеграция с LMS — поможет снять головную боль с отдела корпоративного обучения.

Если вы из EdTech, делитесь мнениями: что, на ваш взгляд, точно зайдет в 2024 году? Возможно, уже что-то внедрили у себя и увидели первые результаты?

А если пока думаете, как прокачать свое онлайн-обучение, чтобы потом не догонять конкурентов, заходите на сайт livedigital. У нас есть технические фишки и для частных репетиторов, и для онлайн-школ, и для корпоративного обучения.

2222
29 комментариев
2
Ответить

ахаххах))

Ответить

Ржу с этого симпатишного итальянца, который всю статью машет мне с разных сторон. Если занятия ведут такие преподы, то женской аудитории никакой навороченный EdTech не нужен) простите уж за сексизм

2
Ответить

Согласна, игровые механики - топ! Часто онлайн-школы ничем не отличаются от ненавистных обычных СОШ на районе: тот же зубреж и скука, только преподаватель молодой и улыбается все время. А с такими классными мотивашками учиться однозначно будет интереснее. Надеюсь, скоро такое внедрят во всех школах и вузах)

1
Ответить

ну тут я соглашусь, обучался в одной школе было несколько интересных механик, плоть до коллективного пения песен на английском языке, снимаются блоки, в общем интересно

2
Ответить

а насколько та же геймификация в реале повышает вовлеченность?

1
Ответить

Думаю, что достаточно сильно, потому что нудные уроки не помогают удерживать внимание надолго.

Ответить